Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык




НазваниеРабочая учебная программа По предмету: Русский язык
страница1/5
Дата06.09.2012
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чуварлейская средняя общеобразовательная школа»

Алатырский район Чувашская Республика


Рассмотрено на заседании МО учителей

начальных классов

__________________________

Руководитель ____________Т.Н. Матвеева

протокол № _1_от

«28» 08. 2009 г.

Согласовано.

Зам. директора по УВР: ___________ Т.В.Романько

«29» 08. 2009 г.



Утверждаю.

Директор МОУ «Чуварлейская СОШ»:

____________ А.Ю.Смирнов

«31» 08. 2009 г.

Приказ №69 А от 04.09.2009 г.






Рабочая учебная программа


По предмету: Русский язык

Для 3 класса – 1 ступень


Срок реализации программы: 2009-2010 учебный год


Планирование составлено на основании базисного учебного плана, федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с «Программами для общеобразовательных учреждений: «Школа России», Москва «Просвещение» 2008.


Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение,20082009.


Учитель: Киляшова Н.К.

Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об­щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по­нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по­нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы­ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото­ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио­нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче­ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школь­ника родной язык – это не только предмет изучения, но и сред­ство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специаль­ные речевые умения младшего школьника – умение анализиро­вать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его со­держание – являются для него и общеучебными умениями. По­этому речевая направленность обучения родному языку понима­ется и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;

  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Установкой на полноценное овладение учащимися коммуни­кативной функцией языка обусловлены не только основные зада­чи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 – 10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и развитие речи» его продолжительность (приблизительно 21 – 25 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. На уроках дети учатся делить пред­ложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанав­ливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательно­го, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов. В период обучения грамоте получает дальнейшее разви­тие связная речь учащихся, повышается культура их речево­го общения.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В программу русского языка отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7 – 10 лет в процессе речевого об­щения. Такой принцип отбора программного материалу по рус­скому языку можно определить как частотно-речерой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (пове­ствование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдель­ными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Прини­маются во внимание также и возрастные возможности детей 7 – 10 лет, особенности их познавательной деятельности.

Поскольку все стороны языка – фонетическая, граммати­ческая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех под­систем языка, при этом каждая из них изучается не изолиро­ванно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного ма­териала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависи­мостях между его компонентами.

В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, син­таксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для уча­щихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимо­действующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В про­грамме и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обо­значение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное напи­сание слов; 4) написание заглавной буквы.

Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого по­иска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на фор­мирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее ре­шения, провести анализ языкового материала в целях выделе­ния существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вы­вод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфогра­фических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

II класс – 8 – 10;

III класс – 10 – 12;

IV класс – 12 – 15.

Количество слов в текстах, предназначенных для контроль­ных диктантов:

  1. класс, в конце года 15 – 17

  2. класс, в конце первого полу­годия 25 – 30

II класс, в конце года 35 – 45

  1. класс, в конце года 55 – 65

  2. класс, в конце первого по­лугодия 65 – 70
    IV класс, в конце года 75 – 80

Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая программа по предмету "Русский язык"
Программы Минобрнауки России "Начальное общее образование", авторских программ В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько "Обучение...
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая программа по русскому языку и культуре речи составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальностей экономического, юридического факультетов и факультета управления Рабочая учебная программа вк
Русский язык и культура речи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 72 с
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая программа по предмету русский язык
России, примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения...
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая программа по предмету «Русский язык» на 2009 2010 учебный год
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconОбразовательная программа Занкова Л. В. Самара, «Учебная литература» 2008г. Нечаева Н. В. Обучение грамоте, Полякова А. В. Русский язык, 1 класс «Просвещение» 2009. Математика
Русский язык. Образовательная программа Занкова Л. В. Самара, «Учебная литература» 2008г
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык»
Программа вступительных испытаний по русскому языку составлена в полном соответствии с «Учебной программой для общеобразовательных...
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconУчебная программа курса «Русский язык и культура речи»
Курс «русский язык и культура речи» общим объемом 66 часов изучается в течение 1 семестра
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая учебная программа по дисциплине «иностранный язык»
Рабочая учебная программа по дисциплине «иностранный язык» по специальности 210406. 65 «сети связи и системы коммутации» и 210302....
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая учебная программа по дисциплине «иностранный язык»
Рабочая учебная программа по дисциплине «иностранный язык» по специальности 210406. 65 «сети связи и системы коммутации» и 210302....
Рабочая учебная программа По предмету: Русский язык iconРабочая программа по русскому языку для 10 «А» класса (2012 2013 учебного года)
Настоящая рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 10 класса III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница