Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология»




Скачать 196.59 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология»
Дата22.11.2012
Размер196.59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии


Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»



для направления 521200 - «Социология»

подготовки магистра про специальности «Демография»


Автор программы: Харькова Татьяна Леонидовна, к.э.н., (tkharkova@hse.ru)

Кваша Екатерина Александровна, к.э.н. (ekvasha@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры Демографии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко


Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 20 г

Председатель - И.Ф. Девятко


УС факультета Социологии «___»_____________20 г.


Ученый секретарь Г.В.Иванченко ________________________ [подпись]


Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г.


Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись]


Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г.


Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись]


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 521200 - «Социология» подготовки магистра социологии по специальности «Демография»

Программа разработана в соответствии с:

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра социологии по специальности «Демография»

2Цели освоения дисциплины

2.1Цели освоения дисциплины «Методы сбора демографической информации»: выработать у студентов представление об основных принципах и методах сбора демографической информации о населении, ее особенностях, эволюции методов сбора демографической информации в России и мире, особо подчеркивая необходимость системного использования различных источников и дальнейшего совершенствования методов сбора, а также выработать практические навыки критического анализа различных источников информации о демографических событиях и их соответствия международным рекомендациям, которые будут необходимы студентам в их деятельности.




3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать источники информации о населении, основные принципы и методы сбора демографической информации, особенности действующей системы сбора в России и других странах..

  • Уметь анализировать полноту и качество существующей демографической информации, в частности оценивать степень достоверности данных, полученных в результате проведения переписей населения и полноту данных о естественном движении населения.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) критического анализа статистических данных о населении, использования адекватных источников демографической информации для получения более реальной картины демографического развития, подготовки коллективных докладов по изучаемой проблематике и индивидуальных устных выступлений.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции













Системные компетенции

СК-М6

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

Подготовка домашнего задания по изучаемой тематике

Системные компетенции

СК-М1

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

Критический анализ, оценка полноты и качества различных источников информации о населении на лекциях и семинарах

Социально-личностные компетенции

СЛК –М3

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

Работа в группе по подготовке и обсуждению ломашних заданий















4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций «Демография» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Демографическая статистика, демографическая история и демографическая теория

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК-М3 – способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности, СК-М6 – способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности.


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Система данных о населении




2










2

Переписи населения как основной источник получения информации о населении.




8

2







3

Текущий учет демографических событий.




8

4







4

Административные источники данных о населении




2

2







5

Выборочные социально-демографические обследования




4

2







6

Система сбора демографической информации в развитых и развивающихся странах. Роль международных организаций в развитии системы данных о населении




4













Итого




28

10









6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Параметры

1

2




Текущий

Домашнее задание

*




До 10 тыс. знаков

Итоговый

Зачет







Письменный зачет



6.1Критерии оценки знаний, навыков


При подготовке доклада и его презентации, а также домашнего задания магистрант должен организовать исследовательскую деятельность (ИК 1.2и), уметь создавать тексты сообщений (ИК 2.2), уметь использовать методики и приемы анализа и презентации результатов (ИК 3.2.)

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

На зачете магистрант должен продемонстрировать способность охарактеризовать основные принципы и методы сбора демографической информации и описывать проблемы, стоящие на стыке нескольких наук (статистики, демографии, социологии и др). . ИК М5.6.

7Содержание дисциплины



Тема 1. Система данных о населении (2 часа)

Основные требования к демографической информации (многосторонность и разнообразность, достоверность, непрерывность).

Основные источники данных о демографических процессах (переписи населения; текущий учет естественного движения населения; выборочные обследования, регистры населения, административные источники). Первичные и вторичные источники демографической информации.


Основная литература.

  1. Волков А.Г. Источники демографической информации // Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1994. С.166-168.

  2. Медков В.М. Демография. - М.: Инфра-М, 2007. Глава 2. Источники данных о населении

  3. Борисов В.А. Демография. – М.: NOTA BENE, 2001. Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах.

  4. Демографический ежегодник России. М. 1993, ..2009.


Дополнительная литература.

  1. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1994 г. Приложение 1-6.

  2. Федеральная служба государственной статистики. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года. http://www.perepis2002.ru/

  3. Бюро Цензов США. Перепись 2000 г. http://www.census.gov/

  4. Чудиновских О.С.., О критическом состоянии учета миграции в России. Вопросы статистики, 2004, № 10.

  5. Демографическая модернизация России. 1900-2000 / Под ред. А. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.448-471. Глава 20.

  6. Дмитриева Р.М., Андреев Е.М., Статистическое наблюдение в демографии: этапы развития и перспективы. В кн.: Методы исследования. М., 1986


Тема 2. Переписи населения как основной источник получения информации о населении (10 часов)

Краткая история проведения учета населения в допереписной период в Российской Империи (ревизские сказки). Научные принципы проведения и содержание программ переписей населения. Категории населения (постоянное, наличное, юридическое население). Основные единицы наблюдения в переписи: человек и домохозяйство. Цели переписи, задачи, сроки. Выбор даты переписи населения, критический момент переписи. Программа переписи, ее составляющие и разделы. Переписной лист как основной инструмент сбора информации.

Методы проведения переписей (опрос, самоисчисление). Переписные, счетные и инструкторские участки. Контрольные мероприятия при проведении переписей. Сплошные и выборочные переписи.

Краткая история проведения переписей в мире. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. История проведения переписей населения в СССР и России 1920, 1026, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989. Всероссийские переписи 2002 и 2010 гг. (перечень вопросов, оценка достоверности полученных результатов, методические подходы к сравнительному анализу результатов переписей, учет спецконтингентов, проблема двойного счета и недоучета).


Основная литература.

  1. Гозулов А.И. Переписи населения земного шара. М.: Статистика, 1970.

  2. Гозулов А.И. История отечественной статистики. М., 1957.

  3. Федеральная служба государственной статистики. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года. http://www.perepis2002.ru/

  4. Бюро Цензов США. Перепись 2000 г. http://www.census.gov/

  5. Борисов В.Н. Демография. М., 2004.

  6. Народонаселение. Энциклопедический словарь. Приложение 1-6.


Дополнительная литература.

  1. Послевоенные переписи населения. М.:Госстатиздат.1957.

  2. Демографическая модернизация России. 1900-2000 / Под ред. А. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.448-471. Глава 20.

  3. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Демографическая история России. М., 1998

  4. Чудиновских О.С. О критическом состоянии учета миграции в России // Вопросы статистики, 2004, № 10.

  5. Дмитриева Р.М., Андреев Е.М., Статистическое наблюдение в демографии: этапы развития и перспективы. В кн.: Методы исследования. М., 1986.

  6. Институт истории АН СССР, Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М, 1991.

  7. Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. М.: РОССПЭН. 2007.

  8. Справочник по проведению переписей населения и жилого фонда. Методологические исследования. ООН, Нью-Йорк, 1991-1992.

  9. Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилого фонда .ООН. Нью-Йорк. 2009. http://unstats.un.org/unsd/demographic/standmeth/principles/Series_M67Rev2ru.pdf

  10. На пути к переписи. Под редакцией Валерия Тишкова. Москва, ОАО "Авиаиздат", 2003. Этнокультурный облик России: перепись 2002 года / [отв. ред. В.В. Степанов, В.А. Тишков]; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.: Наука, 2007.

  11. Всероссийская перепись 2010 г. - http://www.gks.ru/perepis/2010/vnp2010.html



Тема 3. Текущий учет демографических событий (12 часов).

Определение и краткая история организации текущего учета естественного движения населения в мире и в России. Основные принципы организации текущего учета естественного движения населения в современный период (указания ООН, цели, организация, технологии текущего учета естественного движения населения и основные требования к его осуществлению). Современная программа текущего учета демографических событий в России, основные виды статистических учетных форм, проблемы полноты учета и достоверности полученных результатов, система сбора демографической информации. Методы оценки полноты учета демографических событий, контрольные проверки в СССР и в России.


Основная литература.

  1. 1. Борисов В. А. Демография - М.: Издательский дом NOTABENE, 2001, Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах.2001

  2. 2. Медков В.М. Демография. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 Глава 2. Источники данных о населении

  3. 3. Справочник по системам регистрации актов гражданского состояния и естественного движения населения. Разработка нормативно-правовой базы. (Handbook of vital statistics systems and methods) Серия F, № 71, ООН, Нью-Йорк, 2001 (http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesF/SeriesF_71R.pdf)



  4. 4. Принципы и рекомендации для системы статистического учета естественного движения населения. ООН. Нью-Йорк. 2003. http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/SeriesM_19rev2r.pdf


Дополнительная литература.

  1. 1 Дмитриева Р.М., Андреев Е.М., Статистическое наблюдение в демографии: этапы развития и перспективы. В кн.: Методы исследования. М., 1986

  2. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Демографическая история России. М., 1998

  3. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза. М.,1991

  4. UN Statistical Division, Demographic and Social Statistics - http://unstats.un.org/unsd/demographic/sconcerns/default.htm - источники данных

  5. Миронов Б.Н. Социальная история России. т.1,2. С.П.2003.

  6. UN Statistical Division, Civil registration systems- http://unstats.un.org/unsd/demographic/sources/civilreg/civilreg3.htm регистрация естественного движения населения

  7. Харькова Т.Л. Система сбора и обработки данных о смертности в СССР // Демографические исследования. Выпуск 13. Смертность населения. Тенденции, методы изучения, прогнозы. М., Макс Пресс, 2007. С. 73-95



Тема 4. Административные источники данных о населении (4 часа)


Понятие о регистрах населения, их роль как источников первичной демографической информации. Принципы организации списков и регистров и особые их предписания Ведомства, работающие в системе ведения списков и регистров населения. Возможности использования регистров для расширения границ демографического анализа (link-data). Другие возможные административные источники информации о населении.

Основная литература.

  1. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.1994.

  2. Борисов В.Н. Демография. М., 2004.

  3. Медков В.М. Демография. - М.: Инфра-М, 2007

  4. Демографическая модернизация России. 1900-2000. / Под ред. А. Вишневского. М.2006.

Дополнительная литература.

  1. Shkolnikov V.M., Jasilionis D., Andreev E.M., Jdanov D.A., Stankyniene V., Ambrozaitiene D. Linked versus unlinked estimates of mortality and length of life by education and marital status: Evidence from the first record linkage study in Lithuania. // Social Science & Medicine. 64, 2007: 1392-1406.

  2. Неравенство и смертность в России / Под ред. В.Школьникова, Е.Андреева и Т.Малевой. М.: Московский центр Карнеги, 2000.



Тема 5. Выборочные социально-демографические обследования (6 часов)

Цели, отличительные особенности и область применения выборочных социально-демографических обследований. Выборочная совокупность и примеры выборок. Организация специального (анамнестического) обследования. Аналитические возможности результатов обследований: обследование 1985 г., микроперепись населения России 1994, обследования рождаемости, FFS, DHS, GGS и РиДМиЖ, RLMS и др.).


Основная литература.

  1. Борисов В.Н. Демография. М., 2004.

  2. Медков В.М. Демография. - М.: Инфра-М, 2007

  3. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.1994


Дополнительная литература.

  1. Родители и дети, мужчны и женщины в семье и обществе. Выпуск 1.М. НИСП. 2007.

  2. Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Международное обследование семьи и рождаемости в Европе. // Вопросы статистики, № 11, 2002: 21-29

  3. Fertility and Family Surveys in Countries of the ECE Region, Standard Country Report, Norway, Sweden, The Netherlands, Poland и другие. 1996-2001.


Тема 6. Роль международных организаций в развитии системы данных о населении. Современные системы сбора демографической информации в развитых и развивающихся странах (4 часа).

Цели и задачи международных организаций в развитии и совершенствовании источников демографической информации. Характеристика действующих систем сбора демографической информации в развитых и развивающихся странах и оценки качества собираемых данных. Сравнение этих систем.

Основная литература.

  1. Борисов В.А. Демография. М., 2004.

  2. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.1994

  3. Гозулов А.И. Переписи населения земного шара. М.: Статистика, 1970

  4. G.Caselli, J.Vallin, G.Wunsch. Demography: Analysis and Synthesis. Elseiver. 2006. Information Systems in Demography . P. 493-522


Дополнительная литература.

  1. Справочник по системам регистрации актов гражданского состояния и естественного движения населения. Разработка нормативно-правовой базы. (Handbook of vital statistics systems and methods) . Серия F, № 71, ООН, Нью-Йорк, 2001 http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesF/SeriesF_71R.pdf)

  2. Сайты национальных статистических служб

8Образовательные технологии


По 2-5 темам студенты выступают с докладами. При обсуждении темы 6 проходит коллективное обсуждение современной системы источников демографической информации и путей ее совершенствования.. Методические рекомендации преподавателю

Даются по желанию автора. Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства и методы обучения, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тесты содержат вопросы об основных принципах сбора демографической информации, основных источниках , категориях населения, учитываемых при переписях населения, демографических событиях, подлежащих текущей регистрации.

Используя полученные знания в области демографии, а также в социологии и экономической теории студентам предлагается один из вариантов выполнения работы: проанализировать на предмет сопоставимости данные переписей населения СССР и России, в том числе перепись 2002 г. и перепись 2010 г.; проанализировать соответствие действующей системы регистрации естественного движения населения в России международным стандартам; показать значение различных методов сбора демографической информации для получения объективной характеристики развития населения и демографических процессов. Объем домашнего задания – 6-8 стр., 12 кегль, 1,5 интервала. При выполнении домашнего задания студенты должны показать умение и навыки самостоятельной работы с источниками демографической информации, критически оценивать методы сбора данных о демографических событиях, возможности недоучета данных, свободно ориентироваться в потоке демографической информации для более обоснованного выбора того или иного источника данных (или их комплекса) для анализа различных демографических процессов.

Примерные темы для подготовки домашних заданий и обсуждения на семинарских занятиях:

  1. Эволюция методов проведения переписей населения в западноевропейских странах

  2. Текущий учет демографических событий в России в 1960-х-1990-х годах: собираемая информация, охват, качество

  3. Качество учета процессов естественного движения в России по сравнению с другими странами в современный период

  4. Базы данных, содержащие демографическую информацию

  5. Дополнительные источники информации о демографических характеристиках населения

  6. Регистры населения: их преимущество и недостатки, возможность введения в России

  7. Индивидуальные данные о населении и возможности их использования

  8. История переписей населения в США

  9. История переписей населения в Китае

  10. Перепись населения 2010 в США (методология проведения, вопросы и др.)

  11. Учет естественного движения населения в США (свидетельства, их разработка, полнота информации)

  12. Регистры населения в Швеции: история и современное состояние



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

Контрольные вопросы по курсу.


  1. Основные требования к демографической информации

  2. Первичные источники демографической информации

  3. Вторичные источники демографической информации.

  4. Основные источники данных о населении

  5. Первые переписи населения в мире

  6. Учет населения в России в допереписной период (Ревизские сказки).

  7. Первая всеобщая перепись населения Российской империи

  8. Довоенные переписи населения СССР и России

  9. Переписи населения второй половины 20 в. (СССР и Россия)

  10. Основные принципы проведения переписей населения

  11. Программа переписей населения

  12. Категории населения

  13. Основные единицы наблюдения при переписи

  14. Цели и задачи переписей населения

  15. Критический момент переписи

  16. Переписной лист как основной инструмент сбора информации

  17. Методы проведения переписей населения

  18. Контрольные мероприятия

  19. Сплошные и выборочные переписи населения

  20. Основные положения переписи 2010 г.

  21. Цели и задачи текущего учета демографических событий

  22. Современное состояние текущего учета родившихся в России

  23. Понятия живорождения и мертворождения, влияние на коэффициенты младенческой смертности.

  24. Современное состояние текущего учета умерших в России

  25. Международная классификация причин смерти

  26. Современное состояние учета браков и разводов в России

  27. Административные источники данных о населении.

  28. Понятие о регистрах населения.

  29. Основные принципы организации регистров населения

  30. Возможности использования регистров для расширения демографического анализа

  31. Цели и отличительные особенности выборочных социально-демографических обследований

  32. Анамнестические обследования рождаемости

  33. Аналитические возможности обследования 1985 г. и микропереписи 1994 г.

  34. Всемирные обследования рождаемости

  35. Обследования DHS, GGS

  36. Обследование РиДМиЖ

  37. Системы сбора демографической информации в развитых странах

  38. Системы сбора демографической информации в развивающихся странах

  39. Международные организации и их роль в развитии системы данных о населении.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценивается качество подготовленных домашних заданий, а также участие в обсуждении предложенных тем. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по качеству домашних заданий, подготавливаемых по изучаемым темам. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Результирующая оценка складывается из суммы накопленной оценки и итоговой оценки за зачет с соответствующими весами:

Орезультат: = 0,6*Оитог.контроль + 0,4*Онакопленная


Оценка накопленная складывается из суммы текущей оценки, оценок за аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу с соответствующими весами:

Онакопленная = 1*Отекущая + 0*Оауд. + 0*Осам.работа

Текущая оценка складывается из оценки за домашнее задание

Отекущая = 1*Одом.зад.

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – арифметический.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Основная литература






11.2Дополнительная литература


Дана по каждой теме


Информационные ресурсы в Интернете:


Официальный сайт Росстата

http://www.gks.ru

Демоскоп Weekly

http://www.demoscope.ru

United Nations Statistics Division

http://unstats.un.org/unsd/demographic/default.htm

Фонд ООН по народонаселению (UNFPA)

http://www.unfpa.org/

Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization)

http://www.who.int/whosis

Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

http://www.euro.who.int/en/home

Population Reference Bureau (США)

http://www.prb.org/

Бюро Цензов США, включая International Data Base

http://www.census.gov/



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор для лекций и семинаров, компьютерный класс для семинаров, ксерокопии текстов для чтения и обсуждения на семинарах.

.






Похожие:

Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическое прогнозирование и моделирование»  для направления 521200 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 521200 «Социология»...
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины социология гендера для направления 521200 Социология
Студенты должны также обладать навыками теоретизирования в логике количественного и качественного исследования
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма курса Методы сбора демографической информации для направления 040200. 68 «Социология» подготовки магистра специальности «Демография» Авторы: к э. н. Кваша Е. А ()
Авторы программы: кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Кваша Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, ст...
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Направления развития методов сбора и обработки социологической информации (включая практикум)» для направления 040100.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 68 "Социология" подготовки...
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Глобальные демографические проблемы»  для направления 521200 «Социология»
...
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Миграционные процессы: современные тенденции и их исследования»  для направления 521200 «Социология»
...
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Компьютерно-информационные технологии сбора и представления данных» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации Для направления 040100. 62 «Социология»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации Для направления 040100. 62 «Социология»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Методы сбора демографической информации»  для направления 521200 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Сравнительная социология (Comparative Sociology)» Для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 "Социология"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница