Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116




Скачать 247.53 Kb.
НазваниеПрограмма развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116
Дата22.11.2012
Размер247.53 Kb.
ТипПрограмма




СоставителИ:

В.И.Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

О.Н.Волкова, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Кафедра педиатрии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

А.В.Сукало, заведующий 1-ой кафедрой педиатрии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», член-корреспондент НАН Беларуси, главный детский нефролог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 1 от 28.08.2009 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 2 от 28.10.2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 11.01.2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Пропедевтика детских болезней» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об анатомо-физиологических особенностях ребенка, методиках осмотра здорового и больного ребенка различного возраста и семиотике поражения органов и систем.

Изучение дисциплины «Пропедевтика детских болезней» направлено на приобретение студентами предварительных знаний, способствующих последовательному усвоению специальных дисциплин учебного плана.

Здоровье и благополучие детей является основной заботой семьи, государства и общества в целом, поэтому вопрос здоровья подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в системе здравоохранения Республики Беларусь. Решение задач по охране прав детей в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993г. №2435-XII (в редакции закона Республики Беларусь от 20 июня 2008г. № 363-3) и государственными программами:

    • Президентская Программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006г. №318;

    • Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116;

    • Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2007г. №135.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по методикам исследования больного и здорового ребенка.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель изучения дисциплины «Пропедевтика детских болезней» состоит в формировании и приобретении у студентов современных научных взглядов и знаний об анатомо-физиологических особенностях детского организма, семиотике поражения органов и систем, рациональном вскармливании детей раннего возраста, методиках исследования здорового и больного ребенка необходимых для профессиональной подготовки и последующей практической деятельности врача.

Задачи изучения дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии. Воспитания чувства сострадания к больному ребенку и желания приобрести в последующие годы учебы необходимую профессиональную подготовку для оказания медицинской помощи.

Преподавание и успешное изучение пропедевтики детских болезней осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в педиатрии.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Наследственность и изменчивость. Человек и биосфера. Биологические аспекты экологии человека.

Биологическая химия. Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики.

Иностранный язык и латинский язык - их знание обеспечивает необходимый уровень межнационального и профессионального общения, высокую коммуникативность врача. Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Кровь и лимфа. Соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Морфологические основы иммунных реакций.

Нормальная физиология. Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Кровь, лимфа, тканевая жидкость – лейкоциты, функции отдельных видов лейкоцитов; группы крови – агглютиногены, агглютинины; гемолизины; резус-фактор. Пищеварение – значение микрофлоры кишечника. Железы внутренней секреции – значение тимуса, его роль в иммунологических реакциях.

Патологическая анатомия. Воспаление – понятие, биологическая сущность, этиология и патогенез, морфология, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление). Иммунологические процессы: морфология иммуногенеза, местные аллергические реакции, аутоиммунные болезни. Морфология ряда болезней инфекционного и аллергического происхождения.

Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного процесса.

Гигиена детей и подростков. Физическое развитие ребенка, режимы дошкольника и школьника, питание детей дошкольного и школьного возраста.

Структура учебной программы дисциплины включает семнадцать разделов.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • симптоматологию типичных форм наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, элементы логики и семиотики диагноза;

  • показатели реактивных свойств организма, характеристики наследственности, конституции, факторы внешней среды, влияющие на возникновение, развитие и исход заболеваний у детей;

  • роль ученых-педиатров Беларуси в охране здоровья детского населения;

  • особенности сбора анамнеза у родителей и детей старшего возраста;

  • особенности методики исследования органов и систем ребенка в возрастном аспекте;

  • критерии оценки степени тяжести состояния ребенка;

  • основные клинические, анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка в возрастном аспекте;

  • критерии оценки физического, нервно-психического развития ребенка;

  • основные синдромы и симптомы поражения органов и систем ребенка в возрастном аспекте;

  • уход за новорожденным и ребенком грудного возраста;

  • диететику здорового ребенка;

  • принципы здорового образа жизни;

  • нормальные функциональные показатели органов и систем у ребенка в возрастном аспекте;

  • нормальные показатели клинических лабораторных исследований: анализа крови, анализа спинномозговой жидкости, биохимического анализа, электрокардиограммы (ЭКГ);

  • особенности обмена веществ у детей в возрастном аспекте;

  • функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, желудочно-кишечного тракта;

уметь:

  • применять основные и дополнительные методы исследований с оценкой выявленных симптомов и показателей функций здорового организма;

  • выявлять типичные нарушения функции органов и систем по данным биохимического анализа крови, гемограмме и анализам мочи;

  • оценивать: функциональные возможности больного; физическое и половое развитие; психомоторное развитие ребенка; результаты лабораторных и инструментальных исследований;

  • обращаться со здоровым и больным ребенком, а также его родителями и родственниками, соблюдая принципы медицинской этики и деонтологии;

  • провести объективное исследование органов и систем здорового и больного ребенка, дать заключение по проведенному исследованию.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практические занятия проводятся на базе детских отделений. На практических занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят осмотр здорового и больного ребенка, анализируют полученные результаты. Учатся правильно интерпретировать полученные данные, а также формулировать выводы. Практическая подготовка обеспечивается решением студентами ситуационных задач и выполнением дополнительных заданий в рамках учебно-исследовательской работы (сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме студенческой научной работы). Самостоятельная работа студентов также включает:

  • подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины. Подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;

  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях и участие в Олимпиадах.

Студентов знакомят с безопасными условиями труда, приемами и особенностями работы со здоровыми и больными детьми. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса и выполнения контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена.

Кроме аттестации по теоретическим вопросам, оценивается качество усвоения практических навыков студентов при работе со здоровым и больным ребенком.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 02 Педиатрия

5

160

94

24

-

70

-

зачет

6

172

99

24

-

75

-

экзамен

Всего часов




332

193

48

-

145

-




Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий

лекций

практических

1. Краткое введение в дисциплину

2

5

2. Закономерности физического развития и полового созревания детей

2

10

3. Нервная система и нервно-психическое развитие детей

2

10

4. Новорожденный ребенок

-

5

5. Кожа и ее придатки. Подкожная жировая клетчатка. Лимфатические узлы

2

10

5.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатических узлов

2

5

5.2. Семиотика основных поражений кожи, подкожно-жирового слоя и лимфатических узлов

5

6. Костно-суставной аппарат. Мышечная система

2

10


Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий

лекций

практических

6.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костно-суставного аппарата и мышечной системы

2

5

6.2. Семиотика основных поражений костно-мышечной системы

5

7. Органы дыхания

4

15

7.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей различного возраста

2

5

7.2. Основные синдромы поражения дыхательной системы

2

10

8. Сердечно-сосудистая система

6

20

8.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста

2

5

8.2. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы

4

15

9. Система пищеварения

6

15

9.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей различного возраста

2

5

9.2. Основные синдромы поражения органов пищеварения

4

10

10. Мочевыделительная система

4

15

10.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей различного возраста

2

5

10.2. Основные синдромы в детской нефрологии

2

10

11. Кровь и система кроветворения

2

10

11.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования системы крови у детей

2

5

11.2. Основные синдромы поражения системы крови

5

12. Питание здорового ребенка

6

20

12.1. Естественное вскармливание

2

10

12.2. Искусственное вскармливание

2

5

12.3. Смешанное вскармливание и современные принципы питания детей старше года

2

5

13. Обмен веществ у детей. Энергетический обмен. Водно-солевой обмен

2



14. Особенности белкового обмена у детей

2



15. Особенности углеводного и жирового обмена у детей

2



16. Эндокринная система у детей

2



17. Особенности иммунитета у детей

2



Всего часов

48

145

Содержание учебного материала

1. Краткое введение в дисциплину

Основные принципы организации медицинской помощи детям в Беларуси. Знакомство с организацией работы детской поликлиники и участкового врача. Общая характеристика методов исследования ребенка. Общий осмотр здорового ребенка. Специфика проведения общего осмотра детей разного возраста. Осмотр больного ребенка. Критерии оценки тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях. Знакомство с историей развития и историей болезни. Расспрос: особенности собирания анамнеза у детей первого года жизни и у детей старшего возраста. Значение анамнеза для оценки состояния здоровья ребенка. В.А.Леонов, И.Н.Усов и др. ученые педиатры внесшие существенный вклад в развитие педиатрии в Республике Беларусь.

2. Закономерности физического развития и полового созревания детей

Законы нарастания веса и роста детей. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Формулы для расчета веса и роста детей на первом году жизни и в последующие периоды детства. Пропорции тела и их изменения в возрастном аспекте. Методы исследования физического развития. Техника антропометрических изменений. Критерии оценки физического развития. Вариабельность физического развития. Половое развитие детей. Методы оценки своевременности формирования вторичных половых признаков, сроки полового созревания. Понятие о биологической зрелости. Биологическая акселерация развития детей. Отклонения в физическом и половом развитии ребенка и факторы, их вызывающие. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме. Роль эндокринной системы в отклонении физического развития. Оценка индивидуального физического развития и значения антропометрических исследований: параметрический метод - сигмальный, регресии и непараметрический - центильный.

3. Нервная система и нервно-психическое развитие детей

Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы (ЦНС) у ребенка. Рост и дифференцировка структур ЦНС у ребенка после рождения. Нервно-психическое развитие детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС. Безусловные рефлексы новорожденного. Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения. Порядок развития локомоций и статики у ребенка первых лет жизни. Развитие речи у детей и ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи. Значение игры в познании детьми окружающего мира. Особенности развития органов чувств. Опорные показатели при оценке нервно-психического развития детей различного возраста. Качественно-количественная оценка нервно-психического развития детей. Режим детей различного возраста. Особенности воспитания детей различного возраста. Роль семьи в воспитании детей младшего возраста. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие. Роль условий среды, питания, перенесенных заболеваний и воспитания в развитии условно-рефлекторной деятельности ребенка. Дефекты воспитания. Умственная отсталость.

4. Новорожденный ребенок

Оценка состояния новорожденного. Шкала Апгар, Сильвермана. Первичный туалет новорожденного. Физиологические рефлексы периода новорожденности. Признаки доношенного и недоношенного ребенка. Физиологические состояния периода новорожденности (физиологическая убыль массы тела, физиологическая желтуха, физиологическая эритема кожи, токсическая эритема, мочекислый инфаркт почки, половой (гормональный криз), альбуминурия). Правила ухода за новорожденными.

5. Кожа и ее придатки. Подкожная жировая клетчатка. Лимфатические узлы

5.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов

Осмотр кожи. Цвет кожи и видимых слизистых оболочек. Пальпация: эластичность кожи, влажность, температура, чувствительность, состояние кровеносных сосудов (ломкость), исследование дермографизма (вид, скорость появления и исчезновения, размеры).

Исследование подкожно-жирового слоя. Осмотр: выраженность, равномерность распределения, наличие отеков. Пальпация: толщина на животе, груди, спине, конечностях, лице с учетом пола и возраста; тургор мягких тканей, наличие эмфиземы.

5.2. Семиотика основных поражений кожи, подкожно-жирового слоя и лимфатических узлов

Основные нарушения со стороны цвета кожных покровов (бледность, желтушность, цианоз, гиперемия, мраморность). Сыпи на кожных покровах (первичные, вторичные элементы).

Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии). Склерема. Склередема. Отеки.

Семиотика поражения лимфатических узлов: локальное (регионарное) увеличение лимфатических узлов, генерализованная лимфаденопатия.

6. Костно-суставной аппарат. Мышечная система

6.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костно-суставного аппарата и мышечной системы

Рост и формирования скелета. Особенности фосфорно-кальциевого обмена. Клинические методы исследования костной системы. Клинические методы исследования мышечной системы (мышечный тонус, объем движений, сила мышц). Значения физического воспитания. Телосложение. Биологический возраст.

6.2. Семиотика основных поражений костно-мышечной системы

Семиотика важнейших нарушений костной ткани (остеомаляция, остеопороз, разрастание остеоидной ткани, деформации). Артрит. Артралгии. Артропатии. Семиотика поражения мышечной системы (гипотрофия и атрофия мышц, миалгии, мышечные контрактуры; миопатии, миотония, миастения).

7. Органы дыхания

7.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей различного возраста

Особенности методики исследования органов дыхания у детей. Сравнительная и топографическая перкуссия. Особенности перкуссии грудной клетки у детей раннего возраста. Аускультация. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное дыхание. Глубина, частота, минутный объем дыхания, придел и резерв дыхания, как показатели, характеризующие компенсаторные возможности системы дыхания. Подсчет частоты дыхания у детей. Инструментальные и функциональные методы исследования органов дыхания (спирография, пневмотахометрия).

7.2. Основные синдромы поражения дыхательной системы

Синдром дыхательных расстройств. Врожденный стридор. Синдром обструкции нижних дыхательных путей (бронхиолит). Синдром бронхита. Синдром ларинготрахеита. Синдром мелкоочаговой инфильтрации. Синдром крупноочаговой инфильтрации. Синдром скопления воздуха в плевральной полости. Синдром скопления жидкости в плевральной полости. Синдром дыхательной недостаточности. Виды дыхательной недостаточности. Респираторный дистресс-синдром.

8. Сердечно-сосудистая система

8.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста

Кровообращение плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (венозный Аранциев проток, овальные отверстия, артериальный Боталлов проток).

Особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте: частота пульса и его особенности, ударный и минутный объем, скорость кровотока, количество циркулирующей крови, ее распределение по органам, артериальное давление, соотношение частоты пульса и дыхания. Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердца. Особенности исследования пульса и кровяного давления. Особенности перкуссии и аускультации сердца у детей первого года жизни. Особенности перкуссии при определении границ относительной и абсолютной сердечной тупости. Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Пробы с дозированной физической нагрузкой. Лекарственные пробы (с атропином, обзиданом, калиевая). Ультразвуковая диагностика. Электрокардиограмма (ЭКГ). Основные зубцы и интервалы ЭКГ. Возрастные особенности ЭКГ.

8.2. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы

Семиотика наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца (ВПС). Врожденные миокардиты (ранний и поздний). Приобретенные миокардиты. Синдромы поражения сердечно-сосудистой системы: эндокардит, перикардит, синдром право- и левожелудочковой недостаточности. Семиотика сердечных шумов, отличие «функциональных» шумов от органических. Синдром кардита и панкардита. Семиотика нарушений ритма (тахикардия, брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия) и проводимости (блокады) сердца.

9. Система пищеварения

9.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей различного возраста

Методика осмотра полости рта и зева у детей различного возраста. Методика исследования живота: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, рентгенологические и инструментальные методы. Пальпация и перкуссия печени. Методика исследования поджелудочной железы: пальпация, ультразвуковое исследование, внешнесекреторное и инкреторное функции.

9.2. Основные синдромы поражения органов пищеварения

Семиотика стула: нормальный стул при естественном и искусственном вскармливании, диспептический стул, водянистый, голодный, колитный, ахоличный. Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов желудочно-кишечного тракта. Синдром увеличения живота в объеме. Синдром боли в животе. Семиотика основных нарушений функций печени и желчных путей (синдромы: цитолитический, мезенхимально-воспалительный, холестатический, астеновегетативный, диспептический, геморрагический, гиперспленизма), печеночная недостаточность.

10. Мочевыделительная система

10.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей различного возраста

Исследование больного при заболевании почек. Осмотр. Методика выявления отеков и клиническое отличие отёков почечного и сердечного происхождения. Методика пальпации почек. Функциональные и инструментальные методы исследования функции почек: проба Зимницкого, клиренс-тест по эндогенному креатинину, цистография, внутривенная урография, сонография, биопсия.

10.2. Основные синдромы в детской нефрологии

Мочевой синдром (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, кристаллурия). Нефротический и нефритический синдромы. Дизурический синдром (олигоурия, полиурия и поллакиурия). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Аномалии развития органов мочевыделительной системы.

11. Кровь и система кроветворения

11.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования системы крови у детей

Этапы эмбрионального кроветворения у плода (ангиобластический, печеночный, костномозговой). Факторы гемопоэза. Особенности состава периферической крови детей различного возраста. Система свертывания крови, длительность кровотечения, осмотическая резистентность эритроцитов, показатели гематокрита.

11.2. Основные синдромы поражения системы крови

Семиотика изменений крови. Анемический синдром. Геморрагический синдром. Гемолитический синдром. Лимфопролиферативный синдром. Лейкемоидные реакции.

12. Питание здорового ребенка

12.1. Естественное вскармливание

Состав молозива, переходного и зрелого женского молока. Преимущество естественного вскармливания. Техника прикладывания ребенка к груди. Способы расчета объема пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах. Режим и диета кормящей матери. Прикорм и необходимость его введения. Блюда и продукты (пищевые добавки) прикорма, сроки их введения. Техника введения прикорма.

12.2. Искусственное вскармливание

Классификация молочных смесей. Последующие смеси. Коррекция искусственного вскармливания. Сроки введения прикорма. Формы и степени гипогалактии (первичная, вторичная, ранняя и поздняя), ее причины, профилактика и лечение.

12.3. Смешанное вскармливание и современные принципы питания детей старше года

Показания к назначению смешанного вскармливания. Техника и правила докорма. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Схема кормления детей при смешанном вскармливании. Требования, предъявляемые к пище детей старше одного года. Распределение суточного каллоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах. Значение витаминов и микроэлементов для правильного развития ребенка. Организация питания в детских учреждениях. Рациональные столы питания в детских больницах для детей различного возраста. Преимущества продуктов детского питания промышленного производства.

13. Обмен веществ у детей. Энергетический обмен. Водно-солевой обмен

Основной обмен. Общие особенности обмена веществ у детей. Этапы обмена веществ. Общие представления о болезнях обмена веществ. Особенности обмена воды у детей. Механизм и регуляция водно-солевого обмена. Лабораторные данные. Кислотно-щелочное состояние. Семиотика нарушений водно-солевого обмена.

14. Особенности белкового обмена у детей

Основные функции белка в организме. Особенности белкового обмена. Лабораторные данные. Семиотика нарушений (белковые дистрофии, Квашиоркор, глютеновая болезнь (целиакия), аминоацидопатии).

15. Особенности углеводного и жирового обмена у детей

Основные функции углеводов и жиров в организме. Переваривание углеводов и жиров в организме. Лабораторные данные. Сахарный диабет. Типы гликогеноза. Ацетонемический синдром. Основные типы гиперлипидемий.

16. Эндокринная система у детей

Гипоталамо-гипофизарная система (гипоталамус, гипофиз). Методы обследования и семиотика поражения (несахарный диабет, синдром гиперсекреции вазопрессина). Щитовидная железа (анатомо-физиологические особенности, зоб, гипотиреоз, тиреотоксикоз). Паращитовидные железы (гипопаратиреоз, гиперпаратиреоз). Надпочечники (гипокортицизм, гиперкортицизм, гипоальдостеронизм). Поджелудочная железа. Половые железы.

17. Особенности иммунитета у детей

Неспецифические механизмы защиты (гуморальные факторы неспецифической защиты, фагоцитоз, система комплемента). Специфические иммунные механизмы защиты (иммунокомпетентные клетки, иммуноглобулины). Иммунологические реакции. Особенности иммунологической реактивности у детей в зависимости от возраста. Методы исследования иммунной системы. Семиотика поражения иммунной системы (первичные и вторичные иммунодефицитные состояния).

Литература

Основная:

  1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

  2. Пропедевтика детских болезней / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 464 с.

  3. Практические навыки педиатра: Практическое пособие / М.В. Чичко, А.А. Астапов, О.Н. Волкова [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Мн.: Книжный Дом, 2005.– 848 с.

  4. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: Учебн. для студ. медвузов.- 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва.: «МЕДпресс-информ», 2004. – 624 с.

Дополнительная:

  1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва.: «Медицина», 1984. – 286 с.

  2. Диагностика детских болезней: Справочник / М.В. Чичко, А.А. Астапов, П. Аренс [и др.]; сост. и ред. М.В.Чичко. – Мн.: Беларусь, 2002. – 575 с.

  3. Детское питание / М.В. Чичко, А.М. Чичко, О.Н. Волкова [и др.]. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 256 с.





Похожие:

Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconДля принятия решения на проведение защитных мероприятий
Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. N 1331, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 icon2 июня 2010 г. N 44 об утверждении авиационных правил "организация обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации республики беларусь"
Жения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconРешение Сенненского районного исполнительного
Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Конституцией социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, с учетом...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconАвтотранспортных средств на гражданских аэродромах республики беларусь в соответствии со статьей 6 Воздушного
Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconПрограмма развития здравоохранения республики беларусь на 2006 2010 годы
Утвердить прилагаемую Программу развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 2010 годы
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconГосударственная программа развития высшего образования на 2011 2015 годы глава 1
Республики Беларусь, 2011 г., N 43, 1/12462), и Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 2015 годы, утвержденной...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconЗарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 905 "о республиканской целевой программе...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconЗарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 905 "о республиканской целевой программе...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconПостановление государственного комитета по имуществу республики беларусь
Оложения о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь...
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116 iconОб утверждении правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 905 "о республиканской целевой программе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница