Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»




Скачать 223.14 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Дата22.11.2012
Размер223.14 Kb.
ТипПримерная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

_______________ И. И. Калина

«____» ______________ 2005 г.


Примерная программа дисциплины

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ СМИ

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»


Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию


Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский


Москва

2005


Автор:

Гуревич Семен Моисеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Рецензенты:

Вычуб Геннадий Семенович, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Пшеничный Георгий Михайлович, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры социологии журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.


Примерная программа дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА


Формирование у студентов понимания экономических основ журналистики и их значения в обеспечении существования средств массовой информации. Воспитание у них основ экономического мышления в области профессиональной журналистской деятельности.

ЗАДАЧИ КУРСА



Обеспечить студентов знаниями, необходимыми для решения проблем, связанных с существованием средств массовой информации на медиарынке. Дать им знания структуры и особенностей медиарынка, представление об экономической базе периодического издания и его редакции и условиях успеха ее деятельности. Помочь в выработке первичных навыков практической деятельности в области редакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента.


МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА


Курс продолжает цикл дисциплин, освоение которых необходимо для профессиональной подготовки дипломированного специалиста по специальности «Журналистика». Изучение материалов курса начинается на IV курсе обучения, в 7-м семестре, после освоения студентами филологических, правовых, творческих основ журналистской деятельности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Освоив содержание курса, студент должен свободно разбираться в системе понятий и терминов, связанных с функционированием экономической инфраструктуры журналистики. Он должен уметь определять экономическое значение деятельности редакционного коллектива и процесса выпуска периодического издания, быть способным к решению простейших задач, связанных с укреплением экономической базы своего периодического издания.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Средства массовой информации и рынок


1.1. Введение. Журналистика и экономический фактор

Экономика СМИ как особая область практической деятельности и связанного с ней научного знания.

Роль экономического, политического и идеологического факторов в возникновении журналистики и СМИ. Особенности их развития в различных общественных системах.

Экономика СМИ как предмет изучения. Система экономического обеспечения существования и развития СМИ. Экономическая инфраструктура в системе инфраструктур журналистики.

Система понятий и терминов, связанных с функционированием экономической инфраструктуры журналистики: информационный рынок, редакционно-издательский маркетинг, редакционный менеджмент, редакционный бюджет и др.


1.2. Медиарынок в современном российском обществе

Журналистика как разновидность духовного производства. Его продукция. Редакция СМИ как предприятие, производитель товара, предлагаемого на медиарынке. Его разновидности. Журналистская информация как товар, ее особенности и ее носители. Услуги СМИ как товар. Рекламная информация как товар. Коммуникативные возможности СМИ, массовая аудитория как товар. Имидж СМИ как товар. Товарные единицы на медиарынке.

Медиарынок как элемент рыночной структуры в России. Развитие отечественного медиабизнеса и медиаэкономики. Возникновение медиаиндустрии.

Начальные аспекты медиарынка в России.


1.3. Аспекты и структура медиарынка в России

Закономерности формирования и развития медиарынка. Его аспекты. Ресурсные рынки. Финансовый рынок. Рынок рабочей силы (труда). Издательский рынок. Технический рынок. Рынок материалов – бумаги и др. Рынок информации и идей. Аспекты рыночной среды. Рынок периодических изданий. Рынок распространителей. Рынок продавцов и рынок покупателей.

Структура медиарынка. Его особенности, связанные со спецификой различных СМИ: рынки периодической печати, телевидения, радио, информационных агентств, электронной информации.

Аудиторные аспекты рынка. Массовый рынок, специализированные рынки: по возрасту, полу, интересам, национальности, социальному положению и др. Языковой аспект рынка.

Территориальные аспекты медиарынка. Местный рынок, региональный, межрегиональный, общенациональный, столичный, мировой. Роль сети Интернет.


1.4. Правовые и экономические формы организации медиабизнеса

Предпосылки основания периодического издания. Правовые предпосылки. Закон РФ о средствах массовой информации. Регистрация СМИ. Правовые отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя, редакции.

Экономические предпосылки. Проблемы собственности в медиабизнесе. Владение периодическим изданием и его названием. Организационно-правовые формы регистрации юридического лица редакции. Государственное (муниципальное) учреждение. Автономная некоммерческая организация. Унитарное предприятие. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество открытого и закрытого типа.

1.5. Финансовый капитал на медиарынке

Российский капитал на медиарынке. Процесс концентрации отечественных средств массовой информации. Формы и методы конкурентной борьбы на медиарынке. Тенденции использования различных форм концентрации СМИ. Издательско-производственное объединение. Издательский дом. Информационно-издательская компания. Информационный холдинг. Финансово-информационный концерн. Особенности и возможности использования разных форм концентрации СМИ.

Угроза монополизации медиарынка в России. Условия ее предотвращения.

Иностранный капитал на российском медиарынке. Правовые основы его деятельности.


Раздел 2. Основы редакционно-издательского маркетинга


2.1. Редакционно-издательский маркетинг

Понятие маркетинга. Редакционно-издательский маркетинг: особенности, цели, задачи, направления.

Изучение рынка периодических изданий. Сегментация рынка, выбор сегмента. Позиционирование периодического издания: выбор информационной ниши, ее виды.

Исследование рынка покупателей (потребителей) информации. Изучение целевой аудитории издания. Направления и методы изучения.

Изучение рекламного рынка, его структуры, развития.

Изучение возможностей продвижения издания на рынок (промоушн). Выбор времени его выхода на рынок. Направления продвижения издания на рынок. Формы и методы продвижения. Служба продвижения в редакции СМИ: роль и функции. Промоутер, его обязанности.

Конкуренция на рынке периодических изданий. Изучение конкурентного издания. Конкурентные ситуации на рынке. Наблюдение за своим изданием, его цели.

Планирование маркетинга и его методы. Маркетинговые прогнозы. Пробный номер. Реклама издания. PR-акции. Маркетинговая кампания.

Служба маркетинга: цели, структура, организация работы. Бюджет маркетинга.


Раздел 3. Финансовая политика редакции


3.1. Финансовая база редакции и компании

Финансовая база издания, ее структура. Уставный фонд. Стартовый капитал. Основные фонды редакции. Оборотный капитал. Источники средств. Самофинансирование периодического издания. Дотирование издания. Спонсирование издания.


3.2. Бюджет редакции печатного периодического издания

Бюджет редакции, его структура. Расходная часть бюджета. Общередакционные расходы. Фонд оплаты труда. Системы оплаты труда журналистов. Издательские расходы. Литературный гонорар. Производственные расходы. Стоимость бумаги, типографских работ, распространения. Налоги.

Доходная часть бюджета. Выручка от реализации тиража. Тиражная политика редакции. Оптимальный тираж издания. Структура тиража.

Доходы от публикации рекламы, ее значение для обеспечения существования СМИ. Публикация частных объявлений.

Издательская деятельность редакции. Выпуск приложений. Издание книжной литературы. Совместные издания. Коммерческая деятельность редакции. Аренда полос номера.

Бухгалтерия редакции, главный бухгалтер, их роль в контроле бюджета, его исполнении. Бюджет и баланс – финансовые документы редакции.


3.3. Реклама в периодическом издании

Реклама и медиабизнес. Понятие рекламной информации. Реклама и паблик рилейшнз. Рекламные издания. Бесплатная рекламная газета. Роль публикации рекламы в обеспечении доходов издания.

Рекламная политика редакции. Методы определения количества рекламной информации в издании. Система публикации рекламных материалов: универсальная, специализированная, смешанная. Открытая и скрытая реклама. Строчная реклама.

Рекламная служба в редакции: задачи, функции, структура, организация работы. Бюджет рекламной службы.


3.4. Ценовая политика редакции

Направления ценовой политики редакции. Основы ценообразования в медиабизнесе. Роль спроса и предложения, конкуренции на рынке маркетинговой информации.

Ценовая политика в процессе сбыта издания. Ценовая политика и тираж издания. Оптимальная цена номера. Отпускная, каталожная, подписная цена издания. Договорная, свободная цена номера. Ценовая политика и реклама. Оптимальная цена рекламы. Наценки и скидки на рекламу, зависимость от ее объема, размещения, срочности публикации, цветности и др.

Ценовая политика в процессе производства издания. Ценовая политика в процессе приобретения рабочей силы.


3.5. Прибыль редакции

Бухгалтерский баланс редакции. Отчет о прибылях и убытках. Балансовая прибыль. Чистая прибыль. Возможности использования прибыли.

Бюджетный дефицит и методы его ликвидации.


3.6. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства

Бюджет телерадиокомпании – государственной и негосударственной, производящей и вещательной. Расходная часть бюджета. Доходная часть, основные источники доходов. Рекламная и ценовая политика компании. Особенности бюджета общенациональной и региональной компании.

Бюджет информационного агентства – государственного и негосударственного, коммерческого, общенационального и регионального. Расходная часть бюджета. Доходная часть, основные источники доходов.


Раздел 4. Основы редакционного мененджмента


4.1. Экономические принципы редакционной деятельности

Экономические принципы редакционной деятельности. Понятие редакционного менеджмента. Его особенности, цели и задачи. Виды менеджмента: производственный, финансовый.

Служба редакционного менеджмента. Его структура и организация работы. Требования к менеджеру. Менеджер финансовый, по производству, персоналу, по маркетингу (маркетолог), по распространению и др.


4.2. Менеджмент и редакция

Экономический фактор, величина и состав редакционного коллектива. Кадровая политика редакции. Источники редакционных кадров. Трудовой кодекс РФ и система найма работников.

Менеджмент и структура редакционного коллектива. Состав редакционного коллектива. Кадровая политика редакции. Источники редакционных кадров. Система найма работников.

Менеджмент и структура редакционного коллектива. Организационные принципы его деятельности. Тенденции изменения структуры редакции и его экономический эффект. Информационный центр, пресс-группа.

Коммерческая часть редакционного коллектива, ее подразделения. Редакционные и приредакционные структуры. Редакционные: бухгалтерия, отделы рекламы, объявлений, распространения и экспедиция, информационное агентство, издательство и др. Приредакционные: малые предприятия, совместные предприятия. Рекламное агентство. Сервисные и производственные предприятия. Правовые и экономические основы их отношений с редакцией.

Формы и методы коммерческой деятельности редакции.

Экономические основы структуры телерадиокомпании и информационного агентства.

Особенности структуры редакции сетевого СМИ. Экономические основы его деятельности.


4.3. Управление редакционным коллективом

Система методов управления редакцией как предприятием. Главный редактор, ответственный секретарь (исполнительный, ведущий редактор), редакционная коллегия, руководители творческих, технических и коммерческих подразделений. Экономические методы управления коллективом. Направления функционирования редакции. Менеджмент и организация ее деятельности, особенности моделирования и планирования издания. Формы и методы стимулирования сотрудников редакции.


4.4. Экономические основы труда журналиста

Журналист в редакционном коллективе. Мотивация его труда. Повышение профессиональных требований к журналистам. Сочетание универсальности со специализацией. Новые типы журналистской специализации. Требования новой техники. Интенсификация труда журналиста. Повышение его ответственности.

Экономические методы управления трудом журналиста. Творческое соревнование и конкуренция в редакции. Характер трудовых отношений между руководителями редакции и ее сотрудниками. Проблемы социальной защиты журналиста в рыночных условиях.


4.5. Менеджмент и периодическое издание

Имидж и бренд периодического издания. Название издания – его фирменное имя. Значение оптимального моделирования издания, соотношения его контента и рекламной информации в конкурентной борьбе на медиарынке. Роль менеджмента в укреплении связей издания с его целевой аудиторией, в ее расширении и закреплении. Работа с редакционной почтой, массовые мероприятия, их экономический эффект.

Дизайн издания как одна из предпосылок его популярности, определения его стоимости. Совершенствование процесса подготовки, выпуска и производства номеров и программ. Техническая база периодического издания. Система технического оснащения редакции, выбор средств новой техники.


4.6. Распространение периодического издания

Значение распространения как завершающего этапа процесса подготовки и выпуска издания. Стратегия распространения. Тактика распространения. Методы распространения, их выбор в зависимости от типа и уровня издания, особенностей его аудитории, региона, им обслуживаемого, рыночной конъюнктуры и др. Подписка, подписная кампания. Розничная продажа. Оптовая продажа. Бесплатное распространение. Распространение издания за рубежом. Новые технологии распространения. Особенности распространения небольших местных изданий.

Редакционная служба распространения. Организация ее работы. Рынок распространителей. Роспечать и системы альтернативного распространения. Распространители-посредники.


4.7. Менеджмент и бизнес-план редакции

Бизнес-план в системе редакционного планирования. Цели, предмет и виды бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Его значение в организации работы редакции и обеспечении ее экономической базы.


4.8. Менеджмент и этика

Этические нормы реализации идей редакционного менеджмента. Главный редактор, менеджер и сотрудник редакции – этические основы их взаимоотношений. Убеждение, аргументация, рекомендация – основные методы достижения целей менеджмента. Повышенная требовательность менеджера в пределах его компетенции.

Борьба с нарушениями журналистской этики: скрытой рекламой, сообщением искаженной информации, вторжением журналистов в частную жизнь и т. п.

Воспитание экономического мышления у руководителей и сотрудников редакции. Многофункциональность роли менеджера. Необходимость обеспечения высокого уровня творческой и производственной деятельности работников редакции и ее экономической эффективности. Ответственность менеджера за обеспечение существования издания.


4.9. Менеджмент и закон

Правовые основы редакционного менеджмента. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации, дополнения и поправки к нему. Закон о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. Закон РФ о рекламе. Закон РФ об экономической поддержке районных (городских) газет. Закон РФ об авторском праве и смежных правах. Подзаконные акты. Необходимость учета в редакционной деятельности Конституции Российской Федерации, Гражданского и Трудового кодексов РФ и законов, определяющих деятельность российских предприятий.

Экономическая целесообразность и эффективность соблюдения правовых норм в процессе редакционного менеджмента. Отрицательные последствия их нарушений – падение авторитета и популярности издания, формирование его отрицательного имиджа, экономические потери редакции, возникновение угрозы ее существованию.

Необходимость изучения опыта зарубежного медиабизнеса и возможность использования его достижений на медиарынке в России.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ


1. Что такое журналистская информация, как она становится товаром и в каком виде выходит на рынок?

2. Как происходит процесс обмена между производителями журналистской информации и ее потребителями?

3. Что такое медиарынок?

4. Каковы закономерности его формирования и развития?

5. Какова структура медиарынка?

6. Что такое ресурсный рынок и что он включает?

7. Что входит в среду, в которой производится обмен на медиарынке?

8. Где проходят регистрацию новые СМИ? А кто освобождается от регистрации?

9. Чем регулируются правовые отношения между учредителем, издателем и редакцией?

10. Что включает экономическая база СМИ?

11. Какие вы знаете виды и особенности частного и коллективного учредительства?

12. Какие организационно-правовые формы регистрации юридического лица редакции вы знаете?

13. Чем различаются открытое и закрытое акционерные общества?

14. Какие формы концентрации СМИ вы знаете?

15. Что такое медиахолдинг и кто им руководит?

16. Что такое редакционно-издательский маркетинг? Каковы его цели, задачи и направления?

17. Что такое сегмент рынка периодических изданий? Приведите примеры различных рыночных сегментов.

18. В чем заключается позиционирование издания? Что такое информационная ниша?

19. Чем различаются потенциальная и реальная аудитории периодического издания?

20. Каковы основные направления исследования целевой аудитории?

21. Какие конкурентные ситуации возникают на медиарынке и чем они различаются?

22. Какие методы маркетинга вы знаете? Что такое маркетинговая кампания?

23. Каковы цели финансовой политики редакции?

24. Что такое уставный фонд редакции и компании и какова его структура?

25. Что входит в основной и оборотный фонды редакции?

26. Какова структура редакционного бюджета?

27. Какие статьи входят в общередакционные расходы?

28. Какие системы оплаты труда журналистов вы знаете?

29. Какие налоги в федеральный и местный бюджеты должна платить редакция?

30. Что относится к издательским расходам редакции?

31. Какие статьи относятся к производственным расходам редакции?

32. Каковы цели тиражной политики редакции?

33. Какую роль реализация тиража периодического издания играет в получении доходов редакцией?

34. Что такое оптимальный тираж издания и как его определяют?

35. Какую роль играет публикация рекламы в периодическом издании для получения доходов его редакцией?

36. В чем выражается рекламная политика редакции?

37. Какие варианты публикации рекламы в периодическом издании вы знаете?

38. Как определяется количество рекламы, необходимой редакции СМИ для получения прибыли?

39. Как используют публикацию частных объявлений для повышения доходов периодического издания?

40. Какую роль издательская деятельность редакции играет в получении ее доходов?

41. Какие формы и методы коммерческой деятельности используют сотрудники редакции?

42. Каковы направления ценовой политики редакции?

43. Как ценовая политика редакции реализуется в процессе сбыта издания?

44. Как складывается и регулируется цена номера газеты?

45. Что влияет на цену рекламы в периодическом издании? Какую систему наценок, скидок и комиссионных применяют при публикации рекламы и частных объявлений в периодических изданиях?

46. Как ценовая политика редакции реализуется в процессе приобретения материалов, необходимых для выпуска издания?

47. Каковы особенности ценовой политики редакции в процессе приобретения рабочей силы?

48. Как в редакции устанавливают размеры заработной платы журналистов, технических и коммерческих сотрудников?

49. Когда в редакции возникает прибыль и каковы варианты ее использования?

50. Какие методы предотвращения бюджетного дефицита применяют в редакциях?

51. Каковы особенности расходных и доходных статей государственной и негосударственной телерадиокомпаний?

52. Чем различаются бюджеты производящей и вещательной телерадиокомпаний?

53. Каковы особенности бюджета информационного агентства?

54. Каковы цели и задачи редакционного менеджмента?

55. Какие виды редакционного менеджмента вы знаете?

56. Как организована работа службы редакционного менеджмента в редакции и компании?

57. Как менеджмент способствует определению оптимальной величины, состава и структуры редакционного коллектива?

58. Какими методами управления редакционным коллективом пользуются его руководители? Какую роль при этом играют экономические методы управления?

59. Какими формами стимулирования сотрудников редакции пользуются ее руководители?

60. Как моделирование периодического издания, работы редакции и планирование ее деятельности влияют на ее экономическую эффективность?

61. Что является торговой маркой периодического издания?

62. Как имидж периодического издания, особенности его названия и дизайна влияют на его конкурентоспособность?

63. Каковы основные формы и методы распространения периодического издания и реализации его тиража?

64. Что такое бизнес-план редакции и компании? Каковы цели его разработки?

65. Какие виды бизнес-плана редакции вы знаете и когда их используют?

66. Какова структура бизнес-плана редакции?

67. Как бизнес-план используют для оптимизации работы редакции, ее финансовой политики и производственной деятельности?

68. Как этическая сторона редакционной и журналистской деятельности влияет на экономическую базу издания?

69. Почему редакции и компании невыгодно нарушать закон?


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Определите состав какого-либо сегмента информационного рынка в вашем городе или регионе.

2. Найдите оптимальную информационную нишу для учреждения массовой общественно-политической газеты в избранном вами рыночном сегменте.

3. Определите конкурентные ситуации в сегменте спортивной прессы (деловой, женской, еженедельных изданий) вашей области или города.

4. Определите особенности системы оплаты труда журналистов и технических работников редакции газеты (журнала, ТВ-компании).

5. Выясните особенности системы публикации рекламных объявлений в газете (журнале).

6. Определите, как редакция газеты использует возможности публикации частных объявлений. Каковы особенности системы публикации этих объявлений.

7. Выясните, как редакция (компания) использует возможности получения доходов от издательской деятельности.

8. Выясните, как ценовая политика редакции сказывается на определении отпускной, каталожной и подписной цены издания.

9. Определите особенности структуры и состава коллектива редакции газеты (журнала, компании) и их изменений.

10. Определите, какие экономические методы управления коллективом используют в редакции газеты (компании).

11. Постарайтесь определить, как работа с редакционной почтой в редакции сказывается на имидже издания и его популярности.

12. Какие методы распространения периодического издания используют в редакции газеты и почему?


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ,

КУРСОВЫХ РАБОТ


1. Организационно-правовые формы регистрации юридического лица редакций периодических изданий, выходящих в городе (области, другом регионе).

2. Медиахолдинг: структура, управление, экономическая база.

3. Особенности сегмента рынка периодических изданий.

4. Конкурентные ситуации на рынке периодических изданий.

5. Маркетинговая кампания: планирование, состав, методы реализации.

6. Служба маркетинга редакции (компании): состав, структура, организация работы.

7. Пробный номер газеты.

8. Система оплаты труда журналистов редакции (компании).

9. Система выплаты гонораров в редакции.

10. Тиражная политика газетной редакции.

11. Рекламная политика редакции (компании).

12. Издательская деятельность редакции. Приложения к газете (журналу).

13. Ценовая политика редакции в процессе сбыта периодического издания.

14. Менеджмент и величина редакционного коллектива.

15. Менеджмент и тенденции изменения структуры редакционного коллектива.

16. Экономические методы управления редакцией (компанией).

17. Коммерческая часть редакционного коллектива: структура, управление.

18. Имидж периодического издания и его экономический эффект.

19. Методы распространения периодического издания.

20. Менеджмент и проблемы журналистской этики.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ


1. Аспекты и структура медиарынка в России.

2. Правовые и экономические предпосылки основания периодического издания в России.

3. Редакционно-издательский маркетинг: понятие, цели, направления.

4. Рынок периодических изданий в России: тенденции изменения и развития.

5. Сегментация рынка периодических изданий в России. Позиционирование издания: информационная ниша, ее значение, виды.

6. Продвижение газеты на рынок периодических изданий: основные этапы, проблемы.

7. Конкуренция на информационном рынке, конкурентные ситуации.

8. Планирование и методы редакционно-издательского маркетинга.

9. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.

10. Бюджет редакции (компании): структура, тенденции изменения.

11. Расходная часть редакционного бюджета: основные статьи.

12. Доходная часть редакционного бюджета: основные статьи.

13. Прибыль редакции (компании), пути ее увеличения.

14. Тиражная политика редакции.

15. Система методов распространения периодического издания.

16. Рекламная политика редакции (компании).

17. Издательская деятельность редакции. Приложения к газете и журналу.

18. Коммерческая деятельность редакции как источник ее доходов.

19. Редакционный менеджмент: понятие, цели, направления.

20. Служба менеджмента в редакции (компании).

21. Менеджмент и размеры, состав, структура редакционного коллектива.

22. Контрактная система трудовых отношений между руководством редакции и ее работниками. Менеджмент и кадровая политика редакции.

23. Проблемы редакционной собственности. Учредитель – владелец – редакция.

24. Экономические принципы редакционной деятельности.

25. Организационно-правовые формы регистрации юридического лица редакции (компании).

26. Менеджмент и проблемы управления редакционным коллективом.

27. Бизнес-план редакции (компании): цели, виды, структура.

28. Менеджмент и система стимулирования труда работников редакции.

29. Менеджмент и проблемы журналистской этики.

30. Менеджмент и закон.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п/п

№№


Наименование

тем и разделов


Всего

(часов)

Аудиторные

занятия

(часы)

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1


2


3


4



СМИ и рынок


Основы редакционно-издательского маркетинга


Финансовая политика редакции


Основы редакционного менеджмента



12


12


24


24

6


6


12


12






6


6


12


12



ИТОГО:

72

36




36



IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Форма итогового контроля – зачет.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная рекомендуемая литература


Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. – М., 2004.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / ред.-сост. А. Г. Рихтер. – М., 1999.


Дополнительная рекомендуемая литература

Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2004.

Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003.

Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1995.

Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004.

Иваницкий В. Л. Бизнес-план редакции. Рабочая тетрадь главного редактора. – М., 1999.

Киверин В. И. Экономика редакции газеты. – М., 2002.

Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.,1994.

Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2004.

Назайкин А. Н. Рекламная служба газеты. Структура. Принципы. Функции. – М., 1996.

Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Система средств массовой информации / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 2001.

Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2003.

Щепилова Г. Г. Как продать рекламу в газете. – М., 2004.

Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. – СПб., 2003.


Похожие:

Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины международное гуманитарное право и сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Раскин Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины психология журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины профессиональная этика журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины социология журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Фомичева Ирина Дмитриевна, доктор филологических наук, профессор кафедры социологии журналистики факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Воздвиженский Вячеслав Геннадиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Богомолов Николай Алексеевич, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Прохоров Евгений Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница