Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока




Скачать 81.63 Kb.
НазваниеУрока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока
Дата30.08.2012
Размер81.63 Kb.
ТипУрок
Верхне-Индырчинская средняя общеобразовательная школа

Апастовского района РТ.


Конспект урока по экономике

в 8 классе:

«Товар и деньги»

учителя обществознания

Сафиной Фаузии Халиулловны.


с. Верхние Индырчи.

2007 год.

Тема урока: «Товар и деньги».


Цели и задачи урока:

1. Ознакомить учащихся с понятиями «Товар», «Деньги», «Товарно-денежные отношения».

2. Разъяснить учащимся понимание товара в обществе людей, роль денег как средство обращения, накопления и меры стоимости.

3. Научить понимать особенности товарно-денежных отношений в экономической сфере.

4. Развитие аналитических способностей учащихся, используя конкретные примеры знакомые ученику из реальной жизни.

Тип урока:

Комбинированный.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийные средства обучения, дидактические материалы, учебник обществознания для 8-го класса (автор А.И.Кравченко).

Содержание урока:

I. Организационный момент урока:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой учеников на сотрудничество с учителем на получение новых знаний.

II. Формирование новых понятий.

План изучения нового материала:

1. Что такое товар и какими свойствами он обладает?

2. Деньги и их функции:

а) деньги как средство обращения;

б) деньги как мера стоимости;

в) деньги как средство накопления.

3. Товарно-денежные отношения между людьми и их объединениями.


Ребята, мы сегодня познакомимся с понятиями «товар» и «деньги».

Изучение нового материала идёт с помощью компьютерной презентации.

Я предлагаю вам прочитать слова, выписанные на экране, и попытаться определить, какие из них могут рассматриваться как товар. Например:


Слайд 1.

Земля, хлеб, дерево, корова, тетрадь, кастрюля, дверь, музыка, душа, честь, закон.


Слайд 2.

Пылесос, компьютер, книга, каша, зубная щетка, президент, власть, фирма, уважение, кирпич.


Выслушивая выступления учеников, учитель просит пояснить, какие критерии были положены в основу отбора слов, обозначающих товар. В ходе беседы выясняется, что товар — это продукт труда, произведенный для продажи. Однако товаром могут быть рабочие руки, земля, воздух. Таким образом, всё, что продается и покупается, относится к этому понятию.


Слайд 3.










Ребята, конкретизируйте эти свойства товара на примере таких товаров, как телевизор или автомобиль.

Таким образом выясняется, что в современном обществе большую роль играют услуги. Это особая деятельность, которая удовлетворяет наши потребности. Например, за деньги стоматолог, имеющий лицензию и занимающийся частной практикой, предоставляет услуги — лечит зубы, а другой специалист — юрист — консультирует своего клиента по сложному вопросу.

Многие специалисты констатируют, что в современном постиндустриальном обществе сфера услуг доминирует над сферой производства. Почему?

Вот пример. Сегодня в сельском хозяйстве США достаточно 5 %, в Германии — 10%, а в Японии — 15% работников, которые могли бы, занимаясь производительным трудом, накормить всю страну.

Как известно, средством, облегчающим хождение товаров и оказание услуг, являются деньги.

Информация учащегося по теме «Деньги»:

В обществе людей, где издревле возникла необходимость обмена товарами с целью удовлетворения различных потребностей, роль денег выполняли: скот, различные украшения, инструменты, а чуть позже – металлические слитки. Металлические слитки из золота, серебра, меди оказались наиболее пригодными для обмена из-за естественных свойств металла. Известно, что скот, выполняя такую функцию, вымирал, заболевал, его сложно было содержать и проч. Слитки же легко делились на любые части, при этом качество отдельных частей оставалось одинаковым, они долго хранились, имели высокую стоимость при небольшом объеме, их можно было накапливать как сокровища. С развитием торговли для облегчения операций по оплате стали приводить металл к фиксированным удобным размерам. Это освобождало людей от операции взвешивания, а требовало лишь счетных операций. Так возникли монеты.

Ученые считают, что первые монеты появились в западной части Малой Азии, но первоначально не нашли широкого применения в торговых отношениях и чеканились исключительно для упрощения выплаты жалованья воинам-наемникам и свободным труженикам. Поскольку речь шла о металлических изделиях определенного размера, изображения на них означали, что тот, кто выпустил их, то есть государство, гарантирует чистоту и вес металла, а значит, и полноценность изготовленного из него денежного знака. Постепенно утвердилась круглая дисковая форма монет и характер изображений на обеих ее сторонах. В греческих полисах право чеканить собственную монету считалось свидетельством их независимости. В этой связи появились в обращении монеты разного вида и различного веса. Надписи и изображения на них были в основном связаны с традиционным культом олимпийских богов – небожителей. В эпоху эллинизма и последующие периоды на монетах появилось большое разнообразие эмблем и надписей. Например, встречались такие надписи: “Возрождение счастливых времен”, “Вечный мир” и др. В Греции для изготовления монет использовали главным образом серебро. При Александре Македонском началось широкое производство монет из золота. Оно легло в основу денежных систем в западной и восточной частях римской державы. В античности монеты отличались друг от друга не по номиналу, а по весу, виду металла и эмблемам.

В эпоху античности зародилось много выражений, перешедших в наш современный разговорный язык. Например, выражение “деньги не пахнут” указывает особую страсть к деньгам у людей, причем даже к тем, которые добыты нечистым путем (воровства, обмана, убийства и проч.). Эти слова были произнесены императором Веспасианом после получения денег от налога на общественные уборные (туалеты). Так он обратился к своему сыну Титу, который выразил неудовольствие по этому поводу. Веспасиан поднес монеты к носу Тита, чтобы убедить его, что деньги ничем не выдают своего происхождения. В XVIII в. появились бумажные деньги.

Источник: Словарь античности / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989.


Известно, что на Руси деньги были кожаными, а их функцию выполняли беличьи шкурки. Вскоре ценные шкурки вытеснили ушки от шкурки. На них было удобнее приобретать товар. Потом ушки стали делить. Появились деньги под названием полушка.

При Иване Грозном деньги стали чеканить из серебра, появились монетки с изображением всадника с копьем. Их стали называть “копейками”. Отправляясь на базар, щепотку серебряных “копеек” обычно клали за щеку.

Шли годы, и платежно-расчетные отношения усложнялись. Это привело к замене металлических денег кредитными, имеющими форму бумажных денег и различных записей на счетах банковских учреждений.

К современным формам денег, таким образом, относятся чеки и кредитные карточки.

Чек (англ. check, cheque) — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя (обычно владельца текущего счета) банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Чек должен быть предъявлен к оплате в течении срока, установленного законодательством. Различают чеки именные, на предъявителя и ордерные (выписанные в пользу определённого лица или по его приказу). Практикуются также так называемые туристские, или дорожные, чеки (тревеллерс-чеки).

Кредитная карточка, именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами, появилась в США в конце 50-х гг. Использование кредитной карточки стало предпосылкой для дальнейшей автоматизации банковских операций с помощью ЭВМ.

Так как чеки принимаются повсеместно (а в деловом мире только они являются единственной формой расчета), то они выступают как форма денег. Достоинство чека зависит от суммы денег по текущему счету. Чековые вклады позволяют депозитору (вкладчику) снять деньги со счета или произвести расчеты в чеках.


Слайд 4.








III. Закрепление полученных знаний.

А теперь мы попытаемся уяснить сущность денег и денежного обращения на основе групповой работы.

Игра «Аналитики и генераторы».

Ребята делятся на шесть групп.

Сначала вы будете генераторами идей. Вам будут даны вопросы, на которые вы должны ответить, опираясь только на свой жизненный опыт. Далее вы выступите в роли аналитиков. Вам будет дан дополнительный материал, с помощью которого вы внесёте в свой ответ необходимые коррективы. Дополнительно вы получите карточку с одним вопросом. В итоге на этот последний вопрос должен ответить представитель каждой группы. А группа экспертов подведёт итог, сделав выводы по всем вопросам, рассматриваемым на уроке.

Карточки для групповой работы

Генераторы (1-я группа). Задание. Ответить на вопрос: Почему в данных странах именно этот товар стал деньгами: в Америке — вампум (ракушки), на Аляске — золотой песок, у кочевых народов — скот? (Этот товар всеми ценился и его количество достаточно для того, чтобы обеспечить товарообмен.)

Аналитики (2-я группа). Задание. Могли бы ледяные кубики стать денежной единицей в Америке? (Нет, так как. они недолговечны). Мог бы стать деньгами товар, редкий в данной местности? (Нет, так как он не мог бы обеспечить все сделки). Какими тремя признаками обладал товар, стихийно выделившийся в качестве денег у разных народов (1. Представлял ценность в глазах всего общества. 2. Был в достаточном количестве. 3. Обладал долговечностью.)

Генераторы (3-я группа). Задание. Ответить на вопрос: Почему шар для кегельбана не может быть деньгами? (Он неудобен в обращении).

Аналитики (4-я группа). Задание. Ответить на вопрос: Какие качества золота сделали его денежной единицей? (Долговечность, ценность, достаточное количество.)

Генераторы (5-я группа). Задание. Ответить на вопрос: Какие функции выполняют деньги?

Аналитики (6-я группа). Задание. Определить функции денег:

1. Единственное их занятие — торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям, получают назначенную цену деньгами. А покупают они в основном восточное монетное серебро и рабов. (Средство обращения.)

2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (Средство измерения.)

3. В руках воинов-купцов, разбогатевших за счёт выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные сокровища (Средство накопления.)

После работы в группах и выступлений ребят эксперты оценивают правильность выводов, учитель по ходу урока делает свои комментарии. В итоге учащиеся записывают в своих тетрадях следующие понятия:


Слайд 5.

ДЕНЬГИ – это всё, что принимается всеми в обмен на любые товары и услуги.










ВАЛЮТАлюбая денежная единица при использовании для обслуживания международных отношений.


Слайд 6.






















IV. Подведение итогов урока.


V. Домашнее задание: § 10, практикум стр. 70-75.

Похожие:

Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconУрок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока
Цели и задачи урока: Знакомство с формами рельефа родного края. Развитие навыков работы с контурной картой. Воспитание любви и бережного...
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconУрока Тема урока Цели и задачи урока

Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconУрока – игровая. Цели урока
Цели урока: расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconЗадачами Тема, цели и задачи урока
Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconКонспект урока электронной презентации Тема : Зимние олимпийские игры 2006года в Турине
Цели и задачи урока Заинтересовать детей зимней олимпиадой, обобщить их знания по этой теме
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconУрока – дебаты. Цели урока: Обучающие
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На...
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconТема: рельеф и полезные ископаемые цели урока
Цели урока: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconРазработка урока по информатике
Я очень рада с вами познакомиться и, надеюсь, сегодняшний урок вам понравится. Тема нашего урока: «Растровое кодирование графической...
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconУрок по теме «Площади фигур» Цели и задачи урока
Учитель сообщает тему и план урока. Нацеливает ребят на активное участие в работе. Особое внимание уделяется анонсированию самостоятельной...
Урока: «Товар и деньги». Цели и задачи урока iconОбобщающий урок-игра квн цели урока
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница