Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение




НазваниеРоссийской федерации федеральное государственное образовательное учреждение
страница1/15
Дата23.11.2012
Размер2.16 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕТА


ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕГИОНА


Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию экономического факультета и 40-летию кафедры «Менеджмент» Ставропольского государственного аграрного университета


г. Ставрополь, март 2011 г.


г. Ставрополь,

2011 г.

УДК 33:005(082)

ББК 65:65.050я43

Э 40


Оргкомитет конференции:

О.Н. Кусакина

Доктор экономических наук, профессор, декан Экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета.

А.Н. Байдаков

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» Ставропольского государственного аграрного университета.

Ю.Г. Бинатов Доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Ставропольского государственного аграрного университета.0

В.Н. Попов

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Ставропольского государственного аграрного университета.

И.П. Беликова

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Ставропольского государственного аграрного университета.


Ответственный за выпуск:

М.В. Коршикова

Ассистент кафедры «Менеджмента» Ставропольского государственного аграрного университета


Э 40 «Экономика и управление народным хозяйством региона»: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию экономического факультета и 40-летию кафедры «Менеджмент», г. Ставрополь, 10-12 марта 2011 г. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2011. – 168 с.


УДК 33:005(082)

ББК 65:65.050я43


В сборнике опубликованы статьи, посвященные актуальным проблемам экономики и управления народным хозяйством региона.


© ФГОУ ВПО СтГАУ, 2011

© Бюро новостей, 2011


С Е К Ц И Я 1

управление экономическими системами

Руководитель секции – кандидат экономических наук, доцент Сахнюк Т.И.

Заместитель руководителя секции – ассистент Коршикова М.В.


УДК 631.145.001.076


проблемы инновационного развития АПК в экономической системе современной России


Бабенко Р.В.

Курская государственная сельскохозяйственная

академия им. проф. И.И. Иванова, г. Курск


За прошедший ХХ век человечество осуществило колоссальный технологический прорыв, что внесло значительные коррективы во все сферы человеческой деятельности, в том числе в экономическую. В современных условиях для эффективного роста экономики необходимо постоянное технологическое и интеллектуальное развитие, только так можно «поймать волну» и не «остаться за бортом» научной мысли. Россия относительно недавно интегрирована в мировую экономику, постепенно включается в мировую гонку инноваций, однако по-прежнему остаются отрасли, дефицит внимания к которым можно увидеть «невооружённым глазом». Сельское хозяйство – одна из таких отраслей. В России по сведениям института аграрных проблем РАН, инновационный потенциал АПК используется на 15–35%. Фактическая структура инвестиций в основной капитал и создание инновационного потенциала состоит из средств Федерального бюджета на 2–3%, бюджета субъектов Российской Федерации – около 3%, средств самих предприятий – на 95%[1]. А между тем, именно развитие и модернизация сельского хозяйства является залогом продовольственной безопасности любой страны. В России с разработкой и освоением инноваций АПК связаны большие проблемы. Государство не уделяет должного внимания разработкам в этой отрасли, отечественные инвестиционные фонды опасаются вкладывать средства в рискованные активы, а зарубежный венчурный капитал по-прежнему остается в стороне. Крупные агропредприятия, обладающие значительными финансовыми ресурсами имеют возможность содержать и развивать свои структурные подразделения, занимающиеся разработкой и внедрением в производство своих новшеств, а также инвестировать сторонние проекты. Однако, интерес инвесторов к сферам АПК низкий, что связано, прежде всего, с относительно высоким инвестиционным риском и более продолжительным сроком окупаемости вложенных средств по сравнению с другими отраслями экономики. Небольшие организации могут внедрять инновации, лишь объединившись в кооперативы. Нельзя снимать со счетов влияние бюрократических и коррупционных факторов, поскольку продвижение инновационной линии от замысла до осуществления занимает длительный период времени (рисунок 1). На многие исследования и разработки нужны разрешения, сохраняется вероятность нарушения прав интеллектуальной собственности, и, даже при положительном исходе исследовательских работ, нет никакой гарантии, что они будут внедрены в массовое производство.



Опытно-конструкторские работы (проводятся при грамотном планировании и достаточном финансировании проекта)

Внедрение (этап создания БЛАГОПРИЯТНЫХ условий для массового использования положительных результатов опытно-конструкторской деятельности)






Рисунок 1 - Основные этапы продвижения инновационной линии


В целом, процесс освоения инноваций в сфере АПК имеет множество «подводных камней», однако если сейчас не решить эту проблему, эффективность и международная конкурентоспособность сельского хозяйства будет снижаться, а угроза продовольственной безопасности страны возрастать.

Целесообразно, на наш взгляд, комплекс мер государственной политики по изменению сложившейся ситуации в отечественном АПК дополнить рядом мер направленных на усиление агрессивной политики, предполагающей завоевание позиций на мировом продовольственном рынке, стимулирование роста объемов экспорта и процессов модернизации АПК, что будет способствовать повышению инвестиционной активности в отраслях этого сектора экономики. Главный фактор успеха – не бояться принимать радикальных решений. Любые активы должны «работать», а не лежать на счетах «мёртвым грузом». Движение вперёд должно стать нормой жизни, а не проектом государственной программы.


Список литературы:


  1. Семёнов С.Н., Барашова О.В., Иванченко Е.М. Резервы инновационно-инвестиционного и интеграционного развития агропромышленного производства и пути их реализации // Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски. – М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2009. – с. 248-251


УДК 338.24


Синергетический потенциал государственного управления

Гаевая А.А.,

Ставропольский государственный

аграрный университет, г.Ставрополь

Левушкина С.В.

к.ю.н., ст. преподаватель кафедры менеджмента

ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный
аграрный университет», г. Ставрополь



Каким же должно быть государство в XXI в.? В большинстве научных исследований экскурс обращен назад, в прошлое, вместо того чтобы на основе исторического опыта и обобщения современных процессов смотреть вперед, прокладывать путь в будущее.

В российском научном и политическом мышлении до сих пор превалирует упрощенный, догматический подход ко всему государственному, в котором государство отождествляют либо с орудием господствующего класса, либо с поведением и действиями руководящего звена государственного аппарата. В результате основные материальные, социальные и духовные элементы, определяющие историческую силу и современную «мощность» государства - территория, природные ресурсы, народонаселение, язык, культура, коммуникации, производственная база, государственные символы, историческое наследие и т. д., - не принимаются во внимание и слабо используются в целях развития. Синергетические ресурсы общества находятся, разумеется, в нем самом, но их введение в действие и рациональное применение всецело зависят от государственного аппарата и его руководящего звена. Именно и только государственный аппарат является интеграционной и мобилизирующей силой, способной обеспечивать упорядоченное развитие общества. Но для этого он должен быть сам надлежаще подготовлен по основным своим параметрам. К сожалению, как раз этого ему больше всего и недостает.
Государственный аппарат рассогласован как по горизонтали, так и по вертикали. Каждая из ветвей единой государственной власти рассматривает себя, причем опираясь на Конституцию РФ, в качестве автономной и с сугубо своими интересами. В результате государственный аппарат из единого механизма государства превращается в конгломерат составляющих, которые заняты преимущественно решением своих личных дел.

Источники и факторы синергетического потенциала государственного управления содержатся в интеллектуальном потенциале государственного аппарата, в его подготовленности на уровне современных достижений научной мысли и общественной практики, в действительном знании собственной истории, зарубежного опыта и методологии их использования. Но у нас концептуальная основа государственного управления менее всего проработана, а в плане ее обеспечения представлена людьми, не имеющими ни должной научной квалификации, ни соответствующего опыта, ни желания что-то знать. Поэтому и результат государственного управления последних лет не утешителен. Многие новации, которые по смыслу конструктивны и перспективны, часто остаются всего лишь добрыми пожеланиями и не превращаются в реальный фактор государственного управления. Все еще сохраняется представление о государственной власти как «лаборатории» по выработке идей, программ, концепций и прочее, которые практически реализовывать должен кто-то другой.

В российском сознании и российском государственном управлении никак не наступает различения субъекта и объектов управления, которые в обществе представляют собой мышление, поведение и деятельность людей, но существенно разные по характеру, направлению, использованных знаниях и ресурсах, получаемых результатах и потребительской ценности последних. Большинству «управляющих» кажется, что их замыслы, решения и какие-либо действия автоматически воспринимаются управляемыми объектами и тут же приносят вожделенные плоды.

Практически по всем сферам и отраслям общественной жизнедеятельности кооперационные взаимосвязи разорваны, объективно взаимосвязанные структуры - финансовые, производственные, торговые, обслуживающие, образовательные, научно-исследовательские, информационные и многие другие - противостоят друг другу и выживают часто лишь за счет обмана иного, причем не только конкурента, что еще как-то можно было бы понять. Рост бедности и депопуляция пока не остановлены, безвозвратный вывоз ресурсов продолжается, естественные монополии решают свои проблемы, ни по одному направлению жизни нельзя найти ни одной сквозной цепи согласованных и развивающих взаимосвязей. Вот это свидетельствует об отсутствии в обществе и деятельности государства синергетических механизмов.

Таким образом, сегодня совокупность знаний, ресурсов и опыта, как мировых, так и национальных, на которых стоит государственное управление, вполне достаточна для быстрого и эффективного решения основных проблем (продовольствие, жилье, образование, здоровье, коммуникации), которые предельно беспокоят российское общество. Никто в органах государственной власти и местного самоуправления не вправе жаловаться на отсутствие возможностей рационально управлять.

Синергетический потенциал имеется и в российском обществе, и в государственном управлении. Потенциал общества зависит и определяется потенциалом управления. Следовательно, начинать надо с управления и главным образом с его руководящего звена. В нем и только в нем источник наших бед, как и возможных перемен к лучшему. Его развитие есть проблема проблем нашего будущего, и такой проблемой стоило бы заняться всерьез и надолго.


Список литературы:

1. Галеева Е.И. Синергетический подход в теории управления социально-экономическими системами. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2000. – 124 с.

2. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика, прогноз и управление риском // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М., 2002. – С. 400–406.

4. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Синергетический менеджмент // http://www.innovations.com.ua/uk/articles/4/22/656


УДК 332.1:005.932


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЕМ


Дешевова Н.В.

ассистент кафедры «Экономики

предприятия и бизнес-технологии в АПК»

ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный

аграрный университет», г. Ставрополь


Сущность экономических преобразований в России состоит, с одной стороны, в смене строго централизованной, гипертрофированной отраслевой системы управления экономикой на децентрализованную экономическую систему и, с другой стороны, в переходе от административно-распределительной к рыночной системе хозяйствования. Это обуславливает смещение акцентов управления: от отраслевого к региональному. В связи с вышесказанным роль регионального менеджмента резко возрастает, меняются статус и функции региональных органов управления.

В рыночной экономике роль государства ограничивается в основном функциями индикативного управления. Создание конкурентной среды требует исключения дефицитных региональных бюджетов, выхода регионов из режима дотационной схемы хозяйствования.

Принципы региональной экономической политики и их анализ позволяют сделать следующие выводы по совершенствованию регионального управления:

- смена приоритетов: от текущей поддержки регионов к концепции устойчивого развития;

- рациональное использование территориальных факторов, региональных ресурсов;

- обеспечение конкурентоспособности экономики региона и его хозяйствующих субъектов;

- введение адекватной рентной платы за использование общенациональных природных ресурсов;

- развитие методики и инструментария регионального управления.

Данный перечень положений предполагает возможность повышения эффективности регионального экономического развития за счет разработки и совершенствования механизмов распределения региональных ресурсов, обеспечивающих синергетический эффект взаимодействия хозяйствующих субъектов региона.

Реализация первого пункта выводов обеспечивает концептуальную основу решения задачи распределения ресурсов, обосновывает механизмы распределения инвестиционных и других видов ресурсов, алгоритм формирования экономической политики региона.

Второй пункт прямо указывает на необходимость формализованной постановки задачи распределения региональных ресурсов и применения оптимизационных процедур и оптимальных решений.

Обеспечение конкурентоспособности (третий пункт выводов) далее будем понимать в данном частном случае применительно к задаче эффективного распределения ресурсов, а именно, ресурс (природный, льготного налогообложения, инвестиционный и др.) должны получить предприятия региона, обладающие конкурентными преимуществами.

Четвертый пункт расширяет спектр регионального ресурса за счет включения в региональный бюджет средств от ренты общенациональных природных ресурсов (газ, вода, термальные и минеральные воды, земля, объекты отдыха населения и туризма и пр.). Здесь возникает два аспекта:

- собственно распределение общенациональных природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности;

- распределение ренты от использования этих ресурсов для решения социальных и экономико-воспроизводственных проблем.

Пункт 5 развивает содержание пункта 2, доведя степень разработанности вопроса распределения ресурсов до методик и инструментария.

Аналогично первому пункту, последний пункт выводов носит методологический характер. Он определяет характер целевых функций и критериев, формулируемых в задаче распределения ресурсов, выводя на первое место социальные вопросы развития региона, подчиняя частные интересы отдельных хозяйствующих субъектов требованиям социального обустройства территорий, с одной стороны, и согласовывая интересы «центра» с интересами населения региона.

Процессы и механизмы распределения региональных ресурсов тесно связаны с современными условиями функционирования региональной экономики. Основным характерным признаком их является способность саморегулирования. Возможность такого саморегулирования обеспечивается выполнением ряда условий, изучением которых занимается теория самоорганизации. Собственно термин «самоорганизация» понимается как возникновение структуры там, где для этого нет видимых причин. Процессы самоорганизации проявляются в случае реализации следующих основных принципов:

- множественность вариантов, дающая возможность отбора лучших, наиболее приспособленных форм производства, управления. Реализация данного принципа означает необходимость возникновения в региональной экономике новых и видоизмененных старых хозяйствующих субъектов.

- свобода выбора решений, которая означает принятие хозяйствующими субъектами таких форм и способов управления, которые обеспечивают им возможность варьирования и подстройки структуры и параметров в будущие периоды времени. Это один из ключевых принципов, поскольку свобода выбора решений существенно зависит от наличия потенциальных возможностей по изменению текущего состояния.

К областям применения самоорганизующихся процедур можно отнести деятельность регионального менеджмента, функционирование различных региональных рынков, распределение региональных ресурсов.

В первом случае следует иметь в виду два аспекта. Каждый участник выработки, принятия и поддержки решений пытается достичь целей подразделения, которое он представляет. В совокупности же, в силу самоорганизующихся свойств системы (в данном случае системы принятия решений) возникает синергетический эффект, приводящий к решению стратегических задач регионального развитии. Объективизация процедур принятия решений обеспечивается за счет их формализации, что исключает субъективизм, облегчает контроль.

Во втором случае объектами применения принципа свободы выбора решений являются субъекты хозяйственной деятельности различных региональных рынков. Их функционирование жестко регламентируется по ограниченному кругу вопросов: национальная безопасность, защита окружающей среды. В остальных сферах региональный менеджмент определяет лишь условия, обеспечивающие достаточную свободу принятия решений участникам рынка.

И, наконец, в третьем случае объектом использования данного принципа служат собственно процедуры распределения ресурсов.

Таким образом, ограниченность всех видов ресурсов, контролируемых на уровне региональной системы управления, учет избранной стратегии социально-экономического развития вызывают необходимость поиска эффективных методов их распределения. Одним из перспективных направлений является реализация принципа приумножения эффекта использования ресурса и интенсивное взаимодействие его с различными сферами и секторами экономики. Движение ресурсов и продуктов их модификаций в этом случае дает больший интегральный результат по сравнению с непосредственной оценкой эффективности их использования.


УДК 334.7

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconПравительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №186 Федеральная целевая программа "Культура России (2012 2018 годы)"
Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное государственное бюджетное учреждение...
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconПроект программы дисциплины министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconПроект программы дисциплины министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconПроект программы дисциплины министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconПроект программы дисциплины министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconМинистерство обзразования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconРоссийской федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconРоссийской федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница