Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки




Скачать 262.43 Kb.
НазваниеАктуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки
Дата21.11.2012
Размер262.43 Kb.
ТипПрограмма



СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


курсов


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ЖУРНАЛИСТИКИ


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

И ЖУРНАЛИСТИКИ


Для студентов факультета журналистики




Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2001


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой «Теория и практика периодической печати»


С о с т а в и т е л и: канд. ист. наук, доц. Г.С. Вычуб,

Е.В. Кокурина


Сборник методических материалов курсов «Актуальные проблемы современности и журналистики», «Актуальные проблемы современной науки и журналистики». М.: ИМПЭ им. А.С. Гри-боедова, 2001. 16 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта


© Вычуб Г.С., 2001


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И ЖУРНАЛИСТИКА


С о с т а в и т е л ь – канд. ист. наук, доц. С. Вычуб


Цели курса


Российская журналистика существует сегодня в контексте двух реалий: мировой цивилизации с ее обострившимися на грани тысячелетий проблемами и кризисами и российского общества, находящегося в ходе стремительной и болезненной трансформации. Это сказывается самым непосредственным образом на журналистике в целом и, в особенности, на российской журналистике. Перед журналистикой как социальным институтом и непосредственно перед журналистами возникло и возникает немало новых, не имеющих опыта решения, проблем. Они заключаются, если говорить кратко, в необходимости понимать, уметь анализировать и отображать новые реалии эпохи, их значение для человека. Российским журналистам, кроме этого, надо научиться ориентироваться в собственно внутренних проблемах и найти свое место в условиях новой российской журналистики, эффективно и социально значимо действовать как профессионалы, несущие особую социальную ответственность.

Особое значение это имеет для молодого поколения журналистов, чье общественное и профессиональное сознание существует в условиях резкого разрыва с прошлым и не имеет опоры в виде системы общепринятых идей и ценностей. От того, насколько глубоко они научатся понимать и отображать проблемы и конфликты наступившего тысячелетия, насколько профессионально точно и этически правильно будут действовать в сложных условиях российской журналистики, зависит, какой будет российская журналистика наступившего века, сможет ли она помочь обществу решить вставшие перед ним задачи и проблемы.

Курс ставит своей целью помочь молодому журналисту в создании установки на эффективное содействие в решении общецивилизационных и собственно российских проблем.


Задачи курса


В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются:

  • ознакомить студентов с проблемами мировой цивилизации на грани тысячелетий и отражением общепланетарного кризиса в различных сферах человеческого бытия и деятельности;

  • акцентировать внимание студентов на основных социальных и политических процессах в современном мире и их отражении в российской журналистике;

  • познакомить с теорией и реальностью глобализации международных отношений и местом России в этом процессе;

  • способствовать пониманию студентами современного мира как информационного общества и роли России в информационном процессе;

  • раскрыть студентам основные проблемы российской журналистики в контексте времени, ее взаимоотношения с властью;

  • помочь уяснить профессионально этическую ситуацию в современной журналистике, в сложной состыковке социального, профессионального и нравственного как основы строительства новой профессиональной этики.


Место курса профессиональной подготовки


Данный курс предлагается студентам, уже освоившим основные профессиональные дисциплины и преобретшим некоторый опыт практической журналистской работы. В рамках этого курса они получают возможность обогатить свои представления новыми научными данными, новыми подходами и достичь более глубокого понимания процессов, в освещении которых им предстоит участвовать.


ПРОГРАММА


РАЗДЕЛ I


Тема 1. Мировая цивилизация на грани тысячелетий:

глобальный кризис и поиски ответа


Основы существования современной цивилизации: линейность развития, научно-технический прогресс как основа развития, различные типы демократии как основа управления обществами. Неразрешимые конфликты современности – показатель трудностей и определенной исчерпанности данного типа движения цивилизации, и как результат — становление общепланетарного кризиса. Отражение кризиса в различных сферах человеческого бытия и деятельности: экономике, политике, демографии, экологии, нормах и ценностях различных культур и пр.


Тема 2. Социальные и политические процессы

в современном мире и журналистика


Современная структура межгосударственных отношений в мире. Однополюсный, многополюсный мир. Россия в современном мире: различные концепции взаимодействия. Геополитические проблемы России. Проблема выбора места России в современном мире, исторический аспект проблемы, способы ее реше­ния за последнее десятилетие.

Конец истории или новая история? Цивилизационные, этноконфессиональные конфликты как преобладающий тип отношений в современном мире. Положение в нем России.

Отражение этих проблем в современной российской журналистике. Преобладающие подходы: либерально-атлантический, консервативно-национа­ли­стический, либерально-почвеннический, радикально-националистический и др. Необходимость дискуссионного определения и выражения в государственной деятельности и общественном мнении концепции национальных интересов России как важнейшая задача журналистики.


Тема 3. Глобализация международных отношений: теория и реальности.

Место России в этом процессе


Теория глобализации как попытка осмысления реальных процессов в современном мире. Глобализм как явление и основа политико-экономической, социальной, духовной и прочей деятельности. Глобализация экономических отношений как ведущее звено. Место и задачи России в этих процессах.

Глобализм и антиглобализм, суть и мотивы противостояния. Отношение к теоретическим и реальным аспектам глобализации в современной России. Евразийство, фундаментализм как попытки мировоззренческого противостояния глобализации.

Роль российской журналистики в этом процессе. Основные подходы, сценарии решения.


Тема 4. Конкретные проблемы и опасности современного мира.

Россия и российская журналистика в этом процессе


Устойчивое развитие как признак состояния «золотого миллиарда». Сценарии для остальной части мира. Возможности и реалии России.

Этноконфессиональные конфликты. Исламский фактор как важное звено международных отношений. Россия и ислам: особенности взаимодействия.

Международный терроризм. Содержание, динамика и направленность развития. Россия в планах международного терроризма.

Миграция как социальный, политический и экономический фактор. Россия на путях международной миграции. Возможные опасности.

Вестернизация как реальный фактор современного состояния России. Проблемы и опасности на этом пути.

Наркотизация современного общества. Россия на переднем фронте борьбы с наркомиром.

Российская журналистика и данные проблемы. Характер освещения и анализа, точки зрения.


Тема 5. Современный мир как информационное общество


Информационное общество: понятие, реальные признаки, место в структуре общества. Современные тенденции развития. Информация в экономической, социальной, политической и иных подсистемах общества. Виртуализация человеческой жизни: проблемы и опасности на этом пути. Интернет в жизни современного человека, его функции. Информационная итервенция как ведущая тенденция глобализации в области духовной жизни различных культур. Реальные и мнимые опасности.

Россия в информационном процессе, основные тенденции.


РАЗДЕЛ II


Тема 6. Российское государство и общество на грани тысячелетий


Россия в постсоветский период. Трансформация экономического и социально-политического устройства страны, этапы трансформации. Основные противоречия и конфликты на пути становления рыночной экономики, гражданского общества, правового демократического государства, новой системы ценностей российского общества. Российский проект для будущего: общее и разное в подходах. Отражение в современной российской действительности основных проблем современного мира.


Тема 7. Российская журналистика в контексте времени


Разрушение системы экономических, идеологических, институциональных и этико-профессиональных основ деятельности, свойственных журналистике советского общества и обеспечивавших ее целостность и определенность деятельности. «Перестроечная» журналистика, условия ее деятельности, система идейно-профессиональных ценностей, общественная роль журналиста и журналистики в целом. Причины кризиса «перестроечной» журналистики.

Журналистика в современном российском обществе как процесс кризиса- становления: основные ориентиры и параметры. Проблемы журналистики как отражение и воспроизводство основной общественной проблемы — складывания собственно российского современного общества и его основных институтов. Некоторые моменты переходного периода: становление национально-государственной журналистики, изменение форм и типов собственников, изменения в структуре и задачах СМИ, в информационных интересах, возникновение «качественной» и массовой, бульварной журналистики и пр., полемика вокруг задач журналистики, сосуществование разных идеологических моделей массовой коммуникации, правовое определение журналистики в обществе и государстве, поиск нового типа журналистского текста и пр.


Тема 8. Журналистика как общественный феномен


Мифы — реальность — перспективы. Основные функциональные и институциональные изменения в СМИ, формы и способы их реального и «идеологического» проявления. Реагирование идейно-профессионального сознания журналистики на эти изменения («фантомные боли»). Аппеляция к ролям социального защитника, вечного оппонента власти, третейского судьи, вершителя судеб и пр. Освоение новых общественных ролей, их характер, источники, механизмы освоения. Неустойчивость и противоречивость информационного процесса как общественного явления, причины этого. Борьба и сосуществование различных концепций функций журналистики как института.

Проблема гражданской ответственности как основного способа взаимосвязи журналистики, журналиста с обществом. Разные подходы к содержанию и характеру данного понятия, их истоки. Изменения в социальном механизме взаимодействия журналистики и ее аудитории. Маргинализация социального и информационного поведения определенной части журналистики как следствие структурно-функциональной маргинализации общества (в частности, информационные войны, сознательная дезинтеграция общества и его коренных национальных ценностей и пр.). Неизбежность данных процессов, условия их изживаемости.


9. Независимая журналистика: лозунг, понятие, проблема


Социально-исторический аспект явления. Независимость журналистики в контексте различных перипетий русской истории, в частности парадигмы «свобода – воля». Независимость от... независимость для... Независимость в свете различных идеологических концепций журналистики. Независимость как экономическое, социальное, институциональное явление и пр. Условия независимости журналистики в развитом обществе: разнообразие форм собственности и возможность конкуренции собственников, правовая демократия, развитость и высокий уровень самоорганизации гражданского общества, общественный консенсус на основе свободной конкуренции идей и ценностей (не противоречащих выживанию и развитию культуры данного общества) и пр.

Состояние современного российского общества как предпосылка и препятствие на пути развития независимой журналистики. Проблема независимости журналистики в свете существующих в современной России различных концепций роли и места журналистики в обществе и способов общественного регулирования в целом. Фетишизация проблемы независимости журналистики и ее причины. Конкретные ситуации и проблемы, связанные с осуществлением независимости журналистики.


10. Российская журналистика и российская власть


Некоторые специфические особенности власти как фактор, влияющий на журналистику. Патернализм власти по отношению к журналистике как историческая традиция России, ее конкретное выражение и цели в различные периоды.

Современное государство: основной собственник и распорядитель в экономике, наличие мощной социальной группы чиновников, важнейший реформатор общества «сверху». Проблема «российского авторитаризма» в переходный период. Неустойчивость подобного типа власти, ее неструктурированность, значение личностных факторов. Особое значение журналистики для подобного типа властных структур в переходный период. Иллюзии и реальности отношений: анализ конкретных ситуаций 1991-2001 годов. Роль в них таких факторов, как социально-политическая борьба в переходный период, борьба властных и экономических кланов внутри элиты, передел собственности, неразвитость независимых экономических и социально-политических структур гражданского общества, антиэтатистские и экстремистские традиции части русской интеллигенции, наследование российским госкапитализмом стремления к тотальному подчинению структур общества. Объективное и субъективное в конфликте власти и журналистики. Идея-фикс о неизбежном конфликтном противостоянии власти и журналистики как препятствие на пути реформирования общества и становления российской государственности.


11. Современный журналистский текст

как новая информационная действительность


Установка на оперативность, эксклюзивность и сенсационность сообщения. Тенденциозность текста, способы ее присутствия в сообщении, оценке и анализе. Источники «новой тенденциозности»: стереотипы массового интеллигентского сознания, групповые пристрастия, социальная «атомизация» сознания отдельного журналиста. Неопределенность и квазианалитичность журналистского текста как результат. Социальные психозы в структуре журналистского текста, журналист как их транслятор, усилитель и «провокатор» массовых посткоммуникативных эффектов.

Информирование как проблема для современной журналистики. Существующие подходы: поток жизни, организация на основе определенным образом понимаемой общественной значимости, использование различного рода идеологем, культурно-психологических феноменов массового и группового сознания.


12. Профессионально-этическая ситуация

в современной журналистике


Современные оценки роли профессионально-этического сознания и поведения в деятельности журналистики. Профессионально-этическая ситуация в советской журналистике: опора на идеи служения (ценностям и целям идеологии, народу как идеализируемой коллективной сверхличности, правде как мифологизируемой духовной сверхценности), подчиненность внешним критериям и ограничителям при осуществлении важнейших профессиональных операций, представление об этической ущербности своей профессии вследствие данных социальных обстоятельств. «Осколки» прежнего профессионально-этического комплекса в поведении современных журналистов. Попытки строить этическое поведение на основе иных социальных представлений о роли и месте информации в современном обществе. Этический релятивизм и причины, способствующие этому. Отражение этического релятивизма в профессиональной деятельности: недостоверность информации, тенденциозность в отборе фактов, безнравственность в работе с источниками, скрытая и прямая коррумпированность и пр. Сложность состыковки социального, профессионального и нравственного как основы строительства новой профессиональной этики.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Данный курс вызван к жизни двумя крайне важными обстоятельствами. Во-первых, тем, что современная Россия открыто включена сегодня в мировой процесс, и актуальные проблемы мирового развития стали сегодня не только сущностно, но и институционально, практически близкими и реальными для россиян. Реальными, прежде всего, в смысле проблем и опасностей, которые несет России наступившее новое тысячелетие — время обостряющегося общепланетарного кризиса (к примеру, ставшая международной преступность, наркомания).

Правда, здесь необходимо сделать оговорку. По ряду понятных причин (развал СССР, резкое падение экономического уровня и пр.) Россия сегодня в ряде случаев находится на обочине мирового процесса и мировых проблем. Иногда это даже к добру (вспомним проблему сокращения выбросов в атмосферу, где Россия сегодня одна из самых «чистых» стран). Но в то же время этот «провинциализм» современной России во многом носит не объективный, а субъективный характер. «Сосредотачиваясь», наша элита вместе с тем подчас не желает видеть связь российских проблем с мировыми. Тем самым мы обедняем и понимание собственно российских проблем, поскольку во многом они явно или скрытно связаны с проблемами общепланетарными.

Вместе с тем молодому журналисту важно представлять и понимать и чисто российский аспект нового тысячелетия. Проблемы современной России связаны как с ее историческим прошлым, его позитивным и негативным опытом, так и со сложным процессом современной трансформации, которая воспринимается обществом неоднозначно. Эти проблемы связаны и с такими объективными обстоятельствами, как геополитическое положение страны, цивилизационные ее особенности, духовная культура и менталитет русского человека.

Знание проблем, стоящих сегодня на повестке дня мирового сообщества и российского общества, необходимо молодому журналисту не только и не столько в познавательно-культурном плане, а прежде всего в профессиональном. Приведу конкретный пример. Полемика вокруг возможного ввоза в страну для хранения и переработки отработанного ядерного топлива, проходившая в прессе весной 2001 года, продемонстрировала кроме пропагандистского накала («атомная мафия», «остервенелые экологи» и пр.) крайнюю нищету представлений наших журналистов по этому вопросу и неумение (или нежелание) взглянуть на проблему глубоко, с точки зрения развития, например, мировой энергетики в наступившем ХХI веке, наработок мировой науки в работе с опасным «атомом» и т.д. таким образом, курс предусматривает анализ студентами современной журналистской практики по проблемам мирового и российского развития, как с содержательной стороны, так и по преимуществу с точки зрения присутствия (или отсутствия) профессионального мастерства, выраженного прежде всего в глубине и точности анализа, наличии у журналистов позиции, связанной со знанием предмета анализа.

Но журналистика представлена в курсе и непосредственно как социальный институт, переживающий сегодня глубокие перемены в мировом масштабе и, в особенности, в нашей стране. Эти глобальные перемены носят позитивный характер. Молодому журналисту важно представлять себе реальное положение в его будущей сфере профессиональной деятельности, вырабатывать позицию, на основе которой он будет действовать в профессиональном сообществе, взаимодействовать с обществом и государством, обращаться к читателям, слушателям и зрителям.


ОТЧЕТНОСТЬ ПО КУРСУ


Изучение тематики курса «Актуальные проблемы современности и журналистика» предполагает, кроме прослушивания курса лекций, самостоятельную работу студентов. Она заключается в изучении рекомендуемой литературы, материалов исследовательских центров по актуальным социальным и журналистским проблемам, анализе материалов средств массовой информации, посвященных этим проблемам. Промежуточным этапом этой работы является подготовка рефератов по одной из предложенных тем. Темы рефератов должны соответствовать главным задачам курса и разрабатываться на основе углубленного изучения литературы и материалов СМИ по выбранной теме.

Так, по первому разделу курса студенты могут, например, подготовить следующие рефераты:

1. Нарастание противоречий в развитии современной цивилизации: причины и сценарии их разрешения.

2. Катастрофические и оптимальные научные сценарии будущего.

3. Основные положения теории глобализации.

4. Глобализация как реальный процесс; ее отражение в жизни социума.

5. Глобализация экономических отношений. Место России в этом процессе.

6. Становление новых международных отношений. Место России в этом процессе.

7. Проблема геополитического положения России.

8. Национально-государственная самоидентификация России как проблемная ситуация.

9. Антиглобализм, причины и суть этого общественного явления.

10. Информационное общество на современном этапе.

11. Этноконфессиональные конфликты: причины, содержание, влияние на будущее.

12. Либеральная модель общественного развития, ее основные компоненты.

Данный перечень не исчерпывает, естественно, тем, которые могут быть представлены в рефератах.

Другой тип рефератов может строиться (с использованием теоретических наработок) на анализе деятельности собственно российской журналистики. Речь идет, во-первых, об изучении того, как конкретно представлены в материалах СМИ те или иные проблемы мирового и российского развития. Можно подготовить, например, рефераты на следующие темы:

1. Экологические проблемы России на страницах «Известий».

2. Проблемы экономической глобализации в журнале «Эксперт».

3. Геополитика России как постоянная тема «Независимой газеты».

Во-вторых, рефераты могут быть посвящены проблемам собственно журналистики и строиться на анализе материалов, публикуемых в профессиональной прессе, специальных страницах в общих СМИ, телепрограммах. Можно подготовить, к примеру, следующие рефераты:

1. Собственник и журналист. Законодательство и реальная практика.

2. Власть и журналист в конфликтной ситуации.

3. Условия осуществления независимой позиции журналиста.

4. Этические «дефекты» современного журналиста.

Итоговые контрольные задания для студентов могут быть представлены в виде обычных вопросов, а также проблемных ситуаций профессиональной деятельности, таких как:

- представить тематический план экологической страницы в определенном издании;

- разработать план нескольких авторских передач по телевидению на темы «”Горячие точки” гражданского общества».

- предложить несколько рубрик в газету «Известия» по проблема глобализации и обосновать их тематику.

Итогом этой работы студентов является устный или письменный зачет по описанной выше методике.


ЛИТЕРАТУРА


Нормативные акты, монографии, сборники

Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Любой год издания.

Закон РФ «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. — М., 1996.

Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. — М., 2000.


Актуальные проблемы журналистики. — М., 2000.

Введение в политологию: Учебник для вузов. — М., 2000.

Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социология. — РЖ. — 1994.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. — М., 2000.

Засурский И. Масс-медиа второй республики. — М., 1997.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999.

Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. — М.: Весь мир, 1997.

Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / Под ред. Т. И. Заславской. — М., 1997.

Платонов О.П. Русская цивилизация. — М., 1995.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. — М., 2000.

Социальный прогресс и глобальные проблемы современности // Философия: Учебное пособие для студентов вузов. — Минск, 2000.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. — М., 1995.

Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории. — СПб., 1996.

Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. — М., 1998.

Этос глобального мира. — М., 1997.


Периодика

Среда. Русско-Европейское журналистской обозрение. — 1995–2001 гг.

Независимая газета. НГ-сценарии. — 1996–2001 гг.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ


И ЖУРНАЛИСТИКА


С о с т а в и т е л ь — зав. отделом науки «Общей газеты» Е.В. Кокурина


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА



Цель курса — вооружить студентов необходимыми знаниями об актуальных проблемах современной науки, влиянии научных исследований на повседневную жизнь человека и раскрыть роль журналистики как посредника между наукой и обществом.

Задача курса — дать возможность студентам получить представление о:

- современном состоянии науки и кардинальном изменении ее роли на рубеже XIX-XX веков;

- психологии современных ученых и наиболее эффективных подходах в общении с ними;

- основных методах работы научного журналиста.


ПРОГРАММА

Тема 1. Формы и методы научного познания



Научное знание в системе знаний. Система наук. Логика науки. Формы и методы научного познания. Наука и журналистика. Этапы развития науки. Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки в XVIII-XIX вв.


Тема 2. Усиление роли науки в конце XX века


Основные научные события ХХ века. Роль теории относительности, кван-товой физики, генетики, их влияние на современную науку. Идеи Вернадского, Т. де Шардена о ноосфере. Концепции постиндустриального информационного общества. Главные открытия последнего десятилетия. «Биологическая цивилизация». Объединение различных областей. Решение «вечных вопросов». Влияние научных исследований на повседневную жизнь людей.

Тема 3. Этические аспекты современной науки



Основы и задачи биоэтики. Области наибольшего риска. Реальная опасность исследований в кибернетике и генетике. Законодательное регулирование научных исследований. Юридические аспекты.

Тема 4. Современное состояние российской науки



Эпоха застоя и перемены последнего десятилетия. Организация и формы финансирования науки в России сегодня. Академия наук и министерство науки. Отечественные и зарубежные фонды.

Тема 5. Научная журналистика. Популяризация науки



Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Почему научная журналистика становится все более престижной. Формирование отношение публики к научным открытиям. Картина научного мира, представленная разными изданиями. Специфика материалов на научные темы в различных средствах массовой информации. Освещение в прессе "горячих" научных тем последних лет.

Тема 6. Психология современного ученого



Самая интеллектуально развитая часть общества. Нужны ли ученым публикации в широкой прессе. Отношение к этой проблеме отечественных и западных ученых. Изменение ситуации. «Поп-ученый». Журналист глазами ученого. Правила общения с журналистами, разработанные для работников науки на Западе. Как установить профессиональный контакт.

Тема 7. Научный журналист — посредник между ученым и читателем



Общий уровень эрудиции научного журналиста. Кто будет лучше работать в научной журналистике — профессиональный журналист или профессиональный ученый? Насколько глубоко нужно знать область, в которой работает собеседник.


Тема 8. Источники научной информации



Личные контакты и связи — как поддерживать постоянный круг «агентов» среди ученых. Основные научные сайты в Интернете. Специализированные научные журналы. Знакомство с журналами «Нейчур» и «Сайенс». «Информнаука» и другие специализированные агентства.

Тема 9. Методы работы научного журналиста



«Перевод с научного». Этап первый — самому понять суть работы собеседника. Совместное творчество в процессе интервью. Методы и приемы ведения беседы с ученым. Основные принципы научной популяризации — глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения. Особенности научно-популярного стиля. Допустимые границы использования специальной лексики. Формы подачи научного материала в общеполитическом издании.


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Тема 1. Современные тенденции в развитии науки


и роль научной журналистики

Вопросы для обсуждения


1. Какие области в современной науки являются областями наибольшего «этического риска»?

2. Приведите примеры ситуаций, когда применение результатов научных исследований в повседневной жизни требует вмешательства юристов.

3. Каковы перспективы развития науки в России?

Тема 2. Профессиональное мастерство научного журналиста


Вопросы для обсуждения

1. Как вы понимаете термин «совместное творчество» журналиста и ученого?

2. Какие методы могут помочь разговорить трудного собеседника?

3. Практические упражнения с текстами.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ





  1. Каковы современные тенденции в развитии науки?

  2. Основные открытия последнего десятилетия.

  3. Что такое биоэтика?

  4. Этические и юридические аспекты применения научных достижений.

  5. В чем суть перемен, произошедших в российской науке за последние десять лет?

  6. Как финансируется работа современного ученого в России и на Западе?

  7. Дают ли средства массовой информации сбалансированную картину научных исследований? Освещение «жареных» тем в прессе последних лет.

  8. Достижения и проблемы современной генетики.

  9. Назовите 10 «вечных» или глобальных вопросов, стоящих перед человечеством. Почему именно сейчас наука вплотную подошла к их разгадке?

  10. Специфика отношения ученых к журналистам. Как преодолеть трудности в общении?

  11. «Поп-ученый» как явление современной науки.

  12. Насколько глубоко нужно знать область, в которой работает собеседник?

  13. Этапы «перевода с научного».

  14. «Совместное творчество» в процессе интервью.

  15. Изложение и формы подачи научного материала в общеполитическом издании.

  16. Источники информации для научного журналиста.



ЛИТЕРАТУРА


Бехтерева Н. О мозге человека. — СПб.: Nota Bene, 1994.

Горохов В. Основы журналистского мастерства. — М., 1989.

Губарев В. ХХ век. Исповеди: судьба науки и ученых в России. — М.: МАИК «Наука-Интерпериодика», 2000.

Дыбан А. Опасения пока беспочвенны // Общая газета. — 1997. — № 10.

Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. — М., 1978.

Мелибурда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1993.

Нейфах А. О клонировании — спокойно // Общая газета. — 1997. — № 18.

Ученова В. Творческие горизонты журналистики. К характеристике профессиональных методов. — М., 1976.

Хокинг Стивен Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. — СПб.: Амфора, 2000.

Шостак М. Жанры газеты. — М., 1999.

Crick Francis The Astonishing Hypothesis. The scientific search for the soul. — London: Simon & Schuster, 1994.

European Commission, 1996: Guidelines for the Fifth Framework Programme. House of Lords Select Committee on Science and Technology, Feb.23, 2000. UK.

Poole Nigel Towards a democratic science — Risk and Uncertainty. International conference «Science in democratic society», 2000. The British Council.

Warwick Kevin March of the Machines. — London: Century, 1997.




Похожие:

Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconУчебно-методических материалов по курсу актуальные проблемы современности и журналистика для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов «Актуальные проблемы современности и журналистика». — М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006....
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconУчебно-методических материалов актуальные проблемы современности и журналистика Для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов «Актуальные проблемы современности и журналистика». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003....
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconАктуальные проблемы современной науки и журналистика
Сборник методических материалов по курсу «Актуальные проблемы современной науки и журналистика». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова....
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки icon«Актуальные проблемы фармацевтической науки в ХХI веке» Программа Пермь-2011
Приглашаем Вас принять участие в работе Российской научно-практической студенческой конференции «Актуальные проблемы фармацевтической...
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconАктуальные проблемы истории журналистики
Задачи курса, проблемы, историография. История и современность как основной методологический подход в изучении истории журналистики....
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconИнформационное письмо Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей актуальные проблемы экономики и управления современной россии
Пермский институт экономики и финансов приглашает вас принять участие в работе всероссийской научно-практической конференции преподавателей...
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconАктуальные проблемы истории русской журналистики
Между тем новейшие проблемы всегда имеют исторические корни. Знание опыта русской журналистики необходимое условие полного и глубокого...
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconР. П. Баканов актуальные проблемы современной науки и журналистика Учебно
Казанского (Приволжского) Федерального университета, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор: канд фил наук,...
Актуальные проблемы современности и журналистики актуальные проблемы современной науки iconСписок литературы по проблемам чтения Актуальные проблемы культурной политики современной России : [сб ст.] / ред сост. Б. Ю. Сорочкин. М.: Ооо "ленанд", 2008
Актуальные проблемы культурной политики современной России: [сб ст.] / ред сост. Б. Ю. Сорочкин. – М.: Ооо "ленанд", 2008. – 256...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница