Скачать 411.38 Kb.
|
Янтиковского района Чувашской Республики Программа утверждена «Утверждаю» на методическом совете И.о.директора МОУ «ЯСОШ» классных руководителей /С.В.Николаева/ протокол №1 «…...» сентября 2010 г. «…..» сентября 2010 г. Согласовано Зам директора по УВР /Михайлова Н.В./ «….» сентября 2010 г. Авторская образовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов) Составитель программы: учитель географии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района ЧР Павлова Елена Германовна, возраст обучающихся 11-14 лет, срок реализации программы 2 года с.Янтиково, 2010 Пояснительная записка Курс образовательной программы «Юный геолог», предназначенный для учеников 5-8 классов, призван дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете, показать место Земли среди других планет Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных. Геология и поиск полезных ископаемых вызывали и вызывают у детей повышенный интерес. Феномен этого явления вполне понятен. Каждому ребенку хочется пойти в поход, посидеть и попеть песни у ночного костра, найти что-то для себя новое, неизведанное. Почему бы не использовать это естественное стремление ребенка, подростка для формирования у него цельного мировоззрения на окружающий мир? Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях, находить общий язык с единомышленниками и незнакомыми людьми. Геология, возникшая на стыке многих наук, в основе своей имеет такие фундаментальные дисциплины, как химия, физика, биология. В практической деятельности геолог использует почти весь арсенал школьных дисциплин. В одной профессии как бы синтезируются все знания. Кроме того, геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот волей или неволей становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у большинства детей возникает желание иметь более глубокие знания о происходящих на Земле геологических процессах, минералогии, петрографии, палеонтологии. Ранняя ориентация на определение профессии должна происходить в детстве. Программа кружка не ставит перед собой задачу - превратить каждого юного геолога в специалиста. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие геологи. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представления о минералогии, петрографии, полезных ископаемых. Развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний о Земле может способствовать программа кружковой работы «Юный геолог». Первичные геологические знания учащиеся получают в курсах природоведения и физической географии. После изучения этих курсов учащиеся могут закрепить и расширить свои знания по геологии с учетом новейших достижений этой науки, изучить основные проблемы геологии. Основная цель данной программы: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность. Исходя из цели, определены следующие задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что достаточно подробно рассматривается основная геологическая тематика, больше времени уделяется на исследовательскую деятельность и практические работы, чего не возможно добиваться во время учебных процессов. Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента. Новизна программы в том, что программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала. В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы. В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-8 классов. Программа рассчитана на 2 года ( на 2008-2010 годы) Формы организации обучения данному курсу самые разнообразные: лекции, беседы, викторины, лабораторные работы и полевая практика. Программа предусматривает регулярное проведение занятий кружка, ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведения краеведческой работы. Большое место в программе отводится практическим занятиям, выполнению индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие инициативы и творческой активности учащихся. Тематика и содержание работы кружка в целом ориентируется на школьную программу по географии, но не ограничиваются ее рамками, не повторяют ее. Ожидаемый педагогический результат и методы его оценки. Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности. Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ. Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на занятиях. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные зачеты, тестовые опросы, контрольные работы по разделам программы и отчет с сообщениями о результатах своей работы во время полевой практики. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных и республиканских мероприятиях по геологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы). Учебно-тематический план программы первого года обучения «Волшебный мир камня», 11-12 лет (5-6 классы) Цель программы первого года: приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий в объединении. Данная цель требует решения таких задач, как: освоение применения правил познания, позволяющие уже на первом этапе геологического образования получить целостное представление о Земле и её компонентах, выделить оболочки Земли и рассмотреть их взаимодействие; знакомство с минералами и горными породами как основными составляющими верхнюю оболочку Земли, рассмотрение их образования и изменения в зависимости от геодинамических процессов происходящих на Земле; усвоение правил поведения и техники безопасности во время организации и проведения мероприятий по геологии (экскурсии, походы, слеты, конкурсы); приобретение умений и навыков самостоятельной работы во время полевых исследований. Прогнозируемые результаты работы первого года обучения учащиеся должны знать:
Должны уметь и приобрести навыки:
Учебно - тематический план на 2010-2011учебный год ( 1 час в неделю – всего 34 часа)
Содержание программы «Волшебный мир камня» (5-6 классы) 2010-2011 уч. год |
![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный патриот» Образовательная программа дополнительного образования «Юный патриот» относится к военно-патриотической направленности | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка» Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок... |
![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества» | ![]() | Центр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная программа «Юные пожарные» для учащихся 1-4 классов В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г. Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной... |
![]() | Образовательная программа по биологии для учащихся старших классов в условиях дополнительного образования Автор-составитель представленных материалов: Мишакова В. Н., методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу | ![]() | Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов |
![]() | Программа дополнительного образования для круглогодичных школ интеллектуального роста Учебный курс предназначен для дополнительного образования учащихся 10 и 11 классов, интересующихся современными проблемами науки... | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности |
![]() | Программа кружка «юный журналист» ... | ![]() | Программа кружка для 10-11 классов в рамках экологического образования «Юный эколог» Программа предназначена для учащихся 10-11 классов. Цель данной программы развитие экологического сознания личности: понимание сущности... |