Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе




Скачать 87.04 Kb.
НазваниеИнформационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе
Дата22.11.2012
Размер87.04 Kb.
ТипДокументы
Муравьева Е.В., к.п.н., доцент КГТУ им.Туполева,

Миронова М.А. ст. преподаватель КГТУ им.Туполева


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ


Реальным воплощением современных информационных технологий в учебном процессе является система развивающих средств обучения, построенная на базе электронных учебных пособий.

Учитывая склонность студентов, будущих инженеров к техническим средствам и их привычку практически все вопросы решать с помощью компьютера, нами была предложена электронная версия учебного пособия по безопасности жизнедеятельности (раздел прикладной экологии).

С учётом потребностей в методическом обеспечении спецдисциплин специальности «Безопасность в техносфере» на кафедре промышленной экологии КГТУ им. А.Н. Туполева создано электронное пособие по природопользованию.

Поскольку природопользование является спецдисциплиной для данной специальности, то за основу для обучающего комплекса был взят цикл лекций. Таким образом, «Природопользование» содержит восемь глав: «Введение», «История», «Ландшафты», «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Животный мир», «Растительный мир». Кроме того, в обучающий комплекс входит объемный глоссарий и нормативно-правовая база.

Созданное пособие содержит следующие разделы:

1. Введение, в котором показано взаимоотношения техносферы с биосферой с экоцентрических позиций;

2. Основы физиологии труда.

3. Организация и управление безопасностью жизнедеятельности.

4. Опасности технических систем и защита от них.

5. Чрезвычайные ситуации.

Кроме этого в пособии имеется глоссарий по безопасности жизнедеятельности, содержащий около двухсот пятидесяти терминов и документы нормативно-технической базы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

Электронное пособие по безопасности жизнедеятельности даёт возможность повышения уровня реализации многих дидактических требований.

Во-первых, при использовании электронного пособия по безопасности жизнедеятельности, требование научности обучения реализовывается на новом качественно более высоком уровне. Это объясняется возможностью имитации научного поиска и научных открытий в сфере промышленной экологии с помощью элементов имитационного моделирования действий в техносфере и чрезвычайных ситуаций, благодаря возможности более глубокого и всестороннего изучения предметов и явлений при применении программ мультимедиа.

Во взаимосвязи с принципом научности обучения нужно рассматривать и принцип доступности обучения. При использовании электронного пособия по безопасности жизнедеятельности доступность предполагается повысить за счёт более понятного изложения сложных моментов с помощью использования различных форм предоставления информации (графика, мультимедиа и т.д.), особое значение это имеет для разделов «Опасности технических систем и защита от них» и «Чрезвычайные ситуации». Электронное пособие даёт возможность многократного повторения обучающего воздействия в замедленном темпе, что способствует лучшему пониманию сложных моментов.

Следующее дидактическое требование – это требование обеспечения проблемности обучения. Оно обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент инженерно-технической специальности сталкивается в процессе учёбы с проблемной ситуацией, которую ему надлежит разрешить, возрастает его мыслительная активность.

Наиболее эффективно в электронном пособии по безопасности жизнедеятельности реализуется дидактическое требование обеспечения наглядности обучения.

Какие же преимущества имеет электронное издание перед прочими?

Первое - это то, что оно способно обеспечить полисенсорное восприятие учебного материала, в отличие от традиционного бумажного носителя, где используется лишь зрительное восприятие. В электронном пособии по безопасности жизнедеятельности нами созданы не только зрительные, но и слуховые ощущения. Например, в разделе «Негативные факторы техносферы и воздействие на человека» болевой порог слышимости человека даётся через визуальное восприятие взлёта ракеты, на экран выводится количество децибел, при которых наступает этот порог и плюс к этому через звуковые колонки даётся шумовой эффект взлёта ракеты. Визуальные ощущения порога слышимости представлены в виде осеннего пейзажа с падающими листьями при полной тишине, и на экране также выведено численное значение шума в децибелах, при которых этот порог наступает. Таким образом, в восприятии понятия «порог слышимости» участвуют органы зрения и органы слуха, кроме этого понятие закреплено как ассоциативно – в виде картинки, так и в виде числового выражения. То есть студентам сообщают «зрительную и звуковую (словесную) информацию, в разумной пропорции обеспечивая сочетание слова и образа в соответствии с сущностью и научной обоснованностью учебного материала. Естественно, что чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.

Второе преимущество электронного пособия по безопасности жизнедеятельности в плане наглядности заключается в том, что качество самой визуальной информации поднимается на более высокую ступень, и она становится гораздо динамичнее, ярче. В нашем электронном пособии много информации представлено в виде трёхмерной компьютерной графики, анимации, видео. Особенно ярко это преимущество видно в разделе по чрезвычайным ситуациям, где с помощью видео показаны причины и структуры пожаров, наводнений и других катаклизмов, и в разделе основы физиологии труда, где с помощью анимации рассмотрены проводящие нервные пути человека и функционирование органов чувств.

При применении электронного пособия по безопасности жизнедеятельности у студентов инженерно-технических специальностей в процессе обучения промышленной экологии на более высоком уровне реализуется и требование обеспечения активности и сознательности. Этот принцип предполагает такой процесс обучения, при котором ученик усваивает информацию сознательно и глубоко и постоянно стремится к эффективному овладению новыми знаниями и способами деятельности. Интерес подкрепляется также в тех случаях, когда учащиеся чётко понимают практическую необходимость получаемых знаний для дальнейшей жизни, для использования их в науке и практике. Овладение изучаемым материалом студентами инженерно-технических специальностей невозможно без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности. С помощью электронного пособия по безопасности жизнедеятельности становится возможным представить цели и задачи промышленной экологии более чётко и наглядно. Для реализации этого требования в пособии представлены тесты различных видов и степеней сложности, которые дают студенту возможность выбора более комфортной для него траектории обучения.

В электронном пособии по безопасности жизнедеятельности тесты даются после каждого раздела для повторения студентами пройденного материала. Так как главы в пособии представляют собой небольшие по объёму единицы, то студенту легко найти ответ на вопрос теста в тексте главы и подтвердить свои знания. Кроме этого тесты имеются и после каждого раздела, которые состоят из нескольких глав. При ответе на эти тесты студенту уже необходимо проявлять знания, закреплённые при ответах на тесты после глав, в этом случае студент должен проявить понимание целостной картины темы.

Во взаимосвязи с принципом активности и сознательности находится принцип систематичности и последовательности. Требование систематичности и последовательности при использовании электронного пособия по безопасности жизнедеятельности означает обеспечение последовательного усвоения студентами инженерно-технических специальностей определённой системы знаний в области инженерной экологии. Этот принцип требует, чтоб знания, умения и навыки формировались в определённом порядке, в системе, где каждый элемент учебного материала логически связывался с другим, последующий опирался на предыдущий и готовил к усвоению нового. Выполнение этого принципа полностью обеспечивает система тестов, о которой говорилось выше.

Но электронное пособие по безопасности жизнедеятельности, как и любая другая компьютерная учебная программа, – это не только педагогическая, но и программная система, следовательно, его программная реализация неосуществима без систематизации и структуризации учебного материала. Материал электронного пособия по безопасности жизнедеятельности представлен в виде электронного издания, построенного по WEB- технологии. Пособие содержит девять модулей с гиперссылками на глоссарий и сайты соответствующих юридических органов (законодательные акты, ГОСты, нормативные акты санэпидстанций и органов по охране труда и т.д.). Правильно структурированный и систематизированный материал, представленный в электронном пособии по безопасности жизнедеятельности, легче сохраняется в долговременной памяти студентов, чем просто набор отдельных фактов, определений и представлений.

Кроме этого, необходимо отметить, что электронное пособие по безопасности жизнедеятельности обладает ещё и гибкостью учебного материала. Это обусловлено тем, что современные информационные технологии дают возможность студентам свободно передвигаться по материалам, представленным в пособии, и сам курс по промышленной экологии может быть дополнен или скорректирован с помощью введения дополнительных модулей или отдельных «единиц» обучающего материала. Это особенно актуально в нашем случае, так как в экологическом законодательстве регулярно появляются новые законодательные и нормативные акты, на которых и базируется материал по безопасности жизнедеятельности. В электронном пособии по безопасности жизнедеятельности, разработанном нами, имеются практически все разделы промышленной экологии. Кроме этого, гораздо шире, чем в других учебниках по этому предмету, представлен раздел по физиологии труда для более глубокой личной заинтересованности студентов технического вуза, которые обычно имеют весьма слабое представление о строении и функциональных возможностях человека.

Система тестов, представленных в пособии, даёт представление студенту о его знаниях, это должно заставить его неоднократно проработать недопонятые вопросы. Тесты имеются после каждой главы, после каждого раздела, где они дублируют вопросы к главе, но представлены в другом графическом виде, а кроме этого имеется ещё и генеральный тест в конце пособия, который даёт возможность оценить знания студента по всему курсу «Безопасность жизнедеятельности».

При разработке электронно-обучающего комплекса «Природопользование» мы постарались максимально учесть требования педагогического дизайна. Таким образом, текстовая информация сгруппирована и структурирована; объем ее сведен к необходимому минимуму. Приведенные иллюстрации облегчают понимание материала, а видеофайлы способствуют его более глубокому запоминанию. Заставка комплекса выполнена в неярких зеленых тонах.

Сейчас много говорится о преиму­ществах учебников на электронных но­сителях в сравнении с традиционными. Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных обучающих средств, конечно же, не обеспечивает гаран­тированно высоких результатов в обучении, т.к. определенные недостатки все же существуют. Речь идет о специфичес­ких особенностях работы с информаци­ей на электронных носителях (чтение с экра­на менее удобно, чем с листа бумаги, вызыва­ет повышенную утомляемость органов зре­ния, требует наличия соответствующих тех­нических средств и т.д.). Однако бурное раз­витие научно-технического прогресса в этой области, несомненно, снизит остроту этих проблем.

В заключении можно сказать, что образовательная среда на основе применения электронно-обучающих комплексов порождает потребность в изменении привычных способов деятельности преподавателя, вызывая перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную самостоятельную деятельность студентов. Однако необходимо понимать, что применение электронных обучающих комплексов дает новое качество образования далеко не всегда, и нужно анализировать, когда использование компьютера в процессе обучения действительно целесообразно.

Литература.

  1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И.Башмаков, И.А.Башмаков. – М.:Филинь, 2003.

  2. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография/ Л.Х.Зайнутдинова. – Астрахань: ЦНТЭП, 1999.

  3. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика/ А.Ю.Уваров. – М.: Изд-во УРАО, 1999.

Похожие:

Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconОтчет о результатах самообследования деятельности
Информационно-методическое обеспечение программ подготовки выпускников
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconМетодическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе
Охватывает всех заинтересованных. При этом мы выступаем с требованием сделать кружковую работу по математике необходимым звеном учебного...
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconИнформационно – методическое обеспечение учебного процесса в начальной школе
При реализации образовательных программ в начальной школе учитель может использовать информационно-коммуникационные средства
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconПроектирование и реализация системы подготовки специалистов в техническом вузе по заочной форме обучения
Диссертационная работа выполнена в филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский...
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconАбросимов А. Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе
Абросимов А. Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. – М.: Образование и Информатика, 2004. – 256 с
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconИнформационно-методическое обеспечение учебного процесса
Доступ к образовательным ресурсам в среде локальной вычислительной сети Интранет 11
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconСправка о материально – техническом, учебно – методическом, информационно – техническом обеспечении образовательного процесса. (история)
Рабочая программ по истории Нового времени с XVI по XIX в под редакцией А. Я. Юдовской
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconИсследование работы вихревых труб для радиоэлектронных систем охлаждения / В. В. Бирюк, В. Т. Волов, В. Е. Вилякин // Исследования и разработки ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте : Межвуз сб науч тр.
Обучение студентов нелингвистических специальностей иностранному языку в техническом вузе на основе информационно-коммуникационных...
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconГорецкого В. Г.; Программа Зелениной Л. М.; Программа Рамзаевой Т. Г. Канакина В. П. Горецкий В. Г. Русский язык. 1 кл
Справка о материально-техническом, учебно-методическом и информационно-техническом обеспечении образовательного процесса в мбоу сош...
Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе iconКурс лекций кандидата экономических наук, доцента толмачёва олега Михайловича по дисциплине: «информационно-документационное обеспечение предпринимательства (малого бизнеса)» Введение
Тема 1 Информационно-документационное обеспечение управления как технологический процесс
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница