Скачать 157.74 Kb.
|
![]() Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V Художественная публицистика Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2008 УТВЕРЖДЕНО кафедрой теории и практики периодической печати С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. Е.Н. ИваницкаяУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 10 с. Подготовлен на факультете журналистики. Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта © Иваницкая Е.Н., 2008 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, обеспечивает логическую взаимосвязь сходящих в нее разделов и имеет целью дать студентам-журналистам профессионально необходимые знания, умения и навыки. Задачи дисциплины: – сформировать развернутое представление о художественной публицистике как форме журналистского творчества, обозначив все ее разновидности; – помочь освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста в ее конкретном проявлении – художественной публицистике; – подготовить студентов к работе с «авторским» направлением деятельности; – помочь студентам в овладении авторскими методами подготовки художественно-публицистических жанров. 2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должензнать: – чем характеризуется журналистское произведение как продукт профессиональной творческой деятельности; – в чем состоят различия текстов основных жанровых групп; – в чем состоит специфика журналистской работы над каждым из жанров. уметь: – подготовить и написать текст каждого из художественно-публицисти-ческих жанров; – дать профессиональный анализ публицистических текстов. 3. Объем дисциплины Общее число аудиторных часов: 34 часа лекционных, семинарских, практических занятий. Аудиторные занятия: лекции – 20 часов; семинарские занятия – 6 часов; практические занятия – 8 часов. Общее число часов на самостоятельную работу – 34 часа самостоятельной работы. Самостоятельная работа: изучение литературы – 8 часов; выполнение практических заданий – 8 часов; выполнение творческих заданий – 12 часов; другие виды самостоятельной работы (изучение и анализ классических образцов художественной публицистики, изучение и анализ современных образцов художественной публицистики) – 6 часов. Промежуточная аттестация. Итоговая аттестация – зачет. 4. Основные дидактические единицы дисциплины: специфика журналистского мышления, основные мотивы массово-коммуникативного творчества, понятие «жанр» в истории культуры, смысл жанрового деления, жанры в арсенале журналистики, современная тенденция жанровой диффузии, диалогичность, взаимодействие «автор – аудитория», личностная позиция в журналистике, эссе, эссеистика, тенденция эссеизации современной прессы, колонка, колумнистика, очерк, виды очерка, житейская история, зарисовка, памфлет, фельетон, художественная рецензия, факт в публицистике, вымысел в публицистике, деталь в публицистике, стилистическое выражение авторской позиции, образные средства публициста, взаимодействие и размежевание художественной публицистики и художественной литературы. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ЛитератураОсновная Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. – М., 2008. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004. Красноярова О.А. Газетная художественная критика. – Иркутск, 2004. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. / Ред.-сост. С.Г. Карпоносенко. – СПб., 2000. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. – 2-е изд. – М., 2007. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Учеб. пособие. – М., 2007. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. – М., 2006. Черникова Е.В. Литературная работа журналиста. – М., 2007. Шостак М.И. Художественная публицистика. – М., 2001. Дополнительная Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики: Учеб. пособие. – М., 2006. Ковалев В.А. Мастерство писателя и публициста. – М., 2007. Олешко В.Ф. Психология журналистики: Учеб. пособие. – СПб., 2006. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – 2-е. изд. – М., 2003. Распопова С. В. Журналистское творчество. Теория и практика освоения. – М., 2006. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). – М., 1965. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2005. Четвертков Н.В. Виды материалов в газете: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Пенза, 2006. Язык современной публицистики: Сб. статей / Сост. Г.Я. Солганик. – М., 2005. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Занятия проходят на базе материально-технического оборудования факультета, включая компьютерные классы и Интернет. 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В основе методических рекомендаций по организации освоения дисциплины – ориентация на современные инновационные образовательные технологии, предполагающие использование диалогового подхода и активных методов обучения, с помощью которых достигается не только освоение студентами технологии деятельности, но и личностное развитие. Для оценки процесса освоения материала в ходе текущей и промежуточной аттестации используется решение студентами практических задач на основе применения теоретического материала. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Журналистика». Анкета учебно-творческого знакомства 1. Из качественных газет и журналов я знаю… 2. При этом регулярно читаю… 3. Из желтых и глянцевых изданий я знаю… 4. Из них иногда почитываю… 5. В Сети знаю такие газеты и журналы… 6. Но чаще всего бываю на сайтах… 7. Могу назвать таких известных журналистов, как… 8. Три последних романа, прочитанных мною, это … 9. А из современных русских писателей знаю – по крайней мере слышал… 10. Мне хотелось бы писать о … ПрограммаТема 1. Мотивы и функции словесного творчестваСпецифика журналистского творчества. Требования к журналистскому мышлению. Жанр как способ организации жизненного материала. Что такое «мыслить жанром»? Жанры, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому, личностному преображению фактов. Тенденции диффузии жанров, стирания жанровых границ и устойчивость жанров. Что такое «публицистика», «публицистичность», «художественная публицистика»? В чем сходство и различие художественной публицистики и художественной литературы? «Личностная» журналистка. Образ автора в публицистике. Взаимодействие факта и субъективной позиции публициста. Тема 2. Эссеистика. История жанра эссеТрадиции Мишеля Монтеня в наши дни. Эссе как «универсальный жанр». Эссеизация современной журналистики. Современные теории жанра эссе. Виды эссе. Циклы эссе. Литературное эссе и газетное эссе. Стилистические приемы эссеизации. Колумнистика. Авторские колонки эссеиста, обозревателя и комментатора. Современные теории жанра колонки. Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1 и 21. Почему нельзя писать «вне жанра»? 2. Эссе как парадоксальный жанр. 3. «Устала» ли современная публицистика от эссеизации? 4. Виды авторских колонок. Учебные творческие задания к практическому занятию по темам 1 и 2Анализ одного из эссе Монтеня, анализ эссе Константина Аксаков «Опыт синонимов», анализ двух-трех современных эссе. Творческое задание: написать авторскую эссеистическую колонку на тему о состоянии современного школьного образования на основании собственного опыта студентов. Тема 3. ОчеркистикаСоединение в очерке наглядно-образного, репортажного начала с аналитическим: очерк как «исследование образными средствами». История жанра очерка. Виды очерков. Возникновение и расцвет физиологического очерка. Русские «физиологии»: вчера и сегодня. Литературный очерк и газетный очерк. Проблемный очерк. Портретный очерк. Путевой очерк. Очерк-зарисовка. Житейская история. Цели и задачи очерка. Социальное обобщение в очерке. Активность авторского «Я» в очерке, включенность автора в действие. Диалог с читателем в очерке. Взаимодействие образа и понятия в очерковом обобщении. Факт в очерке. Вымысел в очерке: условность, допущение, гипотеза. Этико-профессиональное требование «открытости» авторской фантазии в публицистике вообще и очерке в частности: авторские фантазии и допущения должны быть маркированы именно в качестве таковых. Образные и стилистические средства, используемые в очерке. Психологический портрет современника в очерке. Учебные задания к семинарскому занятию1. Переоценка «жанровых ценностей»: почему очерк, «король публицистики», уходит с газетной полосы? 2. Факт и домысел в очерке. 3. Социальное обобщение в очерке. Учебные задания к практическому занятиюАнализ разных видов современного газетного очерка (студентам раздаются распечатки из текущей периодики): выбор героя или события для образно-аналитического исследования, активность авторского «Я», композиция, диалог с читателем, «что хотел сказать автор?». Написать три «зачина» к зарисовке новогодней тематики – в зависимости от направленности на конкретного читателя: подростковая аудитория, молодежная, студенческая, женская, старшего возраста, творческая, бизнес-аудитория. Домашнее творческое задание: написать житейскую историю на основе реальных событий в жизни студента или его семьи. Тема 4. Особенности сатирической публицистикиПамфлет. Происхождение и судьба жанра. Роль памфлета в политической публицистике. Художественная типизация в памфлете. Что такое памфлетность и как она проявляется в других публицистических и художественных жанрах. Язык и стиль памфлета. Современное состояние жанра. Фельетон. Происхождение и судьба жанра. Этапное явление для развития отечественного фельетона – сатирические фельетоны Добролюбова и Салтыкова-Щедрина. «Конкретный фельетон» советской журналистики. Современное состояние фельетона. Специфика «фельетонной темы». Публицистическая и рекреативная задачи фельетона. Особенности «фельетонного стиля». Сатирическая колонка – ироничный комментарий и ироничный монолог. Авторское «Я» и маски фельетониста. Учебные задания к семинарскому занятию1. Специфика памфлетной темы и фельетонной темы. 2. Утрачивает ли фельетон свои позиции? 3. Пародия, гротеск, доведение до абсурда и другие приемы сатирической трансформации материала. 4. Существует ли «засилье» иронии в современной прессе? Учебные задания к практическому занятию1. Придумать несколько «фельетонных» тем. Какие темы не «поддаются» фельетону? 2. Анализ двух фельетонов: из текущей прессы и «классического» фельетона. Особенности стиля, авторские «маски», приемы сатирического обобщения. 3. Найти в текущей публицистике образцы жанра памфлета. Определить авторскую позицию, приемы воздействия на читателя. Тема 5. Художественная рецензияЦели и задачи литературно-художественной критики. Критика как способ самосознания искусства и метод осмысления явлений художественной культуры. Критика как способ актуализации искусства в массовом сознании. Правомерность отнесения жанра художественной рецензии к художественной публицистике. Двоякая принадлежность критики, которая включена и в журналистику, и в соответствующее искусство. Виды газетной критики. Моно-рецензия и поли-рецензия. Вкус как совокупность художественных и интеллектуально-нравственных предпочтений. Учебные задания к семинарскому занятию
Суждения для обсуждения: Василий Жуковский: «Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату, чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус, разбираете причину того и другого – вот критика» (статья «О критике»). Марина Цветаева: «оценка – это определение вещи и мире, отношение – определение ее в собственном сердце» (статья «Поэт о критике»). 2. Современное состояние и влияние критики. 3. Современное состояние массового вкуса. Учебные задания к практическому занятиюАнализ моно-рецензий и поли-рецензий из газеты общего профиля и специализированного издания. «Спорим о вкусах». Выбирается художественное произведение или явление, знакомое всей аудитории. Поскольку это очень трудно сделать, то студенты наглядно убеждаются в «рассеянности» художественного внимания у сегодняшней публики. После споров и обсуждения составляется коллективная моно-рецензия. Домашнее творческое задание: написать рецензию. Выбор области искусства – по желанию студентов. Тема 6. Художественные элементы публицистического текстаХудожественная деталь. Портрет, речевая характеристика, пейзаж, диалог. Тропы и фигуры в публицистическом тексте. Точность слова, достоверность образа – непременные требования к тексту публициста. Наблюдательность и тренированная память как необходимые профессиональные качества. Фоновые знания публициста. «Магическое» мышление и мифологический текст. рационалистическое мышление и убеждающий текст. Позитивистское мышление и прагматический текст. «Драйв-мышление» и гедонистический текст. Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст. Регулярные упражнения в аудитории«Что это?» Упражнение на развитие образного мышления. Описать предмет так, чтобы слушатель «увидел» его и понял, что это такое, но не называть самого предмета и не употреблять его прямые и очевидные характеристики. Образец: Юрий Олеша. Ни дня без строчки: «Ультрамариновая ваза с узким высоким горлом стоит перед нами. Однако и не ваза, если можно увидеть чуть повыше синего горла и маленькую корону. Хвост он волочит за собой, как вязанку ветвей, причем некоторые ветви толсты – толще его синей, с блестящими чешуйками шеи. Он топчется на широких лапах. Моя европейская, более северная душа чурается павлина, с которым ей как-то жарко. Он стоит среди солнца, ясный, покорный, жесткий, как власть деспота». «Неиспорченный телефон» Упражнение, которое, во-первых, тренирует память и внимание, а во-вторых, наглядно показывает, какие детали публицистического текста западают в память читателя или слушателя. Участвуют – все присутствующие, из них три добровольца. Два добровольца выходят из аудитории. Зачитывается короткий художественно-публицистический текст (колонка, мини-эссе, зарисовка). Один из добровольцев возвращается в аудиторию. Тот из добровольцев, который оставался и слушал текст, пересказывает его новому слушателю. Вызывается третий доброволец и выслушивает пересказ второго. Третий, в свою очередь, рассказывает запомненное аудитории. Затем происходит обсуждение: что и почему запомнилось, что и почему ускользнуло от внимания? «Толковый словарь» Смысл упражнения двоякий: проверяется знание студентами общекультурных терминов и вырабатывается умение формулировать. Группа разбивается на тройки. Каждая получает записку, в которой значится слово, обозначающее понятие, широко употребительное, но не для всех очевидное (например: постмодернизм, дискурс, лояльность, конфессия, ментальность, права человека). Каждая тройка вырабатывает определение, которое и объявляет аудитории, не называя искомого слова. Требуется, чтобы определение, во-первых, правильно объясняло суть понятия, а во-вторых, чтобы слушатели поняли, о чем идет речь и сами догадались, какое слово было в записке. «По кругу» Упражнение-разминка. Объявляется какое-либо слово (например: «сказать», «плохой», «хороший», «друг», «враг»), и каждый из присутствующих, один за другим, называет синоним. Варианты: объявляется слово, а участники по кругу предлагают эпитеты; объявляется слово, участники выражают обозначаемое им понятие иносказательно. Темы курсовых работВыражение авторской позиции в эссеистике Валерия Панюшкина. Выражение авторской позиции в эссеистике Дмитрия Быкова. Публицистическая рецензия в газете «Известия». Публицистическая рецензия в «Новой газете» Путевой очерк в газете «Ведомости. Пятница». «Родительские» колонки в газетах «Коммерсант», «Новой газете», «Ведомости. Пятница». Образ Парижа в очеркистике Владимира Маяковского. Образ Парижа в очеркистике Александра Куприна. Путевой очерк Иосифа Бродского «Путешествие в Стамбул»: история и власть. Темы дипломных работИосиф Бродский – очеркист. Книга Петра Вайля «Гений места»: Россия и мир. Образ «Соединенных Американских Штатов» в очеркистике Максима Горького, Сергея Есенина, Владимира Маяковского Вопросы и задания для подготовки к зачетуКонтрольные вопросы1. Художественная публицистика: цели и задачи, смысл востребованности. 2. Система публицистических жанров. 3. Что такое жанровая диффузия, ее причины и следствия. 4. Выражение авторской позиции публициста. 5. Специфика мышления публициста. 6. Эссе: история и современность. 7. Виды эссе. 8. Что такое колумнистика? Виды авторских колонок. 9. Очерк: история и современность. 10. Виды очерков. 11. Современное состояние портретного очерка. 12. Современное состояние проблемного очерка. 13. Современное состояние путевого очерка. 14. Современное состояние физиологического очерка. 15. Памфлет: история и современность. 16. Фельетон: история и современность. 17. Задачи художественно-публицистической критики. 18. Виды художественной рецензии. 19. Факт и вымысел в художественной публицистике. 20. Образно-стилистические средства публициста. Задания для подготовки «досье» «Публицистический профиль издания»Задание выполняется в течение семестра. Наработки представляются на промежуточную аттестацию и на итоговую аттестацию в виде сводной таблицы. Конкретные издания выбираются по желанию студента (оптимальный выбор – ежедневная газета плюс еженедельник). Студент, подходя к чтению издания профессионально, выделяет те материалы, которые относятся к жанрам художественной публицистики и вносит в таблицу под рубрикой соответствующего жанра название материала, имя автора и дату публикации. К досье приобщаются не все материалы подряд, а те, которые остановили внимание профессионального читателя либо своими достоинствами, либо недостатками. Во время промежуточной и итоговой аттестации студент по составленной таблице характеризует «публицистический профиль» конкретного издания, а также комментирует приобщенные к досье вырезки. |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А.... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть IV: Аналитическая журналистика / авт сост.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост.... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |
![]() | Пособие по дисциплине основы творческой деятельности журналиста для студентов факультета журналистики Ш 79 Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» / М. И. Шостак. – М. Импэ им. А.... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы рекламной деятельности для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламной деятельности». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 16 с |