Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника»




Скачать 205.95 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника»
Дата07.09.2012
Размер205.95 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


БИОЛОГИЯ


Программа вступительных испытаний


Пояснительная записка


Программа составлена по разделам «Ботаника», «Зоология» «Анатомия, физиология и гигиена человека» и «Общая биология». В каждом разделе программы рассматриваются практические вопросы: охрана природы, отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на здоровье человека, преодоление глобального экологического кризиса на планете.

Настоящая программа включает расширенное содержание экзаменационных тем и перечень соответствующих им биологических понятий.

Раздел «Ботаника» включает следующие темы: строение растительной клетки, общая характеристика царства растений, низшие растения, высшие растения: споровые, голосеменные, покрытосеменные. Биология грибов. Лишайники. Значение растений в жизни человека.

Раздел «Зоология» включает следующие темы: общая характеристика царства животные, Подцарство простейшие, Подцарство многоклеточные.

Раздел «Общая биология» включает следующие темы: введение в биологию, уровни организации живой материи, эволюционное учение, основы цитологии, генетики,
селекции, экологии, происхождение человека, размножение и онтогенез организмов.

В разделе «Анатомия, физиология и гигиена человека» рассматриваются системы внутренних органов, взаимосвязь строения и выполняемых ими функций, нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, развитие человеческого организма и вопросы гигиены.

Все разделы взаимосвязаны между собой и базируются на школьном курсе биологии.

Программный материал состоит из трех частей:

  1. Теоретическая часть, где содержатся основные вопросы изучаемых дисциплин.

  2. Основные биологические понятия, где представлены термины, используемые в изложении курса.

  3. Список литературы, который состоит из перечня основной и дополнительной литературы.


Требования к основным умениям и навыкам

абитуриентов на вступительных испытаниях


  1. Знание основных разделов общей биологии и анатомии в объеме действующих учебников для средней школы в пределах программы, предлагаемой для абитуриентов;




  1. Знание об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях биологии; о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной теории наследственности, эволюционной, антропогенеза; о соотношении социального и биологического в эволюции человека; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;




  1. Владение основными анатомическими и биологическими терминами, понятиями и категориями в объеме школьной программы, умение оперировать ими при анализе конкретного биологического явления;




  1. Умение пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;




  1. Умение последовательно, логично и аргументировано излагать свой ответ на поставленные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи в биологических явлениях и процессах.


Критерии оценки ответов абитуриентов

на вступительном устном экзамене


Оценка «5»:

  • полный ответ на поставленный вопрос в целом изложен логично и последовательно, не требует дополнительных пояснений;

  • четко и правильно даны определения, раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.


Оценка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий, использованы научные термины;

  • ответ на поставленный вопрос изложен логично и последовательно, но требует незначительных уточнений.


Оценка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • допущены нарушения последовательности изложения материала, ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.


Оценка «2»:

  • фрагментарный ответ;

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


1.  ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ


1.1. Введение в биологию

Биология как наука. Предмет и задачи биологии. Методы биологических исследований (описательный, сравнительный, экспериментальный, исторический, статистический, моделирование). Этапы развития биологии.

Жизнь как форма существования материи. Свойства живого: единство химического состава, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, раздражимость, движение, дискретность, адаптивность.

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.

Значение биологии для сельского хозяйства, промышленности, медицины, психологии, педагогики, гигиены.


    1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Элементный состав живых организмов: биогенные элементы, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Химический состав клеток. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, ферменты, нуклеиновые кислоты, гормоны, витамины, АТФ (особенности строения, классификация, биологическая роль).


1.3. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ

Вирусы. История открытия вирусов. Особенности строения и жизненный цикл вирусов. ДНК и РНК-содержащие вирусы. ВИЧ (жизненный цикл, профилактика заболеваемости). Прионы.


    1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, оболочки, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Характеристика и сущность энергетического обмена в клетке. Значение АТФ в энергетическом обмене.

Пластический обмен. Фотосинтез. Механизм биосинтеза белка. Генетический код. Свойства генетического кода. Реакции матричного синтеза: транскрипция и трансляция. Регуляция биосинтеза белка. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.


    1. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клеток к делению. Удвоение молекул ДНК. Синтез белка. Хромосомы. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом, постоянство их числа и формы. Фазы деления клетки. Значение деления клетки.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Зародышевое и постэмбриональное развитие (на примере животных). Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.


    1. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.

Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозиготы и гетерозиготы.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Синтетический характер явлений расщепления. Единообразие гибридов первого поколения. Цитологические основы единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования признаков и его цитологическое обоснование.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Кроссинговер.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и окружающей среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов
Н.И. Вавилова. Экспериментально полученные мутации. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнения природной среды мутагенами и его последствия.
Генетика и теория эволюции. Генетика популяций.


    1. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Гетерозис.

Селекция растений. Самоопыление перекрестно-опыляющихся растений. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Биотехнология. Основные направления: микробиологический синтез и клеточная инженерия. Значение биотехнологии для селекции.


    1. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Предпосылки возникновения дарвинизма. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Вид. Критерии вида. Популяция – единица эволюции и форма существования вида.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование. Естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Понятие сорта растений, породы животных, штамма микроорганизмов. Искусственный отбор и наследственная изменчивость – основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Макро- и микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции.

Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс.


    1. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Происхождение и развитие жизни на Земле. Доказательства эволюции органического мира. Теории возникновения жизни на Земле: креационизм, теория стационарного состояния, теория самозарождения, теория панспермии, теория биохимической эволюции.

Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих
в кайнозойскую эру.


    1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Ч. Дарвин о происхождении человека и животных. Место человека в системе животного мира. Эволюция человека.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы. Их происхождение и единство. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма.

Адаптация человека к природной и социальной среде.
Основные адаптивные типы человека.


    1. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология как наука. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их комплексное воздействие на организмы.

Ограничивающие факторы. Фотопериодизм. Среды жизни. Экологическая ниша.

Экологическая характеристика вида. Популяция. Изменение и способы регулирования численности популяций. Рациональное использование видов. Сохранение и расширение биоразнообразия.

Экосистема. Биогеоценоз. Разнообразие популяций в биогеоценозе и их взаимосвязи. Цепи питания. Экологические пирамиды. Охрана биоценозов.

Математическое моделирование в экологии.


    1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ

Биосфера. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Границы биосферы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое существо и его функции. Биогеохимические циклы. Функции биомассы в круговороте веществ. Превращение энергии в биосфере. Ноосфера.


2. БОТАНИКА


2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ

Низшие растения - водоросли. Отделы водорослей: зеленые, диатомовые, бурые, красные водоросли.


2.2. ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ.

Высшие споровые растения: мохообразные, плаунообразные, папоротникообразные, хвощеобразные.


2.3. ВЫСШИЕ СМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Отделы голосеменные и покрытосеменные растения.

Биология грибов. Отдел лишайники.


3. ЗООЛОГИЯ

3.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ЖИВОТНЫЕ.

Характеристика животной клетки. Основные органоиды животной клетки. Классификация животных организмов.


3.2. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ.

Тип Саркомастигофоры (корненожки). Тип Жгутиковые. Тип Споровики. Тип Инфузории. Паразитические простейшие. Значение простейших.


3.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ.

Тип Кишечнополостные. Тип Круглые черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные или Позвоночные. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Класс Земноводные (Амфибии), Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Класс Птицы. Класс Млекопитающие (Звери).


4. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА


4.1. Введение

Общий обзор организма человека

Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиены для охраны здоровья. Человек и окружающая среда.

Общая характеристика клеток организма. Сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Функциональные системы.

Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм – единое целое.


4.2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Костная ткань. Состав, строение и свойства костей, рост костей. Типы соединений костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузка. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.


4.3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.


4.4. ДЫХАНИЕ

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания: воздухоносные пути, легкие, дыхательная мускулатура.

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань. Голосовой аппарат.

Строение и функции легких, газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Охрана окружающей воздушной среды.


4.5. ПИЩЕВАРЕНИЕ

Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы желудка и кишечника их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Всасывание.

Нервно-гуморальная регуляция процесса пищеварения.

Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.


4.6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ в организме. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Витамины, их роль в обмене веществ. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание. Режим питания школьников.

Влияние алкоголя, токсических и наркотических веществ на обменные процессы.


4.7. ВЫДЕЛЕНИЕ

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний. Строение и функции нефрона. Строение и функции почек. Механизм образования первичной и вторичной мочи. Гигиена органов выделения. Энурез. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования.


4.8. КОЖА

Строение и функции кожи. Эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, их строение и функции. Производные кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.


4.9. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система. Строение
и функции нейрона. Спинной мозг (строение и функции). Строение и функции головного мозга. Кора больших полушарий.

Нервы. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов, симпатическая и парасимпатическая нервная система. Соматическая нервная система.


4.10. ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Значение, общий план строения и виды анализаторов. Периферический, проводниковый и корковый отдел анализатора.

Зрительный анализатор, его строение, функции, гигиена. Оболочки и ядро глаза. Защитный аппарат глаза. Нарушения органов зрения.

Слуховой анализатор, его строение, функции, гигиена. Наружное, среднее, внутреннее ухо.

Вкусовой, обонятельный, осязательный, двигательный анализаторы.


4.11. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Безусловные и условные рефлексы. Рефлекторная дуга. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека.

Сон, его значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Гигиена умственного труда. Режим дня школьников. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.


4.12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Этапы эмбриогенеза. Рождение, рост и развитие ребенка. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на потомство.

Половое созревание. Первичные и вторичные половые признаки.


ОСНОВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ




Биологические понятия


1

2

1.1.

Биология. Жизнь. Свойства живого: единство химического состава, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, раздражимость, движение, дискретность, адаптивность. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.

1.2.

Биогенные элементы, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Углеводы, липиды, белки, ферменты, нуклеиновые кислоты, гормоны, витамины, АТФ.

1.3.

Вирусы. Прионы. ВИЧ.

1.4.

Клетка. Мембрана, ядро, цитоплазма, аппарат Гольджи, эндо-плазматическая сеть, рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, органоиды движения.

1.5.

Редупликация ДНК. Хромосомы. Митоз. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Партеногенез. Эмбриогенез: бластула, гаструла, органогенез.

1.6.

Моно- и дигибридное скрещивание. Доминантность. Рецессив. Аллели. Генотип. Геном. Ген. Фенотип. Гомозиготы и гетерозиготы. Кроссинговер. Мутации. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

1.7.

Гибридизация. Искусственный отбор. Гетерозис. Полиплоидия. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия.

1

2

1.9.

Креационизм, панспермия, теория стационарного состояния, биохимическая эволюция. Абиогенный синтез органически соединений.

Геологические эры.

1.10.

Антропогенез. Гоминизация. Социальные и биологические факторы. Австралопитек, питекантроп, синантроп, гельдейбергский человек, неандерталец. кроманьонец. Негроидная, европиоидная, монголоидная расы. Расовый моногенизм. Адаптивный тип: арктический, тропический, аридный, горный, городской среды.

1.11.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, ограничивающие. Фотопериодизм. Экологическая ниша. Вид. Популяция. Экосистема. Биогеоценоз. Цепи питания. Экологические пирамиды. Продуценты, редуценты, консументы.

1.12.

Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество. Круговорот веществ и энергии в природе. Природные ресурсы. Особо охраняемые природные территории. Заповедники, заказники, национальные парки. Красная книга.

2.1.

Водоросли: зеленые, диатомовые, бурые, красные водоросли. Ткани растений. Высшие споровые растения: мохообразные, плаунообразные, папоротникообразные, хвощеобразные. Высшие семенные растения. Голосеменные и покрытосеменные растения. Двойное оплодотворение цветка. Биология грибов. Отдел лишайники. Симбиоз гриба и водоросли в составе лишайника.

3.1.

Зоология – наука о животных. Животные. Виды-синантропы. Строение животной клетки. Пиноцитоз и фагоцитоз.

1

2

3.2.

Подцарство одноклеточные. Тип Саркомастигофоры (корненожки). Амеба обыкновенная. Тип Жгутиковые (эвглена зеленая, вольвокс). Колониальные и свободноживущие жгутиковые. Тип Споровики. Малярийный плазмодий. Шизогония. Тип Инфузории. Инфузория-туфелька. Паразитические простейшие.

3.3

Подцарство многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Тип Круглые черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные или Позвоночные. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Класс Земноводные (Амфибии), Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Класс Птицы. Класс Млекопитающие (Звери).

4.1.

Целостный организм. Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма человека. Клетка, ткань, орган, система органов, функциональные системы.

4.2.

Скелет, пояс конечностей, свободные конечности, череп, грудная клетка, позвоночник. Красный костный мозг, трубчатое и губчатое вещество, органическое и неорганическое вещество костей, надкостница, хрящевая ткань. Мышцы, мышечное волокно, миофибриллы. Рост костей. Гормон роста. Осанка. Сколиоз, лордоз, кифоз.

4.3.

Кровь. Форменные элементы крови, плазма. Лимфатическая система. Свертывание крови. Группы крови, агглютинины, агглютиногены, агглютинация. Резус-фактор. Иммунитет. Сердце. Миокард, эпикард, эндокард. Полулунные и створчатые клапаны. Артериальная и венозная кровь. Артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Автоматия сердца. Работа сердца, систола, диастола. Пульс. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция кровообращения. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

1

2

4.4.

Органы дыхания. Воздухоносные пути, дыхательная мускулатура. Легкие, альвеолы, бронхи, бронхиолы, плевра, плевральная полость. Газообмен. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

4.5.

Пищеварение. Питательные вещества. Пищевые продукты. Пищеварительный тракт, строение стенок желудка, сфинктер, отделы кишечника, ферменты, пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы желудка и кишечника). Всасывание, ворсинки кишечника.

4.6.

Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. Ассимиляция и диссимиляция (анаболизм и катаболизм). Аминокислоты. Глицерин и жирные кислоты. Глюкоза, гликоген и глюкогон. Витамины, жирорастворимые, водорастворимые витамины. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз. АТФ.

4.7.

Мочевина, мочевая кислота. Почки (мозговой и корковый слой), почечная лоханка, мочеточник. Мочеиспускательный канал, мочевой пузырь, сфинктер. Нефрон. Чаша Боумина-Шумлянского, Мальпигиев клубочек. Петля Генле. Собирательная трубочка.

4.8.

Эпидермис, дерма. Подкожная жировая клетчатка. Эпителиальная ткань. Экто- и эндодерма. Волос, волосяная луковица, сальная и потовая железа. Поры.

4.9.

Нейрон, нейроглия. Симпатическая, парасимпатическая, вегетативная, соматическая нервная система. Черепные и спинномозговые нервы. Нервное волокно, миелиновая оболочка, мякотные и безмякотные, смешаные нервы, афферентные, эфферентные, вставочные нейроны. Синапс. Нейромедиаторы.


1

2

4.10.

Анализатор: периферический, проводниковый, корковый отделы. Роговица, склера. Белочная, сосудистая и радужная оболочка. Меланин, зрачок, сетчатка. Палочки, колбочки. Слепое пятно, желтое пятно, диск зрительного нерва, хрусталик, ресничные мышцы, ресничное тело, стекловидное тело, водянистая влага. Дальнозоркость, близорукость. Астигматизм. Дальтонизм.

4.11.

Рефлекс условный и безусловный. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Афферентные, эфферентные, вставочные нейроны. Сон. Первая и вторая сигнальная система. Темперамент.

4.12.

Оплодотворение. Зигота, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, яичник, семенник, сперматогенез, оогенез, митоз, мейоз. Эмбриогенез. Морула, бластула, гаструла, нейрула. Трофобласт, эктодерма, эндодерма, мезодерма. Плацента, пуповина. Первичные и вторичные половые признаки.


Список литературы


Основная

  1. Драгомилов О.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. – М.: Вентана-Граф, 1997.

  2. Общая биология 10-11 классы / Под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 1999.

  3. Общая биология 10-11 классы / Под ред. Д.К. Беляева, Д.М. Дымшица, А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1997.

  4. Общая биология для гимназий и лицеев / Под ред. В.К Шумного, Д.М. Дымшица, А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1995.


Дополнительная

  1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. – М.: Мир, 1987. – Т.1-3.

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 1998.

  3. Биология для учащихся медицинских училищ / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987.

  4. Вилли К., Детьев В. Биология. – М.: Мир, 1975.

  5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учеб. пособие для 10-11 классов средней школы. – М.: Наука, 1996.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990. – Т.1-3.

  7. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высш. шк., 1989.

  8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.

  9. Липченко В.Л., Самусев Р.Н. Атлас по анатомии человека: Классическая учебная литература. – М.: Альянс – В, 1998.

  10. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. – М.: Просвещение, 1992.

  11. Мамонтов С.Г. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Высш. шк., 1992.

  12. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

  13. Одум Ю. Экология. – М.: Мир, 1986. – Т.1-2.

  14. Уэтсон Тревор. Анатомический атлас. – Лондон: Маршалл Кэвиндши Буке, 1995.

  15. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир,1992.

  16. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). – М.: Мир, 1990.

  17. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. – М.: Прогресс, 1988.

  18. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). – М.: Высш. шк., 1989.



Похожие:

Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПримерная программа вступите льных испытаний по химии пояснительная записка
Примерная программа вступительных испытаний по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconКафедра высшей математики и информатики математика программа вступительных испытаний Пояснительная записка Данная
Данная программа по математике по курсу средней школы предназначена для вступительных испытаний на очное и заочное отделения Сургпу,...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению 020400. 62 Биология (ботаника)
Биология (профиль Ботаника) положены следующие основные дисциплины: науки о биологическом многообразии (ботаника), физиология растений,...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по истории для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «История» для поступающих...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «Биология» для поступающих...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconКафедра высшей математики и информатики информатика программа вступительных испытаний Пояснительная записка Цель программы. Данная
Цель программы. Данная программа по информатике по курсу средней школы предназначена для вступительных испытаний на очное и заочное...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по специальности 1-79. 80. 27 Анатомия человека программа вступительных испытаний в магистратуру по специальности «Анатомия человека»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по специальности «Анатомия человека» составлена в соответствии с Государственным...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПрограмма вступительных испытаний по истории в 2012 году
Программа вступительных испытаний по истории составлена на основе следующих документов
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconЛитература программа вступительных испытаний Пояснительная записка Устный экзамен по литературе является одной из форм вступительных испытаний на специальности «Русский язык и литература»
Учитывая то обстоятельство, что указанные специальности сближает сам профиль предметной деятельности, ориентированный на сферу текстовых...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа составлена по разделам «Ботаника» iconПрограмма для проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 250700 Ландшафтная архитектура
Рабочая программа вступительных испытаний составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница