Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства




Скачать 224.42 Kb.
НазваниеУрок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства
Дата30.08.2012
Размер224.42 Kb.
ТипУрок
1 тема «Общие свойства металлов» (2 часа)

Урок 1.

ТЕМА УРОКА: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства.

НРК. 1. «Роль металлов в развитии региона»

2. «Руды черных и цветных металлов в области, их месторождения»

Место урока в теме: первый урок

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Обеспечить восприятие и осмысление учащимися основных понятий темы «металл как элемент» и «металл как простое вещество», «металлическая связь».

  • Подвести учащихся к осознанию практической значимости металлов в жизни человека:

  • Создать условия для развития умения осознанно работать с источниками информации и с химическими терминами.

Задачи:

Обучающая:

  • создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в п.с.х..э. Д. И. Менделеева, металлической связи, физических свойствах металлов, нахождении в природе и значимости металлов в жизни человека; (в частности нашего региона)

развивающая:

  • способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией.

воспитывающая:

  • содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях,

  • вырабатывать стремление к коллективизму;

  • формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  • понятие металлической связи и металлической решетки;

  • физические свойства металлов;

  • «Роль металлов в развитии региона»

  • «Руды черных и цветных металлов в области, их месторождения»

  • Нахождение металлов в природе и значимость металлов в жизни человека;

Уметь:

  • Давать общую характеристику металлов как элемента по положению в ПС и строению атома;

  • Объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.

Средства обучения:

  • Компьютер,

  • мультимедийное сопровождение,

  • оборудование для лабораторного опыта,

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  • Презентация «Общие свойства металлов»


Ход урока: I. Вводная часть: мотивация и целеполагание.


УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела неорганической химии – химии металлов. Тема нашего урока: «Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства»

Нам также предстоит познакомиться с вопросами НРК. Уместно привести слова Георга Агриколы – ученого 16 века: «Человек не может обойтись без металлов…. Если бы ни металлы, человек влачил бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».

М. В. Ломоносов также посвятил металлам вдохновенные строки:

«Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным. Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны. Металлы отверзают недро земное к плодородию, служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего…. И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может».

I стадия ВЫЗОВ (дотекстовая дискуссия):

2.  Что вы уже знаете об этом?

3.      Чего вы ожидали или испытываете потребность узнать?

4.      Почему вам это нужно знать?

Ребята отвечают на вопросы учителя.

УЧИТЕЛЬ: говорит о положении металлов в ПСХЭ

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны с вами выполнить большую работу по изучению нового материала и приобретению знаний.


УЧИТЕЛЬ: С древних времён по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu). Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», - и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются металлы. (Слайды 1-4)


II. Исполнительная часть.

УЧИТЕЛЬ: Переходим к основной части нашего урока. И попробуем выделить ряд вопросов, которые нужно сегодня изучить на уроке. Ещё раз обращаю ваше внимание на планируемые результаты обучения.

Учащиеся выделяют следующие вопросы:

Вопросы классу:

  1. Нахождение металлов в природе: в свободном состоянии и в виде соединений.

  2. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.

  3. Особенность электронного строения металлов?

  4. Окислительными или восстановительными свойствами обладают металлы?

  5. Типы химической связи, характерный для соединений, в состав которых входят металлы? Виды кристаллических решёток.

  6. Физические свойства металлов. (Слайд)

Выполнение заданий учащиеся выполняют, работая в группах.

В классе создано 5 рабочих групп. Каждая группа получает задание.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 группа.

Нахождение металлов в природе: в свободном состоянии и в виде соединений.

  1. В виде, каких соединений встречаются металлы в природе?

  2. Выпишите на доске формулы природных соединений калия, магния, хрома, цинка.

2 группа.

Положение металлов в псхэ. Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов.

  1. Как располагаются металлы в периодической системе Д. И. Менделеева? Почему?

  2. Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?

3 группа.

Тип химической связи, характерный для металлов? Виды кристаллических решёток.

  1. Какова сущность металлической связи?

  2. Чем отличаются по строению и свойствам кристаллические решетки металлов от ионных и атомных?

4 группа.

Физические свойства металлов.

  1. Объясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи.

  2. Проведение лабораторного опыта по теме: «Физические свойства алюминия» (по инструктивной карточке) (В приложении). Работа проводится в парах.

5 группа:

НРК: 1. «Роль металлов в развитии региона»

2. «Руды черных и цветных металлов в области, их месторождения»

  1. Рудами, каких металлов (черных и цветных) богата наша область? Пользуясь атласом ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, назовите основные их месторождения.

  2. Какую роль играют металлы в развитии региона?


Творческие группы в течение 10 минут работают по своему вопросу.

УЧИТЕЛЬ корректирует выполнение работы, направляет деятельность творческих групп.

III . Оценочно-рефлексивный этап.

Далее начинается обсуждение поставленных вопросов. В ходе данной работы используется мультимедийное сопровождение.

От каждой группы выступают 2-3 человека поочередно, 1 человек выполняет требуемые записи на доске. В процессе выступления очередной группы члены других групп задают вопросы и делают краткие записи в своих тетрадях.

УЧИТЕЛЬ, по мере необходимости, дополняет ответы учащихся, анализирует работу в группах.

ВЫВОДЫ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

УЧИТЕЛЬ:

  1. Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке?

  2. Какие из этих вопросов вам показались наиболее трудными?

  3. Все ли планируемые результаты обучения нами достигнуты?

ОБЩИЙ ВЫВОД ПО ТЕМЕ:

    • Металлов в псхэ гораздо больше неметаллов;

    • Большинство металлов находятся в связанном состоянии, но есть и немногие которые встречаются и в самородном виде (золото, серебро)

    • Атомы металлов имеют в среднем большие по сравнению с атомами неметаллов размеры.

    • Общее в строении атомов всех металлов: на внешнем электронном слое расположено 1-3 электрона.

    • Металлы легко отдают электроны внешнего слоя, так как слабо связаны с ядром и проявляют восстановительные свойства.

Сегодня на уроке я

- узнал…

- учился…

- смог…, потому что …

- у меня не получилось…, потому что…

- дома надо узнать и потренироваться…

Закрепление:


ЗАПОЛНЕНИЕ КРОССВОРДА «МЕТАЛЛЫ»





Ж







1




Е
















2


3







Л






















Е




















































З


































5






















Н

























6



















Ы







7






















Й























































В

























8










9










Е






















10













К













  1. Каким веком в истории человечества сменился каменный век?

  2. Добыча, какого металла лидирует в настоящее время?

  1. Ковкие, пластичные вещества с характерным блеском, способные проводить тепло и электрический ток.

5. Важнейшее свойство металлов изменять свою форму при ударе.

  1. Самый пластичный металл.

  1. Способность проводить электрический ток.

  1. Самый электропроводный металл.

8. Благодаря какому свойству металлическая деталь нам всегда кажется холодной?

10. Характерный внешний вид металлов.

  1. Один из самых блестящих металлов.


IV. ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: читать свои записи в тетрадях;

§ 34., § 35, § 36.

ПРИГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЯ:

  1. ВОПРОС НРК «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов»

  2. «Современные достижения в области создания новых сплавов, их применении в различных отраслях промышленности и хозяйства»

(желающие могут приготовить презентацию)

ПРИЛОЖЕНИЕ.


IV. ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: читать свои записи в тетрадях;

§ 34., § 35, § 36.

ПРИГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЯ:

  1. ВОПРОС НРК «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов»

  2. «Современные достижения в области создания новых сплавов, их применении в различных отраслях промышленности и хозяйства»

(желающие могут приготовить презентацию)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лабораторная работа по теме: «Физические свойства алюминия».

Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам.

Инструктивная карта.

1. Рассмотрите алюминиевую пластинку.

2. Определите агрегатное состояние вещества алюминия.

3. Какого цвета пластинка?

4. Определите, имеет ли блеск данная пластина?

5. Опустите пластинку на ¼ её длины в стакан с горячей водой на 10-15 секунд.

Вытащите пластинку из воды, протрите салфеткой и определите, обладает ли алюминий теплопроводностью?

6. Возьмите в руки алюминиевую фольгу. Определите, обладает ли алюминий пластичностью? Лёгкий ли это металл?

7. Поместите в стакан с холодной водой алюминиевую пластинку, проверните несколько раз. Наблюдается растворение алюминия?

8. Кратко запишите свои наблюдения согласно плану:

- агрегатное состояние,

- цвет,

- блеск,

- теплопроводность,

- пластичность,

- растворимость в воде.

Дополнение учителя:

- легкий металл,  = 2,7 г/см3,

- легкоплавкий металл t0пл = 6600С,

- электропроводен (3-е место по электропроводности).

Хотя алюминий является активным металлом, в воде он не растворяется, так как на его поверхности образуется оксидная плёнка.


Лабораторная работа по теме: «Физические свойства алюминия».

Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам.


Инструктивная карта.

1. Рассмотрите алюминиевую пластинку.

2. Определите агрегатное состояние вещества алюминия.

3. Какого цвета пластинка?

4. Определите, имеет ли блеск данная пластина?

5. Опустите пластинку на ¼ её длины в стакан с горячей водой на 10-15 секунд.

Вытащите пластинку из воды, протрите салфеткой и определите, обладает ли алюминий теплопроводностью?

6. Возьмите в руки алюминиевую фольгу. Определите, обладает ли алюминий пластичностью? Лёгкий ли это металл?

7. Поместите в стакан с холодной водой алюминиевую пластинку, проверните несколько раз. Наблюдается растворение алюминия?

8. Кратко запишите свои наблюдения согласно плану:

- агрегатное состояние,

- цвет,

- блеск,

- теплопроводность,

- пластичность,

- растворимость в воде.

__________________________________________________________________________


Лабораторная работа по теме: «Физические свойства алюминия».

Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам.


Инструктивная карта.

1. Рассмотрите алюминиевую пластинку.

2. Определите агрегатное состояние вещества алюминия.

3. Какого цвета пластинка?

4. Определите, имеет ли блеск данная пластина?

5. Опустите пластинку на ¼ её длины в стакан с горячей водой на 10-15 секунд.

Вытащите пластинку из воды, протрите салфеткой и определите, обладает ли алюминий теплопроводностью?

6. Возьмите в руки алюминиевую фольгу. Определите, обладает ли алюминий пластичностью? Лёгкий ли это металл?

7. Поместите в стакан с холодной водой алюминиевую пластинку, проверните несколько раз. Наблюдается растворение алюминия?

8. Кратко запишите свои наблюдения согласно плану:

- агрегатное состояние,

- цвет,

- блеск,

- теплопроводность,

- пластичность,

- растворимость в воде.


Дополнение учителя:

- легкий металл,  = 2,7 г/см3,

- легкоплавкий металл t0пл = 6600С,

- электропроводен (3-е место по электропроводности).

Хотя алюминий является активным металлом, в воде он не растворяется, так как на его поверхности образуется оксидная плёнка.


1 группа. Копырин Саша

ВОПРОС: Нахождение металлов в природе: в свободном состоянии и в виде соединений.

Выполните задание:

  1. Познакомьтесь из § 35 со статьёй «Нахождение металлов в природе», стр. 104 – 105.

  2. Назовите самые распространенные металлы.

  1. В виде, каких соединений встречаются металлы в природе?

  2. Выпишите на доске формулы природных соединений калия, магния, хрома, цинка.



2 группа. Пискунова Лена

ВОПРОС: Положение металлов в псхэ. Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Выполните задание:

Познакомьтесь с § 34 «Положение металлов в псхэ. Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов».

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  1. Как располагаются металлы в периодической системе Д. И. Менделеева? Почему?

  2. Чем отличается строение атомов металлов от атомов неметаллов?


3 группа. Суворова Юля.

ВОПРОС: Тип химической связи, характерный для металлов. Виды кристаллических решёток.

Выполните задание:

Познакомьтесь с § 34 «Положение металлов в псхэ. Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов». Найдите в нём принцип образования металлической связи. Прочитайте о кристаллических решетках металлов.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  1. Какова сущность металлической связи?

  2. Чем по строению и свойствам отличаются кристаллические решетки металлов от ионных и атомных?


4 группа. Горб Даша

ВОПРОС: Физические свойства металлов.

Выполните задание:

Познакомьтесь с § 36 «Физические свойства металлов»

Прочитайте про физические свойства металлов:

    • металлический блеск

    • электрическую проводимость

    • теплопроводность

    • ковкость

    • пластичность

    • плотность

    • твёрдость

    • температуру плавления


ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  1. Каковы общие физические свойства?

  1. Поясните физические свойства металлов, основываясь на представлениях о металлической связи.

  2. Приведите примеры:

  1. легких и тяжелых металлов;

  2. Мягких и твёрдых металлов;

  3. Легкоплавких и тугоплавких металлов.

5. Проведение опыта по сравнению теплопроводности различных металлов: серебра, алюминия, железа.

6. Проведение лабораторного опыта по теме: «Физические свойства алюминия» (по инструктивной карточке) (В приложении). Работа проводится в парах.


5 группа: Резниченко Катя

ВОПРОС:

НРК: 1. «Роль металлов в развитии региона»

2. «Руды черных и цветных металлов в области, их месторождения»

Выполните задание:

Пользуясь дополнительной литературой и атласом ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ответьте на вопросы:

  1. Рудами, каких металлов (черных и цветных) богата наша область? Назовите основные их месторождения.

  2. Какую роль играют металлы в развитии региона?




1

Копырин Саша



















2

Власов Сергей










Андреев Женя







3

Усова Вика










Громова Настя







4

Белобаба Валя










Захаров Ваня







5

Пискунова Лена










Исламов Амил







6

Щипунова Таня










Есин Ваня







7

Зайнетдинов Илья










Колодяжная Марина







8

Сиверин Саша










Мороз Люба







9

Суворова Юля










Масленникова Маша







10

Пермяков Костя










Канашина Лена







11

Ярош Света

Киселёва Света










Копырин Стёпа







12

Османова Илгама










Кутвицкий Влад







13

Горб Даша










Рахимов Женя







14

Шнуряева Даша










Святченко Илья







15

Магеррамов Алмамед










Хвостик Женя







16

Лысенко Андрей










Першанина Юля







17

Резниченко Катя










Парфенова Настя







18

Хисматуллин Ринат










Шахмарданова Эльяна







19

Хатынова Яна










Хонякин Дима







20

Оленина Сабина



















21






















22






















23








































































Сегодня на уроке я

- узнал…

- учился…

- смог…, потому что …

- у меня не получилось…, потому что…

- дома надо узнать и потренироваться…


Сегодня на уроке я

- узнал…

- учился…

- смог…, потому что …

- у меня не получилось…, потому что…

- дома надо узнать и потренироваться…


Сегодня на уроке я

- узнал…

- учился…

- смог…, потому что …

- у меня не получилось…, потому что…

- дома надо узнать и потренироваться…


Сегодня на уроке я

- узнал…

- учился…

- смог…, потому что …

- у меня не получилось…, потому что…

- дома надо узнать и потренироваться…


Сегодня на уроке я

- узнал…

- учился…

- смог…, потому что …

- у меня не получилось…, потому что…

- дома надо узнать и потренироваться…

Похожие:

Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconЗакон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера
Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов (на примере натрия, алюминия)....
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconРазработка урока на тему: «Мир металлов»
Рассмотреть положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения их атомов
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconУрок химии в 9 классе. Тема урока: «сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы»
Цель урока: Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы,...
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconУрок по химии в 9 классе по теме
Общая характеристика металлов. Особенности строения металлов. Физические свойства металлов. Сплавы
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconТеоретические вопросы: Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов
Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconРеферат по химии на тему
Положение неметаллических элементов в периодической системе химических элементов. Нахождение в природе. Общие химический и физические...
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconПлан урока в 9 классе по теме «Характеристика щелочных металлов»
Цель: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие...
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconМетодическая разработка урока химии в 9 классе в условиях реализации перехода
Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства...
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconИ номер урока в теме
Цель урока: Дать общую характеристику металлам первой группы главной подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Рассмотреть...
Урок тема урока: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Физические свойства iconУрок по химии Тема: «Атомы химических элементов»
Цель: применять полученные знания и умения о строении атомов химических элементов, на основании положения их в периодической системе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница