Образовательная программа повышения квалификации дисциплины




Скачать 141.21 Kb.
НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации дисциплины
Дата21.11.2012
Размер141.21 Kb.
ТипОбразовательная программа


АНО «УЦ «Эконт»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

Автономной некоммерческой

организации

«Учебный центр «Эконт»


___________________О.Н.Куликов


Профессиональная образовательная программа повышения квалификации дисциплины


ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДР


Профиль подготовки

_Защита окружающей среды_


Форма обучения

очная


1. Пояснительная записка

1.1. Профессиональная образовательная программа повышения квалификации (далее – Программа) реализуется в соответствии с настоящими Требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Охрана и рациональное использование недр» (далее - Требования).

1.2. Программа разработана в целях осуществления единой государственной политики в области повышения квалификации руководящих работников и специалистов (далее - Специалистов) субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду для обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области охраны и использования недр, а также в соответствии с положениями Федерального закона «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г., Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в области охраны и рационального использования водных ресурсов.

1.3. Цель Программы – совершенствование кадрового обеспечения государственных, муниципальных и производственных нужд для подготовки компетенций специалистов в сфере охраны и рационального использования недр, организации предупреждения угрозы вреда от деятельности, способной оказывать негативное воздействие на недра.

1.4. Программа предназначена для повышения уровня квалификации специалистов, получивших высшее профессиональное образование, технического или иного профиля.

1.5. Слушатели, успешно завершившие обучение по Программе, могут замещать должности специалистов экологических служб (отделов) в системе охраны и рационального использования недр, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющих: государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности в области охраны и рационального использования недр, экологическую экспертизу в вопросах связанных с охранной и рациональным использованием недр, работы и услуги природоохранного назначения в заявленной области и качественно решать следующие задачи:

  • осуществление контроля за соблюдением в подразделениях субъектов хозяйственной иной деятельности действующего экологического законодательства и закона «О недрах», снижению вредного влияния производственных факторов на недра;

  • разработка проектов перспективных и текущих планов по охране недр и контролем их выполнения;

  • осуществление контроля за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов.

Сферой профессиональной деятельности специалистов являются научно-исследовательские, проектные, научно-производственные и образовательные учреждения; подразделения министерств и ведомств, финансово-промышленные группы, инновационные фонды, международные организации в области охраны окружающей среды, внешнеэкономические государственные организации и коммерческие фирмы, фирмы наукоемких технологий, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, технопарки, технополисы, инкубаторы технологий, консалтинговые фирмы, аудиторские фирмы, система переподготовки и повышения квалификации кадров госслужащих и других категорий работников, колледжи, лицеи.

1.6. Нормативный срок прохождения повышения квалификации по Программе вне зависимости от формы получения образования составляет не менее 80 аудиторных часов.

1.7. Обучение по Программе может проводиться в полном объеме с использованием дистанционных технологий обучения в соответствии с действующей нормативной базой.

1.8. Программа должна обеспечивать сбалансированное изучение основных норм и правоприменительной практики.

1.9. Образовательное учреждение, реализующее Программу, имеет право осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию определяемого Требованиями минимума содержания.

Не допускается замена предусмотренных учебным планом аудиторных занятий на работу над прикладными проектами.

2. Требования к итоговой аттестации

2.1. Итоговая аттестация по Программе заключаются в проведении тестового контроля знаний, позволяющего выявить теоретическую и практическую подготовку специалиста в области охраны и рационального использования недр.

2.2. При успешном завершении квалификационных испытаний соискателю выдается свидетельство о повышении квалификации

3. Требования к результатам освоения Программы

3.1. Образовательное учреждение, реализующее Программу, должно обеспечить:

3.1.1. Кадровые условия. Педагогические кадры должны иметь, как правило, высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и (или) опыт практической деятельности в соответствующей сфере, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

3.1.2. Научно-методические и информационные условия (учебно-методическое обеспечение – библиотечный фонд, включающий учебную, научно-периодическую и монографическую литератору, наглядные пособия). Слушателям должен быть обеспечен свободный доступ к вычислительной технике и информационным сетям.

3.1.3. Материально-технические условия. Слушателям должна быть обеспечена возможность пользования оборудованием, необходимым для проведения экологического практикума, а также учебно-практической базой для стажировки.

3.2. Образовательное учреждение, реализующее Программу, имеет право:

3.2.1. Определять объем аудиторных часов, отводимых на освоение учебного материала при условии реализации минимума содержания.

3.2.2. Перезачитывать соискателям дисциплины в объеме до 100%, изученных не более чем за 3 года до начала обучения по Программе, в период освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, являющиеся одновременно составной частью Требований.

3.2.3. Формировать учебные группы с учетом контингента обучающихся и профиля основного высшего профессионального образования.

3.2.4. Определять организационные формы реализации Требований, осуществляя преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и индивидуальных занятий, заданий и семинаров по рабочим программам, учитывая современные направления развития науки и производства, передовые образовательные технологии и специфику рынка труда.

3.3. Образовательное учреждение, реализующее Программу, должно иметь:

  • соответствующие Требованиям учебные планы, условия реализации Программы, перечень учебно-методических материалов, используемых при реализации Программы, необходимую для ведения образовательного процесса учебную и научно-методическую литературу и обеспечить наличие для всех соискателей комплектов обязательных и дополнительных учебно-методических материалов по каждой дисциплине учебного плана Программы, в том числе на электронных носителях;

  • руководитель Программы должен являться штатным сотрудником образовательного учреждения, опыт руководящей или методической работы;

  • соответствующее материально-техническое обеспечение учебного процесса (собственный или арендованный специально оборудованный аудиторный фонд, оборудованный для проведения лекций и семинаров с использованием активных методов и современных аудиовизуальных средств; компьютерные классы с выходом в Интернет; оргтехнику).

3.4. В образовательном учреждении должна быть создана постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов по Программе, активно проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.

По итогам обучения по каждому выпуску слушателями должна осуществляться оценка Программы в целом.

3.5. Программа включает Требования с примерным учебным планом.

В Программе предусматриваются следующие компоненты:

  • общепрофессиональные дисциплины (ОПД);

  • специальные дисциплины (СД);

  • стажировка (С);

  • итоговая аттестация (ИА).



Примерный учебный план



№ п/п

Наименование разделов и дисциплин и тем

Всего час

В том числе

Форма контро­ля

Лекции

Выездные занятия, стажировка деловые игры и др.

Практи­ческие лабора­торные, семинар­ские

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение.

2

2

-

-




2.

Земля и земная кора.

4

2

-

2




3.

Геологические процессы и их результаты (магматизм, выветривание горных пород, перенос и отложение продуктов выветривания, понятие о диагенезе и метаморфозе).

8

4

-

4




4.

Геологическое строение территории России и Челябинской области.

6

4

-

2




5.

Основные понятия о геологических исследованиях.

6

3

-

3




6.

Минерально-сырьевые запасы Челябинской области.

4

4

-

-




7.

Развитие сырьевой базы Челябинской области как основы устойчивого развития.

4

4

-

-




8.

Техногенные ресурсы и проблемы экологии Челябинской области.

4

4

-

-





9.

Организационно-правовые условия развития горнодобывающих предприятий Челябинской области.

4

4

-







10.

Правовые основы охраны и рационального развития недр Южного Урала. Закон РФ «О недрах».

6

6

-







11.

Нормативно-методическая база контроля надзора в сфере недропользования.

8

8

-







12.

Порядок организации деятельности инспекторских служб по контролю и надзору в сфере недропользования (условия выдачи лицензий, требования

к их выполнению и т.д.).

6

6

-







13.

Основы картографии и геоинформационных систем.

10

5

-

5







Итоговый контроль

8




-

8

зачет




ИТОГО:

80

62

-

18






4. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу


Лица, успешно освоившие Программу, должны:

4.1. Знать:

  • экологическое законодательство, закон «О недрах»;

  • нормативные и методические материалы в области охраны и рационального использования недр;

  • правовые основы недрапользования, систему экологических стандартов и нормативов;

  • порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов в вопросах связанных с недропользованием;

  • основные экологические проблемы, связанные с областью профессиональной деятельности, современные подходы к их решению, международный и российский опыт в этой области.

4.4. Уметь применять полученные знания для решения задач в области предупреждения угрозы вреда от хозяйственной или иной деятельности, в том числе для принятия управленческих решений.

4.5. Владеть системным подходом к решению задач по снижению экологического риска в области профессиональной деятельности.


5. Требования вводятся в действие с момента утверждения.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


а) основная литература:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

  2. Закон РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах" (в редакции от 27.12.2009г. №374-ФЗ)

  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (по состоянию на июнь 2010 г.)

  4. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ

  5. Земельный кодекс РФ №136-ФЗ от 25 октября 2001 г. (в редакции от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

  6. №195 от 30 декабря 2001 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях (в ред. от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

  7. №380-ФЗ от 28.12.2009 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

  8. №53 от 27 января 2009г. "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" (вместе с "Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)")

  9. №400 от 30 июля 2004 г. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования ( в ред. от 07.11.2008 N 814)


б) дополнительная литература:

  1. Инструкция по производству маркшейдерских работ. –М., Недра, 1987. –240 с.

  2. Инструкция по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче. М.: 1996. –46с.

  3. Методические указания по производству замеров горных выработок и определению (учету) объемов подземной добычи угля в зависимости от способа добычи и транспортировки. Л.: ВНИМИ, 1989. –44с.

  4. Новые технологии ведения подземных маркшейдерских работ./ Е.Д.Жариков, Е.И.Рыхлюк, В.Б.Лебедев и др. –М.: Недра, 1992. –302с.

  5. Отраслевая инструкция о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче угля (сланца)./ И.Ф.Петров, В.С.Зимич, А.М.Навитний и др. –М.: ИПКОН РАН, 1997. –27с.

  6. Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль. Инструкция по производству маркшейдерских работ (РД 07-603-03). Серия 07. Выпуск 15. /Колл. авт. –М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2003. –120 с.

  7. Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль. Сборник руководящих документов. Часть 1, 2, 3. 2-изд. – СПб.: ЦОТПБСП, 2002.-164, 144, 148с.

  8. Павлов И.И. Обработка результатов замера очистных горных выработок с использованием ЭВМ.// Методические и технические разработки по маркшейдерии: Сб. науч. тр. /ВНИМИ. –СПб.,1993. -. 15-18.

  9. Положение о порядке и контроле безопасного ведения горных работ в опасных зонах –СПб.: 1994. –28с. (М-во топлива и энергетики, НИИ горн. геомех. и маркшейд. дела).

  10. Положение о порядке разработки, оформлении, согласовании и утверждении программ развития горных работ и потерь угля (сланца) в недрах при добыче. – СПб.: 1994. –24с. (М-во топлива и энергетики, НИИ горн. геомех. и маркшейд. дела).

  11. Практическое руководство по созданию, контролю и реконструкции маркшейдерско-геодезических плановых сетей на шахтной поверхности и наблюдению за сдвижением поверхности с использованием спутниковой аппаратуры. –СПб, 1999. –68с. (М-во топлива и энергетики, НИИ горн. геомех. и маркшейд. дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ).

  12. Справочник по маркшейдерскому делу. /Под ред. Проф. д-ра техн. наук А.Н.Омельченко. –4 изд., перераб. и доп, -М.: Недра, 1979. –576

  13. Терминологический словарь по маркшейдерскому делу./Под редакцией А.Н.Омельченко. –М.: Недра,1987. –190с.




  1. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996.- 557с.

  2. Основы экологического права: Учебное пособие. - М.: Издательство Щит-М, 1999.

  3. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. - М.: Наука, 1996. - 192с.

  4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».-М.: Минздрав России

  5. Горное дело и окружающая среда: Учебник / С.В. Сластунов,

  6. Звуколокационная съемка горных выработок / Кротов Г.А. и др. –М.:Недра, 1992 -232 с.

  7. Мельников С.Р. Лазерное сканирование. Новый метод создания трехмерных моделей местности и инженерных сооружений // Горн. пром-сть, 2002, 5.с. 3-5.

  8. Рекультивация нарушенных земель: Программа, методические указания и контрольные задания / Сост. Я.Г. Семикобыла. – СПб, 2004. – 23 с.

  9. Сдвижение и деформации горных пород: Учеб. пособие / В.Н. Гусев, Е.М. Волохов. СПГГИ (ТУ). СПб, 2003. – 83 с.

  10. Певзнер М.Е. Горная экология. – М.: МГУ, 2003. – 400 с.



Похожие:

Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconПрограмма дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Информационные технологии в практике работы учителя. Программа повышения квалификации. Академия повышения квалификации и переподготовки...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических работников
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconОбразовательная программа повышения квалификации стажировочного курса
Ксп) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconОбразовательная программа повышения квалификации стажировочного курса «Развитие творческого потенциала учащихся лицея через внеурочную деятельность»
Краевая стажировочная площадка (ксп) «разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Методика использования информационных и коммуникационных технологий в школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в современной школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Образовательная программа повышения квалификации дисциплины iconПрограмма повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект»
Программа предназначена для повышения квалификации педагогов, реализующих
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница