Скачать 92.57 Kb.
|
Введение Данные методические рекомендации предназначены для юридических лиц осуществляющих производство продукции, работы и услуги. С учетом того, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии (СЗМ, сфера государственного метрологического надзора), могут использоваться для внутрипроизводственных и технологических задач, решение по отнесению их к СЗМ должно приниматься самим пользователем. Правильность отнесения средств измерений к СЗМ контролируется при проведении государственного метрологического надзора. Критерии отнесения средств измерений к СЗМ Независимо от того отнесено ли средство измерений его пользователем к СЗМ, оно должно проходить метрологический контроль в целях выполнения требований законодательства по обеспечению единства измерений. Основным критерием отнесения средств измерений к СЗМ является их использование при:
Комментарий: торговые весы на рынке или в магазине для отпуска товара конечному потребителю, однозначно применяются в СЗМ и метрологический контроль проходят в организациях государственной метрологической службы. Торговые весы, используемые на производстве для межоперационного контроля и внутреннего учета, не входят в СЗМ и могут поверяться/калиброваться владельцем или иными юридическими лицами, при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал, для иных юридических лиц – аккредитация). Дозаторы, используемые для конечной фасовки продукции, относятся к СЗМ, однако их применение в данном качестве не рекомендуется, поскольку дозаторы требуют постоянной настройки, что связано с нарушением первичной поверки или калибровки и вызовом метролога ГМС для проведения повторного метрологического контроля. В данном случае для взвешивания готовой продукции рекомендуется использовать весы, прошедшие поверку в ГМС. Дозаторы и мерные кувшины для заливки моторного масла в двигатель и иные агрегаты транспортных средств, машин, механизмов и оборудования на СТО не попадают в СЗМ, поскольку клиент СТО платит за услугу – замена масла и исполнитель контролирует достаточность залитого масла по штатным индикаторам, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Отдельные средства измерений и системы не включаются в СЗМ ввиду отсутствия на текущий момент методов их метрологического контроля, например, системы GPS слежения за транспортными средствами и, следовательно, используются в качестве индикаторов. Индикаторы не обеспечивают единства измерений, поэтому не могут использоваться для измерительных задач, предполагающих оценку результатов измерений и дальнейшего их использования при принятии решений. Одометр, как правило, совмещенный со спидометром, может выступать в качестве средства измерений, используемого для целей учета ГСМ. Однако это утверждение правомерно, если одометр поверяется в составе измерительной системы: первичный датчик считывания импульсов в моторной части автомобиля, непосредственно сам одометр и колесная база. В противном случае в результатах измерения пройденного расстояния не учитываются возможные погрешности работы первичного преобразователя, а также возможное мошенничество с электронной шиной или механическим приводом одометра. Например, в современных тахографах не используется штатная система считывания импульсов с коробки передач, а устанавливается отдельный датчик считывания импульсов с кардана, который участвует в калибровке тахографа, также учитывающей особенностей колесной базы конкретного транспортного средства.
Комментарий: Средства измерений, использующиеся для контроля параметров окружающей среды, чистоты сточных вод, загрязнения почв и т.п. в результате хозяйственной деятельности юридических лиц.
Комментарий: средства измерений для определения количественных характеристик товара, на основании результатов которых начисляются таможенные пошлины, а также средства измерений по учету материальных ценностей (драгоценные металлы, и камни), попадают в СЗМ. Это же относится к учету лома цветных металлов, т.е. определению его чистоты и массы.
Комментарий: Лабораторные весы, используемые аккредитованной лабораторией или аналитической лабораторией учреждения здравоохранения не попадают в СЗМ, поскольку с их помощью выполняются «технологические» измерения. Такие весы могут быть калиброваны на максимально возможную точность для уменьшения неопределенности результата конечных измерений. Весы для измерения массы тела не относятся к СЗМ, поскольку напрямую не обеспечивают охрану здоровья. Средства измерений для скринингового (предварительного) анализа не попадают в СЗМ, поскольку выполняют роль индикатора, указывающего на необходимость более точных исследований. Средства измерений, используемые как дополнение к основным средствам контроля безопасности не относятся к СЗМ. Например, манометр с внешним интерфейсом, позволяющим включать его в систему автоматического аварийного отключения или регулирования попадает в СЗМ, как и электроконтактный манометр, выполняющий роль устройства защитного отключения. Иные манометры, не являющиеся частью автоматизированной системы аварийного отключения, не попадают в СЗМ. Спидометр автотранспорта не относится к СЗМ, поскольку является индикатором скорости. Шинные манометры, установленные на АЗС и СТО не относятся к СЗМ, поскольку выполняют «технологические» измерения, результаты которых без учета состояния колеса не имеют существенного значения для обеспечения безопасности.
Комментарий: Стенды технической диагностики транспортных средств и газоанализаторы однозначно попадают в СЗМ. Шинные манометры, которые должны использоваться для контроля давления в шинах перед заездом автомобиля на стенд проверки тормозов, выполняют «технологические» измерения и не попадают в СЗМ. Средства измерений, результаты которых непосредственно включаются в документы, подтверждающие соответствие характеристик транспорта установленным, попадают в СЗМ.
См. комментарий к п.4.
Комментарий: Средства измерений, результаты которых непосредственно включаются в официальные заключения юридических лиц, попадают в СЗМ.
Комментарий: Средства измерений, результаты которых официально фиксируются и доводятся до сведения юридических лиц в реальном режиме времени, а также являются исходной информацией для обеспечения безопасности движения, осуществления производственной деятельности (также п.4), воссоздания условий предшествующих аварийным ситуациям и т.п., попадают в СЗМ. Средства измерений, используемые для долговременных прогнозов, не относятся к СЗМ, поскольку достоверность получаемых результатов не имеют существенного значения в связи со случайными изменениями погоды.
Комментарий: Средства измерений длительности телефонных соединений, весы для определения стоимости посылок.
Комментарий: распространяется на средства измерений, применяемые при испытаниях и контроле, проводимых на соответствие нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"), поскольку термин "законодательство" подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль, выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями в целях сертификации продукции попадают под действие статьи 16. Испытания и контроль продукции на производстве, как правило, осуществляются по техническим нормативным правовым актам – ТНПА и, соответственно, применяемые для этого средства измерений не попадают в СЗМ. Если НПА содержит ссылку на ТНПА, то измерения, выполняемые в рамках данного ТНПА, автоматически попадают в СЗМ.
Комментарий: Имеются в виду экспертизы, предполагающие выдачу официальных заключений, имеющих юридическую силу. При проведении экспертиз в СЗМ попадают средства измерений, результаты измерений которого напрямую указываются в официальных заключениях и протоколах к ним.
Комментарий: средства измерений, в частности исходные и рабочие эталоны ВС, попадают в СЗМ.
Комментарий: см. комментарий к п.2.
Комментарий: см. комментарий к п.4. Средства измерений для контроля условий труда, используемые различными контролирующими органами попадают в СЗМ. Газоанализаторы и сигнализаторы газа (взрывоопасного, вредного, ядовитого и т.п.) в местах выполнения работ (производственных помещения, шахтах и т.п.);
Комментарий: Средства измерений применяемые при экспертизе правильности выполнения метрологического контроля. Как правило, такими средствами измерений являются исходные и национальные эталоны, а также носимые рабочие эталоны.
Комментарий: Поверка и калибровка различных эталонов. Метрологический контроль средств измерений, аттестация/калибровка испытательного оборудования.
Комментарий: см. комментарий к п.4 и п.11. Здесь имеются в виду испытания в аккредитованной лаборатории.
Комментарий: см. комментарий к п. 4 и п.11.
Комментарий: Данное требование не имеет отношения к метрологии. Однако подлежит контролю со стороны государства (например, в Беларуси данная работа по решению Госстандарта осуществляется государственным институтом по стандартизации и сертификации).
Комментарий: Все средства измерений, используемые в судействе, результаты измерений которых напрямую указываются в протоколах, на основании которых принимаются официальные решения об установлении спортивных рекордов попадают в СЗМ. В СЗМ не попадают средства измерений, используемые в целях регистрации результатов неофициальных соревнований и учебных спортивных программ. Дополнительные критерии и подходы Если рассматриваемое средство измерений попадает в одну из вышеуказанных областей, следует провести анализ:
Комментарий: При отнесении средства измерений к СЗМ, следует проверить наличие прямых указаний нормативно-правовых актов и технических нормативно-правовых актов (регламентов) и др. на поверку этих средств измерений в органах Государственной метрологической службы (ГМС). Такое требование подразумевает применение СИ в СЗМ и его вывод из СЗМ возможен только после изменения соответствующих требований НПА и ТНПА. Например, Постановление Минсельхозпрода требует проведения поверки в ГМС термометров на обощехранилищах. В данном случае контроль температуры является технологической операцией, не попадающей ни в одну из областей СЗМ, и поверку могли бы делать иные юридические лица.
Комментарий: Как правило, на опасных технологических объектах (см. области 4, 6, 14) предусмотрены дублирующие схемотехнические решения, обеспечивающие безопасность с вероятностью 99,9%. Например, в водонагревательных котлах наряду с манометрами установлены предохранительные клапаны давления. В таком случае п. 4, 6, 14 обеспечиваются именно клапанами, которые проходят отдельную проверку, а манометры выполняют второстепенную роль - контроля изменения температуры и могут быть выведены из СЗМ. Показывающие манометры также могут быть выведены из СЗМ
Комментарий: Средство измерений, например, датчик вибрации, термопара, датчик давления и т.п., предназначенные для контроля критических нагрузок (см. области 4, 6, 14) установлены в таком месте технологического оборудования, которое не позволяет провести его метрологический контроль. В данном случае необходимо определиться, есть ли на оборудовании а) средства измерений, дублирующие указанные функции и обеспечивающие безопасность технологического оборудования в целом. Например, на узле подшипника парогенератора установлен пирометр или накладной термопреобразователь, позволяющий проводить корреляцию значений температуры, регистрируемой недоступной для снятия термопары и генерировать управляющий сигнал. В некоторых случаях б) возможно проведение внешнего периодического контроля условий эксплуатации технологического оборудования. В указанных случаях средства измерений, установленные в труднодоступных местах могут быть исключены из перечня, подлежащего контролю в сфере законодательной метрологии. |
![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний: основ метрологического обеспечения на производстве и железнодорожном... | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний: основ метрологического обеспечения на производстве и железнодорожном... |
![]() | Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого контроля (надзора) Организация и проведение государственного контроля и надзора в сфере оказания медицинской помощи | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и удовлетворяет требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки инженера путей сообщения по специальностям: 190401. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний: основ метрологического обеспечения на производстве и железнодорожном... |
![]() | Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере лесных отношений на территории Тамбовской области в 2011 году Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности | ![]() | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого... |
![]() | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого... | ![]() | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого... |
![]() | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого... | ![]() | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого... |