Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми




Скачать 267.99 Kb.
НазваниеУчебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми
страница1/3
Дата22.11.2012
Размер267.99 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


дисциплины


ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ СМИ


Менеджмент СМИ. Программа учебной дисциплины факультета журналистики / Автор-составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати Валерий Михайлович Амиров. Екатеринбург, 2006 – 29 страниц.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Практика показывает, что изучение и анализ достаточно противоречивых тенденций развития современного информационного рынка необходимо осуществлять с учетом результатов экономических, социологических и маркетинговых исследований, посвященных проблематике развития медиаиндустрии в целом и медийного сектора как части развивающейся российской экономики. Поэтому программа имеет междисциплинарный характер и сопряжена с программами по журналистике, маркетингу, рекламному делу, социальной психологии, PR и другим дисциплинам. Кроме того, курс опирается на зарубежные исследования в области менеджмента средств массовой информации, что позволяет учить студентов на опыте развитых зарубежных медийных рынков.

Усвоение содержания курса предполагает также большую самостоятельную работу студентов: ознакомление с текстами первоисточников и рекомендованной дополнительной литературой, написание на основе этого ежемесячных эссе и выполнение ряда других контрольных заданий, в том числе непосредственно в ходе лекций. Тему для итогового реферата студент выбирает из нижеизложенной программы курса. Кроме того, в рамках курса предусмотрена организация экспресс-форматов деловых игр по основным проблемам медиаэкономики: «Я основываю свое СМИ», «Пишем бизнес-план», «Регистрируем свою газету», «Как организовать рекламу своего журнала» и ряда других (выбор по желанию студентов). Помощь в освоении курса, особенно при заочной и дистанционной форме обучения, может оказать и системное выполнение тестовых заданий.

Опыт последних лет свидетельствует, что лишь соединение теоретического подхода с практическими занятиями, в процессе которых обучающиеся выполняют индивидуально-творческие, а также тренировочные и тестовые задания, позволяющие им точнее определить свои способности и возможности, познакомиться с методиками развития необходимых практических навыков и т.д., позволяют добиться определенной эффективности занятий. Все это в конечном итоге определяет допуск или не допуск студента к курсовому теоретическому экзамену и итоговую оценку его учебного труда.

Курс можно считать освоенным, если студент имеет системное представление об основных механизмах функционирования информационного рынка, экономических основах повседневной работы средств массовой информации и стратегии их экономического развития, способен к выполнению работы в качестве менеджера СМИ.

Другую информацию по вопросам организации лекционных, практических и дополнительных занятий студенты получают на лекциях и консультациях.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Журналистика и экономический фактор. Закономерности формирования и развития информационного рынка.

Социально-экономические факторы развития мировой и российской медиаиндустрии. Журналистская информация как товар. Параметры информационного богатства рынка. Особенности производства журналистской информации и формы представления ее на рынок. Закономерности формирования журналистского рынка. Аспекты и структура информационного рынка. Инвестиционные возможности на информационном рынке. Рынок идей, материалов, технических и людских ресурсов для производства СМИ. Сегменты информационного рынка и позиционирование СМИ на информационном рынке. Типология СМИ, присутствующих на информационном рынке. Общественно-политические, информационно-рекламные, рекламные, развлекательные, нишевые, корпоративные СМИ. Спрос и предложение на медиарынке. Рынок покупателей информации.

Современные тенденции развития газетно-журнального рынка (таблоидизация, бесплатные газеты и т.д.). Экономические особенности журнальной индустрии. Национальные особенности российского рынка прессы. Механизмы государственного вмешательства в экономику прессы.


Тема 2. Правовые и экономические формы организации информационного бизнеса. Проблемы собственности, экономические взаимоотношения в информационном бизнесе.


Предпосылки основания периодического издания. Правовые предпосылки. Требования закона РФ «О средствах массовой информации» по регистрации средства массовой информации. Правовые отношения учредителя, издателя, редакции, владельца. Экономические предпосылки. Финансовые, материальные, информационные ресурсы, ресурсы рабочей силы. База распространения. Проблемы собственности в медиабизнесе. Формы собственности. Редакция – государственное (муниципальное учреждение), автономная некоммерческая организация, общество с ограниченной ответственностью (ООО), ОДО (общество с дополнительной ответственностью), АО (акционерное общество), закрытое акционерное общество (ЗАО). Иные формы собственности. Тенденции концентрации собственности в медиаиндустрии зарубежных государств и России. Создание издательско-производственных объединений (ИПО). Российский капитал на информационном рынке. Пути проникновения иностранного капитала на российский информационный рынок.


Тема 3. Основы редакционно-издательского маркетинга.


Специфика и функции редакционно-издательского маркетинга. Изучение рынка периодических изданий. Сегментация рынка СМИ. Позиционирование издания в избранном рыночном сегменте. Вертикальные и горизонтальные рыночные ниши. Исследование рынка потребителей информации. Продвижение средства массовой информации на рынке. Конкурентная борьба на информационном рынке. Изучение конкурентных изданий: монополии и олигополии. Планирование маркетинга. Общий и частный маркетинговый прогноз. Планирование газетной кампании. Методы маркетинга: социологические исследования, анкетирование, читательские конференции и «круглые столы», редакционная почта, праздники и фестивали газет.

Структура службы маркетинга. Бюджет маркетинга


Тема 4. Финансовая политика редакции СМИ


Уставный фонд. Основные и оборотные фонды. Стартовый капитал. Формы финансовой поддержки периодического издания: дотация, спонсирование, льготы, предоставляемые законом о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ.

Бюджет печатного периодического издания. Структура бюджета и баланса. Расходная часть бюджета. Общередакционные расходы (выплаты по фонду оплаты труда, фонду материального поощрения, фонду социального развития, командировочные расходы, бюджет маркетинга и т.д.). Издательские расходы.

Доходная часть бюджета. Выручка от реализации тиража. Определение оптимального тиража и его структуры. Подписка и розница. Основные методы стимулирования подписки и розницы. Рекламная политика редакции: универсальный и специализированный подход к публикации рекламы. Договорная компания и рекламные опционы. Система скидок, поощряющая постоянных клиентов. Виды рекламных продуктов: полоса, разворот, «накидка», обложка и т.д. Спонсоринг. Открытая и скрытая реклама. Публикация частных объявлений. Издательская деятельность редакции. Возможности по изданию приложений и библиотечек, увеличивающих консолидированный бюджет издания. Коммерческая деятельность редакции, создание профильных и непрофильных подразделений редакции.


Тема 5. Финансовые инструменты менеджмента. Ценовая политика редакции

Менеджмент привлечения заемных средств. Менеджмент размещения свободных средств. Инвестменеджмент. Эмиссия, менеджмент капитала. Другие финансовые инструменты (траст, факторинг, лизинг, страхование, офшоры, банкротство). Направления ценовой политики и выбор оптимальных цен. Сбытовая ценовая политика и выбор оптимальной цены номера. Методика определения отпускной и каталожной цены. Региональные и зональные цены. Цена за внедрение нового товара на рынок. Эластичная и скользящая цена. Престижная цена. Психологическая цена. Свободная и оптовая цена. Оптимальная цена рекламы. Наценки, скидки и комиссионные. Ценовая политика в процессе производства издания. Методы снижения затрат в процессе производства издания. Ценовая политика в процессе приобретения рабочей силы. Рыночная цена труда сотрудников СМИ.


Тема 6. Бизнес-план редакции, телекомпании и информационного агентства.

Принципы составления бюджета редакции. Структура бюджета средства массовой информации. Общередакционные расходы. Фонд оплаты труда штатных и нештатных работников. Фонд материального поощрения. Фонд социального развития. Оплата услуг связи. Командировочные расходы. Приобретение расходных материалов. Аренда помещений, мебели, техники. Страхование здания и имущества редакции. Содержание помещений. Текущий ремонт и амортизационные расходы. Транспортные расходы. Подписка на газеты и журналы. Рассылка обязательных экземпляров. Бюджет маркетинга. Отчисления издателю. Отчисления в федеральный и местный бюджеты (налоги). Отчисления по соцстраху. Страхование жизни журналистов. Отчисления в журфонд. Расходы на реализацию проекта выпуска приложения. Издательские и производственные расходы. Гонорары творческим сотрудникам и внередакционным авторам. Стоимость бумаги. Типографские расходы. Распространение газеты. Приобретение информации и иллюстраций. Доходы: реализация тиража газеты, публикация рекламы и частных объявлений, коммерческая деятельность (примеры коммерческой деятельности редакции), продажа (аренда) полос газеты, дивиденды.

Балансовая и чистая прибыль.

Особенности бюджета телерадиокомпании и информационного агентства. Рекламная и ценовая политика телерадиокомпании и информационного агентства. Производящие и вещательные компании. Приобретение информации и времени. Продажа программ и сюжетов.


Тема 7. Структура редакции и редакционный менеджмент.


Экономические принципы редакционной деятельности. Принцип прибыльности, принцип конкурентоспособности, принцип экономической достаточности. Редакционный менеджмент как деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Задачи менеджмента: оптимизация размеров, состава и структуры коллектива редакции; оптимизация управления редакционным коллективом и организация его работы; оптимизация самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Служба редакционного менеджмента и разделение труда в этой службе: менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе, менеджер по персоналу и т.д. Требования к менеджеру: способность к анализу, способность принимать решения, концептуальность, оперативность действий, способность к лидерству, требовательность.

Величина и состав редакционного коллектива. Способы минимизации численного состава редакции. Кадровая политика редакции. Контрактная система найма. Принципы внутриредакционного менеджмента: разделение труда в редакции, редакционная кооперация, принцип единоначалия. Тип СМИ и его позиционирование в сегменте информационного рынка как фактор влияния на определение структуры редакции СМИ.

Линейная и дивизиональная структуры управления в редакциях СМИ.


Тема 8. Экономические основы труда журналиста, менеджмент и организация редакционной деятельности.

Система методов управления редакцией. Высший, средний и низший уровни менеджмента. Формулирование творческих и экономических целей работы коллектива. Экономические методы управления коллективом. Приемы стимулирования труда сотрудников. Система взысканий.

Организация работы редакции. Системность, ритмичность и цикличность работы редакции. Внутриредакционные и внередакционные источники информации.

Моделирование и планирование работы редакции. Проблемы нормирования труда и учета его результатов (прогрессивный построчный учет, обязательная норма строк, обязательное количество сюжетов, индивидуальное нормирование и т.д.). Организация учета поступающей рекламы. Формы поощрения наиболее активных и квалифицированных сотрудников.

Комплексность труда журналиста. Материальные и нематериальные стимулы работы журналистов. Штатные и нештатные сотрудники СМИ. Методы интенсификации труда журналистов.

Тема 9. Имидж и бренд периодического издания.


Понятие имиджа периодического издания. Имидж как фактор, определяющий модель периодического издания. Бренд торговая марка со сложившимся имиджем. Определение бренда (комплекс впечатлений, которые остаются у покупателя в результате использования товара. Составные части бренда: характеристика типа издания, его уровня и качественности, нацеленности на определенную аудиторию. Функции бренда по идентификации СМИ при упоминании.

Типология брендов СМИ: глобальный, ведущий, нишевый.

Ребрендинг (приемы ребрендинга). Кобрендинг (примеры кобрендинга на рынке российских СМИ).

Разработка фирменного знака. Регистрация фирменного имени издания.

Укрепление связи периодического издания с аудиторией. Организация работы с читателями, получение информации непосредственно от читателей и зрителей. Создание сети нештатного редакционного актива и работа с ним.

Специалисты-консультанты в работе периодического издания. «Круглые столы», читательские конференции и другие мероприятия, помогающие изданию быть в курсе изменения мнения аудитории. Работа с письмами читателей.

Дизайн периодического издания. Факторы, влияющие на выбор дизайна: профессиональный уровень сотрудников, материальная база редакции, финансовые возможности, графическая модель издания. Наиболее типичные детали дизайна, цветовое оформление газеты.

Техническая база периодического издания.

Централизованный и децентрализованный выпуск периодического издания.


Тема 10. Распространение периодического издания. Стратегия и тактика дистрибуции.


Принципиальные подходы к разработке стратегии распространения периодического издания. Факторы, влияющие на выработку стратегии распространения: определение целей и регионов распространения, использование результатов маркетингового исследования рынка, связь с ценовой политикой редакции, определение оптимального времени выхода издания на рынок.

Тактика распространения: подписка, розничная продажа, оптовая продажа, бесплатная доставка издания. Маркетинговые приемы, применяемые периодическими изданиями для стимулирования подписки. Пакетная подписка. Альтернативная подписка. Рассылка тиража непосредственно из редакции. Целевая рассылка, экспедирование тиража.

Продажа тиража в розницу и факторы возрастания значения розницы. Создание собственной сети распространения. Продажа тиража через частных распространителей или дилеров. Выход издания на зарубежную аудиторию. Оптовая продажа. Бесплатное распространение. Особенности распространения тиража периодического издания в малых городах и сельской местности. Оптимальная структура редакционной службы распространения.

Распространение через сеть Интернет. Подписка на интернет-версию газеты.


Тема 11. Менеджмент и этика. Взаимоотношения менеджера с руководителями и сотрудниками редакции.


Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы, определяющие обязанности журналиста по соблюдению нравственных норм. Статья 51 Закона о средствах массовой информации и запрет на использование журналистом своего права на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Недопустимость клеветы и диффамации. Принципиальное неучастие журналиста в косвенной рекламе. Этический запрет на написание заказных материалов.

Этический имидж периодического издания и его прямая связь с экономическим успехом. Разработка в редакции кодекса профессиональной чести.


  1   2   3

Похожие:

Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconУчебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми
Менеджмент сми. Программа учебной дисциплины факультета журналистики / Автор-составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconПрограмма дисциплины экономика и менеджмент сми для студентов 5 курса заочного отделения
России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка сми (газетного, журнального,...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconПрограмма дисциплины
Менеджмент" и „Менеджмент в социальной сфере", а также может быть рекомендован в качестве курса по выбору для специальностей по направлению...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconИнститут рабочая учебная
Маркетинг: Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», М.: Взфэи, 2010
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconФинансово-экономический институт рабочая учебная
Управление инвестиционными проектами. Рабочая учебная программа. Для магистрантов второго года обучения, направление 080500. 68 «Менеджмент»,...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconРабочая программа учебной дисциплины
Изучение дисциплины «Менеджмент» позволяет углубить знания и развить компетенции в таких дисциплинах, как: экономика труда, макроэкономическое...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconПрограмма дисциплины Стратегический менеджмент для направления 080100. 68 «Экономика»
Курс "Стратегический менеджмент" тесно взаимосвязан и основывается на знании следующих дисциплин: "Общая экономическая теория", "Статистика",...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconПримерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Гуревич Семен Моисеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconМетодических материалов, основные положения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов 3-го курса специальностей Экономика и управление на
...
Учебная программа дисциплины экономика и менеджмент сми iconРабочая программа дисциплины «Экономика некоммерческой организации»
«Право», «Микроэкономика», «Экономика общественного сектора», «Финансы», «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Бухгалтерский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница