Урок по биологии в 9 классе по теме




Скачать 43.64 Kb.
НазваниеУрок по биологии в 9 классе по теме
Дата21.11.2012
Размер43.64 Kb.
ТипУрок



Открытый урок по биологии в 9 классе по теме

«Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения».

Учитель 1 кв. категории Дрокина Е.М.


Образовательные задачи:

●Продолжить знакомство с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток;

● сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся системе;

● научиться распознавать органоиды по внешнему виду;


Развивающие задачи:

●продолжить развивать интерес у учащихся к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты;


Воспитательные задачи:

●формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма.


Оборудование:

Таблица «Строение животной и растительной клетки», презентация «Органоиды цитоплазмы», диск «Кирилла и Мефодия»


Ход урока

I.Организационный момент:

● организация учащихся на урок;(слайд №2)

● постановка учебной задачи


Ребята, как учитель при подготовке к уроку, я определяю себе цель урока, ставлю перед собой ряд задач, которые помогут мне лучше и понятнее для вас преподнести материал новой темы, а вы, со своей стороны, идя на урок каждый раз надеетесь приобрести новые знания, умения и навыки.

Исходя из темы урока, сформулируйте задачи нашего урока.


Ученики формулируют задачи урока.


Учитель подводит к выводу, что задачи его и ребят совпали и поэтому они продолжают изучать строение клетки.(слайд №3)

Учитель: дальнейшее путешествие по клетке невозможно без багажа знаний, который вы получили на предыдущих уроках. Проверим , насколько хорошо вы усвоили эту тему.


II. Проверка знаний учащихся:

1. Что такое органоид клетки? (слайд №4)

2.Рассказать о строении и функциях лизосом.(слайд № 5)

3. Рассказать о строении и функциях митохондрий.(слайд №6)

4. Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?

5. Рассказать о строении и функциях пластид. (слайд №7)

6. Почему на свету клубни картофеля зеленеют, а плоды зеленых томатов приобретают красную окраску? (слайд №8)

7. Разрушение мембраны какого органоида может привести к гибели всей клетки? Как называется этот процесс?

III. Изучение нового материала:


1. Дайте определение эукариотической клетки.

2. Вспомните основные части клетки.(мембрана, ядро, цитоплазма).

3. Что содержится в цитоплазме?(органоиды и включения).

4. Назовите одномембранные и двумембранные органоиды, содержащиеся в клетке.

В цитоплазме животных клеток, грибов и низших растений находится органоид немембранного строения – это клеточный центр. ( слайд №9) Расположен клеточный центр вблизи от ядра. Клеточный центр состоит из двух центриолей, которые расположены перпендикулярно друг другу. Центриоль – это цилиндрик, образованный микротрубочками, которые расположены по окружности центриолей по 3 (триплетами) – таких пучков 9 и еще 2 микротрубочки лежат по оси каждой из 2-х центриолей.В процессе деления клетки центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки, образуя веретено деления, обеспечивающее равномерное распределение хромосом между дочерними клетками.

Клеточный центр участвует в формировании внутреннего скелета клетки – цитоскелета. Из области клеточного центра расходятся многочисленные микротрубочки, связанные с наружной цитоплазматической мембраной и ядерной оболочкой. Эти микротрубочки поддерживают форму клетки и обеспечивают движение внутриклеточных структур (роль своеобразных рельсов).

У простейших элементы цитоскелета хорошо выражены на протяжении почти всего жизненного цикла. Они занимают постоянное место в цитоплазме. В других случаях цитоскелет мобилен – легко перестраивается (у амеб, лейкоцитов) обеспечивает быстрое изменение формы клетки, образование ложноножек.

У высших растений клеточный центр устроен по-другому и центриолей не имеет.


- Одноклеточные организмы, некоторые клетки многоклеточных организмов способны передвигаться. Назовите их.

- При помощи чего передвигаются эти организмы и клетки?

( у них есть органоиды движения – жгутики, реснички).Слайд №10

Жгутики имеют относительно большую длину, реснички короче. Внутренне строении жгутиков и ресничек одинаково – они образованы такими же микротрубочками как центриоли клеточного центра.

Движение жгутиков и ресничек вызвано скольжением микротрубочек друг относительно друга, в результате чего эти органоиды изгибаются. В основании каждой реснички или жгутика лежит базальное тельце, которое укрепляет их в цитоплазме клетки. Движение жгутиков и ресничек идет с затратой энергии АТФ.


- Кроме органоидов в цитоплазме есть включения. Найдите ответы на вопросы в тексте §2.6 ( стр. 57) .

1. Какие включения могут быть в клетке?

2. приведите примеры включений.

3. Всегда ли в клетке есть включения?


Итак, мы завершили путешествие в клетку. Подведем итоги.


IV. Закрепление знаний:Слайд №11

Учитель: Я задаю вопросы по теме. Вы, ориентируясь на рисунки слайда, должны по внешнему виду определить органоид, его функции, строение.

1. Какой органоид изображен под №1? ( аппарат Гольджи)

2. Под каким номером расположен клеточный цент? (№5)

3. какой органоид формируется в аппарате Гольджи? (лизосомы)

4. Под каким номером расположены лизосомы? (№4)

5. Какой органоид называется энергетической станцией клетки? (митохондрии)

6. Какой органоид изображен под №2? (ЭПС)

7. Почему один из видов ЭПС называют шероховатой? (есть рибосомы)


V. Вывод по уроку:

Мы изучили строение специальных органоидов клетки, вспомнили основные органоиды клетки, научились определять их по внешнему виду. Клетка является целостной самовоспроизводящейся живой системой.


VI. Домашнее задание: § 2.6, подготовиться к текстовому контролю. Слайд №12

Похожие:

Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме»
Урок относится к главе «Жизнедеятельность организмов» раздела «Живой организм» умк под редакцией Н. И. Сонина. Урок был проведён...
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок презентация по биологии в 8 классе на тему
Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:...
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе по теме
Автор: учитель биологии, географии и экологии моу «Средняя общеобразовательная школа №8»
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок по биологии в 9 классе по теме
Задачи: Познакомиться с творческими работами учащихся (проектами), обобщить и углубить их знания по данной теме
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе
Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 10 классе по теме «Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы»

Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 10-м классе по теме
Воспитательная: формирование культуры биологической речи и сознательной дисциплины
Урок по биологии в 9 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница