Скачать 266.54 Kb.
|
![]() Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II Литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2008 УТВЕРЖДЕНО кафедрой теории и практики периодической печати А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. фил. наук, доц. М.И. Шостак Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 16 с. Подготовлен на факультете журналистики. Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта © Шостак М.И., 2008 Данная дисциплина в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика» представляет необходимые для будущих журналистов и рекламных деятелей знания об особенностях литературной работы в периодическом издании. В нем рассматриваются вопросы технологии и творчества литературного труда, газетно-журнальных жанровых форм. Изучение дисциплины предполагает ее взаимосвязь как опорной с последующими четырьмя разделами общего направления «Основы творческой деятельности журналиста» («Журналистика новостей». «Оперативное комментирование и аналитическая журналистика», «Художественная публицистика», «Мастерство журналиста»). Курс лекций и практических занятий – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Лекции и семинарские занятия призваны дать комплексное представление о принципиальных установках, ведущих направлениях, методах работы, о распространенных технологических приемах и возможных ошибках при их употреблении (в том числе и этических), о перспективах развития литературных форм. Курс знакомит студентов с методами и приемами создания газетно-журнальных текстов; в нем рассмотрены варианты жанровых форм, разнообразие средств эмоционального воздействия и логического убеждения. Предлагаются теоретические рекомендации и советы практиков. Помимо профессиональных технологий, освоение которых необходимо для подготовки той или иной жанровой формы, внимание слушателей обращается и на творчество пишущего журналиста, изучаются примеры ярких публикаций, написанных мастерски, с нетрадиционными поворотами темы и авторскими находками. План курса, по преимуществу рекомендательный, – студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами; отечественный опыт сопоставляется с методами и способами, признанными в журналистике других стран. 1. Цели и задачи дисциплиныЦель дисциплины – познакомить студентов с основами профессии, обучить приемам и методам работы с фактами, с источниками сведений, приучить к профессиональному взгляду на творчество действующих журналистов, помочь освоить приемы и методы, используемые при подготовке текстов в литературных формах, распространенных в прессе; в конечном итоге – помочь будущему журналисту с уверенностью выбирать жанровый «инструмент» для реализации определенных творческих задач и умело его использовать. Задачи: дать представление об особенностях, стилях и направлениях литературной работы журналиста, о характеристиках журналистских текстов, о творческих проблемах, связанных с тем или иным направлением литературной работы о требованиях к выразительному, четкому и ответственному единству содержания и формы ведущих жанров современной журналистики. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен знать: – о месте и роли журналистики в обществе, процессе ее функционирования, социальных функциях; – ведущие методы и приемы создания газетно-журнальных текстов; понимать: – особенности литературного труда журналиста, обусловленные природой журналистики как сферы социальной массово-информационной деятельности; – смысл основных категорий теории и практики журналистики (информация, эффективность деятельности и др.); осознавать: – степень ответственности работы журналиста; – возможные разные результаты: психологические и социальные эффекты выступлений журналиста; уметь: – распознавать разные уровни качества журналистского труда; – самообучаться, ориентируясь на современную практику; – готовить материалы с учетом особенностей аудитории; – видеть творческие перспективы совершенствования журналистского труда, повышения его эффективности. 3. Виды учебной работыАудиторные занятия: лекции, семинарские и практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция «лидов» и пр.), и упражнения в создании собственных текстов. Среди аудиторных занятий также – разбор материалов, отредактированных и написанных студентами, их обсуждение в группе. Самостоятельная работа предполагает изучение литературы, выполнение практических заданий, участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов. Вид промежуточного контроля. Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация), и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы, и обсуждение выполненных контрольных работ. 4. Разделы дисциплины и ведущие понятияДисциплина представлена следующими разделами: Раздел I. Особенности литературной работы журналиста Раздел II. Запросы аудитории и группы жанров Раздел III. Типы текстов, востребованных журналистикой Раздел IV. Факт, понятие и образ в журналистике В каждом из разделов – по четыре темы; представлены родственные группы жанров, распространенные в современной прессе, рассматриваются специфичные для каждого из направлений приемы оформления материала и наиболее острые проблемы производственного, технологического и творческого характера. В каждом из разделов: вначале уточняются методологические установки, ведущие приемы сбора и оформления материала; далее представляются литературные формы, в которых воплощается то или иное направление журналистики новостей; затем рассматривается работа над текстом, даются технологические рекомендации и необходимые предостережения. Главное внимание сосредоточено на «действенности» той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории. Ведущие понятия Раздел I. Творчество, журналистика, массово-информационная деятельность, социальное ориентирование, технологии, ответственность, коммуникатор, нацеленность, результативность, коммуникативность, текст, аудитория, актуальность, популяризация, читательский интерес, генерирование идеи. Раздел II. Оперативность, новостной факт, жесткая новость, «перевернутая пирамида», эмоциональное воздействие, внушение, «мягкая» новость, деталь, эффект «присутствия», эффект «соучастия», зарисовка, репортаж, работа с документами, профессиональное наблюдение, профессиональное общение. Раздел III. Оперативное комментирование, интерпретация, комментатор, анализ, синтез, логическое убеждение, публицист, статья журналиста, полемика, публичная дискуссия, научная публицистика, обозрение, обозреватель, политический портрет, эффект «сорассуждения». Раздел IV. Творческий поиск, образная интерпретация, домысел, эссеистика, очерк, публицист, художественная публицистика, авторская колонка, сатирическая трансформация, публицистическая рецензия. 5. Программа дисциплиныРаздел I. Особенности литературной работы журналистаВводная лекцияСвязь творческих проблем с рядом общепрофессиональных задач (в том числе: с задачей адекватности отображения; с задачей «генерирования» новых идей, с прогнозированием) и с коммуникативной ролью журналистики Тема I. Работа журналиста-литератора в сравнении с работой писателяСоциально – ориентирующей деятельность журналистики как профессии и проистекающие отсюда требования. Прагматическая направленность произведений, активность в социальном ориентировании аудитории. Документальная основа произведений. Удостоверенность текстов. Оперативность и актуальность выступлений журналиста. Оперативность отклика и подготовки материалов. Популярность массовых текстов современной прессы. Текст журналиста как интересный текст. Тема 2. Творчески-производственный характер работы журналиста-литератораОсобые условия создания журналистских текстов. Планирование и производственный цикл работы печатных изданий. Проблемы оперативности подготовки. Понятие «dead line». Материал журналиста как «сырье для полосы». Приспосабливание и сосуществование разных текстов в пространстве верстки. Редакционное редактирование и оформление материалов; тексты, заголовки, инфографика, изопублицистика в едином концерте публицистически точного дизайна. Тема 3. Творческая индивидуальность журналистаОсобые характеристики и требования к творческой личности журналиста. Основные запросы аудитории и соответствующие журналистские специализации, участки работы в современной газете и журнале. Предрасположенность творческой индивидуальности к работе на том или ином направлении литературной работы. Типы творческих индивидуальностей пишущих журналистов: хроникеры, репортеры, интервьюеры, комментаторы, газетные аналитики (обозреватели), газетные эссеисты, тип «ироничный журналист». Тема 4. Индивидуально-коллективный характер творчества журналистаЛитературная работа журналиста как составляющая коллективного продукта и как результат «совместного творчества». Роль «коллективного» на стадии выбора темы. Процесс сбора материала: индивидуальный поиск и творческая поддержка коллектива (в определении и перепроверке источников информации, интенсивном интервьюировании); редакционные архивы, собственные редакционные источники и эксперты. «Программирование» будущего материала в соответствии с рубрикой и тематической полосой. Влияние стиля издания на индивидуальный стиль. Понятия: «творческий фон» издания и «копилка коллективного опыта». Раздел II. Запросы аудитории и группы жанровСоставляющие понятия «жанровая форма» применительно к задачам журналистики; доминанта функциональности. Ведущие жанры прессы. Тема 5. Новостная (репортерская) группа жанровФакт как новость. Особенности ведущих литературных форм, в которых воплощается репортерское сообщение. Основные характеристики «самоочевидного» факта. Краткость. Ясность. Достоверность. Формы: «жесткая» и «мягкая» новость. Событие в подробностях. Жанр отчет и его современные варианты. Задачи «реконструкции» факта. Происшествие как процесс. Этапы события. Работа через деталь. Жанровые варианты «картинок» журналиста Интервью как метод и как литературный жанр. Тема 6. Группа жанров оперативного комментированияПредложенный ракурс взгляда на факт в качестве журналистской новости. Продление «жизни горячего факта». Авторская позиция как версия. Литературные формы оперативного комментирования: общая характеристика. Корреспонденция как жанр. Реплика журналиста. Разновидности комментария в современной прессе. Колонка комментатора. Провоцирование публичного обсуждения примечательных фактов и явлений как главная задача оперативного комментирования. Тема 7. Группа жанров ответственной интерпретацииИдеи и позиции как новость. Особенности жанров, нацеленных на доказательное изложение идеи. Журналистские жанры «ответственной интерпретации» с углубленным анализом и прогнозом; их отличие от жанров научной литературы. Масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанровых формах аналитической публицистики. Постановочная статья. (Автор – инициатор темы обсуждения.) Полемическая и дискуссионная статья. Обозрение. Политический портрет. Публицистическое прогнозирование – важнейший результат социально- ориентирующей деятельности журналистики. Тема 8. Группа жанров художественной публицистикиЛитературные формы, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому преображению фактов и характеров. Публицистическая эссеистика. Задачи газетного эссе. Колонки редактора. Открытое письмо-памфлет как жанр художественной публицистики. Очерк как проблемное выступление. Портретный очерк: его персонажи, его задачи. Путевой очерк в сопоставлении с репортажными путевыми заметками. Сатирические колонки и ироничная афористика современной прессы. Раздел III. Типы текстов, востребованных журналистикойТема 9. Тексты новостей. Констатация, описание и «воссоздание» событийВыразительность документализма. Фиксация фактов и сообщение итогов. Стиль: «констатация». Литературные тексты, основанные на наблюдении и «эмоциональной памяти» журналиста. Описание в стиле «зарисовок». Сенсорные детали. Происшествие как наглядный процесс; реконструкция событий и портретов их участников. Работа журналиста по «воссозданию» эмоционально-выразительной стороны фактов: ритм репортажа. Диалог как обмен репликами в репортаже и интервью. Тема 10. Комментирующий текстПозиция журналиста как складывающееся мнение. Попутное комментирование в проблемных репортажах и «расследованиях», фрагменты авторских реплик в современных отчетах. Интерпретирующие тексты. Демонстрация ближайших связей факта: предыстория, сопоставления, отклики. Выдвижение сомнений по поводу очевидности факта как толчок к рассуждению. Постановка вопросов и ответы на них в виде версий и предположений. Провоцирование реакции на событие. Выявление перспектив: прогноз в первом приближении. Тема 11. Исследовательский текстДоказательные тексты журналиста. Масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанровых формах. Интерпретация фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Выявление и доказательство существования связей фактов. Систематизация и классификация. Метод доказательства от противного. Представление мнений, их сопоставление. Отражение противоречий. Пути аргументации и «логические удовольствия». Тема 12. Публицистический текстТрансформация чисто научных (логических) и «художественных» (образных) приемов в работе журналиста-литератора. Особый стиль («Не могу молчать!») публицистической статьи и монологических колонок обозревателя. Особенности текста публицистической рецензии. Острота, «хотя бы и спорная», как условие воздействия журналистского произведения, качество журналистского текста. Конфликт изображенный и привнесенный. Автор в полемическом тексте. «Провоцирующая аналитика». Раздел IV. Факт, понятие и образ в журналистикеТема 13. Художественное в журналистикеИсследование образными средствами. Расширительные возможности ассоциативного пути художественного постижения действительности. Художественный образ в журналистике. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Эффект «мыслей вслух» и способы его достижения. Метафоричность текста. Художественные вкрапления в разные типы текста, востребованные журналистикой, в разные жанры, помимо жанров художественной публицистики («мягкие» новости, репортажи, отчеты, колонки, реплики, публицистические статьи, рецензии и др.) Ироничное пересоздание факта как особая форма доказательного рассуждения. Тема 14. Документальный образФакт и вымысел. Предельная функциональность метафоризации в журналистике. Границы «между фактом и фактом» для танца творческой фантазии. Разная степень использования «примысла»; строгая отчетность перед читателем: демонстративное отделение факта от комментария, в том числе и образного. Использование реального факта, происшествия, поступка в качестве образного обобщения. Проблема существования специфичного «публицистического образа» и его наращивания в сознании читателя. Тема 15. Психологические портретыОсобенности литературной работы журналиста над портретом современника. Портрет как материал «на злобу дня». Жанровые формы, в которых воплощается тип и характер. Логические и психологические аргументы в рассуждении о философии профессии, философии жизни, философии поступка. Образный строй «портрета современника». Тема: «человек на все времена». Проблемы типизации реальных персонажей. Споры о герое: актуализация ракурса интереса к современнику, к мотивам его самопроявления. Тема 16. Авторское «я» в художественной публицистикеФормы и возможности авторского самовыражения. Расхождения образа автора и свойств личности реального человека, творческие варианты демонстрации «дистанции». Творческое применение метода маски. Авторское «я» и документальность. «Я» как лицо политическое и как лицо социальное. Элементы самоанализа в тексте. Авторская мысль в форме догадки. Гипотетичность текста. Прогноз публициста в качестве ассоциации особого уровня, направленной на формирование новых комбинаций. (Проблема – «я» – «мы»). К проблеме «имиджа» публициста. Литературная, авторская, игра с фактом в журналистской эссеистике («колумнистике») и газетно-журнальной сатире. Заключительная лекцияВариативность современной литературной работы журналиста, влияние меняющихся запросов аудитории на стиль и характер его литературной деятельности. Творческие перспективы прессы эпохи глобализации. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныУчебные задания к семинарским занятиямРабота с примерами из текущей прессы. Обсуждение и сопоставление разных направлений литературной работы газетного журналиста. Проверка заданий. Упражнения в группах. Контроль за составлением «досье». . Тема 1. Сообщение факта и воссоздание событийВопросы для обсуждения 1. Какое качество текста необходимо для журналистского сообщения? Каковы слагаемые понятия «качество» в данном случае? 2. За счет чего происходят необходимые расширения сообщения? Какие элементы текста позволяют усиливать документальность и достоверность сообщения? 3. Чем отличаются тексты, нацеленные на: а) сообщение, б) описание, с) »воссоздание» событий? 4. Разное назначение детали в журналистском произведении (дополнительная подробность, неповторимость события – его «экзотика», средство эмоциональной выразительности, «значимые детали», расставляющие публицистические акценты, деталь-символ или метафорическая деталь). Задания по составлению «досье» 1. Подобрать пример оперативного газетного сообщения, отвечающего требованиям: краткость, ясность, компактность, достоверность. 2. Подобрать пример оперативного сообщения, отвечающего требованию: наглядность, эмоциональная выразительность («эмоциональный комментарий»). 3. Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента «картинки». 4. Найти пример динамичного репортажа, в котором отдельные этапы события не просто фиксируются, но «воссоздаются» как эпизоды, ощущаются ритм и характер движения. Контрольная работа Попробовать написать «картинку нравов» с красочными подробностями и фрагментами реплик, основанную на реальных встречах и происшествиях («попрошайки в метро», «уличная гадалка», «продавец лотерейных билетов»). Тема 2. Диалог в журналистикеВопросы для обсуждения 1. Каковы особенности диалогического текста? 2. В каких выступлениях журналиста можно использовать фрагменты диалога? Каковы их возможные функции? 3. Как в диалогическом тексте усиливается наглядность общения? 4. Что может дополнить, изменить журналист, передавая в диалоге «факт состоявшейся беседы», и чего он менять не вправе? Задания по составлению «досье» 1. Подобрать пример оперативного газетного сообщения, в котором фрагмент диалога усиливает драматизм ситуации. 2. Подобрать пример использования в масштабном журналистском материале (статье, расследовании, рецензии) фрагмента диалога (прием: «расклад проблемы на голоса»). Контрольная работа В «картинку нравов» (подготовленную студентами в процессе освоения предыдущей темы) ввести фрагменты диалогического текста в двух вариантах: а) «интервью на ходу»: общение журналиста с героями «картинки»; б) «подслушанный диалог» – общение героев между собой. Тема 3. Работа журналиста как комментатора событий |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А.... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть IV: Аналитическая журналистика / авт сост.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост.... | ![]() | Пособие по дисциплине основы творческой деятельности журналиста для студентов факультета журналистики Ш 79 Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» / М. И. Шостак. – М. Импэ им. А.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Основы творческой деятельности журналиста план лекционных занятий Структура способа деятельности. Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой... |
![]() | Основы творческой деятельности журналиста Жуковская Е. Е. программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Основы творческой деятельности журналиста» адресован студентам кафедры журналистики и pr историко-филологического факультета... | ![]() | Программа курса основы творческой Программа курса «Основы творческой деятельности журналиста»: Ч. Литературная работа журналиста. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,... |