Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов)




Скачать 411.38 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов)
страница1/4
Дата21.11.2012
Размер411.38 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
МОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики


Программа утверждена «Утверждаю»

на методическом совете И.о.директора МОУ «ЯСОШ»

классных руководителей /С.В.Николаева/

протокол №1

«…...» сентября 2010 г. «…..» сентября 2010 г.


Согласовано

Зам директора по УВР

/Михайлова Н.В./

«….» сентября 2010 г.


Авторская образовательная программа

дополнительного образования

«Юный геолог»

(для учащихся 5-8 классов)


Составитель программы:

учитель географии

МОУ «Янтиковская СОШ»

Янтиковского района ЧР

Павлова Елена Германовна,

возраст обучающихся 11-14 лет,

срок реализации программы 2 года


с.Янтиково, 2010


Пояснительная записка

Курс образовательной программы «Юный геолог», предназначенный для учеников 5-8 классов, призван дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете, показать место Земли среди других планет Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных.

Геология и поиск полезных ископаемых вызывали и вызывают у детей повышенный интерес. Феномен этого явления вполне понятен. Каждому ребенку хочется пойти в поход, посидеть и попеть песни у ночного костра, найти что-то для себя новое, неизведанное. Почему бы не использовать это естественное стремление ребенка, подростка для формирования у него цельного мировоззрения на окружающий мир?

Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях, находить общий язык с единомышленниками и незнакомыми людьми.

Геология, возникшая на стыке многих наук, в основе своей имеет такие фундаментальные дисциплины, как химия, физика, биология. В практической деятельности геолог использует почти весь арсенал школьных дисциплин. В одной профессии как бы синтезируются все знания. Кроме того, геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот волей или неволей становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у большинства детей возникает желание иметь более глубокие знания о происходящих на Земле геологических процессах, минералогии, петрографии, палеонтологии.

Ранняя ориентация на определение профессии должна происхо­дить в детстве. Программа кружка не ставит перед собой задачу - превратить каждого юного геолога в специалиста. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие геоло­ги. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представле­ния о минералогии, петрографии, полезных ископаемых. Развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний о Земле может способствовать программа кружковой работы «Юный геолог». Первичные геологические знания учащиеся получают в курсах природоведения и физической географии. После изучения этих курсов учащиеся могут закрепить и расширить свои знания по геологии с учетом новейших достижений этой науки, изучить основные проблемы геологии.

Основная цель данной программы: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность. Исходя из цели, определены следующие задачи:

Обучающие:

  • обучение основам геологических знаний;

  • развитие умения работать с разными источниками информации;

  • интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, краеведения и др.);

  • формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;

  • обучение приемам мониторинга окружающей среды:

  • формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.

Развивающие:

  • создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;

  • создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;

  • развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.

Воспитывающие:

  • воспитание патриотизма через изучение природы родного края;

  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;

  • воспитание личности способной думать, творить, действовать;

  • формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;

  • формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;

  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что достаточно подробно рассматривается основная геологическая тематика, больше времени уделяется на исследовательскую деятельность и практические работы, чего не возможно добиваться во время учебных процессов.

Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.

Новизна программы в том, что программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.

В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.

В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-8 классов. Программа рассчитана на 2 года ( на 2008-2010 годы)

Формы организации обучения данному курсу самые разнообразные: лекции, беседы, викторины, лабораторные работы и полевая практика. Программа предусматривает регулярное проведение занятий кружка, ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведения краеведческой работы. Большое место в программе отводится практическим занятиям, выполнению индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие инициативы и творческой активности учащихся.

Тематика и содержание работы кружка в целом ориентируется на школьную программу по географии, но не ограничиваются ее рамками, не повторяют ее.

 Ожидаемый педагогический результат и методы его оценки.

Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.

     Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ.

         Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на занятиях. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные зачеты, тестовые опросы, контрольные работы по разделам программы и отчет с сообщениями о результатах своей работы во время полевой практики. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных и республиканских мероприятиях по геологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы). 

Учебно-тематический план программы первого года обучения

«Волшебный мир камня», 11-12 лет (5-6 классы)


Цель программы первого года: приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий в объединении. Данная цель требует решения таких задач, как: освоение применения правил познания, позволяющие уже на первом этапе геологического образования получить целостное представление о Земле и её компонентах, выделить оболочки Земли и рассмотреть их взаимодействие; знакомство с минералами и горными породами как основными составляющими верхнюю оболочку Земли, рассмотрение их образования и изменения в зависимости от геодинамических процессов происходящих на Земле; усвоение правил поведения и техники безопасности во время организации и проведения мероприятий по геологии (экскурсии, походы, слеты, конкурсы); приобретение умений и навыков самостоятельной работы во время полевых исследований.


Прогнозируемые результаты работы первого года обучения учащиеся должны знать:

  • правила поведения участников геологических мероприятий;

  • имена отечественных и зарубежных исследователей в области геологии;

  • историю развития геологии в России;

  • происхождение Земли как планеты;

  • геологическую таблицу;

  • что такое минералы, их разновидность;

  • горные породы, их разновидность.


Должны уметь и приобрести навыки:

  • в определение физических свойств минералов;

  • определение основных горных пород;

  • в составлении и описании личных коллекций;

  • создание моделей геологических процессов;

  • проведение геологических походов;

  • в выступлениях с сообщениями по заданным темам.



Учебно - тематический план

на 2010-2011учебный год

( 1 час в неделю – всего 34 часа)



занят.

Раздел

Тема

Кол-во часов

Теоретич.

Практ.

1

Введение

Предмет изучения геологии

1

1




2



Правила поведения юных геологов.

Азбука туристко-бытовых навыков

2




2

3

Минералогия

Внутренне строение Земли и её химический состав

1

1




4




Понятие о минерале и минералообразовании

1

1




5




Принципы классификации минералов

1




1

6




Ювелирные и драгоценные камни

1




1

7




Элементарные исследовательские приемы

1




1

8




Викторина «В мире удивительных камней»

1

1




9

Общая геология

Внешние геологические процессы. Выветривание

1

1




10




Роль живых организмов в происхождении осадочных горных пород

1

1




11




Образование горных пород

1

1




12




Окаменелые леса Северной Америки

1

1




13




Внутренние геологические процессы. Магматизм, движения земной коры.

1

1




14




Современная теория тектоники литосферных плит

1




1

15




Этапы развития земной коры

1




1

16




Магматизм

1

1




17




Факторы метаморфизма

1

1




18




Геохронологическая шкала

1

1




19




Современные методы поисков полезных ископаемых

1

1




20




Геологическое строение Чувашии и Янтковского района

1




1

21




Элементарные исследовательские приемы

1




1

22-23




Подготовка и защита рефератов по геологической тематике

2

1

1

24-27




Подготовка и участие на республиканской открытой геологической олимпиаде

2

1

1

28




Посещение музея в с Янтиково и геологического музея г.Чебоксары

1




1

29-34




Полевая практика и отчет

5




5

Содержание программы

«Волшебный мир камня» (5-6 классы)

2010-2011 уч. год


  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный патриот»
Образовательная программа дополнительного образования «Юный патриот» относится к военно-патриотической направленности
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconЦентр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная программа «Юные пожарные» для учащихся 1-4 классов
В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г. Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconОбразовательная программа по биологии для учащихся старших классов в условиях дополнительного образования
Автор-составитель представленных материалов: Мишакова В. Н., методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconРабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика»
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconПрограмма дополнительного образования для круглогодичных школ интеллектуального роста
Учебный курс предназначен для дополнительного образования учащихся 10 и 11 классов, интересующихся современными проблемами науки...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь»
Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconПрограмма кружка «юный журналист»
...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) iconПрограмма кружка для 10-11 классов в рамках экологического образования «Юный эколог»
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов. Цель данной программы развитие экологического сознания личности: понимание сущности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница