Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в




Скачать 305.19 Kb.
НазваниеДружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в
страница1/3
Дата20.11.2012
Размер305.19 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3




Дружинкина Н. Г.


Роль церковно-приходских благотворительных

обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX в.


Общая характеристика работы.


Актуальность темы исследования.

В конце XX - начале XXI века в науке актуализируются проблемы, связанные с изучением финансирования социально-культурной сферы, возрождения традиционных художеств и ремесел в рамках церковной культуры. Православная благотворительная культура Санкт-Петербурга явилась феноменом, соединившем в себе тенденции комплексного развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни русского общества конца XIX - начала XX в. Обращение к проблеме благотворительной деятельности церковно-приходских обществ, направленной на созидание художественных ценностей, как часть общегосударственной политики Российской империи позволяет открыть невиданные горизонты своеобразного сотворчества различных сословий и художественной интеллигенции в границах церковного союза. Исследование истории меценатской деятельности купечества, деловой элиты Санкт-Петербурга расширяет диапазон влияния прошлого на современность и углубляет осмысление культурных процессов, что обусловлено стремлением современного человека к своеобразной переоценке ценностей и самосознанию в общем историческом культурно-временном контексте. Знание современными гражданами России истории церковно-приходской благотворительности на примере Санкт-Петербургской епархии может быть полезным в решении целого комплекса проблем, связанных с формированием системы финансирования и оказанием негосударственной помощи социально незащищенным категориям населения, меценатства в сфере культуры и образования, храмоздательства, возрождения традиционных промыслов.

Объект исследования - церковно-приходские благотворительные общества как субъекты, социальные организации, являющиеся неотъемлемым звеном художественной жизни С-Петербурга конца XIX - начала XX в.

Церковно-приходское благотворительное общество - это религиозный всесословный союз прихожан, в границах административно-территориального округа С-Петербурга, объединенный вокруг храма и священнослужителя на основе церковного и гражданского права, в духе общинности, для благотворительной деятельности: социальной, культурной, бытовой, образовательной.

Предметом исследования на заданную тему является Петербургское храмоздательство как феномен благотворительной культуры православных церковно-приходских обществ в ретроспективе конца XIX - начала XX в.

Цели и задачи исследования.

Необходимо выявить специфику сложения и функционирования церковно-приходских благотворительных обществ в Санкт-Петербурге и степень их участия в художественной жизни, непосредственный вклад в развитие культового зодчества, иконописания, декоративно-прикладного искусства. На примере конкретных памятников церковной архитектуры (Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, церкви Петра Митрополита на Ульянке, Воскресения Христова на Обводном канале, Троицко-Петровском соборе, церкви при Путиловском заводе и т.д.) воссоздается деятельность обществ, направленная на пользу созидания и благолепия приходского Храма. (Например, Епархиального Братства Пресвятой Богородицы, Братства Воскресения Христова, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, Общества Трезвости, церковно-приходского попечительства, Общества памяти 19 февраля 1861 года и т.д.). Проводится сравнительно-описательный анализ различных по составу и правовому положению общественных систем церковно-приходских обществ как "социально-открытых" систем, "саморазвивающихся" на общинных началах.

В связи с этим предстоит:

выявить основные черты внутрицерковной организации, связанные с положением церкви в государстве.

изучить финансовые, правовые вопросы, касающиеся церковно-приходских благотворительных обществ в общем контексте незавершенности процесса реформирования Русской Православной церкви в конце XIX - начале XX в.

исследовать процесс взаимодействия художественной интеллигенции, творческой элиты и церкви в рамках приходской благотворительности как двух социокультурных феноменов в аспекте религиозно-философских и культурно-исторических тенденций развития культуры России, углубления национального самосознания российского общества.

раскрыть социально-практическую значимость исторического опыта такого "диалога" в современных условиях формирования общенациональной идеи.

выявить суть дворянско-купеческого меценатства в С-Петербурге на примере новых имен жертвователей.

предстоит исследовать сущность ретроспективной стилистики петербургского храмоздательства, особенности иконописания в связи с деятельностью Комитета Попечительства о русской иконописи, декоративно-прикладного искусства как элемента церковной культуры.

Хронологические рамки исследования конец XIX - начало XX в. позволяют свидетельствовать о дореволюционной благотворительности в С-Петербурге. Однако автор учитывает современные явления, происходящие в аспекте данной темы.

Методологическую основу данной работы составили современные категории теории и истории философии, эстетики, этики, искусства, архитектуры. В своем исследовании автор опирается на:

метод диалектико-материалистического подхода к объективной действительности.

системно-аналитический метод, рассматривающий историческую реальность как совокупность взаимодействующих объектов.

сравнительно-описательный метод, направленный на структурирование материала исследования и выявление различных подходов к благотворительности церковно-приходских обществ как явлению культуры.

метод интерпретации, обусловливающий углубление сущностного понимания феномена благотворительности, его общечеловеческой значимости.

аксиологический метод исследования, помогающий выявить смысл и значимость внешних и внутренних связей дореволюционной благотворительной культуры с современностью, выстроить ее ценностные ориентиры.

метод самоидентификации предполагает историко-антропологическое воссоздание самосознания различных социальных групп. В основе - применение междисциплинарных приемов анализа историко-культурологической, художественной проблематики на принципах историзма и системного подхода.


Историография проблемы и источниковая база исследования.

В процессе работы над темой пришлось обращаться к многоотраслевой литературе и источникам по темам, охватывающим комплекс вопросов, связанных с историей Русской православной церкви, С-Петербургской епархии, церковно-государственного взаимодействия, историей культового зодчества, иконописания, декоративно-прикладного искусства, истории С-Петербургского купечества, деловой элиты столицы, русской художественной культуры на рубеже веков и т. д.

Для рассмотрения данной темы пришлось обратиться к специальной литературе1, которая отличается более подробным описанием и интересными примерами.

Среди многочисленных изданий, посвященным общим проблемам благотворительности в России2, выделяются монографии фундаментального характера, например, 1897 года - "Благотворительность в России"3, где освещается история отечественной благотворительности, дается подробное описание уставной деятельности, мероприятий, социального состава, органов управления соответствующих обществ и заведений.

В 1900 году появился в свет объемный труд "Благотворительные учреждения Российской империи"4, на страницах которого приведена четкая классификация всех благотворительных учреждений в зависимости от географического месторасположения, принадлежности к министерствам или ведомствам, времени основания или учреждения. Второй том целиком посвящен классификации всех благотворительных учреждений: обществ и заведений в Петербурге.

Большой интерес вызывает монография "Благотворительная Россия"5 в двух частях. Авторы другого известного издания "Благотворительность в России"6 - Е. Д. Максимов, П. И. Георгиевский (профессор-экономист) - это специалисты-практики, О. К. Адеркас, директор канцелярии по управлению детскими приютами Ведомства Учреждений императрицы Марии, Е. С. Шумигорский, чиновник по особым поручениям канцелярии и редактор "Вестника благотворительности" представили "карту" благотворительных обществ на основании ведомственной принадлежности. Следует выделить, хотя и краткий, но интересный очерк1, посвященный приходским попечительствам при православных церквях.

Безусловно, благотворительная деятельность русской православной церкви находилась в центре внимания специалистов историков церкви2: В. М. Бензина, А. Р. Забелина и мн. др. Книгу В. М. Бензина "Церковно-приходская благотворительность на Руси до и после 1864 г." отличает богатейшая фактография по всем основным направлениям церковно-приходской благотворительности, объединенная с научным аппаратом.

Сведения о приходских благотворительных обществах и братствах в Санкт-Петербурге можно почерпнуть из специальной литературы3, открывающей материалы, касающиеся состава, доходов, имущества, основных видов сборов православных церквей, бюджета, дел призрения в столице и мн. др. Обстоятельной и лучшей работой, посвященной петербургской благотворительности является монография С. Г. Рункевича4. Автор приводит достаточно полную информацию обо всех существовавших в 1900 г. в Санкт-Петербурге 29 благотворительных обществах и 4 братствах: об истории создания, основных источниках доходов, частных пожертвованиях с указанием фамилий дарителей и денежных сумм, данные о нахождении в этих заведениях приютов, богаделен, школ, строительстве храмов. Проанализировав более 800 отчетов приходских обществ и братств, автор отобрал важное и переработал факты в сводные таблицы.

Безусловно, кроме работ обобщающего характера имеется значительное число публикаций об отдельных церковных общинах и братствах1, о жизнедеятельности конкретных людей, внесших свой вклад в благородную миссию на благотворительном поприще2. Литература эта неравнозначна по объему и содержанию, что побуждает исследователей на дальнейшие поиски исторических описаний судеб благотворителей. Это направление благотворительной деятельности за последние годы получило наиболее широкое распространение на страницах периодической печати и в отдельных изданиях3.

Данная тема исследования многоаспектна, но основной состав решаемых проблем связан с развитием отечественной культуры в С-Петербурге на рубеже веков. Поэтому необходимо было опереться на существующие историко-теоретические труды как в области культурологии, так и истории искусств, архитектуры.

Первым крупным исследованием, в котором предпринята попытка охватить все виды искусств явилась "Русская художественная культура конца XIX - начала XX века" в 4-х тт.1 (1968 - 1980 гг.), где авторы, во-первых, придерживаются основной общеисторической периодизации культуры - 1895-1907 гг.; 1908-1917 гг.; во-вторых, выявляют основные проблемы и закономерности развития русской художественной культуры, определяют вклад русского искусства той поры в мировое, а также значимость его для последующего формирования советской художественной культуры.

В сборнике "Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века"2 рассматривается взаимосвязь различных видов искусства: в постижении русской пореформенной действительности как особенность художественного сознания эпохи. Отмечалась необычайная целостность художественной культуры как определенная общность художественных, нравственных, социальных ценностей, заключенных внутри произведений разных жанров.

Ярким примером системного подхода к изучению художественной культуры как особого общественного явления, обладающего собственными закономерностями исторического развития, являются труды Г. Ю. Стернина3. Он также являлся редактором проблемных трудов по истории русской культуры4, в которых выдвигается многомерная теоретическая модель культуры, подлежащая разным видам аналитической характеристики. Однако, автор практически не уделяет места церковной культуре, храмоздательству в России, в частности, в Петербурге.

В этом плане бесценным источником в области фактографических материалов по данной теме служат "Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии" в 10 томах, выходившие в 1869 - 1885 гг. и непревзойденные до настоящего времени по степени полноты, фундаментальности приводимых источников. Здесь содержатся данные по описи на основании церковных архивов почти всех епархиальных храмов с их историей, святынями и достопримечательностями, сделанные приходскими священниками.

В конце XIX - XX вв. вышло много изданий об отдельных храмах, по структуре и характеру материалов приближавшихся к "Историко-статистическим описаниям", где также содержалась информация о деятельности благотворительных церковно-приходских обществ и ремонту, реставрации, а также новому храмостроительству, возведению часовен, приходских мероприятиях и т. д. Примерами могут служить книга А. А. Томилина1 о Екатерингофской Екатерининской церкви, И. Туренского2 о Покровской церкви в Большой Коломне, Д. Боголюбова3 о Троицкой церкви в Галерной Гавани, М. Галкина4 о Преображенской церкви в Колтовской, В. М. Маслова5 и А. И. Королькова6 о Христорождественской церкви на Песках и мн. др.

Стоит отметить, что тему храмостроительства в С-Петербурге затрагивали историки-краеведы разных поколений: М. И. Пыляев7, Н. А. Тихомиров8, Н. Анциферов9 в разной степени.

Важным этапом в изучении православных традиций Петербурга явилась книга архимандрита Августина1, основанная на свидетельствах иностранных мемуаристов. В книге представлена яркая картина церковной жизни, показаны ее особенности на разных исторических этапах на основе выявления, систематизации свидетельств, рассказов, описаний.

В юбилейном издании 1994 г.2 по истории епархии прослежена общая историческая канва становления петербургского храмостроительства и синтетического взаимодействия разных видов искусств в храмовом комплексе-ансамбле, подчеркнуто их значение.

Большое, непреходящее значение для изучения данной темы на современном этапе представляют опубликованные труды В. Мухина3, С. С. Шульца4, А. П. Крюковских5, труды В. Антонова и А. Кобака6, где содержатся сведения о различных по классификации и типологии храмах столицы.

Архитектуроведческая церковная тематика свойственна перу и современных исследователей: В. Г. Лисовский7, Н. С. Кутейникова8, Е. И. Кириченко9 и др.10

Необходимо учитывать фундаментальные труды, касающиеся проблематики стилеообразования на рубеже веков в контексте развития русского искусства и архитектуры как части общемирового. Здесь чрезвычайно полезны исследования Д. В. Сарабьянова1, Г. Ю. Стернина и Е. А. Борисовой2, Е. И. Кириченко3, В. С. Горюнова и М. П. Тубли4, Е. А. Борисовой и Т. П. Каждан5. Авторы утверждают первенствующее положение архитектуры и декоративно-прикладного искусства как формообразующего фактора эпохи модерна, проявившегося в трех ипостасях: конструктивизм, функционализм, национальный романтизм.

Отдельным аспектом темы становится деятельность Комитета Попечительства о русской иконописи. В дореволюционной историографии можно почерпнуть сведения об истории Комитета
  1   2   3

Похожие:

Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconТатарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике конца XIX начала XX вв
Охватывают главным образом Поволжье и Приуралье. Выбор территориальных рамок связан, во-первых, со спецификой развития татарской...
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в icon[1] Буллы К. К. музей-фотосалон
Фотосалон имени К. К. Буллы проводит экспозиции фотографий Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Знаменитый в то время петербургский...
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconДоклад по кубановедению на тему: «Культура Кубани конца XIX начала XX века»
Кубани. Для того чтобы наиболее полно раскрыть события и явления духовной жизни нашего региона на протяжении всей его истории, необходимо...
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconПринципы периодизации
Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия....
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconМосковский индивидуальный книжный переплет конца XIX начала XX века
Охватывают период с последней четверти XIX в до 1917 г включительно. Выбор данного временного промежутка связан с рядом причин
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconПрезентация Санкт-Петербурга. Участвуют: представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Посольства РФ в Республике Корея, тпп республики Корея, тпп санкт-Петербурга, деловых кругов Республики Корея и Санкт-Петербурга
Программа визита делегации санкт-петербурга на международную выставку «экспо-2012» (г. Йосу, Республика Корея, 27 30 июня 2012 г....
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconПравительство санкт-петербурга постановление от 24 марта 2010 года n 307 о порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге
В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 29. 10. 2008 n 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге"...
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы конца XIX начала XX века» по специальности 021400 «Журналистика» для 3 курса дневного и заочного отделений Ростов-на-Дону
...
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconГаспринский Издательство "доля"
Имя Исмаила Гаспринского уже достаточно известно в современном обществе, поэтому публикация "Французских писем" – еще одна весомая...
Дружинкина Н. Г. Роль церковно-приходских благотворительных обществ в художественной жизни Санкт-Петербурга конца XIX начала XX в iconДмитрий Владимирович феномен авторского сознания г. Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй половины XVIII начала XIX века
Феномен авторского сознания г. Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй половины XVIII начала XIX века Специальность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница