Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по "История и философия науки"




Скачать 104.55 Kb.
НазваниеМетодические указания по сдаче кандидатского экзамена по "История и философия науки"
Дата21.11.2012
Размер104.55 Kb.
ТипМетодические указания
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По сдаче кандидатского экзамена по "История и философия науки"


Подготовка аспирантами и соискателями реферата к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки", "зачет" на его основании, является обязательным предварительным условием допуска к экзамену.

Реферат представляет собой самостоятельно выполненную работу обзорно-исследовательского характера, которая отвечает определенным формальным и содержательным критериям.

Тема реферата может быть, как выбрана из предлагаемого перечня, составленного на основании "Программы кандидатских экзаменов "История и философия науки" Минобрнауки РФ (Приказ № 697 от 17.02.2004), так и определена аспирантом самостоятельно, исходя из методологических интересов работы над диссертацией, после обязательного согласования с научным руководителем и ведущими профессорами кафедры философии, ответственными за подготовку и проведение кандидатского экзамена.


Формальные критерии реферата.

Работа должна быть выполнена в компьютерном наборе. Минимальный объем реферата - 18-20 страниц чистого текста, без титульного листа, плана и списка литературы. Рекомендуемый шрифт Times New Roman (размер 14), междустрочный интервал "одинарный", параметры страницы со всех сторон 2,5.

Обязательно оформление титульного листа реферата: вверху – название организации (ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет", кафедра философии); в середине - название реферата; чуть ниже – Ф.И.О. аспиранта, соискателя и обязательное указание кафедры, факультета, организации, к которым он закреплен; наконец, в самом низу – город и год.

Реферат должен иметь стандартную структуру: план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Текст реферата должен быть тщательно вычитан, без грамматических и орфографических ошибок. Приветствуется умеренное использование наглядных материалов, вставок, диаграмм, аппликаций, небольших рисунков – если они не носят узко-дисциплинарного значения, улучшают восприятие основных идей реферата, являются их эстетическим сопровождением.

Содержательные критерии.

Основные требования: самостоятельность и полнота раскрытия заявленной темы. Аспирант должен сознавать, что рецензенты реферата – люди, имеющие большой опыт работы с текстами, потому для них не составляет большого труда отличить (по терминологии, стилистике, организации текста) работу, выполненную человеком со складывающимися исследовательскими навыками, от текста профессионала, который, соответственно, раздобыт из каких-либо источников. В подобных случаях обязательно собеседование с аспирантом по теме реферата и если обнаружится разительная несогласованность между знаниями, умением излагать и текстом, то реферат признается "не зачтенным".

"Полнота раскрытия темы" также определяется рецензентом. Если он считает, что тема раскрыта неполно, он должен четко сформулировать дополнительные задачи, выполнение которых сделает возможным поставить "зачет". В случаях, если подходы к освещению заявленной темы исходно определенны неверно или же отличаются некомпетентностью, рецензент, после краткой разъясняющей аргументации, оценивает такие работы как "не зачтенные" и рекомендует переделать работу полностью или же сменить тему.

Во введении должны быть сформулированы: актуальность темы и мотивация выбора именно данной темы. Приветствуется тесная увязка темы реферата с предполагаемой темой работы над диссертацией. Далее во введении заявляются намерения (цели) автора, очерчивается предметное поле реферата: область знания, время, материал, исследовательские традиции.

Основная часть должна начинаться с формулирования той проблемы либо перечня вопросов, раскрытию которых посвящен реферат. Дальше должна быть представлена экспозиция основных подходов в науке на решение заявленных противоречий. Подходы следует сравнить, и аргументировано либо выбрать какую-то позицию, либо предложить свое решение. Как правило, основная часть состоит из нескольких содержательных частей, фрагментированных по каким-нибудь критериям.

В заключении резюмируются основные идеи, результаты и свое отношение к изучаемому предмету. Список литературы должен демонстрировать эрудицию автора и его способность ориентироваться в заявленной теме. Приветствует использование самостоятельный поиск и включение в "список литературы" самых разнообразных источников, в том числе Интернет-ссылки.

Высоко оцениваются: выбор нестандартных тем, независимость и оригинальность суждений, междисциплинарные исследования.

Сроки. Крайний срок сдачи лимитируется обычно датами проведения кандидатского экзамена. Как правило, это месяц до даты экзамена.

Вопросы к кандидатскому экзамену

"История и философия науки". Часть 1.


Общие проблемы философии науки

1. Предмет философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки.

2. Генезис философии науки: позитивизм XIX в.

3. Неопозитивизм первой половины ХХ в.

4. Концепция Карла Поппера.

5. Постпозитивизм: концепция научных революций Т.Куна

6. Постпозитивизм: И. Лакатос и П. Фейерабенд.

7. Современная социология научного знания: "сильная программа" и антропология науки.

8. Современная социология научного знания: "финализация" науки, изучение "исследовательского ядра" и "акторских сетей".

9. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития.

10. Генезис первых форм специализированного знания.

11. Античность: становление первых форм теоретической науки.

12. Формирование опытных наук.

13. Наука и философия.

14. Наука: основные аспекты ее бытия.

15. Особенности научного познания. Теоретический и эмпирический уровни.

16. Особенности технического знания. Философия техники.

17. Механизмы развития науки.

18. Классификация наук. Дифференциация и интеграция.

19. Наука как социальный институт. Научные сообщества в истории.

20. Специфика научной этики и языка.

21. Коммуникации в современной науке: формальная и неформальная

22. Научная методология: уровни и формы.

23. Современная методология научного познания: системно-структурный подход, синергетика и глобальный эволюционизм.

24. Эвристика и ее методологические регулятивы.

25. Научная картина мира: структура и формы.

26. Научная картина мира в историческом развитии.

27. Типы научной рациональности и научные революции.

28. Экологическая этика и ее философские основания.

29. Философия русского космизма.

30. Учение о ноосфере В. Вернадского.


Раздел П.

Современные философские проблемы

областей научного знания


  1. Математика как наука (методы и предмет исследования математики).

  2. Формирование понятия «числа».

  3. Математика конечного и бесконечного.

  4. Физика как фундамент естествознания. Онтологический статус физической картины мира.

5. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.

6. Дискуссии в философии науки по поводу концепций детерминизма от античности до современности.

7. Концептуальные системы химии как ступени исторического развития химии: учение об элементарном составе, структурная химия, учение о химическом процессе, супрамолекулярная химия.

8. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Химические соединения. Дальтониды и бертоллиды. Дуализм понятий «химическое соединение» и «вещество».

9. Становление и развитие структурной химии как области химии, изучающей связь свойств веществ с их химическим строением и реакционной способностью.

10. Соответствие и взаимосвязь философских категорий и законов с законами и правилами экологии.

11. Экология: история науки.

12. Философские проблемы биологии и экологии: формирование и развитие научных школ и направлений.

13. История возникновения термина «Информатика» и его семантика.

14. Понятие информации в философии (в том числе для искусственных объектов и объектов живой природы).

15. Количественная мера информации (по Шеннону, Хартли и др.).

16. Специфика социально-гуманитарного познания.

17.Понимание, интерпретация, объяснение в социально-гуманитарных науках.

18. Аксиологический аспект в социально-гуманитарном познании.

19. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.


Вопросы к вступительному экзамену «Философия»


  1. Предмет философии и её проблематика. Основные сферы философского знания.

  2. Проблема происхождения философии. Миф и философия. «Предфилософия».

  3. Специфика древневосточной философии. Характеристика древнеиндийской философии.

  4. Древнекитайская философия.

  5. Раннегреческая философия. Особенности древнегреческой цивилизации.

  6. Классическая древнегреческая философия (Сократ, Платон, Аристотель).

  7. Эллинистически-римская философия: атомисты и скептики.

  8. Эллинистически-римская философия: стоицизм и неоплатонизм.

  9. Патристика. Основные особенности средневековой ментальности и философствования.

10. Средневековая схоластика.

11. Рационалистическая метафизика ХУП века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

12. Эволюция английского эмпиризма (Локк, Беркли, Юм).

13. Критическая философия Канта (теория познания и этика).

14. Система и метод философии Гегеля, философия истории.

15. Социальная философия К.Маркса.

16. Позитивистская философия в Х1Х в. (О.Конт, эмпириокритицизм).

17. Ранний иррационализм (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор).

18. Философия жизни (Г.Зиммель, В.Дильтей, А.Бергсон).

19. Программа «переоценки всех ценностей» и «имморализм» Ф.Ницше.

20. Психоанализ и философия неофрейдизма.

21. Экзистенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия).

22. Неореализм т прагматизм.

23. Идеи философской антропологии в Германии (Л.Фейербах, М.Шелер).

24. Современная западная христианская философия (Ж.Маритен, П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих).

25. Философия постмодерна (Ж.Деррида).

26. Современная философская герменевтика. Г.Гадамер.

27. Проблема генезиса и специфики русской философии.

28. Разработка идеологии славянофильства (А.Хомяков, И.Киреевский).

29. Религиозная философия В.Соловьева.

30. Экзистенциально-религиозная философия Н.Бердяева.

31. Марксистская философия в России.

32. Отечественная философия в 60-70гг. ХХ вв. (Э.Ильенков, М.Мамардашвили).

33. Основные интерпретации категорий «бытие» и «реальность».

34. Историко-философские осмысления категорий «материя», «пространство» и «время».

35. Категории «дух», «идеальное» в философии. Дискуссия о «идеальном» в отечественной философии в 70-80 гг.

36. Категория «сознание» в философии. Структура сознания. Сознание и язык. Общественное и индивидуальное сознание.

37. Социокультурные регулятивы взаимодействия человека и природы в контексте истории. Глобальные проблемы.

38. Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы гносеологии.

39. Рациональность, дискурс, рефлексия.

40. Основные типы гносеологий: реалистские, идеалистические, прагматистские и феноменологические.

41. Определение «истины» в истории философии. Критерии истины.

42. Понятие «метода», методологическая функция философии.

43. Анализ и синтез, дедукция и индукция. Проблема, гипотеза, теория.

44. Диалектика и её исторические версии: античная, гегелевская и марксистская. Законы диалектики и сфера их компетенции.

45. Системный и структурный методы. Категории и принципы.

46. Синергетика как новое методологическое мировидение.

47. Социальная онтология: классические теории социального – Вебер, Маркс, Дюркгейм.

48. Проблема смысла истории. Типологии истории.

49. Основные подходы к определению понятия «культура». Культура и цивилизация.

50. Философское осмысление антропогенеза.

51. Проблема соотношения человеческого (разум, нравственность, социальность) и природного в человеке.

52. Смысл жизни как философская проблема. Осмысления смерти в истории культуры. Идея бессмертия в духовном опыте человечества.

53. «Свобода» в идеологическом (коллективизм, индивидуализм) и в философском понимании.

54. Концепт «судьбы» в контексте разных эпох.

55. «Любовь» как важнейшая константа человеческого существования. Социокультурные и философские интерпретации «любви» в истории.

56. Неопозитивизм. Карл Поппер. «Философия науки».


INTERNET-РЕСУРСЫ


1.http://www.auditorium.ru/aud/p/index.php?a=presdir&c=getForm&r=discDesc&discipline_id=11&PHPSESSID=1b89c7e60d0ea4b3eb7c49d0e4a9869b

2. www.auditorium.ru

3. www.philosophy.nsc.ru

4. www.philosophy.ru

5. www.lib.ru

6. www.library.philos.msu.ru

7. www.philosophy.allru.net

8. http://www.ruthenia.ru/logos

9. www.kuzscientist.com

10. http://www.philosophy.nsc.ru/disc/library/library.html

11. http://nounivers.narod.ru/

12. http://filosofia.ru/

13. http://www.philosophypages.com/dy/index.htm

14. www.humanities.edu.ru/db/sect/5

15. http://www.countries.ru/library.htm

16. http://www.ruthenia.ru/logos

17. http://www.miclibriry.ru

18. http://sysrec.isa.ru/vf/index.html

19. www.logic.ru

20.WWW.PHILOSOPHY.EDU.RU


ЛИТЕРАТУРА К ЭКЗАМЕНУ


Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). М., 1987.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Кузнецова Н.И. Наука в её истории. М., 1982.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Ракитов А.М. Философские проблемы науки. М., 1977.

Современная философия науки: Хрестоматия/Сост. А.А.Печенкин. М., 1996.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Философия и методология науки/Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.

Похожие:

Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нгту в рамках изучения ими курса История и философия науки разработан...
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconМетодические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу история и философия науки
Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». – Таганрог: Изд-во...
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconМетодические рекомендации к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Составители: В. И. Казакова, К. Г. Мальцев, Т. Л. Михайлова. / Нгту им. Р. Е. Алексеева, Н. Новгород, 2007. 22 с
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине “История и философия науки, рекомендованным...
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине “История и философия науки, рекомендованным...
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки, рекомендованным...
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки, рекомендованным...
Методические указания по сдаче кандидатского экзамена по \"История и философия науки\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел Философские проблемы наук о Земле для аспирантов и соискателей
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки, рекомендованным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница