Программа учебной дисциплины «история техники»




Скачать 116.78 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «история техники»
Дата21.11.2012
Размер116.78 Kb.
ТипПрограмма


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»



Согласовано


_______________________

Утверждаю


______________________

Руководитель ООП

по направлению 220700

доц. А.А. Кульчицкий

Зав. кафедрой АТПП

доц. А.А. Кульчицкий



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ»


Направление подготовки:

220700 Автоматизация технологических процессов и производств


Профиль подготовки:

Автоматизация технологических процессов и производств в горном деле

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Форма обучения: очная


Составители:

Профессор каф. АТПП В.Н. Кордаков


Доцент кафедры АТПП А.С. Симаков


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цель и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины «История и современное состояние техники» является формирование у студента представления о развитии техники с момента ее зарождения до эпохи индустриализации в тесной связи с достижениями науки и основными процессами социально-экономической жизни.

Основная задача преподавания дисциплины состоит в том, чтобы на основании полученных знаний студент – будущий специалист мог критически осмыслить и понять современные технические достижения и среди множества выделить наиболее перспективные и ценные.


2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплины по выбору с учетом профиля.

3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеет культурой мышления,

  • способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

  • способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • основные этапы развития техники в их связи с общей историей цивилизации;

  • отличительные особенности уровня материального производства на каждом этапе его развития;

  • достижения в области науки и техники, определившие качественные изменения в техническом прогрессе;

  • анализировать причинно - следственные связи между историческими этапами развития человеческого общества и уровнем техники;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___3____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72

72










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

72

72




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет













Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108










3

3











5. Содержание дисциплины.

5.1.1. Введение. Содержание дисциплины. Значение ее для общего образования студента и формирования специалиста в области автоматизации технологических процессов производства металлов.

5.1.2. История развития человеческого общества по разным принципам классификации. Дикость -варварство - цивилизация. Каменный век -медный (бронзовый) век -железный век. Первобытно -общинный строй -рабовладельческий строй -феодализм-капитализм.

5.1.3. Техника первобытнообщинного строя. Периоды каменного века: палеолит, мезолит, неолит. Орудия труда, охоты, рыболовства и др. Добывание огня. Жилища. Приручение животных. Переход от стадии дикости к стадии варварства. Начало земледелия. Начало разделения труда. Накопление богатств и расслоение общества. Энергетика, орудия труда, оружие, средства передвижения и другая техника на этапе разложения первобытнообщинного строя. Металлургия первобытнообщинного строя.

5.1.4. Техника рабовладельческого строя. Образование рабовладельческих государств. Переход от варварства к цивилизации. Условия развития техники при рабовладельческом строе. Энергетика. Земледелие. Ремесленное производство. Транспорт. Строительство. Военное дело. Наук рабовладельческого общества. Развитие горного дела и металлургии в эпоху рабовладельческого строя.

5.1.5. Техника феодального строя. Переход от рабовладельческого строя к феодальному. Эпохи феодализма - раннее средневековье, эпоха Возрождения, позднее средневековье; их общая характеристика. Натуральное хозяйство, ремесленничество, цеховые структуры, мануфактуры. Энергетика феодализма. Металлообработка. Орудия труда и машины. Строительство. Военное дело. Развитие науки в эпоху феодализма. Горное дело. Развитие металлургии. Основные металлургические процессы.

5.1.6. Промышленный переворот XVIII в. Кризис гидроэнергетики. Возникновение и развитие теплоэнергетики. Паровые машины. Внедрение рабочих машин. Переход от мануфактур к заводскому производству. Внедрение универсального двигателя. Развитие горного дела. Развитие металлургии. Состояние техники к концу промышленного переворота.

5.1.7. Развитие основных областей науки и техники в XIX в. Теплоэнергетика. Паросиловые установки. Транспорт. Двигатели внутреннего сгорания. Металлообработка. Электричество и электромагнетизм. Связь. Химия. Горное производство. Металлургия чугуна, стали и цветных металлов.

5.1.8. Развитие основных областей науки и техники в XX в. Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика. Электрификация. Электроника. Вычислительная техника. Информация. Авиационная техника. Ракетная техника. Химия.

5.1.9. Развитие горнодобывающей промышленности на современном этапе. Значение горнодобывающей промышленности для других областей промышленности и науки. Механизация и автоматизация горных работ. Автоматизированные системы управления горным производством.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами: обеспечиваемых дисциплин нет.


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий.



Раздел дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

СРС

Всего

час.

1

Введение

2

-

-

-

2

2

История развития человеческого общества по разным принципам классификации

2

-

-

9

13

3

Техника первобытнообщинного строя

2

2

-

9

13

4

Техника рабовладельческого строя

2

2

-

9

13

5

Техника феодального строя

2

2

-

9

13

6

Промышленный переворот XVIII в.

2

2

-

9

13

7

Развитие основных областей науки и техники в XIX в.

2

2

-

9

13

8

Развитие основных областей науки и техники в XX в.

2

4

-

9

13

9

Развитие горнодобывающей промышленности на современном этапе

2

4

-

9

15




ИТОГО

18

18




72

108


6. Лабораторный практикум: нет.


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

3

Как появились первые орудия труда.

2

2

4

Научные открытия в эпоху рабовладельческого строя. Техника рабовладельческого строя.

2

3

5

Развитие науки и техники в эпоху феодализма. Великие научные открытия этого периода.

2

4

6

Развитие науки и техники в эпоху промышленного переворота.

2

5

7

Научные открытия XIX века.

2

6

8

Электротехника, электроника, радиотехника, ядерная энергетика, авиация, космонавтика, вооружения.

4

7

9

Роль горнодобывающей промышленности в современном мире. Механизация и автоматизация путь к интенсификации производства.

4


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): нет.


9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Дятчин Н. И. История развития техники: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

2. Матвеев Ю.Н., Технология металлургического производства (для цветных металлов). /Стрижко В.С. М.:Металлургия, 1986.

б) Дополнительная литература:

Агрикола Г. О горном деле и металлургии. М.: Недра, 1986. 291 с.

Арсентьев А.И. Беседы о горной науке / Падуков В.А. Л.: Наука, 1981, 160с

Федоров А.С. Творцы науки о металле. М.: Наука, 1980, 216с.


10. Материально- техническое обеспечение дисциплины.

Экспозиция горного музея.

Макеты и модели промышленного оборудования кафедр.


Разработчик


кафедра АТПП профессор Кордаков В.Н.


кафедра АТПП доцент Симаков А.С.


Эксперты:


____________ ___________________ ________________


____________ ___________________ ________________


Похожие:

Программа учебной дисциплины «история техники» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук. Программа разработана...
Программа учебной дисциплины «история техники» iconРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины «история техники» iconРабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники»
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний, служащих основой для интеграции естественно-научной, технической и...
Программа учебной дисциплины «история техники» iconРабочая программа учебной дисциплины историография и источниковедение истории науки (название дисциплины) Специальность научных работников: 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины «история техники» iconРабочая программа учебной дисциплины история 2011г
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Программа учебной дисциплины «история техники» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук
Программа учебной дисциплины «история техники» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук
Программа учебной дисциплины «история техники» iconПрограмма определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История отечественного государства и права»
История отечественного государства и права: Рабочая программа учебной дисциплины. Иваново, 2009
Программа учебной дисциплины «история техники» iconРабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры» 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Программа учебной дисциплины «история техники» iconСамостоятельная работа 86 ч Контрольная работа 4 курс Дифференцированный зачет 4 курс основные сведения о дисциплине предметом учебной дисциплины «Надежность авиационной техники»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница