
Учебно-методический комплекс дисциплины
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
Для студентов факультета журналистики
Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2009 УТВЕРЖДЕНО кафедрой теории и практики периодической печати
С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С.А. Шомова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 9 с.
Подготовлен на факультете журналистики.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
© Шомова С.А., 2009
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины Проблемы, связанные с этическим нормированием профессиональной журналистской деятельности, относятся к числу наиболее часто исследуемых в западном мире и при этом недостаточно осмысленных в отечественной науке. Сегодня, когда расставляемые акценты все больше зависят от индивидуального морального выбора каждого профессионала и тем самым многократно повышается ответственность журналиста за сказанное им слово, журналистская этика становится одной их самых актуальных дисциплин в ряду предметов, изучаемых студентами факультетов журналистики. Целью предлагаемой дисциплины является изучение основных закономерностей, принципов, функций и норм профессиональной деятельности современного журналиста с точки зрения ее морально-этического регулирования. Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом: осмысление нравственного сознания журналиста как морально-этического регулятора его профессиональной деятельности; знакомство с основными кодексами журналисткой чести, созданными в западной и отечественной практике; анализ ведущих морально-этических проблем, связанных с профессиональной журналистской деятельностью. Темы дисциплины излагаются студентам в традиционной для классической высшей школы лекционной и семинарской методике преподавания, что не исключает использования самых современных активных форм обучения – деловых игр, дискуссий, тренингов.
ПРОГРАММА Тема 1. Журналистская этика: сущность, функции, проблемы Лекция, 2 часа Мораль и ее место в обществе. Соотношение терминов «этика», «мораль» и «нравственность». Краткий исторический экскурс по проблемам развития норм морали и нравственности. Профессиональная мораль, ее специфика и функции. Становление профессиональной этики журналиста. Факторы развития и специфические нормы журналистской этики. Основные функции, принципы и категории журналистской этики. Тема 2. Кодексы профессиональной этики журналиста Лекция, 2 часа Понятие о журналистском кодексе чести. Причины появления и специфика первых журналистских кодексов. «Каноны журнализма» (США, 1923 год). Этапы движения международной журналистской этической мысли. Основные западные и международные кодексы профессиональной этики. Решение проблем этического нормирования журналистского труда в отечественной практике. «Плюсы» и «минусы» Кодексов профессиональной этики журналиста 1991 и 1994 годов, их содержание и структура. «Неофициальные» российские кодексы: «Московская хартия журналистов», «Нравственные принципы тележурналистики» и другие. Проблемы и дискуссии по поводу нормативного творчества в области профессиональной журналистской этики. Тема 3. Нравственное сознание журналиста и его позиция Категории журналистской этики Семинар, 4 часа Вопросы для обсуждения Нравственное сознание как форма общественного сознания. Основные категории журналистской этики: профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная совесть, профессиональные авторитет и другие. Ситуация морального выбора в журналистике. Моральная саморегуляция поведения журналиста (мотивация, оценка, самоконтроль). Этична ли журналистика как сфера деятельности? Помимо повторения и закрепления теоретического материала, семинар включает в себя ряд тренингов и практических заданий. Гносеологический тренинг: анализ составляющих частей профессионального сознания журналиста (можно ли в определенных процентных соотношениях обнаружить в сознании журналиста все разновидности общественного сознания – политическое, религиозное, научное, эстетическое, обыденное и др.). Работа по группам с карточками: самостоятельная выработка определений категорий журналистской этики и сопоставительный анализ их по отношению к категориям других профессиональных этик. Практическое задание: построение иерархии мотивов журналиста, пишущего на определенные темы. Дискуссия: этична ли журналистика как вид деятельности. Разбор конкретных ситуаций. Литература Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003. Дэннис Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000. Словарь по этике. – М., 1989. Тема 4. Соотношение морально-этической и правовой ответственности журналиста Лекция, 2 часа Понятие о нормах и критериях морально-этической и правовой ответственности журналиста. Общее и специфическое в этих видах ответственности. Проблемы развития российского законодательства в области средств массовой информации. Формы нравственно-этического регулирования и моральной ответственности в деятельности журналиста. Этика и право в судебных делах в области средств массовой информации. Проблема чести и достоинства в журналисткой практике: этические и правовые аспекты. Литература Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. – М., 1997. Честь, достоинство и репутация. – М., 1998. Словарь по этике. – М., 1989. Тема 5. Рыночные отношения и моральные ценности журналиста Лекция, семинар, 4 часа Информация как товар (специфика рыночных отношений в сфере массовых информационных процессов). Пределы бизнеса в журналистике. Типология средств массовой информации в условиях российского рынка. Рынок и гражданская позиция издания. Коммерциализация СМИ как один из факторов развития постсоветской прессы. Проблема морального регулирования журналистской деятельности при рыночных отношениях. СМИ и рынок: стратегия выживания. Семинар по теме: Скрытая реклама как этическая проблема российской журналистики Вопросы для обсуждения Реклама и рынок. Этика рекламной деятельности в СМИ. Понятие скрытой рекламы, ее формы, разновидности и приемы. Проблема рекламы и редакционная независимость в условиях рынка. Теоретический материал: что, согласно законодательству РФ и общепринятым этическим нормам, может считаться недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной и косвенной рекламой? Тренинги: продумать критерии, по которым могла бы определяться скрытая или косвенная реклама («джинса»); проанализировать материалы в СМИ на предмет содержания в них скрытой рекламы. Дискуссионный элемент занятия: спонсорство, меценатство, различные формы вознаграждения журналистов – возможно ли принимать их, сохраняя индивидуальную независимость? Литература Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999. Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. – М., 1997. Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004. Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995. Средства массовой информации в современном обществе. – М., 1995. – Гл.: Коммерциализация прессы. Федеральный закон «О рекламе» 2006 г. Тема 6. Свобода слова и печати: нравственный и правовой аспекты. Лекция, 2 часа Понятия гласности и свободы печати в современной журналистике. Правовые и нравственные границы гласности. Регуляторы свободы печати: внешние и внутренние. Основные «табу» журналистской деятельности: государственная тайна, тайна личной и семейной жизни, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна переписки, тайна следствия и дознания и т. д. Основные морально-этические проблемы, связанные со свободой печати и злоупотреблениями ею. Тема 7. Журналист в редакционном коллективе. Этика взаимоотношений Лекция, 2 часа Редакционный коллектив как социально-психологическая структура. Специфика творческих коллективов. Формирование и укрепление коллектива редакции, способы создания творческой атмосферы. Соревнование и конкуренция в редакции. Сотрудничество, доминирование и соперничество как основные виды взаимодействия в творческом коллективе. Этические проблемы редакционных взаимоотношений. Тема 8. Этика взаимоотношений учредителя, издателя, главного редактора и журналистского коллектива Моральная и правовая ответственность журналистского коллектива-учредителя Лекция, 2 часа Правовой статус редакции, главного редактора, учредителя и издателя. Комплекс правовых взаимоотношений и этических норм, объединяющих взаимодействие в «четырехугольнике». Западный опыт регулирования данного взаимодействия и соответствующая отечественная практика. Основные проблемы, связанные с функционированием «четырехугольника». Моральная и правовая ответственность журналистского коллектива-учредителя перед обществом, аудиторией и членами редакции. Проблемы служебной этики и субординации в отношениях между членами редакционного коллектива. Журналист в роли редактора. Специфика профессионально-этических взаимоотношений «редактор-автор». Основные нормы взаимодействия редактора и автора материала. Права и обязанности редактора в процессе правки материала. Этика редактирования: западный опыт и отечественная практика. Узел морально-правовых проблем, связанных с работой редактора. Тема 9. Этические нормы в работе журналиста над материалом. Лекция, семинар, 4 часа Морально-нравственные проблемы выбора темы. Этика сбора информации и работы с информантами. Этика творческой обработки и изложения материала. Проблемы соотношения факта и домысла в процессе создания журналистского текста. Материал опубликован – что дальше? Основные этические сложности, возникающие в процессе работы над материалом. Семинар по теме: Морально-нравственные коллизии журналистского творчества Вопросы для обсуждения Этапы журналистского творчества. Основные морально-этические проблемы, возникающие на различных этапах этого творчества. Профессионально-нравственные нормы, направляющие поведение журналиста в процессе создания материала. Этические нормы журналистского общения. В течение семинара студентам предлагается выполнение практических заданий, связанных с профессионально-нравственными отношениями в группах: «журналист-информант», «журналист-герой материала», «журналист-власть» и др. Весь семинар в целом представляет собой тренаж навыков общения и творчества, владение которыми является необходимым для журналиста-профессионала. Литература к семинару Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997. Делай, что должно… – Тольятти, 2004. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000. Юрков А.А. Этика журналистского творчества. – М., 2003. Тема 10. Моральная ответственность журналиста за достоверность собственных выступлений Лекция, 2 часа Проблема достоверности в журналистском творчестве. Правдивость, достоверность, истинность изложения в журналистике как понятия и профессионально-этические требования. Основные причины нарушения принципа достоверности в современной журналистике. Формы нарушения принципа достоверности. Проблема манипуляции в журналистском творчестве. Тема 11. Журналист и источники информации Лекция, 2 часа Источники информации как объект нравственного отношения репортера. Правовые аспекты проблемы «журналист-источник информации». Анонимные источники в журналистике: западная практика решения вопроса и отечественный опыт. Этические грани выбора источников (использование экспертов, мнения близких журналисту людей и другие проблемы). Допустимые и недопустимые методы получения информации журналистом. Методы «маски», «смены профессии» и другие возможности анонимных действий журналиста. Правовые и этические аспекты применения эксперимента, скрытой камеры и других «спорных» методов получения информации.
ВОПРОСЫ для подготовки К ЭКЗАМЕНУ 1. Сущность профессиональной этики журналиста. 2. Кодексы профессиональной этики журналиста: структура и принципы. 3. Современные российские кодексы журналистской этики. 4. Социальная ответственность журналиста. 5. Социальные ценности журналиста. 6. Нравственное сознание журналиста. Иерархия нравственных ценностей. 7. Этические нормы в работе журналиста над материалом. 8. Свобода печати: моральный и правовой аспекты. 9. Соотношение морально-этической и правовой ответственности журналиста. 10. Влияние рыночных отношений на моральные ориентиры и ценности журналиста. 11. Влияние идеологических, политических, религиозных взглядов журналиста на становление его профессиональной морали. 12. Журналист и источники информации. Профессиональная тайна, конфиденциальность информации и моральная ответственность журналиста. 13. Допустимые и недопустимые методы получения информации. 14. Проблема доступа к информации. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации. 15. Этика делового общения в журналистике. 16. Этика ведения беседы и интервью. 17. Журналист и герой публикации: этика взаимоотношений. 18. Моральная ответственность журналиста за достоверность своих выступлений. 19. Проблема чести и достоинства личности в журналистской практике. 20. Этика поведения журналиста в экстремальной ситуации. 21. Проблема объективности в журналистском освещении конфликтных ситуаций. 22. Этика взаимоотношений в журналистском коллективе. 23. Служебная этика журналиста. Соотношение служебной этики и профессиональной морали в журналистике. 24. Этика взаимоотношения учредителя, издателя, редактора и журналистского коллектива. 25. Этика отношений редактора и автора. 26. Этические нормы использования технических средств в журналистике. 27. Скрытая реклама как этическая проблема современной журналистики.
ЛИТЕРАТУРА Основная
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003. Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. Делай, что должно… – Тольятти, 2004. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999. Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск, 2004. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000. Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М., 1998. Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 1999. Юрков А.А. Этика журналистского творчества. – М., 2003.
Дополнительная
Багерстам Э. Свобода печати в демократическом обществе: настольная книга по этике прессы. – Тарту, 1992. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. – М., 1993. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 1996. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. – М., 1996. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997. Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. – М., 1997. Короченский А.А. Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт). – Ростов н/Д, 1999. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики (Опыт этического кодекса). – М., 1994. Муратов С.А. Телевидение – эволюция нетерпимости (История и конфликты этических представлений). – М., 2000. Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004. Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996. Словарь по этике. – М., 1989. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. – М., 1980. Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте. – М., 1998. |