Скачать 0.79 Mb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по ХИМИИ ХИМИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Автор: Короткова Татьяна Павловна МОУ Гришино-Слободская школа Жуковский район, д. Гришина Слобода Тел.: 92-6-45(раб.) Пояснительная записка Элективный курс «Химия в промышленности» рекомендуется учащимся, которые проявляют интерес к инженерно-химическим вопросам, к химическому производству, желают получить более глубокие знания по химической технологии, чем те, которые предусмотрены программой по химии. Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного и химико – физического направления. Программа предусматривает 17 –часовой курс, включающий теоретический и практический материал. Элективный курс «Химия в промышленности» целесообразно проводить во 2-м полугодии, чтобы на весенних каникулах можно было бы организовать экскурсии для учащихся на предприятия Брянской области. В школьном курсе рассматриваются не очень подробно химические производства металлов, неорганических и органических соединений, высокомолекулярных соединений, мало внимания уделяется научным принципам химического производства, энергетике химической промышленности. Программа предусматривает достаточно подробное практическое и теоретическое изучение не только основных химических производств, но и химические производства Брянской области. В ходе изучения элективного курса желательно знакомить учащихся с производством Брянской области непосредственно путем систематических экскурсий. Принципы отбора материала курса. Проблема определения содержания данного курса сложна, и не столько потому, что необходимо учитывать специфические особенности его проведения в средней общеобразовательной школе, сколько в связи с состоянием и перспективами развития химической технологии, с которыми знакомятся учащиеся в курсе. В современном химическом производстве реализуются теоретические и тесно связанные с ними прикладные науки. Благодаря быстрым темпам развития науки в кратчайшие сроки меняется характер производства — непрерывно возникают новые технологические процессы, старые совершенствуются, а многие из них отмирают. Наряду со специализацией химических производств идет процесс их сближения на основе механизации и автоматизации, применения электроэнергии, общих принципов организации производства, контроля и планирования. Создается наука о закономерностях управления химическим производством — химическая кибернетика. Поэтому данный курс должен вооружать учащихся знанием общих закономерностей химической технологии и умением использовать эти знания для решения большого круга вопросов, и прежде всего для определения оптимальных условий управления производственными процессами. Необходимо отметить, что для изучения теоретических основ химической технологии требуются глубокие знания по физике и химии и владение более или менее сложным математическим аппаратом. Учитывая подготовку учащихся по химии, физике и математике и сформулированную выше задачу курса — развитие инженерно-технического мышления учащихся, оказывается наиболее целесообразным раскрывать общие понятия и закономерности постепенно, на конкретных примерах. Эти примеры желательно отобрать таким образом, чтобы можно было наиболее ярко и в то же время доступно подвести учащихся к выводу общих закономерностей химической технологии. При этом изучение любого производства, как бы важно оно ни было для народного хозяйства, в свете задач, стоящих перед курсом, не является самоцелью. Учащиеся должны получить представление о химической промышленности как важнейшей отрасли народного хозяйства. Она должна предстать перед ними во всем ее разнообразии, в связях с другими областями народного хозяйства. В результате изучения курса у учащихся должно сформироваться представление о целях, методах, возможностях, своеобразии химической технологии, о месте этой науки среди других наук, об ее связях с фундаментальными теоретическими науками и прикладными. Знакомя с современным состоянием технологии, нельзя пренебрегать ее историей. Учащиеся должны увидеть производственную жизнь в движении, что особенно важно для понимания перспектив развития технологии. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученик(и), ученик — учитель. Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного мышления знаний в химии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся химией. Реализация программы данного курса осуществляется на основе межпредметных связей с биологией, физикой, математикой и ставит своей целью
химии;
В работе с данным содержанием используется коммуникативно- направленная групповая работа, проектно - исследовательская деятельность, выделение проблемы, сбор информации, её обработка, обсуждение . Здесь высока роль самостоятельной работы ученика на практических занятиях, а так же в ходе экскурсий. Отследить динамику интереса к курсу, результативность помогут различные виды контроля: тематический, текущий, обобщающий, а также анкетирование. В качестве конечных продуктов деятельности учащихся могут быть рефераты, доклады, презентации и др. Главной мотивацией работы остаётся познавательный интерес. Требования к ЗУН учащихся: Курс будет считаться успешно пройденным, если учащиеся в процессе обучения приобретают следующие конкретные знания о:
аммиака, азотной кислоты, стекла, цемента в промышленности.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть:
1. Презентация проектной работы, защита рефератов. 2. Мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс». Учебно –тематический план курса «Химия в промышленности»
Содержание курса Общее количество часов – 17. Тема 1. Введение. Развитие химической промышленности в России. Общие научные принципы химического производства. (1ч) Цели и задачи курса «Химия в промышленности». Темы проектных работ и презентаций. Химизация народного хозяйства, масштаб и структура использования химических процессов. Понятие химической технологии, элементы химической технологии. Общие технологические принципы. Тема 2. Сырье, энергетика, материалы в химической промышленности.(3ч) Классификация сырья, его добыча и переработка, поиск новых резервов добычи сырья. Источники энергии для осуществления химико -технологических процессов, понятие топлива и его классификация, принципы развития топливной энергетики в России. Конструкционные материалы, классификация материалов по составу. Порошковая металлургия, авиационная и космическая промышленность. Тема 3. Основные химические производства.(4ч) Основные группы химико –технологических процессов. Производство металлов( чугуна, стали, алюминия) : сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, побочные процессы, особенности технологического процесса, основной продукт, свойства, применение, утилизация побочных продуктов. Производство основных неорганических продуктов ( аммиака, азотной кислоты, стекла) : сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, побочные процессы, особенности технологического процесса, основной продукт, свойства, применение. Производство важнейших органических соединений (ацетилена, уксусной кислоты, метилового спирта, целлюлозы): сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса, основной продукт. Производство высокомолекулярных соединений (полиэтилена, пластмасс, синтетического каучука и резины, химических волокон): сырье, вспомогательные материалы, основной химический процесс, особенности технологического процесса, основной продукт. Тема 4. Основные химические производства Брянской области.(5ч) Экскурсии на предприятия Брянской области:
|
![]() | Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на... | ![]() | Рабочая программа элективного курса по химии «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» Афонина Р. Ф., учитель химии Программа межпредметного элективного курса «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» включает материал двух блоков: для предпрофильного... |
![]() | Учебник по химии для школьников с сд-диска " Открытая химия 5" К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения... | ![]() | Программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса название курса Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева... |
![]() | Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса название курса Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева... | ![]() | Программа вступительных испытаний по химии Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Химия и проблемы современного общества. Химия и экология |
![]() | Программа вступительных экзаменов по химии для поступающих на направление «химия» Предмет и задачи химии. Явления физические и химические. Место химии среди естественных наук. Химия и экология | ![]() | Программа Intel® Обучение для будущего визитная карточка проекта Проект реализуется в рамках элективного курса по химии «Химия в быту» и рассчитан на учащихся 9-х классов. Проект включает в себя... |
![]() | К уроку химии К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения... | ![]() | Учебник О. С. Габриеляна "Химия 8" Учебник О. С. Габриеляна "Химия 8" содержит весь необходимый теоретический и практический материал для базового изучения курса химии... |