Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией




НазваниеКнига рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией
страница1/52
Дата23.11.2012
Размер5.14 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с.

А 465

ISBN 5-7331-0103-2

ББК 53.57 А 465

Книга зав. кафедрой медицинской психологии СПб МАПО профессора А. А. Александрова состоит из лекций по основным направлениям современной отечественной и зарубежной психотерапии. Она включает в себя изложение принципов и методик наиболее эффективных психотерапевтических подходов: когнитивной терапии, гештальт-терапии, психотерапии К. Роджерса и др. Большое внимание уделяется вопросу интеграции различных методов в рамках патогенетической психотерапии. Автор подробно останавливается на методах психической саморегуляции (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация), отдельная лекция посвящена групповой психотерапии.

Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ............... 7

Цели и методы психотерапии .................................................................... 8

Основные направления психотерапии....................................................... 10

Психодинамический подход ......................................................................10

Разновидности психоанализа .................................................................... 11

Феноменологический подход ...................................................................A3

Поведенческий подход.............................................................................. 17

Когнитивная терапия ................................................................................19

Возникновение когнитивно-поведенческой терапии ................................ 20

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ......................................................... 25

Цели групповой психотерапии................................................................. 25

Феноменология группового процесса ...................................................... 26

Нормы группы................................................................................. 26

Роли в группе...................................................................................21

Групповая сплоченность................................................................. 28

Групповое напряжение .................................................................... 29

Фазы развития группы...................................................................30

Групповой психотерапевт......................................................................... 32

Котерапевты............................................................................................. 36

Ориентация группового сеанса ................................................................ 37

Организация терапевтической группы..................................................... 38

Подготовка групповых психотерапевтов ................................................. 40

Балинтовские группы............................................................................... 42

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ............................................ 47

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ............................................................. 59

Классическое обусловливание .................................................................. 59

Инструментальное, или оперантное, обусловливание ................................ 60

Социальное научение ............................................................................... 62

Общие характеристики поведенческой терапии ...................................... 64

Цели поведенческой терапии ................................................................... 65

Идентификация и оценка проблемы........................................................ 65

Технические процедуры........................................................................... 67

Систематическая десенситизация................................................ 67

Методы, основанные на угасании.................................................. 69

Моделирование..................................................................................70

Тренинг утвердительного (уверенного) поведения

и социальных умений................................................................... 71

Позитивное подкрепление............................................................... 71

Техника вызывания отвращения ....................................................72

Наказание ........................................................................................ 73

Процедуры самоконтроля ............................................................... 73

Когнитивное реструктурирование .................................................74

Применение поведенческой терапии....................................................... 74

Тактика поведенческой терапии .............................................................. 76

Продолжительность лечения ..............................................................78

Случай из практики ............................................................................ 78

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АРОНА БЕКА.................................. 82

Основная концепция ......................................................................82

Теория личности ............................................................................84

Когнитивное содержание эмоциональных расстройств .....................85

Когнитивные искажения ............................................................88

Цели когнитивной терапии .......................................................89

Теория когнитивной терапии ....................................................89

Основные стратегии когнитивной терапии ..................................93

Лечение ...................................................................................94

Когнитивные техники ..............................................94

Поведенческие техники .................................................99

Диагностические тесты ...........................................................................100

Применение когнитивной терапии .......................................................... 101

Тактика когнитивной терапии................................................................. 101

Случай из практики.................................................................................104

ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

АЛЬБЕРТА ЭЛЛИСА ............................................................................ 109

Основные концепции .............................................................................. НО

Двенадцать основных иррациональных идей (А. Эллис, 1958)... 111

Психотерапия .......................................................................................... 115

Диагностические тесты ........................................................................... 118

Применение рационально-эмотивной терапии ........................................ 118

Случай из практики ................................................................................. 121

Первая беседа................................................................................. 122

Комментарий А.Эллиса ................................................................ 127

Лечение .......................................................................................... 129

ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ..........................................................................131

Предыстория гештальт-терапии ............................................................. 132

Основные теоретические положения ......................................................134

Концепция нарушений ............................................................................138

Концепция терапии .................................................................................142

Технические процедуры..........................................................................143

Принципы гештальт-терапии ..................................................................144

Игры гештальт-терапии ..........................................................................147

Применение гештальт-терапии ............................................................... 155

ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.................................... 158

Жизненный путь В. Н. Мясищева......................................................... 159

Психология отношений .......................................................................... 160

Теория личности .....................................................................................163

Концепция невроза ................................................................................ 166

/. Невроз - психогенное расстройство ........................................ 166

2. Типы невротических конфликтов............................................ 169

3. Особенности характера ............................................................ 172

4. Генетическое понимание невроза.............................................. 174

5. Критерии отграничения неврозов ............................................ 175

Концепция психотерапии ........................................................................176

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ............................................................ 178

Задачи индивидуальной психотерапии ...................................................178

Метод (процедура) индивидуальной терапии. Общие рекомендации ... 180

Случай из практики ................................................................................ 186

Описание метода.................................................................... 191

/. Преодоление неправильных представлений пациента

о его болезни.............................................................................. 191

2. Осознание психологических причин и механизмов болезни..... 193

3. Решение конфликта.................................................................. 204

4. Реконструкция системы отношений...................................... 206

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ГРУППОВАЯ ФОРМА........................................................................... 208

Теоретические основы

групповой патогенетической психотерапии. ........................................... 208

Цель и задачи

групповой патогенетической психотерапии .............................................213

Механизмы лечебного действия

групповой патогенетической психотерапии .............................................214

Система отношений больных неврозами и ее реконструкция

в процессе групповой патогенетической психотерапии...........................216

Ценностные ориентации больных неврозами и их динамика

в процессе групповой патогенетической психотерапии ........... 221

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОЗАХ................................................ 231

/. Прогностическое значение ведущего психопатологического

синдрома и стадий невротического заболевания.........-232

2. Прогностическое значение акцентуаций характера ............... 233

3. Прогностическое значение ценностных ориентаций...............240

4. Прогностическое значение

коммуникативных характеристик........................................... 241

5. Характеристики больных неврозами, не имеющие прогностического значения для эффективности групповой психотерапии ......................... 242

6. Заключение: прогностические клинико-психологические

"портреты" больных неврозами ..............................................243

ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ

ГРУППОВАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: МЕТОДИКА-........................................................................................247

Разминка................................................................................................ 247

Основная часть ...................................................................................... 249

ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 257

Интеграция принципов и методов

клиент-центрированной терапии Роджерса ........................................... 259

Интеграция гештальт-терапии ............................................................... 260

Интеграция когнитивно-поведенческой психотерапии........................... 265

Случай из практики ................................................................................ 268

Первый сеанс................................................................................. 268

Второй сеанс..................................................................................TIT.

Третий сеанс.................................................................................. 277

Групповая дискуссия......................................................................ТЛУ

Обратная связь при завершении работы группы........................282

ЛЕКЦИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ ...................................... 283

Клиническое применение релаксационных методов .............................. 283

Нервно-мышечная релаксация............................................................... 286

Техника проведения прогрессивной мышечной релаксации .................. 287

Йога ....................................................................................................... 290

Шавасана ............................................................................................... 293

Контроль дыхания ("пранаяма") ........................................................... 295

333

ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ

МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ (продолжение)............. 300

Трансцендентальная медитация ............................................................. 300

Классификация медитативных методов ..................................... 300

Механизмы действия .................................................................... 301

Медитационный континуум ........................................................ 302
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Похожие:

Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКлиническая психотерапия рекомендовано кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии после
Книга предназначена для психотерапевтов, психиатров, врачей всех лечебных специальностей (включая врачей общей практики), медицинских...
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconНазвание книги: Принцип сперматозоида
Рассчитано на психотерапевтов, психологов, педагогов. Увлекательная и необычная манера изложения делает книгу доступной широкому...
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconПсихотерапия в группе издательство Института психотерапии Москва 2005
Руководство предназначено для обучающихся и практикующих психологов, клинических психологов и психотерапевтов, врачей, педагогов...
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКнига предназначена для психиатров, психиатров-наркологов, медицинских психологов и студентов медицинских институтов

Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКодекс (1) 79
Книга "Мистерии Мухомора" хотя и имеет под собой научный подход, но написана живым доступным языком, понятным для всех интересующихся...
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconДавид Александрович Каменецкий Неврозология и психотерапия Учебное пособие
И. П. Павлова. Автор является создателем собственной гипносуггестивной школы в области неврозологии и психотерапии, эффективность...
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКнига, давно ставшая классической, рассчитана на всех интересующихся историей общественной мысли
Открытое общество и его враги. Том II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКнига канадского автора учебник общей психологин с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности,
Для специалистов н студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКнига будет полезна как для специалистов психологов, психотерапевтов и других представителей «помогающих»
И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Пе-рев с нем. И. Д....
Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией iconКнига будет полезна как для специалистов психологов, психотерапевтов и других представителей «помогающих»
И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Пе-рев с нем. И. Д....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница