Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»




Скачать 466.89 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
страница1/5
Дата22.11.2012
Размер466.89 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100




Москва - 2012


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политических технологий


У т в е р ж д а ю

проректор по организации

методической и учебно-воспитательной работы


(ученое звание, инициалы, фамилия)

__________________20_г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100




Москва – 2012

УДК

Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Для бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100 / Сост. Н.В.Блинова. М.: ГУУ, 2012.




С О С Т А В И Т Е Л Ь:

кандидат политических наук, доцент

Н.В.Блинова


О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко


О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 22 декабря 2011г. № 6


О Б С У Ж Д Е Н А И О Д О Б Р Е Н А

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 12 января 2012г. № 1


ãН.В. Блинова, 2012


ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»


Цель учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является формирование у бакалавров системного представления о методологии и технологиях исследования социально-экономических и политических процессов (далее - СЭПП) и явлений в современной науке, а также выработка у обучающихся способности выбирать и использовать технологии и методики исследования, адекватные объектам государственно – политической и управленческой практики.

Основные задачи учебной дисциплины:

- раскрыть студентам теоретические подходы осмысления СЭПП;

- сформировать у бакалавров навыки научного анализа: международной и государственной политики (а), политической системы государства, ее компонентов и процессов (б), публичной сферы (в), социально-экономических процессов и явлений (г);

- обучить бакалавров прикладным методам и технологиям исследования СЭПП, которые активно используются в современной управленческой практике.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА


Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» относится к профессиональному циклу дисциплин ООП бакалавриата (Б3) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и ориентирована на повышение профессиональной составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «История», «Социология», «Философия», «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Политология», «История мировых цивилизаций», «Государственное регулирование экономики», дисциплин математического и естественно-научного цикла бакалавриата, таких как: «Математика», «Информационные технологии в управлении», «Статистика», «Логика», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов», а также таких профессиональных дисциплин, как: «Государствоведение», «Социология управления», «История государственного управления». Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин знания закономерностей и этапов социального, исторического и экономического процессов, основных философских понятий и категорий, терминов и моделей микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основ экономико-математического анализа и моделирования, а также владение математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач, обеспечивают фундаментальную подготовленность обучающихся для освоения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Основы государственного и муниципального управления», «Принятие и исполнение государственных решений», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Политический менеджмент», «Стратегическое управление», «Государственное управление в зарубежных странах», «Теория и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества», «Политические элиты и политическое лидерство в современной России», «Политическое развитие и политическая модернизация».


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

    Наименование компетенции

    Код компетенции

знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

    ОК-4

    умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей

    ОК-14

владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации

    ОК-16

способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

    ПК-20

умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций

    ПК-24

умеет моделировать административные процессы и процедуры в органах власти

ПК-25

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

  • категориальный аппарат курса;

  • основы методологии изучения СЭПП;

  • содержание общенаучных и конкретно-прикладных методов исследования СЭПП;

  • сущность, принципы, способы и диапазон применимости приемов и технологий научного исследования политических и социально-экономических институтов, явлений, отношений;

  • основные этапы прикладных исследований СЭПП и их содержание;

  • сущность и сферу применения основных приемов моделирования СЭПП.

Уметь:

- осуществлять эффективный поиск релевантной информации о СЭПП и профессионально работать с научными и методическими источниками;

- выявлять закономерности и частности в ходе научного осмысления зарубежных и отечественных явлений, отношений и процессов в политической и социально-экономической сфере;

- адекватно применять методы, методики и технологии научного исследования к объектам социально-экономической и политической реальности;

- делать адекватные выводы по результатам научного анализа СЭПП и на их основе принимать осознанные управленческие решения.

Владеть:

  • навыками научного исследования СЭПП;

  • методиками и технологиями формулирования и проверки научной теории, сбора и обработки информации о СЭПП, осмысления и интерпретации результатов исследования, моделирования СЭПП;

  • навыками работы с нормативно-правовыми, статистическими, публицистическими и иными источниками информации о состоянии объектов социально-экономической и политической сферы.


4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения дисциплины, её онтологические и гносеологические стороны.

Суть научного подхода к действительности. Различия в методах естественных и гуманитарных наук. Общее и особенное в соотношении есте­ственных, социальных и исторических дисциплин. Теоретический и прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов.

Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», ее онтологическая и гносеологическая стороны.


Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные задачи дисциплины?

  2. В чем заключается сущность научного подхода к изучению действительности?

  3. Что является объектом и предметом изучаемой дисциплины?

  4. Как проявляется единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю.В.Вертакова, О.В.Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е.П.Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/


Раздел 1. Методологические аспекты исследования социально-экономических и политических процессов.

Тема 2. Сущность и содержание социально-экономических и политических процессов.

Понятия «процесс», «социальный процесс», «социально-экономический процесс», «экономический процесс», «политический процесс». Их виды и типы. Классификация общественных процессов. Структура социально-экономических и политических процессов.

Методика социально-экономической структуризации современного общества. Уровень и качество жизни как интергальные индикаторы социально-экономического благополучия. Международная и российская методики измерения уровня жизни населения.

Уровень занятости или безработицы, уровень доходов, обеспеченность жильем и собственностью, качество услуг. Качество жизни и его составляющие: продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, уровень образования, культурный и интеллектуальный потенциал, среда обитания.

Средний класс и проблемы его самоидентификации и существования в современной России.

Проблема коррупции.

Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры процессов и явлений. В чем отличия?

  2. Приведите примеры социально-экономических и политических процессов. Как производится классификация общественных процессов?

  3. Какие типы и виды социально-экономических и политических процессов вы знаете?

  4. Какие социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном обществе вы можете назвать?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

5) Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. – 145 с.

6) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/


Тема 3. Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов.

Понятие системы. Сущность системного подхода к исследованию социально-экономических и политических процессов. Деятельностный подход. Базовая модель активной системы. Внешняя среда и взаимодействие с ней активной системы. Модели жизненного цикла. Метод моделирования. Метод декомпозиции. Базовый конфигуратор представлений (функциональное, морфологическое, процессное). Категория «механизм» как причинно-следственная модель протекания (развития) социально-экономических и политических процессов. Логические основы системного анализа (характеристики, принципы и свойства).

Система управления. Системный подход к исследованиям в области управления. Последовательность этапов системного анализа.

Прикладное использование системной методо­логии к решению проблем управления: дерево целей, дерево решений, методика ПАТТЕРН, методика PERT (Program Evaluation and Review Technique). Имитационные модели для исследования динамики ресурсных потоков в сложных системах.

Контрольные вопросы:

  1. В каких случаях использование системного подхода является наиболее целесообразным?

  2. Опишите базовую модель активной системы.

  3. В чем заключается метод моделирования?

  4. Приведите примеры из практики управления, где используется системный подход.

  5. Назовите основные этапы системного анализа.

  6. Как построить дерево целей?

Рекомендуемая литература:

1) Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.

5) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconИсследование социально-экономических и политических процессов
Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. – М.: Вузовский...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconУчебной литературы для студентов 4-го курса
Лавриненко В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие /В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова;...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconУчебной литературы для студентов 4-го курса
Лавриненко В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие /В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова;...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconПрограмма по дисциплине «Исследование социально- экономических и политических процессов»
...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconГлущенко И. И. Исследование систем управления. М., Ооо нцп "Крылья", 2000. Политический процесс: основные аспекты анализа
Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов, М: Инфра-м год: 2008 189 с
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconИсследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие / З. Х. Сергеева. Казан гос технол ун-т; Казань, 2006.
Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие / З. Х. Сергеева. Казан гос технол ун-т;...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconИсследование социально-экономических и политических процессов
Государственного образовательного стандарта, касающихся подготовки специалистов в области государственного и
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» icon«Исследование социально-экономических и политических процессов»
Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconПрограмма учебной дисциплины
Сформировать у студентов углубленное представление об эволюции социально-экономических отношений и становлении общественно-политических...
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» iconМетоды исследований социально-экономических процессов в регионе
Данный реферат посвящен методам исследования социально-экономических процессов. Количество типов социально-экономических процессов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница