Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда»




НазваниеМетодические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда»
страница1/3
Дата22.11.2012
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3



« Охрана труда» « Бурение нефтяных и газовых скважин»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 130504 « Бурение нефтяных и газовых скважин» и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Охрана труда» является дисциплиной спе­циального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программой по специальности.

Данная дисциплина предусматривает изучение основ трудового за­конодательства Российской Федерации; законодательства об охране труда; системы стандартов безопасности труда; правовых, нормативных и органи­зационных основ охраны труда на нефтегазодобывающих предприятиях, правил техники безопасности при эксплуатации нефтяных и газовых ме­сторождений, мер по обеспечению пожарной безопасности па промыслах.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:   основные понятия и термины безопасности труда; клас­сификацию и номенклатуру негативных факторов произ­водственной среды; действие негативных факторов на человека и их нормирование; источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организацион­ные основы охраны труда на нефтегазодобывающем предприятии; основы пожарной профилактики на объек­тах нефтегазодобычи.

уметь: осуществлять первоочередные действия при возникновении аварийных ситуации на скважине, производить анализ травмо - опасных вредных факторов, использовать экобиозащитную технику.

Рабочая программа рассчитана: на максимальную учебную нагрузку в количестве 76 часов, из них на самостоятельную работу студентов- 13 часов, аудиторных 63 часа, в том числе на занятиях 55 часов и 8 часов - практические занятия для базового уровня среднего профессионального образования.

При разработке программы дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки студентов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников, заложенных в стандарте по специальности.

Программа должна рассматриваться цикловой комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у студентов интерес к профессии, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с нормативно - справочной литературой, применять эффективные формы и методы обучения, позволяющие развивать творческие способности студентов, внедрять в учебный процесс современные информационные технологии.

Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими международными, государственными и отраслевыми стандартами.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Макс.нагрузка

Кол-во ауд.часов

Сам.работа студ.

В т.ч. лекции.

В т.ч. практ.

Введение

2

2








Раздел 1. Идентификации и воздействие на человека негативных факторов производ­ственной среды



4



4



1






Раздел II. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов


8



6






2


Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов

2

1




1

Тема 2.2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов

2


1





1


Тема 2.3. Защита человека от опасности ме­ханического травмировать

2


2








Тема 2.4. Защита человека от опасных фак­торов комплексного характера

2


2









Раздел III. Обеспечение комфортных усло­вий для трудовой деятельности



6



5



1



1


Тема 3.1. Микроклимат помещений

3

3







Тема 3.2. Освещение

3

2

1

1


Раздел IV. Психофизиологические и эргоно­мические основы безопасности труда



2



2








Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда

1


1








Тема 4.2.Эргономические основы безопас­ности труда

1


1









Раздел V. Управление безопасностью труда



12


10


3


2

Тема 5. 1 . Правовые, нормативные и органи­зационные основы безопасности труда

5


4


1


1


Тема 5.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма

5


4


2


1


Тема 5.3. Экономические механизмы управления безопасностью труда

2

2








Раздел VI. Безопасность труда при бурении



36


29


2


7

Тема 6.1.Электробезопасность на предприятия нефтяной и газовой промышленности

3


3


2





Тема 6.2. Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении тяжести

2


2








Тема 6.3. Основные правила безопасной эксплуатации бурового оборудования

2


2








Тема 6.4. Безопасность труда при демонтаже, перетаскивании и монтаже бурового оборудования

6

4




2

Тема 6.5. Безопасность труда при подготовительных работах к бурению

2


2








Тема 6.6. Безопасность труда при бурении скважин

2

2







Тема 6.7. Безопасность труда при промывке скважины

3


2





1


Тема 6.8. Безопасность труда при спускоподъемных операциях

2


2








Тема 6.9. Безопасность труда при приготовлении и очистке буровых растворов

2

2







Тема 6.10. Безопасность труда при аварийных работах и осложнениях

3


2





1


Тема 6.11. Безопасность труда при разобщении пластов

3


2





1


Тема 6.12. Безопасность труда при вскрытии пласта и освоении скважин

3


2





1


Тема 6.13. Безопасность труда при ремонте оборудования, механизмов.

3


2





1



Раздел VII. Пожарная безопасность на объектах нефтегазодобычи



6



5



1



1


Тема 7.1. Основы пожарной профилактики, причины возникновения пожаров

2


2








Тема 7.2. Основные условия горения веществ. Классификация горючих веществ, материалов и конструкций по пожаровзрывоопасности

1


1








Тема 7.3. Способы и средства тушения пожаров

3

2

1

1



Всего по дисциплине


76


63


8


13



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ВВЕДЕНИЕ

Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.

Методические указания

Для того чтобы выбирать средства и методы защиты от негатив­ных факторов, необходимо знать их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на челове­ка негативных факторов практически невозможно как с техниче­ской, так и с экономической точек зрения. Иногда это и нецелесо­образно, так как даже в естественной природной среде человек под­вергается их воздействию - на нашей планете существует естественный радиационный и электромагнитный фон, в воздухе и воде содержатся вредные вещества, выделяемые природными источ­никами и т. д.

В рабочей зоне необходимо обеспечить такие уровни негатив­ных факторов, которые не вызывают ухудшения состояния здоровья человека, заболеваний. Для исключения необратимых изменений в организме человека медики-гигиенисты ограничивают воздействие негативных факторов предельно допустимыми уровнями.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется несчастным случаем?

2. Как подразделяют профессиональные заболевания?

3. Задачи охраны труда на производстве.

4. Виды производственных травм.

Литература: 8, с. 7 – 14


РАЗДЕЛ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ


Студент должен:

знать: классификацию опасных и вредных производственных факторов, наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида и их воздействие на человека, принципы нормирования и предельно допустимые уровни негативных факторов.

Негативные производственные факторы, их идентификация, характеристики, воздействие на человека. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования. Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток.

Химические негативные факторы (вредные вещества) - их классификация и нормирование. Предельно допустимые концентрации токсичных веществ для рабочей зоны. Методы и приборы для определения содержания вредных газов и паров в воздухе рабочей зоны.

Методические указания

Идентификация опасностей — это распознавание опасностей, установление причин их возникновения, пространственных и вре­менных характеристик опасностей, вероятности, величины и по­следствий их проявления. Идентификация опасностей может вклю­чать оценку воздействия опасностей на человека и определение до­пустимых уровней опасных и вредных производственных факторов. Охрана труда решает четыре основные задачи:

• идентификация опасных и вредных производственных фак­торов;

• разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов;

• разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предпри­ятии;

• подготовка к действиям в условиях проявления опасностей.

Все негативные факторы по воздействию на человека подразделяются на 4 группы:

- физические

-химические

-биологические

-психофизиологические

Для химической группы негативных факторов предельно допус­тимые уровни выступают в виде предельно допустимых концентраций (ПДК).

При установлении ПДУ (ПДК) руководствуются следующими основными принципами:

•приоритетность всех медицинских и биологических показа­ний перед прочими подходами (техническая достижимость, экономические возможности, целесообразность и пр.);

•пороговость всех типов действия негативных факторов, т. е. признание существования порога воздействия негативного фактора, ниже которого не наблюдается никакого отрицате­льного влияния (следует заметить, что для ряда негативных факторов, в частности радиации, принцип пороговое под­вергается сомнению).

Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальное зна­чение негативного фактора, который воздействуя на человека (изо­лированно или в сочетании с другими факторами) в течение рабо­чей смены, ежедневно, на протяжении всего периода трудового ста­жа, не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, в том числе заболеваний, а также психологических нарушений (сни­жения интеллектуальных и эмоциональных способностей, умствен­ной работоспособности).

Вопросы для самоконтроля

1. Как подразделяются производственные факторы?

2. Понятие опасных и вредных производственных факторов.

3. Что понимается под ПДК?

Литература: 8, с. 15 – 89


РАЗДЕЛ 2. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ


  1   2   3

Похожие:

Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда»
«Охрана труда» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и задания для выполнения домашней контрольной работы по дисциплине «Охрана труда»
Для учащихся специальностей 2-460102 «Технология деревообрабатывающих производств» и 2-460131 «Технология лесопромышленных производств»...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические рекомендации и задания для домашней контрольной работы №1 и №2 по дисциплине «Экономика организации»
В результате изучения дисциплины «Экономика организации» в объеме учебных часов в рамках учебной программы, а также самостоятельного...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и задания для домашней контрольной работы по дисциплине «Основы охраны труда»
Для учащихся специальности 2-250131 «Финансы» заочной формы обучения дисциплина «Основы охраны труда» изучается на 3 курсе
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочников специальности
Организация землеустроительных и земельно-кадастровых работ: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «Основы менеджмента»
Перечень вопросов и заданий домашней контрольной работы для учащихся заочного отделения специальности «Зоотехния»
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 Задания к контрольной работе №1 Задания к контрольной работе №2 Приложения Литература Пояснительная записка. Программа дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производства»
Методические рекомендации и контрольные задания для учащихся заочной формы обучения
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по бжд (охрана труда) для студентов заочного факультета
Методические указания по выполнению контрольной работы по бжд (охрана труда) для студентов заочного факультета. Ростов н/Д: Рост...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и контрольные задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения и экстерната по дисциплине архивоведение специальности 032002 2007
В результате изучения дисциплины «Архивоведение» студенты должны иметь представление
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы. Варианты контрольной работы. Для студентов специальности 080104 «Экономика труда»
Методические указания обсуждены на заседании кафедры Экономики труда и управления персоналом
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница