Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология»




НазваниеУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология»
страница1/16
Дата21.11.2012
Размер2.81 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О. А. АХВЕРДОВА, Н. Н. ВОЛОСКОВА, Т. В. БЕЛЫХ


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


теоретические и прикладные аспекты

исследования интегральной индивидуальности


Учебное пособие


РЕЧЬ

Санкт-Петербург

2004


ББК 88.4 А95


Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В.

А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 168 с.


ISBN 5-9268-0262-8


В учебном пособии рассматриваются проблемы индивидуально­сти человека, проанализирован обширный теоретический и эмпири­ческий материал, приведены тексты и ключи методик, используемых для диагностики индивидуальных особенностей.

Рекомендовано Министерством образования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

ББК 88.4


© О. А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова,

Т. В. Белых, 2004 © Издательство «Речь», 2004

ISBN 5-9268-0262-8 © П. В. Борозенец (обложка), 2004

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современный уровень научных знаний и потребности обществен­ной практики требуют преодоления одностороннего аналитического подхода к изучению индивидуальных особенностей человека и выдви­гают задачу изучения индивидуальности как целостной системы.

Основной целью пособия является создание условий для освоения студентами принципов системного подхода к исследованию индиви­дуальности человека, овладения методами и способами изучения ин­дивидуальных психологических различий как целостной системы свойств.

Для реализации цели предполагается решить следующие задачи:

1. Освоить теоретические принципы системного подхода к изучению индивидуальности, выдвинутые и обоснованные ведущими отече­ственными психологами С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, П. К. Анохиным, В. С. Мерлиным, Б. Ф. Ломовым и другими.

2. Изучить основы теоретической концепции интегральной индиви­дуальности, предложенной В. С. Мерлиным и его учениками.

3. Овладеть методами системного исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

4. Освоить математические методы распознавания одноуровневых и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуаль­ности.

5. Сформировать умение применять системную модель изучения структур интегральной индивидуальности в зависимости от науч­ной проблемы в различных прикладных областях психологии.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей психоло­гических факультетов университетов.

На сегодняшний день не вызывает сомнений положение о том, что индивидуальность человека — это явление многогранное, поэтому она должна изучаться с позиций системного подхода.

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных ис­следований в психологии.

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется, прежде всего, тем, что уже сама постановка этой про­блемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных воп­росов, на сегодняшний день далеких от разрешения. Это такие про­блемы, как:

■ проблема интеграции междисциплинарных исследований, направ­ленных на изучение индивидуального своеобразия личности;

■ проблема применения принципов системного подхода к иссле­дованию специфики индивидуальности;

■ проблема соотношения биологического и социального в струк­туре индивидуальности; «внешнего» и «внутреннего»; объектив­ного и субъективного и т. д.

Значимость прикладного аспекта исследования индивидуальности трудно переоценить. Социальная практика на современном этапе раз­вития общества ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, высшего и профессионального образования.

Решение многих прикладных психологических задач требует знания индивидуальных различий, их надежной диагностики, оценки их как це­лостной системы. В конечном счете, именно понимание индивидуально­сти ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспита­ния, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т. д.

Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивиду­альности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.

После фундаментальных теоретических исследований крупнейших ученых современности (Н. Винер, 1964; Л. Берталанфи, 1969; А. А. Ля­пунов, 1972; П. К. Анохин, 1973; А. И. Уемов, 1978; В. И. Вернадский, 1989; А. В. Гапонов-Грехов, А. С. Ломов, Г. В. Осипов, М. И. Рабино­вич, 1981 и др.) системный подход стал определяющим в разработке проблем психологии индивидуальности (В. С. Мерлин, 1966; Е. А. Кли­мов, 1969; А. А. Крылов, 1972; Б. Ф. Ломов, 1975; К. А. Абульханова-Славская, 1977; Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев, 1977; А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1987; В. В. Знаков, 1991; В. Д. Шадриков, 1996; В. А. Пет­ровский, 1997 и др.).

Концепция иерархической организации субъективной реальности (U. Bronfenbrenner, 1951; R. В. Cartel, С. F. Stice, 1957; А. И. Крупное, 1985; А. В. Брушлинский, 1991; Б. Г. Ананьев, 1969; В. И. Слободчи-ков, Е. И. Исаев, 1995 и т. д.), наряду с принципами системного под­хода, легла в основу интегративного подхода к исследованию инди­видуальности человека и нашла свое отражение в теоретических и прикладных трудах (В. С. Мерлина; В. В. Белоуса; Б. А. Вяткина; Э. И. Маствилискер; Л. Я. Дорфмана, 1993; А. И. Щебетенко, 2001).

В настоящее время проблема индивидуальности интенсивно раз­рабатывается в научных школах В. В. Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), Э. А. Голубевой (1983), М. С. Егоровой (1995, 1997), А. И. Крупнова (1983,1987), И. В. Равич-Щербо(1999), В. М. Русалова(1982,1985,1986, 1989), О. А. Ахвердовой (1998), И. В. Боева (2000).

Исходным моментом в изучении индивидуальности принято счи­тать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого.

Целостную характеристику индивидуальных свойств человека B. С. Мерлин обозначает как интегральную индивидуальность — осо­бый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Опираясь на положения теории функциональных систем П. К. Ано­хина (1971) и на методологический принцип активности личности C. Л. Рубинштейна (1946), В. С. Мерлин экспериментально обосновал теорию интегральной индивидуальности, применив принцип значи­мости к распознаванию одноуровневых и межуровневых связей иерар­хических уровней интегральной индивидуальности.

В современном психологическом знании существует множество подходов к исследованию индивидуальности, однако единой концеп­туальной модели пока нет. Это связано с различными точками зрения авторов на структуру, особенности индивидуальности. Существующие концепции имеют право на дальнейшее развитие, на подтверждение экспериментальным путем. В рамках данного пособия рассматрива­ются уже имеющиеся эмпирические факты, полученные на основе интегративных исследований индивидуальности.


РАЗДЕЛ 1

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ


1.1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

С момента возникновения психологии как самостоятельной экс­периментальной науки проблема изучения индивидуальных свойств человека, элементов сознания и поведенческих актов стала предметом эмпирического исследования. Развитие идей о природе индивидуаль­ности человека связано со становлением новой области психологичес­кого знания — дифференциальной психологии.

В конце XIX столетия индивидуальные свойства человека стали объектом изучения английского исследователя Френсиса Гальтона (1822—1911). Главной заслугой Ф. Гальтона является создание техники изучения индивидуальных различий и, прежде всего, внедрение ста­тистического метода.

Во всех опытах Гальтона интересовала генетическая (наследствен­ная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Гальтон искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику.

Ф. Гальтон, считая, что между различными (физическими и психичес­кими) свойствами индивидов имеются корреляции, создал статистичес­кие методы их определения, ставшие основой факторного анализа.

В 1900 году выходит работа В. Штерна «О психологии индивиду­альных различий», где он рассматривает различия в восприятии, мыш­лении и речи у различных людей. Им были разработаны методы тести­рования способностей, заложены основы дифференциальной психологии, где он исходил из принципа конвергенции наследствен­ных факторов и условий социокультурной среды. Имя Штерна связы­вают с тестологией как одного из направлений дифференциальной психологии.

Проблема индивидуальности изучалась и в России. Большой инте­рес представляют собой исследования русского психолога А. Ф. Лазурского (1874—1917). Создавая научную теорию индивидуальных разли­чий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. В 1909 году выходит монография А. Ф. Лазурского «Очерк науки о характерах», в которой он постулирует основы харак­терологии. Основную цель индивидуальной психологии А. Ф. Лазурский видит в том, чтобы «построить человека из его наклонностей, а также составить целую, естественную классификацию характера» (А. Ф. Лазурский, 1995, с. 128).

А. Ф. Лазурский выступал за естественный эксперимент, при кото­ром происходит совмещение преднамеренного вмешательства в жизнь человека и опыта. В результате исследуются не отдельные психичес­кие процессы, а психические функции и личность в целом.

Под влиянием сотрудничества с В. М. Бехтеревым и Л. Франком А. Ф. Лазурский впервые на место психоморфологического объяснения свойств личности поставил нейродинамическое. В курсе лекций «Об­щая и экспериментальная психология» он высказал идею о двух сферах психической реальности: эндопсихике и экзопсихике. А. Ф. Лазурский утверждал, что темперамент и характер составляют эндопсихическую, прирожденную сторону личности. Экзопсихическая сторона понима­лась как система отношений личности к окружающему миру. На этой основе им была построена система классификации личностей.

Другой отечественный психолог, Г. И. Россолимо (1860-1928), пред­ложил идею количественной оценки свойств душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуально своеобразного профиля у здоровой или больной личности. Г. И. Россолимо выделил одиннадцать психичес­ких процессов, которые, в свою очередь, разбил на пять групп: внима­ние, воля, восприимчивость, запоминание и ассоциативные процессы (воображение и мышление). По каждому из этих процессов давалось десять заданий, в зависимости от выполнения которых «сила» процес­са оценивалась по десятибалльной шкале. Сумма положительных от­ветов отмечалась соответствующей точкой графика: соединение точек давало «психологический профиль» индивида. Г. И. Россолимо пред­лагал также формулу перевода профилей с графического языка на ариф­метический. Он указывал, что предложенный им метод позволит раз­работать следующие вопросы: о типах психических индивидуальностей, об умственной отсталости, о диагностировании болезненных симпто­мов в области психики и др. (М. Г. Ярошевский, 1995).

В отечественной психологии в изучении индивидуальных различий между людьми, с точки зрения В. М. Русанова, исторически намети­лись два подхода. Первый можно условно назвать «содержательно-смысловым», он направлен на познание и измерение индивидуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, смыслов, пере­живаний, мотивов, целей и других предположительно устойчивых внут­ренних содержательно-смысловых, или «личностных», структур инди­видуальной психики человека. Второй — «поведенческий» — связан с анализом объективно регистрируемых всевозможных психофизиоло­гических форм индивидуального поведения — от биохимических, ве­гетативных и электрофизиологических до сложнейших моторных проявлений. Первый подход наиболее отчетливо представлен в дифферен­циальной психологии, второй более характерен для отечественной диф­ференциальной психофизиологии (В. М. Русалов, 1991, с. 3).

Как указывает В. М. Русалов, психологов, прежде всего, интересовал факт индивидуальных различий в сфере интеллекта, характера, мыш­ления и восприятия. Отсюда основной задачей дифференциальной психологии, особенно на ранних этапах ее развития, было создание строгих, стандартизованных методов и процедур для оценки индиви­дуально-психологических различий именно по этим важнейшим пси­хологическим характеристикам. Однако чтобы доказать реальное су­ществование определенных устойчивых личностных структур, так называемых личностных черт, или интеллектуальных факторов, диф­ференциальная психология, по мнению Б. М. Теплова, должна опи­раться на объективно регистрируемое психофизиологическое прояв­ление поведения. И в связи с этим, по определению Теплова, к индивидуально-психологическим различиям следует относить не лю­бые случайные вариации (флуктуации) психического, то есть не лю­бые различия, а только те, которые имеют устойчивое поведенческое психофизиологическое проявление и не зависят (или зависят мини­мально) от условий наблюдения и ситуации (В. М. Русалов, 1979, с. 4).

Следовательно, с точки зрения Б. М. Теплова, индивидуально-пси­хологические различия по многим чертам личности, а также и интел­лекту, фиксируемые с помощью тестов, особенно как это имело мес­то в практике психотехники и педологии, должны рассматриваться как случайные. Они, как считал Б. М. Теплое, не могут быть отнесе­ны в разряд собственно индивидуальных различий до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и выявле­но их устойчивое «поведенческое» (нейродинамическое) проявление на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и т. д. уровнях.

1. Дифференциальная же психофизиология, изучающая психофизиологические, а более широко — биологические основания возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, как раз и была призвана, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выполнить эту функцию (В. М. Русалов, 1979; 1989). Однако основоположники дифференциальной психофизиологии считали, что сама дифференциальная психофизиология, опирающаяся на широкий набор объективно регистрируемых устойчивых биологических показателей, не может обойтись без учета внутренних, пусть даже индивидуально-неустойчивых личностных структур (мотивов, целей и т. д.), поскольку неучет личностных особенностей лишал бы исследователя понимания той реальной роли, которую играют психофизиологические показатели в реальной жизнедеятельности человека (В. М. Русалов, 1991, с. 5).

Термин дифференциальная психофизиология был предложен В. Д. Небылицыным (1969) для обозначения всего комплекса иссле­дований, связанных с изучением природных основ индивидуально-психологических различий (Проблемы дифференциальной психофи­зиологии, 1969).

В настоящее время дифференциальную психофизиологию можно определить как дисциплину, изучающую роль всей совокупности био­логических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детер­минации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми. Центральной задачей дифференциальной психофизиологии выступает выяснение закономерностей взаимопроникновения и вза­имообусловливания биологических и социальных свойств в каждом конкретном человеке (В. М. Русалов, 1979).

Последние достижения наук, изучающих биологические аспекты человека— антропологии, генетики, физиологии высшей нервной деятельности и других, — убедительно демонстрируют, что человек смог подняться на столь высокий уровень социального развития и продолжает подниматься еще выше потому, что от рождения он по­лучает такую природную организацию, в которой изначально зало­жены, запрограммированы возможности его универсального соци­ально-деятельного функционального развития (К. Е. Тарасов, Е. К. Черненко, 1979, цит. по В. М. Русалову, 1991). Отсюда следует, что познание биологической организации человека: ее уровней, структуры, особенностей физиологических процессов, функций и со­стояний, закономерностей их функционирования и т. д. — важней­шее звено в раскрытии механизмов развития индивидуально-пси­хологических свойств человека. Конкретная задача при изучении природных аспектов индивидуально-психологических свойств чело­века — вскрыть объективные биологические основания психологи­ческой индивидуальности человека.

Подробнейший анализ этапов становления дифференциальной пси­хофизиологии дан В. М. Русаловым в его работе «Дифференциальная психофизиология» (1989). В развитии дифференциальной психофи­зиологии он выделяет четыре основных этапа: 1) допавловский, 2) пав­ловский (с 1927 г.), 3) тепловско-небылицынский (с 1956 г.); 4) совре­менный (с 1972 г.) (В. М. Русалов, 1989, с. 170).

Еще в глубокой древности предпринимались попытки объяснить индивидуальные различия в поведении людей за счет различного со­отношения частей жидкостей организма, например крови, желчи, чер­ной желчи и слизи. Гуморальная (жидкостная) теория индивидуаль­ных различий (или темперамента как наиболее известного аспекта индивидуального поведения) явилась первой теоретической основой допавловской дифференциальной психофизиологии и даже в таком «зачаточном» варианте отражала некоторые элементы истинного зна­ния, являясь своего рода преддверием, моделью современных более раз­витых представлений о природных предпосылках индивидуальных раз­личий.

Исходя из представления о целостности и единстве организма, ис­следователи гениально предвидели возможную связь между свойства­ми организма и психики. Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации индивидуально-психологичес­ких свойств, в частности темперамента, особую роль играют свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ индивидуально-психологических различий. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, У. Шел-, дона и С. Стивенса (В. М. Русалов, 1989, с. 170).

Второй этап в изучении биологических основ индивидуально-пси­хологических различий связан с работами И. П. Павлова (И. И. Резвицкий, 1973). Он впервые высказал мысль о том, что в основе инди­видуально-психологических различий лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной систе­мы — так называемые основные свойства нервной системы. И.П. Пав­лов однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — не только с тем или иным типом темперамента, но и с предрасположенностью человека к тому или иному психическому заболеванию.

Основная заслуга И.П. Павлова в разработке основ дифференци­альной психофизиологии заключается в развитии концепции основ­ных свойств нервной системы как главнейших детерминант индиви­дуального поведения человека и животных. Согласно представлениям И.П. Павлова, свойства нервной системы — это врожденные характе­ристики нервной ткани, регулирующие основные процессы (возбуж­дение и торможение), которые вовлечены в условно-рефлекторную де­ятельность. Отсюда следовало, что к свойствам нервной системы могли быть отнесены только те особенности и характеристики функциони­рования нервной системы, которые существенным образом определяют различные характеристики классического условного рефлекса (ско­рость формирования, длительность протекания, скорость-смены од­ного рефлекса другим и т. д.). На первых этапах исследования основ­ных свойств нервной системы условно-рефлекторный подход оказался весьма плодотворным. Были уточнены многие и разработаны совер­шенно новые специальные методические приемы определения и оцен­ки свойств (В. М. Русалов, 1989, с. 171).

Проблема индивидуально-психологических различий между людьми все­гда рассматривалась в отечественной психологии как одна из фунда­ментальных. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, а также их коллеги и ученики.

В 1956 г. под руководством Б.Л. Теплова была организована специ­альная лаборатория по изучению типологических особенностей выс­шей нервной деятельности человека, ставшая вехой нового, третьего, этапа в изучении биологических основ индивидуально-психологиче­ских различий. Позднее данная лаборатория «разделилась» на ряд самостоятельных научных коллективов, изучающих различные теоре­тические и прикладные аспекты природных основ индивидуально-пси­хологических различий. Главным итогом тепловско-небылицынского этапа явилось дальнейшее развитие концепции основных свойств нервной системы, предложенной И.П. Павловым. Так, выявленные вначале три «унитарных» свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность и подвижность, по Павлову) постепенно были «расщепле­ны» и превращены в сложное «дерево» свойств с 15-мерной структу­рой: 10 первичных и 5 вторичных свойств — сила, лабильность, подвижность, динамичность, концентрированность по возбуждению и соответственно по торможению и уравновешенность по каждому из указанных первичных свойств (уравновешенность по силе, уравнове­шенность по лабильности и т. д.) (В.М. Русалов, 1989).

В результате многочисленных исследований было показано, что свойства нервной системы выступают в качестве важнейших детерми­нант индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, 1969а; 1969Ь), памяти (Э.А. Голубева, 1980), темперамента (В.В. Белоус, 1981; К.М. Гуревич, 1970), профессиональной пригодности (Гуревич К.М, 1970; Пси­хофизиологические вопросы становления профессионала, 1974) и др.

Новый, современный этап развития дифференциальной психофи­зиологии начал зарождаться в недрах тепловско-небылицынского на­правления в начале 1970-х годов.

Бурное развитие системных представлений в психофизиологии, связанное с работами П.К. Анохина и его учеников (Анохин П.К., 1968; Семья и формирование личности, 1981), не могло не отразиться на уче­нии о свойствах нервной системы. Анохин пишет: «Переход на сис­темную методологию, позволивший разрешить проблему парциальности, знаменует собой начало современного этапа дифференциальной психофизиологии. На этом новом этапе стало ясно, что причина пар­циальное™ заключается не в методических недоработках или неточ­ных способах оценки результатов, как предполагалось раньше, а в не­совершенстве самой условно-рефлекторной концепции исследования свойств нервной системы. Традиционные свойства — это, по существу, различные стороны замыкательной функции классического рефлек­са, или «рефлекторной дуги». Поскольку условный рефлекс строго при­урочивается к определенным мозговым структурам, то, в конце кон­цов, должно быть обнаружено, что и свойства, выводимые из свойств «дуги», должны быть приурочены к локальным мозговым структурам, что, собственно, и было выявлено в конкретных исследованиях. Со­гласно же системной концепции П. К. Анохина, к свойствам нервной системы (общим, унитарным, глобальным) могут быть отнесены толь­ко такие характеристики нервной деятельности, в которых отражается особенность целостной общемозговой интеграции нервных процессов» (В.М. Русалов, 1989, с. 173).

«Можно ожидать, что системный подход позволит значительно пол­нее раскрыть нейрофизиологическое содержание такого понятия, как "работоспособность", или "выносливость", нервной системы (то есть "сила" нервной системы в ее изначальном, унитарном смысле), а также понятий, выражающих и другие свойства нервной системы, например динамичности, подвижности. Сила нервной системы, по-видимому, может быть выражена через устойчивость интеграции нервных процес­сов, динамичность — через скорость формирования новой интеграции, (то есть новой функциональной системы), подвижность — через быст­роту смены одной интеграции другой» (В.М. Русалов, 1989, с. 174).

Таким образом, два подхода к изучению индивидуальных различий между людьми — дифференциально-психологический и дифференци­ально-психофизиологический — долгое время развивались практичес­ки независимо друг от друга. И только за последние 20 лет в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности им. В.Д. Небылицына Института психологии АН СССР была поставлена конкретная задача их сближения путем разработки такой концептуальной модели, которая объединила бы в органическое целое внутренне устойчивое «содержание» личности и внешне наблюдаемые, биологически обус­ловленные особенности «поведения» человека.

В наиболее общем виде соотношение биологических особенностей человека и формальных свойств его психики может быть представлено следующим образом: биологические особенности — элементы более низкой системы, включающиеся в систему более высокого порядка, а именно систему формальных свойств психики человека.

В отличие от формальных содержательные свойства психики высту­пают через смысловые психологические структуры, конкретные моти­вы, знания, отношения, цели и т. д. и представляют собой такие свой­ства, признаки и черты индивидуальной психики, которые формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром, его соци­альной средой. Изучение индивидуальных вариаций содержательных характеристик психики выходит за рамки дифференциальной психофи­зиологии и является предметом дифференциальной психологии.

В лаборатории В.М. Русалова сформировались два возможных под­хода к сближению дифференциальной психофизиологии и дифференци­альной психологии. Первый был связан с выбором в качестве объектов для «взаимопроникновения» таких характеристик, которые считались традиционными в дифференциальной психологии — особенности тем­перамента, характера, интеллекта, когнитивные стили. Другой же подход был направлен на проведение исследований психофизиологических ос­нов индивидуальных различий в ранее практически не изученной произ­вольной сфере психики человека на модели антиципации как одной из форм опережающего отражения человеком внешнего мира.

Уже первые результаты сопоставления некоторых дифференциаль­но-психологических и дифференциально-психофизиологических ха­рактеристик, как указывает В.М. Русалов, дали весьма обнадеживаю­щие результаты. Так, многие интеллектуальные и темпераментальные характеристики оказались довольно тесно связанными с интегральны­ми характеристиками биоэлектрической активности мозга человека. Например, скорость психических процессов, играющая важную роль в общем уровне интеллекта, оказалась положительно связанной с уров­нем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов (или общемозговой лабильностью); подвижность психических процессов (пластичность), входящая, как известно, в структуру креативности, оказалась положительно связанной с вариабельностью вызванных по­тенциалов (или «стохастичностью нейронных сетей мозга»); характе­ристики умственной и психомоторной выносливости, определяющие общую работоспособность человека, оказались отрицательно связан­ными с общей «мощностью» активированности (по данным энергии медленных ритмов ЭЭГ) (В.М. Русалов, 1991, с. 6).

Был выявлен и ряд интегральных электрофизиологических харак­теристик (возможно также относящихся к общим свойствам нервной системы), которые лежат в основе динамики произвольных действий, выражающих различные индивидуальные особенности антиципации (В. М. Русалов, 1991).

Подавляющее большинство работ отечественных исследователей, посвященных проблеме индивидуально-психологических различий, было выполнено в рамках единой методологии, интегрирующей пред­ставления об основных уровнях организации индивидуальности. В ка­честве теоретической основы в этих исследованиях выступала концеп­ция свойств нервной системы, разработанная И.П. Павловым и подвергнутая анализу рядом авторов, как в нашей стране, так и за ру­бежом (В. М. Русалов, 1979; Mangan, 1982; J. Strelau, 1983).

Анализируя подходы к изучению индивидуальных различий в оте­чественной психологии, И.В. Боев указывает, что «упрощая до неко­торой степени особенности различных теоретических схем, можно выделить, по крайней мере, три основных класса подходов к исследо­ванию индивидуально-психологических различий. Первый класс ис­ходит из моделей мозга (нервной системы). Подход Б.М. Те плова и-В. Д. Небылицына принадлежит главным образом к этому первому классу. Второй класс исходит из моделей поведения (к нему могут быть отнесены исследования П.В. Симонова, а также выполненные в пос­ледние годы работы В.М. Русалова). Наконец, третий класс относит­ся к моделям человека. К данному классу принадлежат исследования В.С. Мерлина. Безусловно, эти три класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий тесно взаимодействуют, однако дифференциация этих трех классов подходов является обосно­ванной для лучшего понимания сущности исследований, проводимых различными группами ученых и школами в отечественной психоло­гии индивидуальных различий» (И.В. Боев, 1999, с. 14).

Наиболее развитая отечественная школа дифференциальной пси­хофизиологии была основана Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным. Сам термин «дифференциальная психофизиология» был впервые ис­пользован В.Д. Небылицыным в 1963 году для обозначения мульти-дисциплинарной области психологии, которая образовалась на пере­сечении физиологии высшей нервной деятельности, нейрофизиологии и дифференциальной психологии (психологии индивидуальных раз­личий). Эта дисциплина была сфокусирована на изучении механиз­мов детерминации индивидуально-психологических различий, в том числе различий в темпераменте и способностях, особенностями нейродинамической организации индивидуальности. До настоящего вре­мени представители этой школы, а также их последователи и ученики составляют наиболее влиятельную в России группу психологов, кото­рые имеют дело с проблемой природы индивидуальных психологиче­ских различий.

Основываясь на идеях В.Д. Небылицына и П.К. Анохина, В.М. Русалов предложил концепцию трехуровневой структуры свойств нервной системы. В дополнение к уровням, предложенным В.Д. Небылицыным (уровень нейронов и уровень комплексов струк­тур мозга), В.М. Русалов ввел третий уровень — свойств целого моз­га, отражающих функциональные параметры интеграции нервных процессов в целом мозге (В.М. Русалов, 1979). Он отмечал, что тре­тий уровень является наиболее важным для анализа физиологичес­ких основ индивидуальных различий в формально-динамических параметрах поведения (включая особенности темперамента и общих способностей).

Подобно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну, В.С. Мерлин рассмат­ривал темперамент как структуру, относящуюся к формально-динами­ческому аспекту индивидуального поведения, относительно независи­мому от его содержательного аспекта. Однако в отличие от представителей школы Теплова, Небылицына В.С. Мерлин сосредо­точил внимание не на отдельных измерениях темперамента, а на це­лых комплексах его свойств. Сравнивая свою концепцию с идиографическим подходом к исследованию личности, В.С. Мерлин (1977, 1986) определял эту концепцию как «интегральную теорию индивиду­альности», подчеркивая таким образом, что понятие индивидуальнос­ти интегрирует в себе всю совокупность свойств человека (И.В. Боев, 1999, с. 15).

Основываясь на принципах системного анализа, В.С. Мерлин раз­личал следующие уровни в структуре индивидуальности:

1) биохимический;

2) соматический;

3) нейродинамический (свойства нервной системы);

4) психодинамический (темперамент);

5) свойства личности;

6) социальные роли.

Структура этих уровней и взаимоотношения между ними состави­ли главный предмет исследований В. С. Мерлина и его коллег, что по­зволяет отнести подход В.С. Мерлина к классу концепций индивиду­альности, базирующихся на модели человека (И.В. Боев, 1999, с. 17).

Результатом развития теории функциональных систем (ТФС), раз­работанной академиком П.К. Анохиным и его школой, стала систем­ная психофизиология.

Термин «система» обычно применяется для того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов и ограниченность ее от других групп и элементов. Множество определений системы, выделяющих ее из «несистем», сводились к пониманию системы как комплекса взаимодействующих элементов, объединенных определен­ной структурой, причем под структурой понимались законы связи и функционирования элементов. П.К. Анохин (1975) пришел к следую­щим заключениям: взаимодействие элементов само по себе, с одной стороны, не дает исследователю ничего нового; с другой стороны, вза­имодействие не может рассматриваться как механизм ограничения огромного числа степеней свободы каждого из множества элементов живых систем; их взаимодействие создаст не систему, а хаос.

До тех пор пока исследователь не определит системообразующий фактор, который, являясь неотъемлемым компонентом системы, ог­раничивал бы степени свободы ее элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия, и был бы изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в самых разных ситуациях, все разговоры о системах и преимуществах системного подхода перед несистемным останутся только разговорами (П.К. Анохин, 1975).

«Важнейшим событием в развитии теории функциональных сис­тем стало определение системообразующего фактора (результата сис­темы), под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении "организм—среда", достигаемый при реализации сис­темы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения в теории функциональных систем рассматривается
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconОрганизация практических занятий и самостоятельной работы студента учебно
Учебное пособие предназначено для студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета, обучающихся по специальности...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconБороздина Г. В. Психология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconБороздина Г. В. Психология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconПсихология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconУчебное пособие по физиологии. Тема: «Нейрон, его строение и функция»
Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Биология» и«Психология»
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов специальности Г. 07. 01. 00 Психология Гродно 2002
Охватывают большую часть психологии личности. Они заставляют человека действовать по логике предрасположенности. Суть этой логики...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconИ сравнительная психология учебно
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов специальности 020400 при изучении учебной дисциплины "Зоопсихология...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconУчебное пособие Для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 020400 «Психология»
Х хаматова Р. М. Лекции по нейроанатомии: Учебное пособие. Казань: тари, 2005. – 85 с
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconУчебное пособие для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей Павлодар
Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Культурология». Написанное на конкретном...
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница