Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики




Скачать 228.72 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики
Дата22.11.2012
Размер228.72 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Учебно-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОПЕРАТИВНОЕ
КОММЕНТИРОВАНИЕ



Для студентов факультета журналистики
специальности 030601.65 Журналистика



Москва

2010


УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом


С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак


Учебно-методический комплекс дисциплины «Оперативное комментирование» / сост. М.И. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. – 14 с.


Подготовлен на кафедре теории практики периодической печати
факультета журналистики.


© Шостак М.И., 2010




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Лекции, семинарские и практические занятия в газетных группах посвящены углубленному изучению одного из распространенных и востребованных современностью направлений журналистской работы – оперативному комментированию. В поле зрения – газетные и журнальные тексты, связанные с задачей отклика и предварительной оценки недавно происшедших событий. Курс авторский, в нем представлены задачи и возможности жанров оперативного комментирования, рассмотрены особенности их создания, усилия журналистов в этой области – как «технология» (наиболее распространенные приемы), так и творчество.

В лекциях обращено внимание на общие особенности творческого направления «оперативное комментирование» и на специфику объединения разных жанровых групп, по-своему выполняющих единую задачу – интерпретировать события по горячим следам. Выделяются для рассмотрения и изучения особенностей работы журналиста, во-первых, так называемое косвенное, попутное комментирование, представленное жанрами: корреспонденция, отчет с комментариями, репортаж с комментариями, оперативный портрет, – и во-вторых – прямое комментирование, представленное жанрами: комментарий, реплика, мини-рецензия и колонка комментатора. Рассматриваются разные творческие манеры работы современных комментаторов: подчеркнут объективный характер интерпретации в комментариях, выдвигающих версию события, и субъективизм реплик, мини-рецензий, авторских колонок.

Курс состоит из четырех разделов: «Факт и комментарий (попутное комментирование)», «Комментарий как жанр», «Реплики журналиста» и «Авторская колонка комментатора». План курса – по преимуществу рекомендательный: учитывается как отечественный опыт, так и уроки практики представителей других школ журналистики. Каждой теме сопутствуют упражнения, контрольные работы и задания по составлению «досье».

Цели дисциплины – дать представление о разнообразии приемов и форм на таком направлении журналистской деятельности, как оперативное комментирование, пополнить профессиональный инструментарий будущих журналистов, пробудить в них творческий интерес к работе комментатора.

Задачи дисциплины – помочь студентам освоить комплекс знаний и умений, необходимых для работы комментаторов, приемы и методы работы над конкретными жанрами оперативного комментирования, выработать профессиональный взгляд на «газетный лист», критическую оценку профессионализма современных комментаторов, выступающих в прессе.

Отчетность: предварительный зачет (аттестация) с проведением тестирования, проверкой «досье»; итоговый зачет (зачетное собеседование, проверка контрольных работ и «досье»).

ПРОГРАММА


Вводная лекция

Особенности литературной работы журналиста-комментатора. Формы оперативного комментирования, их характеристики: предмет, назначение, метод, композиционно-стилевые особенности. Зависимость выбора формы выступления от целевой установки автора.

Жанровые предпочтения комментирующей прессы в разные исторические периоды. Журналистская практика и запросы аудитории как стимулы развития и коррекции жанровых форм. Вариативность литературной работы комментатора в зависимости от типа, периодичности, общей линии издания (установки редакции на четкое разграничение факта и комментария, на объективированность стиля, на «эксклюзивы», авторскую интерпретацию, на включение фрагментов комментария в большинство материалов и т. п.). Взаимовлияние жанровых моделей оперативного комментирования, распространенных в практике прессы разных стран.

I. Факт и комментарий
(попутное комментирование)


Формы и способы оперативного – сплетенного с фактом – комментирования. Соотношение «пристрастных» и «беспристрастных» комментариев в разных жанрах оперативного комментирования.

Тема 1. Корреспонденция


Продление жизни «горячего факта». Факт как ситуация, вызывающая размышления.

Сплетение суждения по факту с изображением события или происшествия. Двойная задача корреспонденции: «cообщить, оценив».

Корреспонденция – «кусочек жизни» и «самый скучный жанр в газете»: из истории жанра. Специфика работы зарубежных корреспондентов.

Особенности литературной формы корреспонденции. Структура текста, приемы, которые использует корреспондент.

Монотемность корреспонденции.

Тема 2. Отчет с комментариями


Разновидности отчетов в современной прессе: жанровые и тематические. Особенности исходного материала жанра «отчет».

Сообщение с разъяснениями. Незавершенность суждений в отчете с комментариями. «Экспертиза на ходу». Поиск уточненного ракурса, угла зрения на происходящее событие.

Прием «слоеный пирог»: реплики и реакции как мнения и свидетельства в наглядном сопоставлении. Многоголосие отчетов с собраний и митингов. Спортивный отчет. Отчеты с массовых празднеств. Особенности светских отчетов. Традиции и современная форма судебного отчета.

Фрагменты «картинки» (деталь, документальное свидетельство) в функции попутного комментария. Акцентировка конфликтных ситуаций. Комментирующие подробности; усиление скрытого комментария открытым.

Тема 3. Оперативный портрет


Коррекция взгляда. Возможности уточнения и прояснения факта – поступка. Источники информации и методы сбора материала.

«Портрет успеха» как повод для комментария.

Возобновленный интерес к поступку современника. Смена угла зрения на происшествие (поступок). Сопоставительный фон оперативного портрета.

Особенности использования приема «попутный комментарий» в оперативном портрете. Реплики и отзывы. Функциональность и опасности комментирующего цитирования.

Варианты композиции. Вплетение фрагментов: «оперативный портрет» в другие жанры современной газеты. Рубрики оперативного портрета.

Учебные задания к семинарскому занятию
по темам 1–3


Вопросы для обсуждения

  1. Формы оперативного комментирования.

  2. Корреспонденция. Особенности жанра.

  3. Приемы жанра «отчет с комментариями».

  4. Комментирование поступка в оперативном портрете.

Упражнения в аудитории

  1. Сопоставьте разные варианты оперативного комментирования, представленные в газете (качественная пресса).

  2. Замените в предложенном тексте открытый комментарий на скрытый (образный, ироничный).

  3. Найдите в текущей прессе пример сообщения собкора из-за рубежа, в котором изложение новости сплетено с попутным комментарием. Отметьте фрагменты попутного комментария.

  4. Рассмотрите и оцените качество работы журналиста – автора отчета с комментариями (на примере газеты «Коммерсантъ»).



II. Комментарий как жанр
(версии события)


Формы и способы оперативного комментирования, обособленного от факта. Представление авторской «версии» в качестве новости.

Тема 4. Краткая интерпретация: отклики и анонсы


Предложенный ракурс взгляда на факт как новое сведение и как толчок к размышлениям. История жанра «комментарий». Специфика оперативных комментариев на темы международной жизни. Комментарий-фрагмент и комментарий-«довесок» в новостях политики. Экспертный комментарий деловой прессы, рубрика эксперта. Комментирующий фрагмент в светской и криминальной панораме событий. Разъясняющий комментарий научно-популярных новостей.

«Жесткий» комментарий по факту. Приоритет суждения по факту над его изображением. Прямая «подсказка» журналиста аудитории, выдвинутое предположение: каким образом можно интерпретировать факт.

Комментарий, предваряющий событие. Оперативность и сенсация. Отличие «новости на завтра» от анонсирующего комментария.

Тема 5. Развернутый комментарий


Задачи и особенности развернутых комментариев. Аналоги жанра в зарубежной прессе. Место комментариев на полосах качественной и массовой прессы.

Особые качества творческой личности комментатора. Представление авторской версии события как творческая задача. Причины выступления и цели журналиста, пишущего комментарий по факту: предложить свой вариант интерпретации, переиграть сложившееся мнение, сопоставить высказанные суждения по факту и т. д.

Комментарий на комментарии (продолжающиеся комментарии). Развернутый комментарий эксперта как журналистское произведение.

Рубрики для комментариев в газете и журнале.

Тема 6. Доказательность и структура комментария


Сбалансированная и доказательная форма жанра «комментарий»; демонстративная отстраненность автора от эмоциональных впечатлений. Логические ходы комментирования. Предыстория, происшествие, прогноз.

Многообразие причин для появления журналистского комментария. Особенности структуры. Необходимость предварить текст комментария; лид – «комментарийный повод» и способы его представления (предварительный прогноз, «одиночный выстрел», открытый вопрос и другие формы). Цитирование при демонстрации комментарийного повода, авторские «заходы».

Возможные варианты структуры материала. Основные композиционные блоки. Структура комментария, развивающего версию автора. Вариант: «сопоставление позиций». Структура: «доказательство от противного». Использование в комментарии фрагментов других жанров оперативного комментирования (например, реплики). Роль авторского «я» в комментарии.

Учебные задания к семинарскому занятию по темам 4– 6


Вопросы для обсуждения

1 Жесткий комментарий-фрагмент «от редакции» и рубрика эксперта: сопоставительные характеристики.

2. Задачи жанра «комментарий».

3. Что такое комментарийный повод?

4. Популярные лиды для комментария.

Упражнения в аудитории

  1. Сопоставьте опубликованные в газетах разные варианты «жесткого» комментария к одному и тому же происшествию.

  2. Разверните в тексте комментария, предложенном преподавателем, обоснование авторской версии происшествия (можно использовать прием сопоставления и ретроспекции).

  3. Смените лид – комментарийный повод (возможно, расширьте его, добиваясь уточнения авторской версии).

  4. Придумайте другой вариант захода – «авторского» лида и концовки материала, создав эффект «переклички»



III. Реплики журналиста
(эмоциональность и образность в работе комментатора)

Тема 7. Проблемный репортаж


Взгляд и версия. Включение реплик в материал репортерского наблюдения.

Версия, выдвигаемая по поводу проблемной ситуации. Оценочный эффект, достигаемый представлением ситуации как личного опыта (изучение состояния дел с использованием метода «маски», перемены профессии). Выстраивание материала в зависимости от реальной хронологии событий («полоса препятствий», преодолеваемая журналистом). Реплики как осмысление препятствий, возникавших в процессе экстенсивного поиска, и как характеристика ситуации в целом.

Версия поступка. Сбор информации как сюжет, конфликтное общение: фрагменты интервьюирования по методу «сужающихся кругов». Конфиденциальные сведения и анонимный источник. Наглядность суждений (эпизоды и поступки, подтверждающие авторское истолкование событий). Образная деталь как средство аргументации.

Комментирующий эпизод: «деталь-символ» и «деталь-окошко», открывающая перспективу суждения о факте. Усиление попутного комментария «говорящих картинок» комментирующими репликами.

Тема 8. Мини-рецензия


Особенности оперативного отклика журналиста на произведения искусства: кинофильмы, спектакли, телепрограммы, фестивали, выставки. Литературные формы: аннотации, реплики, мини-рецензии.

Отклик на художественное произведение как на актуальное событие общественной жизни. Фиксирование и комментирование факта первого контакта произведения искусства и публики, показательного для современного состояния нравов и уровня запросов аудитории. Опора авторского суждения на впечатление; журналист-зритель: доминирование эмоциональной аргументации. Подчеркнутая субъективность мнения. Образные попутные комментарии и ироничные реплики журналиста в мини-рецензии.

Рекомендательный и рекламный план выступлений в жанре «мини-рецензия». Театральные анонсы («комментарии, предваряющие событие»). Проблемы оперативности, рекламы и сенсации в этой сфере творческой деятельности журналиста.

Тема 9. Реплика журналиста


Реплика как жанр. Реплика журналиста как вариант «мягкого» мини-комментария; (в отличие от «жесткого» комментария) и авторского (в сопоставлении с комментарием «от редакции»).

Критический характер реплики. Поводы для выступлений в стиле «реплика». Эффект мнения пристрастного, спонтанного, прорвавшегося («Не могу молчать!»).

Реплика вслед событию или поступку. Опора суждения на впечатление (журналист-свидетель и журналист – «лицо страдательное»). Реплика в ответ на высказывание политического лидера. Приемы «прояснения цитат». Суждение по имиджу. Фрагментарный прогноз. Особенности цитирования.

Стиль и ритм реплик как образных комментариев. «Документальный образ» и метафора. Композиция реплик.

Формы подачи реплики на полосе (самостоятельный материал, заголовок, шапка, оттяжка, врез). Постоянные рубрики. Формы: реплика-афоризм, реплика читателя и др. Подборки «цитат дня» и сопровождающие их реплики. Ироничные варианты откликов и анонсов.

Учебные задания к семинарскому занятию по темам 7–9


Вопросы для обсуждения

  1. Проблема авторства в «литературе дня».

  2. «Репортер меняет профессию» (подготовка проблемного репортажа).

  3. Литературная форма проблемного репортажа.

  4. Как избежать предвзятости при истолковании поступка или «успеха», создавая проблемный оперативный портрет

  5. Оперативная мини – рецензия. Особенности формы.

  6. Стиль «реплики».

Упражнения в аудитории

  1. Найдите в разных изданиях и сопоставьте два варианта редакционных реплик по поводу одного и того же факта.

  2. Предложите более четкую композицию «мини-рецензии», используя текст, опубликованный в текущей периодике.

  3. Используя факты, приведенные в опубликованной реплике, предложите свой вариант «контрреплики».

  4. Рассмотрите в структуре расследования, поданного в виде проблемного репортажа, стадии складывания версии.



IV. Авторская колонка комментатора

Тема 10. Колонка оперативного отклика


Колонка как авторский жанр оперативного комментирования.

Поводы выступлений в стиле «колонки». Традиции колонок в русской и зарубежной прессе. Особенности колонок международных комментаторов в советский период. Современные задачи жанра.

«Жесткий» и «мягкий» варианты авторских колонок, их место и роль в газете и журнале, в качественных и массовых изданиях.

Проблемы публицистичности колонок комментатора; отличие колонки комментатора от колонки обозревателя и от эссеистской авторской колонки.

Тема 11. Позиция автора как «складывающееся мнение»


Сопоставительные характеристики комментария и колонки комментатора. Колонка комментатора как истолкование, версия события. Эмоциональный отклик, или отчетливое суждение? – споры о возможностях представления позиции журналиста в авторской колонке комментатора.

Масштаб рассуждений. Проблема объективного и субъективного. Гипотетичность выводов. Проблема увлекательности рассуждений («обманные ходы», «тупики» и другие приемы). Введение сомнения в единственно правильной оценке. Побуждение читателя к «соразмышлению».

Полемичность колонок, вызов на спор предполагаемых оппонентов.

Колонка как расширенная реплика. Ироничное рассуждение по поводу эмоционального отклика, вызванного событием. Фрагменты эссеистики в колонке комментатора.

Тема 12. Индивидуальный стиль комментирования


Комментатор и его аудитория. Эффект общения и способы его достижения. «Разговорный стиль», прямые обращения.

Ведущие современные публицисты – авторы «собственных» колонок.

Понятие творческой манеры журналиста – автора колонки. Важнейшие характеристики индивидуального стиля. Способы демонстрации авторского «я» на примере творчества современных журналистов.

Узнаваемость автора традиционных колонок. «Как прирастает маска» – к проблеме имиджа публициста. Трудности и возможности смены имиджа.

Влияние запросов аудитории на стиль и характер аргументации в колонке комментатора.

Учебные задания к семинарскому занятию по темам 10–12


Вопросы для обсуждения

    1. Варианты «жесткой» и «мягкой» авторской колонки.

    2. Проблема имиджа и «маски» комментатора.

    3. Объективное и субъективное в авторской колонке.

    4. Характеристики индивидуального стиля.

    5. Возможности публицистического прогноза при разных вариантах оперативного комментирования.

Упражнения в аудитории

  1. Определите структуру опубликованного конкретного оперативного комментария на политическую тему.

  2. Замените в тексте авторской колонки открытый комментарий на скрытый, образный, ироничный.

  3. Добавьте в текст колонки комментатора фрагменты обращения к аудитории.

  4. Перепишите колонку комментатора, сменив стиль на разговорный (приспособьте ее к восприятию молодежной аудиторией).

  5. Выделите в колонке фрагменты полемики.

  6. Сопоставьте приемы «колонки комментатора» и «редакционного комментария», посвященных одному и тому же событию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Изучение дисциплины предполагает знакомство студентов с основной теоретической литературой, посвященной интерпретационной журналистике, а также постоянное внимание к практике комментирования в современных российских СМИ, анализ и сопоставление публикаций в жанрах корреспонденции, комментария, реплики, отчета с комментариями, проблемного репортажа, оперативных мини-рецензий и оперативного портрета с фрагментами реплик, авторской колонки комментатора.

Курс, посвященный вопросам технологии и проблемам журналистского мастерства комментаторов, построен таким образом, что студенты не только обсуждают на семинарах главные темы лекций, выполняют упражнения в аудитории, но и представляют домашние задания, а именно:

  • готовят по каждой теме «досье» – подборку вырезок из текущей прессы (примеры, достойные подражания, и примеры неверного или недостаточно эффективного использования жанровых форм оперативного комментирования);

  • пишут контрольные – по одной к каждой теме.

Предварительный зачет (аттестация). После того как пройдены первые два раздела курса, студенты сдают предварительный зачет с проведением тестирования. Цель – аттестация, свидетельствующая об усвоении лекционного материала. К аттестации студент также готовит контрольные и «досье» по пройденным темам, дорабатывает материал практических занятий.

Итоговый зачет (в сессию). Итоговый зачет состоит из зачетного собеседования, проверки всех контрольных работ и «досье» (по всем темам курса).

Студенты, по уважительным причинам пропустившие лекции, семинарские и практические занятия, дополнительно сдают реферат, выбрав одну из предложенных тем (список прилагается).

Подготовка к промежуточному зачету (аттестации)


Контрольные вопросы

  1. Два направления оперативного комментирования.

  2. Поводы к выступлению комментатора.

  3. Корреспонденция. История и современные возможности жанра.

  4. Реплика журналиста.

  5. Жанр «комментарий», его задачи.

  6. Структуры комментария.

  7. С чего начинать комментарий?

  8. Интрига в лиде комментария.

  9. Прогноз в лиде комментария.

  10. Предварительный вывод в начале комментария.

  11. Сопоставление как прием комментирования.

  12. Обзор мнений в комментарии.

Задания по составлению «досье»


  1. Подберите примеры из текущей периодики к вопросам 5, 7, 9, 10.

  2. Сопоставьте ряд комментариев на одну тему.

Контрольные работы


    1. Напишите комментарий на предложенную тему («Освещение в СМИ межнациональных военных конфликтов»).

    2. Предложите в качестве опорного материала для собственного отклика комментарий, опубликованный в прессе (подчеркните, с чем можно и должно поспорить).

    3. Напишите оперативную корреспонденцию о событии дня («проясняющий материал» с минимумом открытого комментария).



Подготовка к итоговому зачету


Контрольные вопросы

  1. Задачи и особенности оперативного комментирования в сопоставлении с другими группами жанров.

  2. Формы оперативного комментирования.

  3. Попутный комментарий в корреспонденции.

  4. Отчет с комментариями.

  5. Форма «слоеный пирог» в практике оперативного комментирования.

  6. Оперативный портрет с включениями реплик.

  7. Мини-рецензия как жанр оперативного комментирования.

  8. «Репортер меняет профессию» (репортаж с комментариями).

  9. Литературная форма проблемного репортажа.

  10. Особенности «попутного» и «скрытого» комментариев по сравнению с прямым его вариантом.

  11. Методы работы журналиста при подготовке «ролевого» проблемного репортажа. Ограничения профессиональной этики.

  12. Возможности представления «образа проблемы» в комментирующем отчете.

  13. Реплика журналиста как самостоятельный жанр.

  14. Литературное оформление реплик. Особенности стиля.

  15. Комментарий «от редакции».

  16. Задачи и возможности авторского жанра «комментарий».

  17. Структуры комментариев.

  18. Варианты лидов комментария.

  19. Комментарий на комментарий.

  20. Форма «расширенный комментарий».

  21. Задачи колонки комментатора.

  22. Имидж комментатора.

Задания по составлению «досье»

  1. Найдите в текущей прессе пример сообщения собкора из-за рубежа, в котором изложение новости сплетено с попутным комментарием. Отметьте фрагменты попутного комментария.

  2. Подберите несколько корреспонденции «на злобу дня», проясняющих конфликтные ситуации.

  3. Сопоставьте в своем «досье» два варианта редакционных реплик к одному и тому же факту (из разных газет).

  4. Приведите образцы ироничных комментирующих реплик в отчете или репортаже.

  5. Приведите образец ироничной реплики (например, в ответ на высказывание политического лидера).

  6. Приобщите к досье примеры расширенного комментария.

  7. Найдите в текущей прессе пример колонки комментатора.

  8. Сопоставьте в досье разные стили авторских колонок

  9. Подберите цикл публикаций – отклики в виде комментариев на длящееся событие политической жизни (событие с продолжением) либо на меняющуюся дипломатическую обстановку в отношениях двух государств.

  10. Подберите цикл комментариев на развивающиеся события экономической жизни страны в связи с глобальными явлениями мировой экономики.

Контрольные работы


  1. Напишите оперативный отклик на событие культурной жизни (выставку, презентацию).

  2. Подготовьте авторскую колонку комментатора, используя в качестве повода факт-теленовость.

  3. Подготовьте реплику, используя в качестве повода факт, взятый из текущей периодики.

  4. На ту же тему (см. предыдущее задание) напишите комментарий.



Темы рефератов


  1. Теории оперативного комментирования и современная практика.

  2. Оперативное комментирование как «углубленное репортерство».

  3. Оперативное комментирование в сопоставлении с газетной аналитикой.

  4. Авторское “я” в колонке комментатора.

  5. Методы работы журналиста-комментатора.

  6. «Журналистский детектив» как форма оперативного комментирования.

  7. «Реплики» и «ремарки» современной прессы.

  8. Особенности комментирования в газете и в еженедельнике.

  9. Приемы жанра «комментарий» (разбор публикаций газеты «Время новостей»).

  10. «Мини-рецензия» в общественно-политическом качественном издании.

  11. Приемы «маски» и «скрытой камеры» в работе современного журналиста (технологический и этический аспекты проблемы).

  12. Корреспонденция и комментарий – сопоставительные характеристики жанров на примере публикаций массовой прессы.

  13. Приемы и этика авторской колонки-комментария.

  14. Структура комментария (на примере публикаций центральных газет).

  15. Индивидуальный стиль комментирования (разбор творчества автора постоянной колонки одной из центральных газет).



ЛИТЕРАТУРА


Библер, В. Мышление как творчество / В. Библер. – М., 1975.

Ивин, А. Искусство правильно мыслить / А. Ивин. – М., 1990.

Масарский, Н. Убеждающее слово / Н. Масарский. – М., 1979

Мезенцев, М. Суждение о будущем в публицистическом тексте / М. Мезенцев. – Ростов, 1983.

Павлова, К. Психология споров / К. Павлова. – Владивосток, 1988.

Свитич, Л.Г. Профессия – журналист / Л.Г. Свитич. – М., 2003.

Тертычный, А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. Тертычный. – М, 1998.

Тертычный, А. Жанры периодической печати / А. Тертычный. – М. 2001

Тертычный, А. Расследовательская журналистика / А. Тертычный. – М., 2002.

Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника / Дж Уллмен. – М., 1998.

Шостак, М. Оперативное комментирование / М. Шостак // Журналист. – 1997. – № 12.

Шостак, М. Диалог и полемика / М. Шостак // Журналист. – 1998. – № 2.

Шостак, М. Журналистское расследование / М. Шостак // Журналист. – 1998. – № 10.

Шостак, М. Аналитическая публицистика : сб. метод. материалов по курсу «Теория и методика журналистского творчества». Ч. III / М. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999.

Шостак, М. Аналитическая публицистика: методы и жанры : учеб. пособие / М. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999.

Шостак, М. Комментарий // Жанры газеты / М. Шостак. – М. : МГИ, 1999.

Шостак, М. Корреспонденция. Оперативный портрет. Ч. 2 // Жанры газеты.– М. : МГИ, 2000.

Шостак, М. Аналитическая журналистика : сб. метод. материалов по курсу «Теория и методика журналистского творчества». Ч. IV / М. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.

Шостак, М. Работа обозревателя / М. Шостак. ­ М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – С. 4–16.

Шум, Ю. Журналистское расследование / Ю. Шум. – М., 2000.


СОДЕРЖАНИЕ


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5

ПРОГРАММА 7

I. Факт и комментарий
(попутное комментирование) 7

II. Комментарий как жанр
(версии события) 9

III. Реплики журналиста
(эмоциональность и образность в работе комментатора) 10

IV. Авторская колонка комментатора 12

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 15

Подготовка к промежуточному зачету (аттестации) 15

Подготовка к итоговому зачету 16

Темы рефератов 18

ЛИТЕРАТУРА 19



С о с т а в и т е л ь М. И. Шостак


Учебно-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОПЕРАТИВНОЕ
КОММЕНТИРОВАНИЕ



Для студентов факультета журналистики
специальности 030601.65 Журналистика


Редактор Н.М. Рослова

Компьютерная верстка О.А. Гришина

__________________________________________________________________________

Подписано в печать 29.12.09. Формат 60х90/16

Объем 1 п.л. Тираж 50 экз.

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

105066, Москва, Новая Басманная ул., д. 35, стр. 1

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика»: Для студентов факультета журналистики. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им....
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины блоггинг новый вид интернет-журналистики Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Блоггинг – новый вид интернет-журналистики» / сост. А. А. Семин. — М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературное редактирование» / сост. А. Е. Шиманов. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009....
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Искусство заголовка» / сост. М. И. Шостак. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературное редактирование» / сост. А. Е. Шиманов. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009....
Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница