«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю




Скачать 466.43 Kb.
Название«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю
страница1/4
Дата22.11.2012
Размер466.43 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ОАО «РЖД»)






УТВЕРЖДАЮ




Вице-президент

ОАО «РЖД»


__п/п______________ В.Г. Лемешко

«_09_»_ апреля__ 2009 г. №___20___



МЕТОДИКА

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

РАБОТНИКОВ ХОЗЯЙСТВА ПЕРЕВОЗОК

ОАО «РЖД»


Москва 2009 г.


Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

Высокий уровень профессиональной подготовки работников является одним из решающих факторов в вопросе обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

В хозяйстве перевозок удельный вес этого фактора особенно велик вследствие того, что от оперативных работников требуется умение обеспечивать бесперебойность и безопасность движения в любых условиях, в том числе и при возникновении нестандартных ситуаций в результате неисправностей и отказов в работе технических устройств, обслуживаемых работниками других хозяйств (пути, СЦБ и связи, электроснабжения и др.).

Исключительная роль в предотвращении транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, предъявляет высокие требования к качеству обучения и проверки готовности к практической работе всех работников хозяйства перевозок, и в первую очередь, таких категорий оперативных работников как поездной диспетчер, дежурный по станции, дежурный (оператор) поста централизации, составитель поездов, сигналист, дежурный стрелочного поста, а на крупных станциях также маневровый диспетчер, дежурный по парку, дежурный (оператор) по сортировочной горке, регулировщик скорости движения вагонов.

Итогом процесса обучения работника является комплексная проверка знаний и умений правильно применять на практике требования нормативных актов в порядке и объеме, установленном действующими руководящими документами [1,2,6].

Целью «Методики комплексной проверки знаний работников хозяйства перевозок» является определение методов организации и проведения комплексной проверки знаний нормативных актов работниками хозяйства перевозок с использованием специализированных автоматизированных систем, установление требований к характеру контрольных заданий и принципов оценки результатов проверок. В основу излагаемых методов закладывается принцип обеспечения высокого уровня готовности кадров к практической работе.


2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Применительно к хозяйству перевозок железнодорожного транспорта, основными критериями (составными элементами), характеризующими уровень готовности работника к практическому выполнению своих профессиональных (должностных) обязанностей, являются [8]:

- знания нормативных документов;

- профессиональные навыки;

- профессиональные умения;

- профессионально-психологическая подготовленность.


2.1. Знания нормативных документов

Знания нормативных документов – информация, ставшая достоянием сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, профессионал принимает решения, выбирает способы действий и оценивает результаты.

Работники оперативного командного состава хозяйства перевозок (поездные и маневровые диспетчера, дежурные по станции и др.) общие профессиональные знания получают преимущественно в железнодорожных высших и средних учебных заведениях, работники массовых рабочих профессий – в дорожных технических школах и техникумах.

Независимо от уровня общего образования, каждый работник в установленном для него объеме [1-2] обязан знать нормативные документы: ПТЭ [3], ИДП [4], ИСИ [5], техническо-распорядительный акт станции (поездной диспетчер – основные технические характеристики станций и перегонов участка), свои обязанности, установленные должностными инструкциями, действующие приказы и распоряжения в части, касающейся обязанностей, выполняемых работником, правила и местные инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта.


2.2. Профессиональные навыки

Профессиональные навыки – доведенные до автоматизма способы эффективного выполнения профессиональных действий. До уровня навыков отрабатываются относительно стандартные, многократно повторяемые профессионалом действия.

Свойства навыка: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам - (перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий.

Применительно к проверке знаний работников хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, следует выделить главное свойство навыков - обеспечение выполнения определенных действий автоматизировано, машинально, без концентрации внимания на самой технике действия, что позволяет одновременно концентрировать внимание на другом, более важном объекте.

Например, дежурный по станции нажимает кнопки для задания маршрута. При этом он думает не о том, как нажать кнопку (какое приложить усилие, сколько времени выдержать нажатие) и не о том, что нужно убедиться в загорании на табло стрелы направления и зеленых ячеек по трассе маршрута, и даже не о показании амперметра, хотя он должен на него смотреть при переводе стрелок. Если стрелка амперметра отклоняется от нуля в пределах нормальной, стандартной величины тока, то дежурный по станции, зафиксировав этот факт автоматически, не концентрирует на нем специально свое внимание.

Таким образом, сама техника задания маршрута для дежурного по станции есть навык. Основное же внимание дежурного по станции направлено при этом на то, откуда и куда задается маршрут, исходя из требований оперативной обстановки.

Если поезда постоянно пропускаются поезда по главным путям станции, то дежурный по станции нажимает соответствующие кнопки для задания этих типовых, стандартных маршрутов также автоматически, не загружая сознание тем, какой маршрут нужно задать. Это более сложный навык.

Профессиональные навыки могут быть отработаны только в процессе систематической практики в стандартных и осложненных условиях на рабочем месте. При проведении проверки знаний в кабинетных условиях оценить степень овладения навыками данным работником практически невозможно.


2.3. Профессиональные умения

Профессиональные умения – освоенные специалистом комплексные способы успешного выполнения сложного профессионального действия в различных ситуациях.

В умении объединены знания и навыки со специальной обученностью профессионала использовать их для действия в соответствующих ситуациях. В умении есть элементы автоматизма (навыки), но в целом оно осуществляется осознанно, а поэтому, в отличие от навыка, в нем всегда активно мышление.

Совершенствование профессиональных умений происходит как в ходе повседневной практики, так и в процессе технического обучения работников, проводимого в плановом порядке.


2.4. Профессионально-психологическая подготовленность

В контексте оценки подготовленности работника хозяйства перевозок железнодорожного транспорта к практической работе основными психологическими аспектами проблемы являются:

- степень психологической пригодности человека к напряженной оперативной работе;

- уровень его внутренней дисциплинированности в плане твердого убеждения в том, что все правила безопасности движения и охраны труда нужно неукоснительно выполнять в любых условиях, без всяких скидок на производственную обстановку.

Методика оценки психологической пригодности к напряженной оперативной работе дежурных по станции и поездных диспетчеров, потенциально несущих в своей деятельности повышенную цену ошибочных действий и решений, регламентирована [9-12].

Анализ показывает, что почти все случаи нарушения безопасности движения, в том числе крушения и аварии, произошедшие по вине работников хозяйства перевозок, а также абсолютное большинство случаев производственного травматизма, происходят из-за невыполнения работниками правил обеспечения безопасности движения (ПТЭ, ИДП, ИСИ, ТРА станции и др.) и правил охраны труда.

В психологическом плане причины нарушений могут быть разделены на две большие категории:

1) Нарушения сознательные (умышленные), допускаемые вполне осознанно, т. е. работник заранее знает, что действие, которое он намерен сейчас совершить (или не делать то, что положено делать), является нарушением какого-то конкретного правила безопасности движения (пункта ПТЭ, ИДП, ТРА и т.д.).

К этой категории относятся:

а) Нарушения из-за низкого уровня дисциплины.

б) Нарушения из «благих» намерений, например, для «ускорения работы».

в) Нарушения из-за принципиальной убежденности работника в отсутствии необходимости выполнять то или иное правило безопасности, так как, по его мнению, оно является излишней перестраховкой («принципиальный нарушитель»).

2) Нарушения неумышленные (неосознанные, непроизвольные), когда работник субъективно ничего не собирается и не хочет нарушать, но нарушения получаются в результате незнания, неумения, забывчивости, ослабления внимания, некой непроизвольно допущенной оплошности.

Эту категорию нарушений можно разделить на две группы:

а) Нарушения по незнанию и неумению. Такие нарушения допускаются чаще, как правило, работниками, профессия которых требует большого объема знаний и умений, например, дежурными по станции.

б) Нарушения из-за замедленной или неадекватной реакции на быстро меняющуюся обстановку. Такие нарушения чаще допускаются, например, дежурными по станции, операторами сортировочной горки, составителями поездов.

Необходимо отметить, что юридическая интерпретация понятий «умышленные» и «неумышленные» здесь неуместна.

Психологический аспект допускаемых работниками хозяйства перевозок нарушений правил безопасности движения приводит к следующим выводам:

1) Независимо от разнообразия причин нарушений, допускаемых работниками хозяйства перевозок, они всегда (за исключением самых экстраординарных обстоятельств) носят субъективный характер и одинаково опасны в плане угрозы безопасности движения.

2) Оценка уровня профессиональной подготовки ни в коем случае не должна ограничиваться только уровнем теоретических знаний, практических умений и пригодности к напряженной оперативной работе. Работник должен быть убежден в необходимости всегда точно соблюдать правила безопасности движения и выполнять четкую последовательность действий при каждой конкретной операции.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ ХОЗЯЙСТВА ПЕРЕВОЗОК

Работники хозяйства перевозок проходят первичные, периодические и внеочередные проверки знаний. Периодичность проведения проверок знаний, состав комиссий и необходимый объем знаний нормативных документов для работников хозяйства перевозок установлены руководящими документами [1,2,6]. Внеочередные проверки знаний проводятся:

- перед вводом в действие вновь построенных или реконструированных сооружений и устройств, после утверждения нормативной документации, устанавливающей порядок их работы, обеспечивающий охрану труда и безопасность движения [3];

- при назначении или переводе руководителей и специалистов на другую работу, если новые должностные обязанности требуют дополнительных знаний по вопросам обеспечения безопасности движения (в том числе и при временном замещении отсутствующих работников) [2].

При использование специализированных автоматизированных систем проверку знаний и практических умений работников хозяйства перевозок необходимо проводить поэтапно:

1-й этап (только для первичных проверок знаний) – решение руководителя соответствующего подразделения хозяйства перевозок о допуске работника к проверке в автоматизированной системе по результатам стажировки на рабочем месте [13];

2-й этап – проверка в автоматизированной системе с возможностью пересдачи в случае получения отрицательного результата при первой попытке прохождения проверки знаний [1,2];

3-й этап (только для первичных проверок) – решение руководителя соответствующего подразделения хозяйства перевозок о завершении практической работы «вторым лицом» на рабочем месте под контролем опытного работника и начале самостоятельной работы в соответствующей должности.

Последующие (после первичных) периодические и при назначении или переводе на другую работу внеочередные проверки знаний осуществляются полностью автоматизировано. При этом роль членов комиссии заключается в фиксировании факта прохождения автоматизированной проверки знаний соответствующим работником. Внеочередные проверки знаний, связанные с вводом в действие вновь построенных или реконструированных сооружений и устройств, допускается проводить не автоматизировано с обязательным вводом результатов испытаний в электронную книгу РБУ-10.

Автоматизированная система комплексной проверки знаний работников хозяйства перевозок должна предусматривать режим подготовки работников к прохождению проверки знаний, в котором предоставляется возможность последовательного изучения всех контрольных вопросов с просмотром комментариев к неправильным вариантам ответов.

Учет результатов проверок работников хозяйства перевозок ведется в специальной «Книге учета результатов испытаний в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов, должностных инструкций и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации" (форма РБУ-10) [1,2].

В автоматизированной системе комплексной проверки знаний работников хозяйства перевозок должна вестись электронная копия формы книги РБУ-10 (Таблица 1).


Таблица 1




Форма РБУ-10 0372809


Утверждена ОАО «РЖД» в 2004 году


Книга

учета результатов испытаний работников в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других действующих нормативных актов, должностных инструкций и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта


№№

п/п

Число,

месяц, год

Фамилия, имя и отчество работника, подлежащего испытаниям

Проводимые испытания, установленные приказом ОАО «РЖД»

Должность, занимаемая работником и место работы

Должность, на которую назначается работник и место работы

Результаты испытаний

Должность, фамилия, и.о. председателя и членов комиссии

Роспись председателя и членов комиссии

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





























































































Книгу РБУ-10 в автоматизированной системе ведет председатель комиссии. В автоматизированной системе должна быть возможность ведения книги РБУ 10 по отдельным подразделениям хозяйства перевозок (станциям, отделениям железной дороги и др.).

Графы книги № 1 «№№ п/п» и №2 «Число, месяц, год» заполняются системой автоматически. В графе №2 указывается дата проработки проверяемым работником билета контрольных вопросов, сформированного для соответствующей проверки.

Графа книги № 3 «Фамилия, имя и отчество работника, подлежащего проверке» заполняется посредством выбора фамилии из выпадающего списка работников соответствующего подразделения. При этом у председателя контрольной комиссии должна быть возможность добавления принимаемых на работу и удаления уволенных или переведенных на другую работу работников.

Графа книги №4 «Проводимые проверки, установленные приказом ОАО «РЖД» заполняется посредством выбора из выпадающего списка вида проверки (первичная, периодическая или внеочередная) и указания в отдельном текстовом поле основания ее проведения.

Графы книги №5 «Должность, занимаемая работником и место работы» и №6 «Должность, на которую назначается работник и место работы» заполняется одинаковыми записями автоматически после выбора в графе №3 фамилии работника, ранее проходившего проверку в системе. При формировании первой записи по принимаемым на работу работникам председатель заполняет графы №5 и №6 самостоятельно. Система должна предусматривать возможность изменения председателем комиссии должности и места работы в графе №6 при переводе работника на другую работу.

Графа книги №7 «Результаты испытаний» во всех случаях заполняется системой автоматически в соответствии с результатом проработки билета, привязанного к данной проверке. Привязка проработки билета к записи в книге РБУ-10 должна проводится председателем комиссии после формирования билета проверяемым и до начала его проработки.

Графа №8 «Должность, фамилия, и.о. председателя и членов комиссии» должна заполняться автоматически по аналогии с предыдущими проверками с возможностью корректировки председателем состава комиссии.

Графа №9 «Роспись председателя и членов комиссии» в электронном виде не заполняется. Графа предназначена для заверения результата проверки членами комиссии росписями на распечатанном бумажном экземпляре книги РБУ-10.

Графа №10 «Примечание» заполняется председателем комиссии самостоятельно.

После проведения проверки и оформления соответствующих записей в электронном виде, соответствующие листы книги РБУ-10 распечатываются, заверяются росписями членов комиссии, сшиваются и хранятся у председателя комиссии.

Система должна предусматривать возможность просмотра перечня вопросов и выбранных проверяемым вариантов ответов по билету любой проверки, зафиксированной в книге РБУ-10.

В системе должны быть заложены алгоритмы выполнения требований руководящих документов [1,2,6] о сроках проведения первичных, периодических проверок и их пересдач (в случае получения отрицательного результата в предыдущей попытке) работников хозяйства перевозок.

Данные алгоритмы должны:

- запрещать формировать записи книги РБУ-10, нарушающие данные требования;

- сигнализировать о несвоевременных проверках и необходимости выполнения требований нормативных актов.

Автоматизированная система комплексной проверки знаний работников хозяйства перевозок должна предусматривать распределение прав доступа по отдельным подразделениям хозяйства перевозок и следующим категориям пользователей:

Администратор системы – техническое сопровождение, ведение и корректировка базы контрольных вопросов, формирование и распределение по категориям пользователей;

Председатель комиссии – ведение книги РБУ-10 одного или нескольких подразделений хозяйства перевозок;

Проверяемый работник – подготовка к проверке и прохождение проверок в соответствии с указаниями председателя комиссии;

Наблюдатель – просмотр контрольных вопросов системы, книг РБУ-10, проработанных билетов.

  1   2   3   4

Похожие:

«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconОао «Российские железные дороги», г. Москва, 107174, Новая Басманная ул. 2
Сотрудничество ОАО «ржд» с российскими и иностранными предприятиями транспортного машиностроения
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconСовершенствование управления здравоохранением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в период структурной реформы (по материалам Дальневосточной железной дороги)
Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный медицинский университет...
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconИнструкция по технической эксплуатации устройств и систем
Разработана проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики филиалом открытого акционерного...
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconОсновные понятия Коллективный договор ОАО «ржд» на 2011 2013 годы правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в открытом акционерном
Коллективный договор ОАО «ржд» на 2011 2013 годы правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в открытом акционерном обществе...
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconУтверждено приказом начальника
Дальневосточной железной дороги (далее железной дороги) филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconКонкурс проводится Межрегиональным общественным фондом «Центр Национальной Славы председатель Попечительского совета Президент ОАО «Российские железные дороги»
Направляю положение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских и творческих работ среди студентов и учащихся...
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconУтверждена
Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconЗдоровье и качество жизни работников негосударственных учреждений здравоохранения открытого акционерного общества «российские железные дороги» (на примере Дальневосточной железной дороги)
Диссертация выполнена в гоу впо «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению...
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconРегламентом ОАО "ржд"
Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2010 года следующие документы ОАО "ржд"
«российские железные дороги» (оао «ржд») утверждаю iconЕгэ 2012 год Архангельская область 29
Негосударственное общеобразовательное учреждение Школа-интернат №1 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница