Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения»




Скачать 182.97 Kb.
НазваниеУрок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения»
Дата30.08.2012
Размер182.97 Kb.
ТипУрок
ТЕМА 3 ««Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева» (3 часа)


УРОК 8/1

ТЕМА УРОКА: «Железо и его соединения»

НРК 1. «Применение железа и его сплавов в быту и промышленности.

2. Роль железа в жизнедеятельности организмов.

3. Избыток железа в окружающей среде: почве, воздухе.

4. Влияние на живые организмы».


Место урока в теме: восьмой урок

Тип урока: урок – конференция с целью изучения нового материала

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  • основываясь на знаниях учащихся о железе, полученных в курсе химии, физики, а также на известных учащимся данных о его свойствах, рассмотреть строение, нахождение в природе, получение, свойства, применение железа, используя современ­ные технологии обучения;

  • Сформировать представление о биологической роли железа в организме растений и животных;

  • сформировать понятие о незаменимости железа на сегодняшний день (железный век продолжается);

  • сформировать способность к умению давать полную характеристику химическому элементу на основе строения его атома и индивидуальных особенностей простого вещества;

  • повторить общую характеристику металлов;

  • тренировать умения работать с ПСХЭ Д.И. Менделеева;

  • актуализировать ЗУН для построения нового способа действий.

За 2 недели до урока даются творческие задания для урока – конференции по теме «Железо и его соединения» (по желанию ребят с приготовлением электронных презентаций).

Приложение 1

Задания к уроку

  1. Приготовьте презентацию по теме: «Историческая справка о железе»

  2. Приготовьте презентацию по теме: «Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома».

  3. Приготовьте презентацию по теме: «Распространение железа в природе».

  4. Приготовьте презентацию по теме: «Получение железа».

  5. Приготовьте презентацию по теме: «Физические свойства железа».

  6. Приготовьте презентацию по теме: «Химические свойства железа».

  7. Приготовьте презентацию по теме: «Применение железа и его сплавов в быту и промышленности».

  8. Приготовьте презентацию по теме: «Биологическое значение железа»

Ход урока:


  1. Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Цель:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности;

  2. Определить содержательные рамки урока: 1) Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2) Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий («могу»)

Формы работы

Действия и вопросы учителя.

Цель нашего урока: Раскрыть особенности положения железа в ПС, его свойства, огромное значение, способы получения. (Размышление о значимости железа в нашей жизни. Диалог)


2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Цель:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с ПСХЭ Д.И. Менделеева, давать характеристику химическому элементу на основе атомно-молекулярного учения, знание общих свойств металлов);

  2. Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).

Организация учебного процесса на этапе 2:

Организация учебного процесса на этапе 3:

Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)

Посмотрите технологическую карту (см. приложение 2) нашего урока и скажите: «Что предстоит нам изучить на сегодняшнем уроке?» (Ответ:

  • «Историческая справка о железе.

  • Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома.

  • Распространение в природе.

  • Получение железа.

  • Физические свойства железа.

  • Химические свойства железа.

  • Применение железа.

  • Биологическое значение железа»)

Сможем ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей темы? (Ответ уч-ся: «Сможем дать характеристику железу по его положению в ПСХЭ, строение атома, возможные степени окисления, некоторые физические свойства, которые вытекают из общих свойств Ме, общие способы получения»)

Какие знания о металлах нам пригодились? (Ответ: «Характеристика Х.Э.- металлов по их положению в ПСХЭ, физическим и химическим свойствам, общим способам получения)

Достаточно ли нам тех знаний, что мы имеем для того, чтобы дать полную характеристику железу по тому плану, что положен в основу нашего урока? (Ответ: «Нет»). В изучении нового материала нам сегодня будут помогать учащиеся, работавшие по вопросам темы, и представят свою работу в виде презентации.

Каждый из них готовил презентацию по отдельно взятым вопросам по теме «Железо». С помощью ваших презентаций мы узнаем об истории открытия железа, о положении железа в ПСХЭ, нахождении в природе, способах получения, физических и химических свойствах, биологической роли в организме человека, применении железа. После ваших выступлений вы будете выполнять компьютерное тестирование, и машина выставит вам отметку по результатам теста, а также укажет на допущенные ошибки и поможет вам сделать анализ вашей работы. Каждый, кто участвовал в подготовке презентации, получит отметку, выставленную слушателями и учителем на основе критериев оценки мультимедийной презентации (см. приложение 7).

Скажите, что вы слышали о происхождении слова «железо»? (Ответа нет). Тогда мы предоставим слово уч-ся 1 группы.


Презентация группы 1. Историческая справка о железе.

Задание учащимся класса: Прослушайте выступления группы 1 и за­пишите происхождение русского названия железа.

Презентация учащихся: «Слово «железо» произошло от санскритских слов «джальжа» (металл, руда) или «жель» (блистать, пылать).

  • Люди впервые овладели железом в четвертом-третьем тысячелетиях до н. э., подбирая упавшие с неба камни — железные метеориты — и превращая их в украшения, орудия труда и охоты. Их и сейчас находят у жителей Северной и Южной Америки, Гренландии и Ближнего Востока, а также при археологических раскопках на всех континентах.

  • Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем».

  • Самым древним предметом из железа считаются бусы из полых трубочек, найденные при раскопках египетских захоронений конца IV в. до н. э. Бусы выкованы из железа, содержащего 7,5 % никеля, что характерно для железа метеоритного происхождения.

  • В Индии в 415 г. была изготовлена железная колонна в честь правителя древнего государства Чандрагупты II. Высота ее 7,3 м, диаметр у основания 41,6 см, у верха 29,5 см, масса 6,5 т.»


Вопрос: «Что вы сможете сказать о положении железа в периодической системе химических элементов и строении его атома?» (Ответ: «Железо находится в побочной подгруппе VIII группы, атомный номер 26, атомная масса 55,847. Конфигурация двух внешних электронных слоев 3s23p63d64s2. Обычно образует соединения в степенях окисления +2. +3»). Посмотрим и сравним наш ответ с вариантом ребят, которые готовились по данному вопросу.


Презентация группы 2. «Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома».

Задание учащимся класса: прослушав выступление группы 2, запи­шите строение атома железа.

Презентация учащихся (слайд 1-2): «Железо (Ferrum) 26

Железо находится в побочной подгруппе VIII группы, атомный номер 26, атомная масса 55,847. Конфигурация двух внешних электронных слоев 3s23p63d64s2. Обычно образует соединения в степенях окисления +2 и +3.

Изотопы железа

Природные изотопы

Искусственные изотопы

56Fе - 91, 68%

54Fе - 5,84%

57Fе - 2, 17%

58Fе - 0,31%

55Fе - Т1/2 - 2,4 ч

59Fе - Т1/2 - 45,6 суток



Знаете ли вы из курса природоведения, географии в составе каких минералов может встречаться железо на нашей планете? (Ответ: «Красный железняк, магнитный железняк (без формул)»)

Послушаем третью группу.

Презентация группы 3. «Распространение в природе».

Задание учащимся класса: слушая сообщения учащихся группы 3, заполните таблицу «Важнейшие природные соединения железа».

Презентация уч-ся: «Распространение в природе»

Содержание в земной коре.

В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Редко встречается самородное железо (метеоритного или земного происхождения).


Важнейшие природные соединения железа

Название

минерала

магнетит (магнитный железняк)


гематит (красный железняк)


гидрогетит (бурые железняки)


сидерит (шпатовый железняк)


пирит


Химическая формула

3О4


2О3


НFеО2 • nН2О

(n = 1- 4)


FеСО3


FеS2




В виде каких соединений встречается железо в природе? (Ответ: «В виде оксидов»)

Как можно получить металл из его оксида? (Ответ: «Восстанавливая его восстановителями, например водородом»). Что нового мы узнаем о способах получения железа нам расскажут уч-ся четвертой группы.


Презентация группы 4. «Получение железа».

Задание учащимся класса: слушая выступления учащихся группы 4, запишите уравнения реакции получения железа

Презентация уч-ся:

«Железо можно получить:

1.Восстановлением железа из его оксидов, например, Fe2O3:

а) водородом при нагревании

Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

б) алюминием

Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3

в) оксидом углерода (II) CO

Fe2O3 + 3СО =2Fe + 3СО2

г) коксом С

Fe2O3 + 3С = 2Fe + 3СО

2. Электролизом водных растворов солей железа (II

Вы наверняка знаете, как выглядит железо, и представляете его физические свойства. Расскажите о них на основе выполненной лабораторной работы.

Лабораторная работа №1 «Изучение физических свойств железа» (инструкционная карта №1(см. приложение 3), инструкция по ТБ №1(см. приложение 5))

(Ответ: «Металл, темного цвета, тугоплавкий, тяжелее воды, намагничивается»). Добавьте в свой портфель знаний следующие сведения о физических свойствах железа.

Презентация группы 5. «Физические свойства железа».

Задание учащимся класса: посмотрите образец железа и запишите его физические свойства. Проверьте ваши предположения с ответом учащихся группы № 5.

Презентация уч-ся: «Физические свойства железа:

  • Чистое железо весьма пластичный

металл серебристо-белого цвета.

  • Плотность железа 7,87 г/см3

  • Температура плавления 15390 С.

  • В отличие от многих других металлов железо обладает магнитными свойствами»

Давайте вспомним, с чем реагируют металлы, в том числе и железо? (Ответ: «С неметаллами (серой, кислородом, галогенами), кислотами, водой, солями менее активных металлов»).

Презентация группы 6. Химические свойства железа.

Задания учащимся класса:

1. Прослушав выступление группы 6, запишите уравнения реак­ций в молекулярном виде; реакций с растворами кислот в моле­кулярном и ионном виде.


Презентация уч-ся: «Химические свойства железа»

«Чистое железо на воздухе устойчиво. На практике используют железо с примесями. Такое железо легко подвергается коррозии.

Взаимодействие с простыми веществами:

3Fe+2O2=Fe+32O3 х Fe+2O (Fe3O4)

2Fe+3Cl2=2Fe+3Cl3

Fe + S=Fe+2S

Взаимодействие со сложными веществами:

Fe+2HCl=Fe+2Cl2+H2

2Fe+6H2SO4(конц)=Fe+32 (SO4)3+3SO2+6H2O

Fe+CuSO4=Fe+2SO4+Cu»


Где же мы сталкиваемся в нашей жизни с железом? (Ответ уч-ся: «Железные конструкции (сплавы) и т.д.»)

Презентация группы 7. Применение железа.

Задания учащимся класса: прослушав выступления учащихся груп­пы 7, перечислите области применения железа.

Презентация группы 7: «Применение железа»

«Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления сердечников, трансфо-, мембраноматоров, электромагнитов и мембран микрофонов. Больше всего на практике используют сплавы железа - чугуна и стали»

Знакома ли вам фраза: «Мне врачи прописали железо». Я думаю, что каждый из вас слышал подобные фразы. О чем они говорят? (Ответ: «Соединения железа прописывают врачи в ряде заболеваний»)

Какую же роль играет железо в нашем организме? На этот вопрос нам ответят ребята 8 группы.

Презентация группы 8. Биологическое значение железа.

Задание учащимся класса: прослушайте выступления учащихся группы 8 и запишите а) какие продукты питания богаты железом; б) биологическую роль железа; в) к чему приводит избыток и недостаток железа в организме человека.

Презентация уч-ся: «Содержание и формы существования железа в живых организмах».
Биологическая роль»

  • Железо — наиболее распространенный в организме d-элемент. В организме человека его содержится около 5 г. Суточная потребность в железе составляет 0,02 г.

  • Большая часть железа (около 70%) сосредоточена в гемоглобине крови.

  • Гемоглобин — красный пигмент эритроцитов.

  • В 100 мл крови в норме содержится около 15 г гемоглобина.

Строение гемоглобина:

  • Гемоглобин представляет собой сложный белок, молекула которого содержит 4 полипептидных цепи (глобин), каждая из которых связана с небелковой группой (гемом). Гем — это комплекс железа (II) с полициклическим органическим веществом — порфирином.

Ферментативная роль железа.

  • Железо входит также в состав большой группы ферментов, катализирующих процесс переноса электронов в митохондриях, это так называемые цитохромы (ЦХ).

  • За одну секунду одна молекула каталазы разлагает около 50 тыс. молекул Н2О2.

  • Ионы железа Fе3+ входят в активные центры ферментов каталазы и пероксидазы, которые защищают клетку от пероксида водорода, образующегося в организме. Эти ферменты разлагают пероксид водорода по реакции:

каталаза

202 à 2Н20 + О2

Применение железа и его соединений в медицине.

  • Искусственные изотопы железа 55Fе и 59Fе применяют в качестве изотопных индикаторов.

В медицинской практике применяются различные соединения железа.

  • Железный купорос FеSО4 • 7Н2О используют при лечении анемии, связанной с недостатком железа в организме.

  • Карбонат железа (II) FеСО3 применяют при слабости и истощении.

  • Восстановленное железо (Fе2+) назначают при слабости и истощении: оно входит в состав более 20 лекарственных средств, применяемых при лечении различных видов анемий.

  • Гексагидрат хлорида железа (III) FеС13 • 6Н2О применяется наружно как дезинфицирующее и кровоостанавливающее средство.

  • Таблетки «Бло» (содержат FеSО4) используют при лечении железодефицитной анемии»

4. Первичное закрепление

Цель:

Зафиксировать изученное содержание.

Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.

Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочке» уч-ся повторяют все вопросы этого урока, используя слайды презентации учителя, составленные на базе презентаций учащихся)

Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.

Самоконтроль с самопроверкой

Цель:

Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Задания самостоятельной работы и образцы их правильного решения (по типу «вопрос – ответ» с эталон ответов на экране)


ВОПРОС

ОТВЕТ

Какова плотность, цвет и температура плавления железа?

Плотность железа - 7, 86 г/см3

Цвет- серебристо-белый

Температура плавления 15390 С

Назовите положение железа в периодической системе химических элементов?

Железо находится в побочной подгруппе (VIII) группы.


Расскажите о нахождении железа в природе?


В природе железо находится в следующих минералах магнетит Fe3О4 (Fe2О3 х FeO) содержит до 72% железа. Гематит (Fe2О3) содержит до 65% . Лимонит содержит до 60% железа. Пирит содержит примерно 47% железа.


Каким способом можно получить железо?


Восстановлением железа из его оксида, например, Fe2О3 водородом при нагревании;

2) Восстановлением железа из его оксидов Fe2О3 и Fe3О4 алюминотермическим методом; 3) Электролизом водных растворов солей железа 2-х валентного.


С чем реагирует железо при комнатной температуре, при нагревании?


При комнатной температуре:

1). С кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3 х nH2O

2). C разбавленными кислотами и HCI, H2SO4:

Fe + 2HCI à FeCI2+ H2

3) С солями в водном растворе:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

При нагревании:

1) С кислородом

3Fe + 2O2 à Fe2O3 х FeO

2) С хлором:

2Fe + 3Cl2 à2FeCl3

3) С серой:

Fe + S àFeS

4) С парами воды:

3Fe + 4H2O à Fe2O3хFeO + 4H2

5) С концентрированными кислотами H2SO4 и HNO3 при нагревании:

2Fe + 6H2SO4 àFe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O.

Fe + 4HNO3 à Fe(NO3)3 + NO + 2H2O

Где применяется железо?

для изготовления сердечников, трансфо-, мембраноматоров, электромагнитов и мембран микрофонов. Больше всего на практике используют сплавы железа - чугуна и стали

Насколько важно для нашего организма присутствие железа?

Железо относится к микроэлементам, и выполняет важную структурную и ферментативную роль.

Возможные ошибки и способы их коррекции (обратиться к первоисточнику, к записям в тетради)

5. Подведение итогов. Выставление оценок . Д/З. §44-45 , стр.135 упр. 6 письм, упр. 11 а); б) желающим получить оценку.

Формы работы (индивидуальная)

ВОПРОС

ОТВЕТ

Будет протекать реакция замещения при внесении железа в разбавленный раствор:

  1. иодида калия

  2. иодоводорода

  3. сульфата натрия

  4. сульфата магния

Иодоводорода


Железо реагирует со следующими веществами:

  1. кислород

  2. медь

  3. хлор

  4. вода

  5. щелочь

  6. соляная кислота

Кислород

хлор

вода

соляная кислота

В цепочке превращений

1 2 3 4

Fе  FеС12  Fе(ОН)2  Fе(ОН)3  FеС13

использование соляной кислоты возможно на этапах

1

2

3

4

1

4

Правильная формула валентных подуровней атома железа - это...

а)3d44s2

б)3d54s1

в)3d64s0

г) 3d64s2

3d64s2

Железную стружку можно отделить от алюминиевой с помощью

  1. раствора NaOH

  2. магнита

  3. раствора NH3

  4. HCl(конц)

Магнита


Железо будет вытеснять водород из…

  1. NaOH(конц)

  2. NH3*H2O(конц)

  3. HNO3(разб)

  4. H2SO4(разб)

  1. H2SO4(разб)




Укажите реакции получения хлорида железа (III):

  1. FеС12 + С12 ...

  2. FеS + НС1 (разб.)  ...

3. Fе2(SО4)3 + ВаС12  ...

FеС12 + С12 ...

2(SО4)3 + ВаС12


Краткому ионному уравнению Fе2+ + S2- = FеS

со­ответствуют реагенты

Fе(ОН)2 и К2S

Fе(ОН)2 и Н2S

FеS04 и Н2

FеS04 и К2S

FеS04 и К2S



7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. Зафиксировать новое знание, полученное на уроке

  1. Оценить собственную деятельность на уроке

  1. Оценить учебную деятельность класса

  1. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности

  1. Обсудить и записать домашнее задание

Похожие:

Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconАроматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconУрок «Образец исследования» (начальный уровень) Тема: «Строение вещества и его свойства»
Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических элементов» (умк габриелян. О. С.). По дидактической цели – обобщающий...
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconУрок в 9-ом классе по теме: «Железо и его соединения»
Проведение недели химии в школе дает возможность повысить интерес учащихся к предмету, стимулировать их интерес к поиску дополнительных...
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconФрагмент урока «Железо и его соединения»
Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного...
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconЖелезо. Соединения железа
Знакомство с химическими свойствами железа. Практическое выяснение его активности. Знакомство со свойствами соединений железа. Качественные...
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconУрок по теме: «кремний и его соединения»
В данной статье представлен конспект урока, проведенного в 9 классе по учебнику О. С. Габриеляна (базовый уровень)
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconКонспект урока на тему: «Кремний и его соединения»
Цель урока: дать общую характеристику элементу кремнию, изучить способы получения, свойства кремния и его соединений
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconРазработка урока по информатике
Я очень рада с вами познакомиться и, надеюсь, сегодняшний урок вам понравится. Тема нашего урока: «Растровое кодирование графической...
Урок 8/1 тема урока: «Железо и его соединения» iconУрок. Литературное чтение 4 класс. Тема: Сергей Есенин «Бабушкины сказки»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница