Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1




НазваниеНаучный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1
страница1/64
Дата07.09.2012
Размер5.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64
ID

University of Delaware Newark, Delaware

THE PSYCHOLOGY OF EMOTIONS

Plenum Press • New York and London

[OjfOXffi

психология эмоций

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск : 200U

Кэррол Э. Изард

Психология эмоций

Серия «Мастера психологии»

Перевела с английского А. Татлыбаева

Главный редактор Зав. гуманитарной редакцией * Зав. психологической редакцией Ведущий редактор Научный консультант Художник

Корректоры М. Дизайн Верстка

В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт

ББК 88.352.1 УДК 159.96 Изард К. Э.

И32 Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») ' ISBN 5-314-00067-9

Имя Кэррола Э. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому психологу. «Психология эмоций» (1991), является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности. В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала. Рекомендуется изучающим психологию личности, социальную, когнитивную, клиническую психологию.

© 1991 by Plenum Press, New York.

© Перевод на русский язык А. Татлыбаева, 1999

© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000.

Права на издание получены по соглашению с Plenum Press, USA.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и

какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-314-00067-9 ISBN 0-306-43865-8 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер». 196105. С.-Петербург, уя. Благодатная, 67. Лицензия ЛР J* 066333 от 23.02.99. Подписано к печати 04.10.99. Формат 70x100 '/ц. Усл. п. л. 37,7. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 567

Отпечатано с готовых диапозитивов * ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»

Министерства Российской Федерации поделай печати, телерадиовещания и средств нассовыэГкоммуникаций

198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................... 12

Благодарности ................................... 14

Глава 1

О происхождении

и функциях эмоций ........................... 15

К вопросу о происхождении

мотивации и эмоций ..................<......... 18

Происхождение мотивации выживания....................................... 18

Происхождение эмоций................... 19

От физиологического драйва к эмоции: голод, вкусовые ощущения, отвращение ................... 22

Типы мотивации .................................. 23

Рефлексы и автоматизированное поведение......................................... 24

Инстинкты ....................................... 25

Драйвы............................................. 26

Эмоции............................................. 27

Взаимодействие чувства и мысли:

аффективно-когнитивные

структуры ........................................ 28

Некоторые характеристики эмоций.... 30

Устойчивость—изменчивость......... 30

Врожденность—приобретенность .. 31

Вопрос о позитивных и

негативных эмоциях ........................ 34

Воздействие эмоций на человека: предварительный обзор ...................... 34

Эмоции и тело .................................. 35

Взаимодействие эмоций и

процессов развития личности

и социальных отношений................. 36

Эмоции и перцептвно-

когнитивные процессы ...............»...: 38

Резюме ................................................ 38

Глава 2

Определение эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.................. 41

Эмоции в теориях эмоций

и личности .,.......'..................................41

Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации....................... 41

Измерительный подход: возбуждение, активация и шкалирование эмоций .................... 46

Когнитивные теории эмоций и личности .......................................... 49

Эмоции как результат биологических процессов. Эмоциональные паттерны как личностные черты............................ 53

Когнитивно-аффективный подход ... 54

Теория дифференциальных эмоций .... 54

Эмоции как основная

мотивационная система ................... 55

Шесть систем организации

личности ...........................................55

Эмоции и эмоциональная система... 56

Сложные эмоциональные комплексы

в критических жизненных

ситуациях ............................................ 60

Что такое базовая эмоция? ................. 63

Как понять эмоции .............................. 65

Резюме ................................................ 67

Глоссарий............................................ 69

Для дополнительного чтения .............. 71

Глава 3

Эмоции, сознание и связь эмоций

и когнитивных процессов ................ 73

Концептуализация сознания............... 74

Сознание как поток мысли.................. 74

Содержание

Экспериментальное изучение

потока сознания .................................. 76

Сознание как парадигма...................... 77

Сознание как аспект биологической организации ........................................ 78

Эмоции и сознание как переживание биологических процессов ................... 79

Эмоции как организующий фактор сознания............................................... 81

Ощущение, эмоция, сознание............. 82

Ощущение, смысл и эмоция ............ 83

Аффекты и уровни сознания ........... 83

Эмоция и восприятие .......................... 84

Взаимодействие между эмоцией

и когнитивным процессом

и сознание ........................................... 86

Условно-рефлекторные

активаторы эмоции.......................... 86

Эмоции, сознание, когнитивные процессы и действие ........................ 88

Функции полушарий и эмоции ...........89

Эмоции и организация сознания......... 91

Сознание и устойчивые

характеристики эмоций ...................... 92

Качество эмоционального переживания неизменно.................. 93

Эмоция с нами всегда ...................... 94

Чувство, восприятие, знание .............. 96

Возрастные изменения

в эмоциональных процессах и

в операциях сознания.......................... 96

Возрастные изменения

в эмоциональных реакциях.............. 97

Возраст и активаторы эмоций ......... 98

Когда чувства берут верх над

разумом, или

Кризис подросткового возраста....... 98

Резюме .............................................. 100

Для дополнительного чтения............ 101

Глава 4

Интерес—возбуждение: активация,

выражение, переживание.............. 103

Характеристики эмоции интереса .... 105

Активация интереса.......................... 107

Перемены....................................... 107

Одушевленность............................ 108

Новизна.......................................... 109

Воображение и мышление............. 112

Мимическое выражение интереса.... 112

Физиологические проявления

эмоции интереса................................ 113

Субъективное переживание эмоции интереса—возбуждения ................... 115

Два подхода к исследованию субъективного переживания эмоции............................................ 115

Исследование Бартлета—Изарда

с применением ШДЭ и ПШ ........... 119

Резюме .............................................. 121

Для дополнительного чтения ............ 122

Глава 5

Эмоция интереса—возбуждения:

развитие и социализация ............... 124

Эволюционное значение

эмоции интереса................................ 124

Интерес и эволюция общества ...... 124

Интерес как стабилизирующий фактор сексуальных и семейных отношений ..................................... 125

Интерес и развитие интеллекта .... 125

Функции эмоции интереса ................ 126

Биологическая функция интереса... 126 Мотивационная функция интереса „126 Социальная функция интереса...... 128

Развитие и социализация эмоции интереса ........................................... 130

Развитие эмоции интереса в ее взаимосвязи с другими эмоциями... 131 Социализация интереса................. 132

Развитие связей между эмоцией

интереса и когнитивными

функциями ........................................ 133

Интерес и перцептивно-когнитивное развитие.................... 134

Интерес, искусство и интеллектуально-творческая деятельность ................................ 135

Когнитивные ориентации, основанные на интересе ................ 138

Взаимодействие интереса

с другими эмоциями и драйвами ....... 138

Интерес и боль............................... 139

Интерес и радость.......................... 139

Интерес и страх ............................. 139

Содержание

Регуляция интереса—возбуждения ... 140 Эмоция интереса—возбуждения в психопатологии........................... 140

Эмоция интереса в развитии личности ..141 Интерес и достижения................... 141

Резюме .............................................. 144

Для дополнительного чтения............ 145

Глава 6

Удовольствие—радость: фактор психологического благополучия и социальной привязанности ................................ 146

Характеристики радости................... 146

Чем радость отличается

от чувственного удовольствия ...... 146

Причины радости........................... 147

Выражение радости ....................... 149

Соматические проявления

радости........................................... 151

Субъективное переживание и функции удовольствия—радости .. 152

Другие функции радости................... 154

Социальная функция радости........ 154

Биологические функции радости ..155 Развитие и социализация эмоции радости........................................... 155

Взаимодействие эмоции радости

с другими эмоциями....................... 157

Регуляция радости......................... 157

Стремление к счастью, или

Как обрести радость.......................... 158

Преграды на пути к радости .......... 158

Радость и психическое здоровье .:..... 163

Резюме .............................................. 164

Для дополнительного чтения............ 166

Глава 7

Радость. Эмпирическое изучение....167

Развитие эмоции радости у ребенка ..168 Генетические факторы................... 168

Социально-экономические и культурные факторы...................... 169

Социализация радости................... 169

Развитие улыбки и смеха .................. 170

Развитие улыбки

у новорожденных детей ................. 170

Развитие смеха .............................. 172

Понимание юмора.......................... 175

Взаимодействие радости

с перцептивно-когнитивными

процессами и действием ................... 176

Дезадаптивные интеракции радости

с когнитивными процессами

и действием.................................... 176

Причины и последствия радости....... 177

Субъективное переживание

радости .............................................. 179

Когнитивная ,радость способствует

эмпатии, альтруизму

и креативности.................................. 180

К вопросу о функциях

эмоциональных переживаний........... 182

Субъективное переживание радости: эмпирическое исследование ............. 183

Счастье и развитие личности: эмпирическое исследование ............. 183

Глубинное изучение счастья

»и личности ........................................ 184

Психофизиологические исследования эмоции радости у взрослых........'.....,. 186

Резюме .............................................. 188

Для дополнительного чтения............ 189

Глава 8

Удивление—изумление ................. 190

Активация, выражение и

переживание удивления ................... 190

Значение удивления.......................... 193

Для дополнительного чтения............ 195

Глава 9

Печаль.............................................. 196

Выражение, переживание

и функции печали.............................. 196

Причины печали ............................ 196

Предрасположенность к печали. Индивидуальные различия ............ 197

Мимическое выражение печали.... 198

Переживание печали ..................... 199

Функции печали .:........................:. 201

Печаль и физиологические драйвы 203

Развитие и социализация

эмоции печали ................................... 204

Социализация печали

через наказание ............................. 204

Социализация печали

через поощрение............................ 205

Содержание

Социализация печали посредством частичного поощрения .................. 206

Смешанные методы

социализации печали..................... 206

Взаимодействие печали с другими

эмоциями, когнитивными

процессами и поведением ................. 207

Взаимодействие печали и гнева .... 207

Связь между печалью и страхом ... 207 Взаимодействие печали и стыда .... 208

Взаимодействие печали

с когнитивными процессами и

с поведенческими актами .............. 208

Регуляция печали.............................. 210

Резюме .............................................. 211

Для дополнительного чтения ............ 212

Глава 10

Печаль, горе, депрессия ..................213
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64

Похожие:

Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconИ. Карпова Художественный редактор В. Шимкевич Художник обложки К. Радзевич Корректоры М. Рошаль, Т. Брыхева Верстка Е. Кузьменок ббк 88. 59
Б19 Теория и практика тренинга. — Спб: Питер, 2002; — 352 с. — (Серия «Эффектив­ный тренинг»)
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconА. Зайцев Зам зав психологической редакцией Н. Мигаловская Ведущий редактор А. Борин Художник обложки С. Маликова Корректор М. Рошаль Верстка А. Борин ббк 88. 3я7
...
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconХудожник обложки Корректоры Верстка Е. Строганова Л. Винокуров Е. Цветкова А. Борин С. Маликова Т. Брылёва, М. Одинокова А. Борин ббк 88. 43
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Ведущий редактор Художник обложки Корректоры Верстка
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconНаучный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина ббк 88. 6
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconИстория исследований и развития проблематики психологии способностей 3
В. Усмапов М. Чуриков В. Попов А. Евстратова Н. Резников В. Королева М. Рошаль, Л. Комарова А. Рапопорт В. Н. Дружинин
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconВ попов Ведущий редактор а борин Научный редактор э эидеиилпер Редамор в попов Художник обложки в шимкевич Корректор 1 Бршева Верстка н марчеикова ббк53 57
Теориям практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352 с ил—(Серия «Золотой фонд психотерапии»)
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconХудожник обложки Корректор Верстка Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53
Заведующий психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconВ. Попов Ведущий редактор А. Борин Редактор О. Пузырева Художник обложки В. Шимкевич Подготовка иллюстраций И. Резников Корректор М. Рошаль Оригинал-макет подготовил А. Борин ббк 88. 5
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconВлияние солнечной активности на биологические объекты
Научный консультант: док мед наук, профессор С. И. Рапопорт, мма им. И. А. Сеченова, г. Москва
Научный консультант Художник Корректоры М. Дизайн Верстка > В. Усманов М. Чураков А. Зайцев В. Попов В. Лоскутов В. Королева Рошаль, Е. Шнитникова Н. Мигаловская А. Рапопорт ббк 88. 352. 1 iconНаучный редактор Н. Шалаев Литературный редактор А. Петроградская Технический редактор С. Прока Иллюстрации А. Бахарев Художник Н. Биржаков Верстка Л. Пискунова ббк 32. 973. 2-018
П75 Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. – Спб: Питер, 2001. – 368 с: ил. (Серия «Библиотека...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница