Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология




Скачать 298.44 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология
страница1/3
Дата21.11.2012
Размер298.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра Теория и методика обучения и воспитания


(название кафедры)


Ф.И.О. автора Ищенко Марина Ивановна


Учебно-методический комплекс по дисциплине

Психолого-педагогическая антропология


Специальность: 050706.65 – «Педагогика и психология»


(код по ОКСО) (наименование специальности)


_________________________________________________________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласно: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол№ _______

«_______»__________200___г. «____»____________200__г.

_________________________ Зав. кафедрой__________


ЮЖНО-САХАЛИНСК




Автор-составитель:

Ищенко Марина Владимировна стар. преподаватель


Учебно-методический комплекс Психолого-педагогическая антропология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой по
специальности «Педагогика и психология» 050706.65

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан Романова М.А.

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)


СОДЕРЖАНИЕ


I.Рабочая программа дисциплины……………………………………………….…....4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………….……………………..4

  2. Требования к уровню освоения дисциплины…………..………………………….4

  3. Объем дисциплины……………………………………………………..…………...5

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………..…………….5

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.……………………….5

4.Содержание курса………………………………………………………..……………6

5.Темы семинарских занятий…….…………………………………………………....11

6.Тематика контрольных работ……………………………………………………….14

7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………….…….15

7.1.Литература………………………………………………………………………….15

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………………16


I. Рабочая программа дисциплины


Содержание ГОС дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» (2005г.)

Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Человек как предмет педагогической антропологии. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры. Воспитание человека и культуры. Воспитание как антропологический феномен.


1.Цели и задачи изучения дисциплины


Курс «Психолого-педагогическая антропология» позволяет обобщить, интегрировать и актуализировать антропологическое знание, которое студенты уже получили, изучая различные предметы психолого-педагогического, историко-культурологического, философского плана. Он позволяет также получить современное представление о ребенке как человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре, о наиболее продуктивных для современной педагогики идеологии, стратегии и технологиях воспитания.

2.Требования к уровню освоения дисциплины


Гуманистическое педагогическое мировоззрение наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Его ядро составляет антропологическое знание — объективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе. Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области педагогики и психологии. Педагогические технологии, признанные в настоящее время наиболее продуктивными, выросли из грамотного представления о ребенке как человеке, а не только объекте педагогического воздействия.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление о научных основах гуманистического педагогического мировоззрения;

- знать научную литературу и уметь глубоко анализировать источники;

- уметь погрузиться в историю и ощутить движение психологической и педагогической науки;

- приобрести устойчивое стремление к личностному и профессиональному росту;

- владеть, иметь опыт профессиональной рефлексии; повысить свою психологическую компетентность к работе в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни/

3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

9, 10




9

Аудиторные занятия:

38




20

лекции

20

12

12

практические и семинарские занятия

18




8

лабораторные работы (лабораторный практикум)










Самостоятельная работа













ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ













Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

контр, раб. №№ 1, 2 – 9, 10 сем.;










Курсовая работа

(№ семестра)













Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачет-9,10




Зачет - 9






3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная






Названия разделов и тем


Всего

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1.

Введение




2







Раздел 1. Введение в псиолого-педагогическую антропологию.

2.

История понятия «антропология».


Дифференциация антропологического знания.




2




2

3.

История понятий «психологическая антропология», «педагогическая антропология» и их современное толкование





2




2

4.

Понятия «психологическая антропология», «педагогическая антропология» и их развитие во времени







2

2

Раздел 2. Человек как предмет психолого-педагогической антропологии

5.

Человек как индивид, личность и индивидуальность




2




2

6.

Человек как предмет психолого-педагогической антропологии







2

2

Раздел 3. Развитие человека в пространстве и времени

7.

Филогенез. Особенности онтогенеза человека.




2




2

8.

Поведение человека как индивида, субъекта и личности.




2




2

9.

Развитие человека в пространстве и времени







2

2

Раздел 4. Культура как антропологический феномен

10.

Культура как антропологический феномен







2

2

11.

Человек и группа в культурах и этносах




2




2

12.

Психология межэтнических отношений




2




2

Раздел 5. Воспитание как антропологический феномен

13.

Воспитание как человеческий способ бытия




2




2

14.

Воспитание как антропологический феномен







4

2

Раздел 6. Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского

15.

К.Д.Ушинский – крупнейший педагог России 19 в.




2




2

16.

Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского







6






4.Содержание курса


Тема. Введение в антропологию.

История развития антропологического знания. Понятие «антропология» у И. Канта. Антропология Ч. Дарвина.

Дифференциация антропологического знания. Философская, религиозная, культурная, психологическая антропология.

Н. И. Пирогов и К.Д. Ушинский о педагогической антропологии. К.Д.Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Мысли о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Проблема развивающего школьного обучения. Роль труда как средства всестороннего развития ребенка.

Специфика педагогической антропологии как отрасли современного человековедения. Педагогическая антропология Отто Больнова. Педагогическая антропология как отрасль естественного знания о человеке. Интегративный и целостный характер педагогического человековедения. Человеческий потенциал как предмет педагогики самоопределения.


Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической педагогики. Связь педагогической антропологии с другими разделами педагогики. Предмет и задачи современной педагогической антропологии.

Междисциплинарный характер психологической антропологии (культура- и -личность). Интегративное знание о человеке, существующем в условиях различных культур. Разработка и межкультурное изучение проблемы соотношения культуры, биологии, особенностей личности, душевных состояний.

Психологическая антропология как продолжение научной традиции, существовавшей в философии и культурной антропологии XIX века, состоящей в пристальном внимании к психологическому аспекту развития и функционирования культур и известной как изучение «психологии народов», «духа народов». Основной предмет психологии народов — это конкретно-исторические формы объективации «духа» в виде традиций, обычаев, ритуалов, мифов и различных видов искусства в их особенной для каждой культуры форме.

Структура курса, формы и методы его изучения.


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс психолого-педагогическая антропология
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconА. Д. Чехонин Педагогическая антропология
А. Д. Чехонин. Педагогическая антропология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология»
Для студентов очного отделения данный курс читается в элективном формате параллельно с дисциплиной «Социальная антропология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс коррекционная педагогика с основами
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и заочного отделений психолого-педагогического факультета
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов психолого-педагогических факультетов учреждений высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница