Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф




Скачать 349.29 Kb.
НазваниеОрганизационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф
страница1/3
Дата23.11.2012
Размер349.29 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ГРЕБЕНЮК

Борис Васильевич




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШТАБА ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ


05.26.02 – Безопасность в чрезвычайных ситуациях

(медицина катастроф)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Москва – 2009


Работа выполнена в ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»



Научный руководитель:

доктор медицинских наук, доцент

Погодин Юрий Иванович


Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор

Простакишин Геннадий Петрович


доктор медицинских наук, профессор

Столяр Владимир Павлович







Ведущая организация:

Российский государственный медицинский университет




Защита диссертации состоится «____» ___________ 2009 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 208.011. 01 при ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» по адресу: 123182, г. Москва, ул. Щукинская, д. 5


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»


Автореферат разослан «____» ___________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор медицинских наук В.И. Чадов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования

Эффективность работы ВСМК во многом определяется системой ее управления – целенаправленной деятельностью руководителей и органов управления по поддержанию постоянной готовности службы, ее подготовке к решению поставленных задач и руководству силами и средствами в ходе ликвидации последствий ЧС.

Условия работы в ЧС предъявляют особые требования к руководителям органов управления здравоохранением, в частности к их способности быстро принимать правильные решения в условиях недостаточной информации о складывающейся обстановке.

Большое значение имеют своевременная организация и координация действий всех служб и учреждений, привлекаемых к медико-санитарному обеспечению населения в ЧС.

Эффективность управленческой деятельности в значительной степени определяется также четкой организацией работы органов управления здравоохранением, а это требует соответствующей теоретической и практической подготовленности, как сотрудников органов управления, так и специалистов учреждений и формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Такая деятельность и по содержанию и по организации существенно отличается от обычной обстановки, при этом роль руководителей здравоохранения, как организаторов медицинского обеспечения пострадавшего населения в ЧС, существенно возрастает.

Успешное решение задач по лечебно-эвакуационному, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения в ЧС во многом зависит от четкого взаимодействия с органами управления и формированиями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и комплексного использования медицинских сил и средств различных министерств и ведомств.

Однако на практике не были определены задачи и организационная структура органов управления, предназначенных для организации работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, не разработаны теоретические основы организации их деятельности. Отсутствовали формы, методы и особенности работы при различных ЧС. Не были разработаны принципы планирования медицинского обеспечения населения в ЧС. В то же время условия деятельности органов управления, сил и средств здравоохранения требовали срочного решения данных проблем.

С учетом изложенного закономерным является требование приказа Министерства здравоохранения России от 12.10.94 № 204 о создании Штаба Всероссийской службы медицины катастроф как реализация положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420.

То, что Служба медицины катастроф должна готовиться к ликвидации последствий различных ЧС, определяет генеральное направление научных исследований, которые должны обосновать четкую и эффективную систему управления медицинским обеспечением населения при ЧС.

За последние годы был выполнен ряд научных исследований по разработке теоретических, методических и организационных основ создания и совершенствования деятельности Всероссийской службы медицины катастроф федерального, регионального и муниципального уровней, организации экстренной медицинской помощи населению в ЧС, а также управления силами и средствами, принимающими участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Вместе с тем, проблему организации деятельности органов управления службой, обоснования основ функционирования Штаба ВСМК полностью решить не удалось.

До настоящего времени не были проведены необходимые исследования по обоснованию задач, структуры и принципов организации работы Штаба ВСМК по управлению силами и средствами службы медицины катастроф при подготовке и в ходе ликвидации последствий ЧС.

Динамичность возникающих перед службой медицины катастроф новых задач, их конкретизация требуют научного обоснования корректировки и совершенствования организационно-штатной структуры Штаба ВСМК и его функций. Так, Министерством здравоохранения и социального развития Российской федерации на ВЦМК «Защита» были дополнительно возложены функции учета и контроля работы Гражданской обороны объектов здравоохранения федеральных учреждений, их противопожарной безопасности, что предполагает целесообразным иметь в составе Штаба соответствующие структурные подразделения. Требования постановлений Правительства Российской Федерации по усилению мероприятий по борьбе с терроризмом, снижению показателей смертности и травматизма при дорожно-транспортных происшествиях, внедрению современных методов управления в ЧС с применением автоматизированных систем, необходимость создания в стране системы авиамедицинской эвакуации также требуют соответствующей корректировки организационной структуры функциональных подразделений Штаба и их задач.

В целом, до настоящего времени практически не изученными оставались вопросы организации работы Штаба ВСМК и особенности планирования медико-санитарного обеспечения в различных чрезвычайных ситуациях; недостаточно обоснованы формы и методы работы Штаба по управлению силами и средствами здравоохранения, предназначенными для ликвидации последствий ЧС, в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Приведенные положения подтверждают актуальность и практическую значимость научного анализа и разработки предложений по дальнейшему развитию организационной структуры и управленческой деятельности Штаба ВСМК.


Цель исследования

Обобщить опыт управления Службой медицины катастроф в различных условиях и разработать предложения по оптимизации структуры и совершенствованию деятельности Штаба ВСМК.

Задачи исследования

1. Провести анализ деятельности подразделений Штаба ВСМК по управлению медицинскими силами и средствами при подготовке и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и разработать предложения по совершенствованию его организационно-штатной структуры и деятельности.

  1. Выявить факторы, оказывающие влияние на содержание задач и функций Штаба ВСМК и организационную структуру его основных подразделений.

  2. Разработать и обосновать предложения по совершенствованию системы планирования медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

  3. Обосновать комплекс мероприятий, проводимых Штабом ВСМК в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

5. Выявить особенности работы Штаба ВСМК в ходе ликвидации последствий различных ЧС.

Научная новизна

В настоящей работе впервые:

1. На основе анализа и оценки деятельности Штаба ВСМК при подготовке и в ходе ликвидации последствий различных ЧС природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов и террористических актов разработан комплекс организационных, методических и технических мероприятий, управленческой деятельности при медицинском обеспечении пострадавшего населения в т.ч.:

- обоснована система планирования медицинского обеспечения населения при различных чрезвычайных ситуациях на разных уровнях;

- разработаны принципы организации управления силами и средствами ВСМК при подготовке и входе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- разработана автоматизированная система управления;

- осуществление контроля за готовностью сил и средств службы медицины катастроф к ликвидации последствий ЧС.

2. Выявлены организационные, оперативные и ситуационные факторы, оказывающие влияние на содержание задач Штаба ВСМК и состав его структурных подразделений.

3. Предложена оптимизированная организационная структура Штаба ВСМК, обоснованы его задачи и функции.

4. По результатам командно-штабных учений, штабных тренировок, деловых игр и тактико-специальных учений проведено экспериментально-теоретическое обоснование содержания и структуры «Плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС» и предложены порядок и технология его разработки. Определено содержание плана по организации медицинского обеспечения: общие задачи ВСМК для конкретной ЧС; условия деятельности службы при данном виде ЧС; мероприятия, подлежащие выполнению в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности; организация медико-санитарного обеспечения при ликвидации конкретной ЧС.

5. Выявлены и сформулированы особенности работы Штаба ВСМК при различных ЧС и разработан перечень основных мероприятий, повышающих эффективность управления Службы медицины катастроф федерального и регионального уровней:

• при ликвидации последствий землетрясений система управления, требует:

- создания штабов в органах управления здравоохранением;

- выделение оперативных групп при пунктах управления руко-водителей работ по ликвидации последствий, а также непосредственно в очагах;

- организации связи;

- заблаговременной разработки функциональных обязанностей всех должностных лиц, участвующих в управлении, форм учетной (оперативной) и отчетной документации;

  • при наводнениях планирование и организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения проводится применительно к разным группам наводнений (низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические) и осуществляется в два этапа – при немедленной эвакуации населения или укрытии его в незатапливаемых местах и после прибытия и развертывания медицинских сил и средств. Управление организуется с учетом того, что медицинское, санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обес-печение эвакуируемого населения осуществляется на сборных пунктах, в пунктах посадки на транспортные средства, в пути следования и в местах расселения эвакуируемых;

  • при локальных вооруженных конфликтах деятельность Штаба
    ВСМК должна быть направлена на решение следующих задач:

- организацию медико-санитарного обеспечения населения в лагерях вынужденных переселенцев;

- организацию оказания медицинской помощи населению освобожденных районов;

- организацию эвакуации для лечения больных и пострадавших в специализированных лечебных учреждениях за пределами зоны конфликта;

- восстановление деятельности медицинских учреждений освобожденных районов.

При этом необходима четкая организация взаимодействия с представителями различных министерств, принимающих участие в ликвидации последствий конфликта, военными комендатурами, вновь созданными территориальными органами власти и др.

• при различных террористических актах особенности работы Штаба ВСМК многогранны и имеют свои отличительные свойства. При теракте с захватом заложников они, в основном, связаны с отсутствием достоверных данных обстановки, непредсказуемостью и сложностью прогнозирования развития событий и вероятных санитарных потерь, сложной психологической обстановкой и др. При планировании и организации медицинского обеспечения населения при терактах весьма важно тесное взаимодействие Штаба ВСМК с органами ФСБ, МВД России и другими министерствами и ведомствами:

- при химическом террористическом акте особенности управления определяются быстротой возникновения, массовостью медико-санитарных потерь и специфической картиной поражений, отсутствием сведений об используемом токсичном веществе, низким уровнем знаний специалистами местного и муниципального здравоохранения вопросов организации и оказания медицинской помощи пострадавшим при химической травме неясной этиологии, возникновением паники;

- при радиационном терроризме с разрушением объектов ядерной энергетики важным является массовый характер радиационного воздействия и необходимость оперативного решения задач по оказанию медицинской помощи пострадавшим силами и средствами здравоохранения всех уровней, в том числе в тесном взаимодействии с силами и средствами других федеральных и региональных органов исполнительной власти и др.;

- при биотерроризме на первом этапе основное значение имеет управление организацией медицинской разведки, выявлением инфекционных больных и их сортировки, обеспечение тесного взаимодействия с Роспотребнадзором и др.

6. Разработаны и обоснованы основные направления по совершенствованию деятельности Штаба ВСМК:

- определение стратегии развития ВСМК и законодательной, нормативной, методической базы и целевых программ ВСМК;

- обеспечение единых подходов к планированию медицинского обеспечения в ЧС на всех уровнях СМК;

- разработка новых подходов к организации медицинской помощи населению и управления при вооруженных конфликтах и террористических актах;

- усиление контроля за готовностью здравоохранения субъектов Российской Федерации к реагированию на ЧС;

- организация взаимодействия межведомственных сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

- активное внедрение ЕИС ВСМК;

- определение важнейших направлений научных исследований.

Научно-практическая значимость и внедрение результатов исследования в практику

Результаты настоящего исследования позволили организовать деятельность органов управления Службы медицины катастроф в конкретных ЧС: вооруженных конфликтах, террористических актах, землетрясениях, наводнениях, химических и радиационных авариях, добиться успеха в организации и проведении мероприятий по медицинскому обеспечению населения в различных ЧС.

Результаты и материалы исследования были использованы при разработке и подготовке государственных и отраслевых директивных, нормативно-распорядительных, методических, учебно-методических и информационно-справочных материалов:

• Федеральной целевой программы «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.97 № 51);

  • Подпрограммы «Совершенствование Всероссийской службы медицины катаст­роф» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.11.2001 № 790);

  • Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерст­ва Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 3 ноября 1999 г. № 394/589 «О со­вершенствовании системы экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов»;

  • Приказа Минздрава России от 15.11.2001 № 410 «Об утверждении статистических форм учета и отчетности службы медицины катастроф с учетом масштаба и продолжительности ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций»;

  • Приказа о создании Филиала ГУ ВЦМК «Защита» Минздрава России в Южном федеральном округе и Положения о филиале (утв. приказом ВЦМК «Защита» 11.12.2002 № 114);

  • Приказа Минздравсоцразвития России от 03.02.2005 № 112 «О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;

  • Организационных указаний по подготовке службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России в области защиты жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций на год (с 2000 по 2008 годы);

  • Положения о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по
    предупреждению и ликвидации ЧС (утв. приказом МЧС и Минздрава от 02.04.97 № 185/94);

  • Положения о штабе ВСМК (утв. Минздравом России 13.03.1999);

  • Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации (утв. приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380);

  • Положения о взаимодействии Минобороны России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минобороны России от 05.01.99 № 161/1/4/37 и Минздравом России от 12.01.99 № 02-33/33-1);

• Положения о взаимодействии Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минтранс России от 17.07.98 № ЦУВС 577 и Минздравом России от 17.07.98 № 05/33-12);

• Положений о функциональных подсистемах Всероссийской службы медицины катастроф и Резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2006 № 803);

  • Соглашения о порядке взаимодействия между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минздравом России и МВД России от 02.11.99 № 23);

  • Соглашения о порядке взаимодействия между Минздравсоцразвития России и МЧС России при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ликвидации последствий террористических актов, а также в ходе вооруженных конфликтов (утв. приказами МЧС России и Минздравсоцразвития России от 04.09.2006 №510/640);

• Учебно-методического пособия для государственных служащих федеральных органов исполнительной власти «Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций» (М, 1999);

• Учебника для студентов высших медицинских учебных заведений «Медицина катастроф (организационные вопросы)» (М., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002);

• Учебного пособия «Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации» под ред.Погодина Ю.И. и Трифонова С.В. М., 2002;

• Пособия для врачей «Всероссийская служба медицины катастроф. Создание, задачи, организация, режимы функционирования» (М., ВЦМК «Защита», 2001 г.);

  • Материалов коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 июня 2000 г. «О совершенствовании Всероссийской службы медицины катаст­роф»;

  • Ежегодных планов перевода Штаба ВСМК и подразделений ВЦМК «Защита» в готовность к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

• Энциклопедии «Гражданская защита» III, IV тома под общ. ред. С.К.Шойгу.

Материалы и результаты настоящего исследования были использованы в практической работе территориальных центров медицины катастроф по совершенствованию организационно-штатной их структуры, планирования и организации медицинской помощи населению на муниципальном и региональном уровнях в ЧС, а также в учебном процессе в системе последипломного образования медицинских кадров, что существенно повысило эффективность функционирования Службы медицины катастроф субъектов Российской Федерации, их готовность к реагированию на ЧС.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Оптимизированная организационная структура Штаба ВСМК и функции его структурных подразделений.

  2. Порядок и технология разработки «Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях».

  3. Комплекс мероприятий, проводимых Штабом ВСМК, повышающих эффективность управления службой в различных режимах функционирования.

  4. Основные направления совершенствования деятельности Штаба ВСМК по управлению силами и средствами здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС.

Апробация работы

Диссертационная работа апробирована на Межкафедральной научной
конференции ФГУ «ВЦМК «Защита» 18 марта 2009 г.

Основные положения и результаты исследования отражены в 9 публикациях, в том числе 6 в журналах, рекомендованных ВАК, 2 методических рекомендациях, 2 пособиях для врачей, в учебнике для студентов и доложены на 13 научно-практических конференциях и семинарах:

• научно-практической конференции «Спасение, защита, безопасность - новое в науке, технике, технологии» (Москва, 1995);

• научно-практической конференции Северо-Западного региона «Организационные основы управления службой медицины катастроф Северо-Западного региона Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 1996);

  • Международном Конгрессе "Промит-97" (США, 1997);

• 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Защита» населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России» (Москва, 1997);

  • Международном симпозиуме «Партнерство во имя жизни – снижение риска чрезвычайных ситуаций, смягчение последствий аварий и катастроф» (Москва, 1998);

  • Международном семинаре «Обеспечение готовности к чрезвычай-ным ситуациям и ликвидации их медико-санитарных последствий» (Москва, 2001);

  • Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицины катастроф» (Пермь, 2003);

  • Международном форуме «Информационные технологии и общество - 2007» (2007 г., Турция);

• Конференции МЧС России «Организационные аспекты оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» (г. Санкт-Петербург, 24 апреля 2008 г.);

  • Международном форуме «Информационные технологии и общество - 2008» (2008 г., Турция);

• Международной конференции по безопасности дорожного движения октябрь 2008 г., Москва);

• Всероссийской научно-практической конференции «Роль службы медицины катастроф в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (2008 г., Москва);

• Всеармейской научно-практической конференции «Направления совершенствования управления силами и средствами здравоохранения,
привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» (2008 г., г. Ногинск).

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, 5 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 6 приложений. Диссертация изложена на 327 страницах основного машинописного текста, иллюстрирована 18 рисунками, 13 таблицами. Библиографический указатель содержит 164 источника, в том числе 11 иностранных.

Диссертационное исследование выполнено в ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России".

Содержание работы

Во введении обоснована актуальность и необходимость научной проработки проблемы организационной структуры и совершенствования работы Штаба ВСМК, указываются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна и научно-практическая значимость диссертационной работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации на основе результатов анализа официальных документов и литературных источников, а также с учетом личного опыта автора сформулирован общий облик основных условий определяющих деятельность Штаба ВСМК при землетрясениях, наводнениях и затоплениях, химических авариях, радиационных авариях на АЭС, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах, дорожно-транспортных происшествиях. Выявлено, что для деятельности Штаба по управлению ВСМК при названных видах ЧС необходимо иметь в его структуре специальные функциональные подразделения, которые были бы способными решать задачи управленческой деятельности.

Во второй главе представлена программа, материалы и методика исследования, характеризуется методическая база работы (рис.1.).

Исследование выполнено в течение 1995–2008 гг. в рамках Федеральных целевых программ «Развитие и совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1994–1996 гг.», «Совершенствование службы медицины катастроф на 1997–2001 гг.» «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» подпрограмма «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» 2002–2006 гг. и отраслевой научно-исследовательской программы.

  1   2   3

Похожие:

Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconУчетных форм службы медицины катастроф (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 03. 02. 2005 n 112) с целью
С целью регламентации заполнения учетной документации службы медицины катастроф для получения информации о масштабе и продолжительности...
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconВ соответствии с концепцией медицины катастроф, основанной на единстве принципов и критериев, организации и проведения комплекса лечебно- эвакуационных
МС) на этапах медицинской эвакуации (эмэ). Концептуально, медицинское обеспечение населения Республики Беларусь, пострадавшее при...
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconМетодические указания му 793-99
Методические указания предназначены для органов управления здравоохранением, специалистов центров госсанэпиднадзора, противочумных...
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconОсновные задачи, организационная структура поисково-спасательной службы мчс россии
Вопросы взаимодействия между силами министерств и ведомств, входящими в рсчс при ведении спасательных работ
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconОбластная научная медицинская библиотека
Руководство предназначено для врачебных и фельдшерских бригад скорой помощи, врачей линейных бригад и специализированных бригад скорой...
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconРекомендации VIII научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации»
Совершенствование защиты населения и территорий с учетом опыта преодоления крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconРеферат в первой главе выпускной квалификационной работы вводится понятие «организационная структура управления предприятия»
В первой главе выпускной квалификационной работы вводится понятие «организационная структура управления предприятия», раскрывается...
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconСодержание введение 2
Совершенствование управления деятельности маркетинговой службы на примере ООО «шпарманн»
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconСанкт-Петербург
История и организационная структура факультета предпринимательства и финансов
Организационная структура и совершенствование деятельности штаба всероссийской службы медицины катастроф iconСанкт-Петербург
История и организационная структура факультета предпринимательства и финансов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница