«Воронежский государственный педагогический университет»




Скачать 95.17 Kb.
Название«Воронежский государственный педагогический университет»
Дата22.11.2012
Размер95.17 Kb.
ТипДокументы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»






















АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль: история


Форма обучения: очная


Кафедра: Истории России

ФИО разработчика: к.и.н., доцент И.В. Федюнин


Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы

Количество часов - 72

В т.ч. аудиторных - 36 час.; СРС – 36 час.

Форма отчетности: зачет


Воронеж – 2011



  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целями освоения дисциплины «Историческая информатика» являются изучение исторической информатики как современного научного направления в исторической науке и эффективного инструмента в методике преподавания исторических дисциплин, овладение основным набором средств дисциплины.


В процессе изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:


Общекультурные:

  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12).


Профессиональные:

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

2

3

1

Введение. Историческая информатика как научная дисциплина

Историческая информатика (далее - ИИ): учебная и научная составляющая предмета. Методологическая база и основные понятия ИИ. История ИИ в России и за рубежом. Современные тенденции и направления в ИИ. Основные центры ИИ в РФ. Издания по проблемам ИИ.

2

Законодательные основы использования электронных

ресурсов в Российской Федерации


Обзор основных ФЗ об использовании электронных ресурсов в РФ. Основные объекты охраны авторским правом. Типология электронных изданий. Правила воспроизведения и цитирования. Аппарат ссылок. Правила доступа в открытые и закрытые электронные библиотеки и базы данных.

3

Средства мультимедиа

в работе историка

Понятие «мультимедиа». Типы мультимедиа-ресурсов. Средства мультимедиа. Проблема эффективной организации мультимедиа. Обзор популярного программного обеспечения. Бесплатное (free) программное обеспечение для работы с мультимедиа: плюсы и минусы. Методы работы с мультимедиа-ресурсами в работе школьного учителя-историка.

4

Электронный текст

Понятие гипертекста. Электронный текст как современный объект исторического исследования. Электронный текст как исторический источник, его специфика. Оцифровка текста: основные методы и подходы. Проблема представления электронного текста. Обзор программного обеспечения. Методы работы с электронным текстом в работе школьного учителя-историка.

5

Компьютерная графика в работе историка

Понятие компьютерной графики. Сферы применения компьютерной графики в ИИ. Виды графики (растровая, векторная), основные графические форматы. Компьютерная графика как исторический источник. Обзор программного обеспечения. Методы работы с компьютерной графикой в работе школьного учителя-историка.

6

Ресурсы Internet для историков


Проблема использования электронных ресурсов Internet. Основные виды ресурсов Internet. Правила и методы поиска информации в глобальной сети. Обзор тематических и иных ресурсов с исторической направленностью. Основы конструирования сайтов. Обзор программного обеспечения. Методы работы с ресурсами Internet в работе школьного учителя-историка.

7

Электронные учебники: основные принципы создания и использования

Понятие «электронный учебник». Типология электронных учебников. Обзор электронных учебников. Правила и методы создания электронного учебника. Вопросы организации структуры электронного учебника. Электронные тесты. Обзор программного обеспечения для создания электронных учебников. Методы работы с электронным учебником в работе школьного учителя-историка.

8

Электронные таблицы

в работе историка

История использования электронных таблиц в исторических исследованиях. Понятие «электронная таблица». Типология электронных таблиц. Принципы и методы создания электронной таблицы. Обзор программного обеспечения. Работа с электронной таблицей. Представление результатов.

9

Базы данных

в исторических исследованиях

История использования баз данных в исторических исследованиях. Понятие «база данных» в исторических исследованиях. Типология баз данных. Создание и наполнение структуры базы данных. Обзор программного обеспечения. Работа с базой данных. Представление результатов.

10

Методы математической статистики в исторических исследованиях

История использования количественных методов в исторических исследованиях. Квантитативная история. Понятие математической статистики. Массовый источник как основа статистического исследования. Методы статистического исследования. Обзор программного обеспечения. Представление результатов.

11

Моделирование и реконструкция исторических процессов

Историографическая справка. Понятие реконструкции и моделирования исторических процессов. Основания моделирования и реконструкции. Объективность моделирования и реконструкции исторических процессов. Методы и приемы моделирования и реконструкции исторических процессов. Представление результатов.



3. Образовательные технологии


В процессе изучения дисциплины используются, в основном, компьютерные технологии: лекционный курс (используются обзорная лекция, лекция-информация, лекция-визуализация) построен на использовании презентаций, тематических подборок интерактивных ресурсов и программ, по сути своей имеет диалогический характер; лабораторные занятия проводятся в традиционном виде с использованием метода проектирования и в форме, приближенной к занятию исследовательского типа, основаны на применении специализированного и общего программного обеспечения, использовании исторических источников, инструментария для электронного тестирования.


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Основная литература


  1. Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Лазарев В.В. Историческая информатика. Учебное пособие. / Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. - М., 1996.

  2. Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Лазарев В.В., Тихонов А.И. Компьютеризованный статистический анализ для историков. Учебное пособие / Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. - М., 1999.

  3. Бородкин Л.И. Историческая информатика: Этапы развития // Новая и новейшая история, 1997, № 1.

  4. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей) Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Мн., 1998.


4.2. Дополнительная литература


  1. Аникеев И.А. Историческая информатика в России.– Ставрополь,, 1999.

  2. Бородкин Л.И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история, 1998, № 5.

  3. Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Электронные ресурсы в изучении истории России ХХ века. М., 2002. Вымятнин В.М., Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002.

  4. Гарскова И.М. Базы данных: создание и использование. Учебно-методическая разработка к практикуму по курсу "Информатика и математика". Выпуск 1. М., 2005.

  5. Из истории исторической информатики / Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. – Ставрополь, 1997.

  6. Информатика для гуманитариев: Учеб.пособие / Под ред. Л.И.Бородкина и И.М. Гарсковой. –М., 1997.

  7. Информатика: Учебник / Под ред. И.В.Макаровой. – М., 2001.

  8. Информационные технологии для гуманитариев. Учебное пособие / Под ред. В.Л. Акимова, Н.М. Арсентьева, Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. - Москва-Саранск, 1998.

  9. Информационный Бюллетень Ассоциации “История и компьютер”, 1990–2001.


4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


Программное обеспечение

  1. Microsoft Office 2003.

  2. SAS Planet 2010.

  3. Конструктор тестов.

  4. Adobe Acrobat.

  5. Djvu.

  6. Statsoft Statistica.

  7. Abby Fine reader.

  8. Web Page maker.

  9. Gnome.


Интернет-ресурсы

  1. www.history.vspu.ac.ru - Сайт исторического факультета ВГПУ.

  2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - Электронная библиотека исторического факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова.

  3. http://elibrary.karelia.ru/ - Электронная библиотека Республики Карелия.

  4. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm - Отечественная история. Учебные и научные материалы.

  5. http://fershal.narod.ru/ - Российский мемуарий. Электронный архив.

  6. http://historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал. Содержит коллекцию исторических документов.

  7. http://www.idf.ru/almanah.shtml - Россия. ХХ век. Документы.

  8. http://www.kulichki.com/path/persons.html - Личности в истории.

  9. http://www.biografii.com/ - Биографии.

  10. http://incunabula1.narod.ru/temkatrus/antavt.htm - Античные первоисточники:

  11. http://library.greekroman.ru/ - Antiqua. Библиотека античной литературы.

  12. http://www.kyrgyz.ru/ - Центральноазиатский исторический сервер.

  13. http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси.

  14. http://old-rus.narod.ru/ - Антология древнерусской литературы.

  15. http://www.brude.narod.ru/ - История Британии.

  16. http://his95.narod.ru/doc01.htm - Документы (IV век - ноябрь 1916 г.).

  17. http://www.oldgazette.ru/ - Старые газеты.

  18. http://www.ruthenia.ru/sovlit/ - Советская литература.

  19. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

  20. http://nurnbergprozes.narod.ru/ - Электронная версия сборника материалов Нюрнбергского процесса.

  21. http://eroplan.boom.ru/bibl/stalin/stalin.htm - Электронная версия переписки Сталина с главами США и Великобритании (1941-1945).

  22. http://www.rusarchives.ru - Архивы России.

  23. http://garf.narod.ru - ГАРФ.

  24. http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - Полезные коллекции ссылок.


Похожие:

«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»

«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Формирование теоретической и практической профессиональной подготовки к преподаванию физики в общеобразовательных учреждениях
«Воронежский государственный педагогический университет» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница