Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево




НазваниеДоклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево
страница1/6
Дата06.09.2012
Размер1.05 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6


ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево-

Черкесской Республики № 40-РЗ от 15 октября 2003 года

«Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-

Черкесской Республике» и направляется Президенту

Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию

(Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики, Правительству

Карачаево-Черкесской Республики, Верховному суду

Карачаево-Черкесской Республики, прокурору

Карачаево-Черкесской Республики


ВВЕДЕНИЕ


Обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека стало одним из приоритетных направлений как внутренней, так и внешней политики Российской Федерации. Этому способствовало принятие в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, которая оказала огромное влияние на формирование современного миропорядка и международного права, на жизнь миллионов людей на планете Земля. Состояние, обеспечение прав и свобод человека в той или иной стране является мерилом, критерием уровня демократии, зрелости того или иного общества. Всеобщая декларация прав человека ознаменовала собой новый этап в развитии мирового сообщества. Государства, принимая Декларацию признали, что права человека – это не дар государства, а неотъемлемое свойство каждого человека, основа его свободы.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», - такими словами начинается статья 1 Всеобщей декларации прав человека, которой 10 декабря 2008 года исполнилось 60 лет.

С 1950 года 10 декабря отмечается всем мировым сообществом как Международный день прав человека.

Декларация стала основой международных стандартов в области прав человека, тем фундаментом, на котором зиждется внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

12 декабря – особая дата в жизни нашего государства. Ровно 15 лет назад в этот день была принята Конституция нашей страны. Первая в истории России демократическая конституция – это переход к принципиально новому этапу развития России. К этапу, когда в центре политической системы оказывается человек, гражданин с его правами свободами. Идея прав человека, рожденная в борьбе за свободу и справедливость, стала определяющей в развитии мировой цивилизации.

Тогда, в 1993 году, она закрепила действительно поворотные исторические события. Подтвердила выбор народа России. Выбор свободы и реальной демократии, который и сегодня определяет развитие нашего государства.

Именно эта Конституция признала своей высшей ценностью не эфемерные идеологические догмы и цели о правах человека, поставила на самое главное, на первое место, демократические свободы и личные интересы граждан страны. Статья 2 Конституции Российской Федерации конкретно говорит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Она дала возможность каждому раскрыть свою деловую инициативу и в полной мере свою творческую силу. Согласно Конституции именно права и свободы человека определяют сам смысл, содержание и применение законов, определяют деятельность органов власти всех уровней.

Именно Конституция открыла для России возможность войти в круг развитых мировых демократий, предъявила ее как надежного, готового к сотрудничеству партнера, и в то же время позволила уважать и считаться как с равноправным челном международного сообщества наций.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития Российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий юридический документ прямого действия.

15 октября 2003 года в республике произошло неординарное событие – был принят закон об учреждении конституционного органа внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Карачаево-Черкесии – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике». И вот уже на протяжении пяти лет этот закона работает и совершенствуется благодаря активной позиции Президента Карачаево-Черкесской Республики и, конечно, Парламента, его депутатов, принимающих самое активное участие в совершенствовании республиканского законодательства.

6 февраля исполняется пять лет, как принес присягу и приступил к исполнению своих обязанностей первый Уполномоченный по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике.

Очередной доклад является пятым по счету и, как бы претендует на некоторое подведение итогов за пять лет деятельности, он подготовлен в соответствии со статьей 13 республиканского закона «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике».

В докладе представлена информация о ситуации с признанием, соблюдением и защитой конституционных прав и свобод граждан на территории республики, о деятельности Уполномоченного, направленной на обеспечение гарантий их государственной защиты органами государственной власти, местного самоуправления, а также должностными лицами. В нем сконцентрировано внимание на проблемах и тенденциях в данной сфере, которые, по мнению Уполномоченного, имеют наибольшую общественную значимость и являются показательными и системными.

В основу доклада, как и все предыдущие годы деятельности Уполномоченного, положены данные постоянного мониторинга правозащитной ситуации в республике, основанные на обобщении и анализе нарушений прав и свобод, выявленных по собственной инициативе, информации, полученной в ходе посещения различных организаций и учреждений, выездных приемов граждан, сообщений в средствах массовой информации, материалах, представляемых государственными органами, общественными организациями, результатах проверок обращений граждан, проведенных непосредственно аппаратом Уполномоченного или по его запросам органами государственной власти, местного самоуправления и другими компетентными органами.

В необходимых случаях в целях освещения динамики развития правозащитной ситуации в Республике по ряду направлений обеспечения и защиты прав и свобод гражданина в докладе приведены сравнительные данные за пятилетний период функционирования института Уполномоченного в Карачаево-Черкесской Республике.

Доклад Уполномоченного по правам человека – это не отчет о проделанной работе, а одна из форм реагирования Уполномоченного, как государственного органа, на выявленные нарушения в сфере прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской республике, и, в связи с этим, содержит оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению и защите прав и свобод человека, указывают на государственные и иные организации и должностных лиц, допустивших нарушения прав и свобод, либо не предпринявших своевременных и исчерпывающих мер по защите и восстановлению прав граждан.

В период строительства основ правового поля, а, следовательно, и социального государства, формирования гражданского общества Уполномоченный постоянно ставит своей целью привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебного сообщества, правоохранительных органов, общественности к обеспечению и состоянию прав и свобод гражданина в Республике, для последующего принятия мер, устраняющих препятствия в реализации Конституции Российской Федерации, декларирующей права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.

Как показывает практика, использование выводов и рекомендаций, содержащихся в докладах Уполномоченного, в значительной степени способствовало прежде всего более эффективной реализации прав и свобод граждан в республике. С учетом этого Уполномоченный выражает надежду, что приведенные в настоящем докладе факты нарушений прав граждан и рекомендации по их устранению будут использованы соответствующими органами, что, несомненно, явится важным фактором предупреждения нарушения конституционных прав и свобод граждан, снижением их количества.

В соответствии со статьей 13 Республиканского закона «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» и сложившейся практике доклад направляется Президенту Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики, Верховному Суду Карачаево-Черкесской Республики, Прокурору Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

Уполномоченный считает необходимым передать доклад в другие заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные правозащитные организации, а также в средства массовой информации для опубликования.


Глава I. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ

ГРАЖДАН В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


В 2008 году в аппарат Уполномоченного по правам человека обратились 927 граждан республики. При этом жалобы на различные органы власти распределились следующим образом:

-на правоохранительные органы - 28%;

-по вопросам социального характера – 19%;

-на органы государственной и муниципальной власти – 16%;

-по вопросам жилищных прав – 16%;

-по вопросам соблюдения трудового законодательства – 12%;

-по земельным вопросам – 4%.

В целом с момента создания института, Уполномоченного по правам человека за период 2004-2008 годы за той или иной помощью в аппарат обратились 4068 граждан. Трудно сегодня оценить данное количество обратившихся с точки зрения арифметического подсчета, понять много это или мало, ведь за каждым из обращений стоит человеческая боль, как реакция на несправедливость, грубость чиновника, попрание норм действующего законодательства.

Если же посмотреть статистику обращений по годам, то вырисовывается динамика постоянного роста количества обращений, что свидетельствует о проблемах взаимоотношений между гражданами и властью, проблемах разрешения вопросов в рамках действующего законодательства,





Из приведенных в графике цифр видно, что большинство обращений, поступающих в аппарат Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, по-прежнему говорят о нарушениях прав граждан отдельными сотрудниками правоохранительных структур, чиновниками государственных органов власти различных уровней. И все это происходит не без помощи молчаливого попустительства со стороны руководства как республики, так и министерства внутренних дел, прокуратуры и судов.

Необходимы жесткие радикальные меры по пресечению любых попыток нарушения норм действующего законодательства, повседневный контроль за соблюдением федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» причем не только с точки зрения сроков рассмотрения, но и эффективности принимаемых решений по устранению выявленных недостатков, недопущению переадресации рассмотрения жалоб и заявлений именно в те органы, на которые и жалуются заявители.

Восстановление нарушенных право граждан по их обращениям – главное и наиболее трудоемкое направление в повседневной работе Уполномоченного и его аппарата.

Многие заявления и обращения граждан к Уполномоченному поступают по почте. Большинство же граждан имеет возможность изложить свои жалобы на действия и бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, на незаконно принятые решения и постановления на личном приеме у Уполномоченного и сотрудников рабочего аппарата, ежедневно в рабочие дни с 8-00 до 18-00.

Ежегодное увеличение обращений к Уполномоченному в первую очередь, по моему мнению, объясняется доступностью этого института для всех категорий населения, ростом объективных трудностей с которыми нередко сталкиваются граждане, их стремлением и желанием защитить и отстоять свои права. Немаловажным фактором роста числа обращений стало и то, что Народным Собранием (Парламентом) в последние два года внесен ряд существенных дополнений в Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике». Одно из них обязывает средства массовой информации печать, и озвучивать материалы, направленные в их адрес Уполномоченным по правам человека. Это резко улучшило информированность населения о повседневной деятельности Уполномоченного. Жителям республики стал доступным доклад Уполномоченного о состоянии соблюдения прав граждан и его работе по восстановлению нарушенных прав и свобод наших граждан.

Многие заявители обращаются за юридической консультацией, поскольку для социально незащищенных слоев населения квалифицированная юридическая помощь не всегда доступна. В каждом конкретном случае даются разъяснения норм действующего законодательства, рекомендации по разрешению поставленных вопросов. Одним из видов работы Уполномоченного и его аппарата является организация и проведение выездных приемов граждан в городах и районах республики, что позволит не только получать информацию о состоянии дел с правами граждан в том или ином районе, или городе, но и оперативно принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав. В дальнейшем улучшению выездных приемов граждан будет содействовать и тот фактор, что в соответствии с внесенным дополнением в Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» во всех районах в 2009 году будут открыты общественные приемные, куда граждане могут обращаться и где им будет оказана первичная юридическая помощь, выяснено, в чем нарушены права гражданина и оперативно доведена информация до Уполномоченного.

Одним из немаловажных факторов в деятельности Уполномоченного с точки зрения эффективности защиты прав и свобод граждан является проверка поступивших жалоб и заявлений.

Направляя свои обращения и запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы Уполномоченный побуждает их вернуться к рассмотрению конкретных дел, дает им возможность исправить допущенные нарушения или исчерпывающие обосновать правомерность своих действий или бездействий. При получении обращения компетентные органы или должностные лица обязаны рассмотреть его в месячный срок, если Уполномоченным не определен другой, более короткий срок, и сообщить о принятых мерах Уполномоченному в письменной форме.

Пятилетний анализ показывает, что большинство ведомств, которым направляются обращения и заявления граждан, добросовестно относятся к их рассмотрению, принимают меры по устранению этих нарушений и информированию Уполномоченного о принятых мерах.

Имеются случаи, когда ведомство, которому было адресовано обращение пытается убедительно обосновать правомерность своих действий или необоснованность утверждений заявителя. А бывает, ставят под сомнение и требования Уполномоченного об устране6нии выявленных грубейших нарушений прав граждан.

Конечно, своя рубашка ближе к телу, но закон должен быть превыше всего и об этом должен знать и помнить каждый чиновник какую бы он должность не занимал.

Уполномоченный рассматривает полученные от органов власти и местного самоуправления или от должностных лиц пустые бюрократические отписки, содержащие не подкрепленные убедительными аргументами утверждения, как свою безусловную неудачу, и видение того, что чиновник обюрократился, заелся, и простой человек с его проблемами просто ему не нужен. А нужен ли налогоплательщику такой чиновник? Это большой вопрос.

Пять лет институт Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике осуществляет посредническую деятельность между органами власти и населением.

Представляя имеющуюся информацию о нарушениях прав человека государственным органам, должностным лицам, Уполномоченный способствовал и способствует восстановлению прав граждан. Как показала практика обеспечение и защита прав и свобод человека и граждан – задача не только Уполномоченного, но и всех государственных органов призванных по Конституции и Законодательству стоять на защите прав и свобод человека. Это обуславливает необходимость постоянного взаимодействия Уполномоченного с органами власти, местного самоуправления правоохранительными органами и судами.

Настало время сделать деятельность органов всех ветвей власти, силовых ведомств самоуправления более прозрачной и открытой для наших граждан, выработать и ввести в действие механизм моральной и материальной ответственности государственных и муниципальных служащих за результат своей работы.


ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ ЖИЛИЩЕ.


Одним из основополагающих условий жизнедеятельности человека и гражданина является конституционное право на жилище.

Статья 40 Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на жилище, обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище, предоставлять из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленным законом нормами бесплатно или за доступную плату жилье малоимущим гражданам.

Пятилетний анализ деятельности Уполномоченного свидетельствует, что это право в большинстве случаев остается на бумаге. Причин много, и они практически все освещались в ежегодных докладах Уполномоченным. Не является исключением и 2008 год. Сложная экономическая ситуация, падение жизненного уровня граждан, уничтожение стройиндустрии, постоянный рост цен на энергоносители и другие факторы сделали недоступными стройматериалы для большей части населения нашей республики. Огромный вред жителям нашей республики нанесла стихия 2002 года и обрушившиеся на республику ливни и град в 2004 году. Их последствия ощущаются и сегодня, и будут ощущаться еще долгие годы. Инженерно-геологические обследования, проводимые специалистами ГО и ЧС КЧР, свидетельствуют о том, что во время катастрофического паводка в июне 2002 года, вызванного сверхнормативными осадками, в сочетании с интенсивным снеготаянием в горах, за счет активной боковой речной эрозии были подмыты многие оползневые склоны. Резко усилилась инфильтрация грунтовых вод в делювиальные отложения склонов речных долин как в 2002 году, так и дождливым 2004 годом. Это привело к просадке грунтов, и их подвижкам. Эти явления дополнительно активизировались в период снеготаяния и обильных осадков весной 2005 года.

Статистические данные характеризуют техническое состояние жилья в республике как критическое. Только, в результате стихийных бедствий – паводков 2002 и 2004 годов, комиссионно обследованы, и признаны пострадавшими и пригодными только к временному проживанию более 4 тыс. домовладений, требующих срочного отселения жильцов этих домов.

Учитывая, что большое количество домовладений построено в послевоенные годы прошлого столетия, и как правило фундаменты этих домов сложены из бутового камня на глинистом растворе, а стены выложены из самана, процесс разрушения домов продолжается по сегодняшний день, увеличивая нуждаемость наших граждан в жилье.

При этом нельзя забывать, что:

  1. В зоне подтопления находится 4167 домовладений и 62 муниципальных объекта.

  2. В зоне паводков 1605 домовладений и 2053 муниципальных объекта.

3.В зоне оползней 1357 домовладений и 22 муниципальных объекта.

4.В зоне селевых потоков 653 домовладения и 7 муниципальных объектов.

5.В зоне камнепадов 97 домовладений.

6.В зоне лавин 81 домовладение и 13 муниципальных объектов.

В итоге в опасной зоне находится 7960 домовладений и 2147 муниципальных объекта.

Вместе с тем статистика почему-то упорно молчит и о других проблемах, усугубляющих положение граждан с точки зрения реализации их прав на жилье. На сегодняшний день только в г. Черкесске имеются 15 аварийных домов, 22 дома признаны комиссией ветхими.

На сегодняшний день по некоторым данным более 339 тыс.кв.м. жилья находится в аварийном и ветхом фонде, что составляет 14% жилья в республике, в котором проживает 28 тыс.человек. Проживание в них нередко создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, являются наиболее острыми, о чем свидетельствуют обращения жителей к Уполномоченному по правам человека. Надо сказать, что определенная работа в этом направлении Правительством республики, и главами муниципальных городов и районов ведется. Но по моему понятию, без действенной помощи федерального центра нам эту проблему не осилить, не смотря на то, что жилье строится, в 2006 году введено до 80,6 тыс.кв.м., 2007 году – 89,1 тыс.кв.м., в 2008 году – 98,9 тыс.кв.м. вместе с тем в 2008 году введено всего 17,2 тыс.кв.м. многоквартирного жилья а 81,7 тыс.кв.м. – это индивидуальное жилье.

С 2006 года по 2008 год включительно в Карачаево-Черкесской Республике улучшили жилищные условия его 155 молодых семей, 57 семей отдельных категорий граждан, 54 ветеран и инвалид.

Банками, находящимися на территории республики выдано ипотечных жилищных кредитов на сумму всего лишь 318,9 млн.рублей.

Конечно, такими темпами решить эту проблему в обозримом будущем вряд ли возможно.

На фоне огромного дефицита жилья в республике, большую озабоченность и тревогу Уполномоченного вызывает исключение из жилищного фонда жилых помещений.

Собственник не вправе произвольно его изменять или аннулировать. Все должны помнить о том, что для общества это социально важно. В отношениях собственности жилье собственника функционально предназначено для проживания. Назначение жилого помещения зафиксировано в гражданском кодексе.

К сожалению, действительность свидетельствует об обратном. В городских муниципальных образованиях идет массовый перевод жилых помещений (квартир), находящихся в собственности физических и юридических лиц, в нежилые. Все это делается с разрешения глав муниципальных образований, особенно это сильно и наглядно просматривается в г. Черкесске (улица Ленина и прилегающие к ней улицы).

При этом, муниципальным образованием жилищное строительство практически не ведется, а первоочередной на улучшение (получение) жилищных условий стоит с 1968 года. Жилищный Кодекс говорит о переводе жилого помещения в нежилое, как о факте исключительного случая.

Переводя жилое помещение в нежилое, муниципальные чиновники забывают, какие неудобства дополнительно они создают для людей живущих под или рядом с вновь появившимися офисами, магазинами, аптеками, лечебными учреждениями и т.д. Устанавливаемое холодильное оборудование, увеличивающийся поток граждан и автомобилей в эти фирмы нарушают покой и спокойствие граждан.

Переводя жилое помещение в нежилое, муниципальные чиновники напрочь забывают о том, что люди стоят в очереди на получение жилья десятками лет, скитаясь по общежитиям, нанимая квартиры, а часто живут в приспособленных под жилье сараях и подвалах.

Большой поток обращений к Уполномоченному свидетельствует о том, что администрация, санэпиднадзор самоустранились от своих прямых обязанностей.

Особую тревогу вызывает то, что не слышно голоса министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и его отдела по жилищно-технологическому контролю. Или его не хотят просто-напросто слышать. Если не слышит их даже прокуратура г. Черкесска и ее прокурор Середа В.А., то кто тогда должен слышать и услышать?

В последние годы в г. Черкесске приобрели массовый характер случаи переоборудования систем тепло-, газо-, электроснабжения и водоотведения. Порой эти работы проводятся самовольно, без согласования с соответствующими службами, без наличия проектов, разрешительной документации и постановления органа местного самоуправления.

Много случаев стихийных перепланировок, переустройств жилых помещений многоквартирных домов и обкладки балконов и лоджий кирпичом и цементными блоками, что значительно увеличивает нагрузку и снижает безопасность здания, неся при этом угрозу проживающим в этих зданиях гражданам, а также пешеходам, проходящим рядом с этим домом.

По существующей карте сейсморайонирования КЧР сейсмоопасность республики составляет от 7 до 9 баллов, в том числе сейсмоопасность в г. Черкесске – 8 баллов. Большинство пятиэтажных кирпичных домов, построенных ранее, были рассчитаны на сейсмостойкость в 5-6 баллов. С годами дома обветшали, и в настоящее время их сейсмостойкость стала еще ниже.

Проверки, проводимые отделом жилищно-технологического контроля, показывают, что при проведении этих работ нередки случаи и отклонений от проектов.

Но наиболее тревожным фактом, не терпящим отлагательства, является то, что в нарушение существующих норм и правил (п. 4.2.4.9 Постановления Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.03.2003 проектировщики проектируют в панельных и крупноблочных домах пробивку проемов в стенах и фундаментах этих домов, архитектура г. Черкесска выносит соответствующее постановление, разрешающее производство этих работ, переустройство, перепланировку и переоборудование жилых помещений.

При этом практически нет официального перевода жилых помещений в нежилые, во многих случаях отсутствует контроль за ходом работ, соблюдением технологии выполнения работ. В большинстве случаев нет надлежащим образом оформленных актов приемки выполненных работ и ввода объекта в действие.

Пробивка проемов в несущих стенах панельных домов несет прямую угрозу безопасности всего здания. Дом может просто-напросто рухнуть, при этом может погибнуть большое количество людей, т.к. нарушаются несущие свойства конструкции.

Сами проекты порю некачественны. Но что еще хуже, зачастую проектировщики выдают просто эскизы, без разъяснения хода и технологии работ.

Зная все это, официальные лица, призванные быть на страже безопасности жилых зданий, выдают разрешения на пробивку проемов в несущих стенах жилых домов.

К примеру, в одном только жилом доме № 57 по ул. Ленина в г. Черкесске, даны разрешения и выполнена пробивка проемов на первом этаже, с выходом на улицу, в девятнадцати случаях. Это на взгляд специалистов нанесло безопасности здания непоправимый ущерб. И еще не известно каким последствиям это приведет.

По имеющейся на сегодняшний день информации, выявлены факты пробивки проемов в несущих стенах более чем в двадцати домах. А если учесть, что в каждом допущено нарушений, то их общее количество превышает 200 случаев.

Считаю, что в этом вопросе пора поставить точку. Никому не дано право ставить жизнь других людей на опасную грань – быть или не быть.

Нельзя сегодня не остановиться и на проблеме наших граждан проживающих в общежитиях. Вопросы о нарушении прав граждан, проживающих в общежитиях поднимаются Уполномоченным уже пятый раз.

Проблема зародилась давно, еще в начале 1990-х годов, когда в стране шла массовая приватизация государственной собственности. Именно тогда построенные за государственный счет общежития со всеми их жителями незаконно и при этом практически повсеместно вносились в уставной капитал приватизируемых государственных предприятий, на балансе которых эти самые общежития и находились, либо они иным способом оказывались в собственности коммерческих организаций, в том числе и по договорам купли-продажи. В результате право собственности на государственный жилищный фонд оказалось зарегистрированным за частными юридическими лицами – правопреемниками бывших государственных предприятий.

Проблемы для граждан начались именно тогда, когда истекли сроки исковой давности по искам об оспаривании сделок по внесению общежитий в уставный капитал предприятий. Именно тогда здания общежитий вместе с людьми стали отчуждаться в собственность самых различных юридических и физических лиц. Новые «собственники» практически повсеместно стали нарушать жилищные права граждан. Без законных на то оснований они стали произвольно поднимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, предпринимать попытки выселения граждан без соответствующих судебных решений. Но самое главное состоит в том, что люди лишились своего законного права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений, и в любой удобный для «новых» собственников момент могут оказаться на улице, так как другого жилья они просто-напросто не имеют.

Поднимая в ежегодных докладах проблему общежития, Уполномоченный хочет, чтобы чиновники разных уровней его услышали, но пока, что получается как в известной присказке: «Собака лает, а караван идет». Считаю, что надо остановить этот караван, создать компетентную комиссию, которая досконально изучит вопросы, связанные с нарушением прав граждан проживающих в общежитиях, внесет свои предложения в Правительство КЧР или Народное Собрание (Парламент) КЧР, чтобы выработать и принять соответствующие меры и тогда наши люди не будут приходить на площадь, и выстраиваться перед зданием Дома Правительства с различными неприличными лозунгами. А пока что, по моему мнению их требования правомерны. Они таким образом пытаются достучаться до верхних этажей власти. Пока что их не хотят слушать. Но это же наши люди! Необходимо эту проблему решить. Нельзя доводить людей до крайностей.

В своих обращениях к Уполномоченному по правам человека жители республики поднимают вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий, жалуются на некачественные жилищно-коммунальные услуги при стабильно высоких и постоянно растущих тарифах. Очень много жалоб касается частного жилья. Многие наши жители всю свою сознательную жизнь проработали в колхозах за палочки, сегодня их мизерная пенсия не позволяет им не только отремонтировать на глазах разваливающуюся хатенку, но и заплатить за газ, воду и т.д. Уполномоченный понимает их беду, но помочь ничем не может, так как отсутствие законодательной базы регулирующей эти вопросы просто нет.

К Уполномоченному обратилась гражданка «Б» за помощью о переселении ее отца из разваливающейся хаты. Гражданин «К» обратился за помощью о предоставлении ему финансовых средств на ремонт его домика. По человечески Уполномоченный их понимает, но в обоих случаях у этих граждан имеются дети, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны обеспечить своим родителям достойную старость, что им и было разъяснено.

Имеют место случаи обращений граждан, когда необходимо срочно решать поднятую проблему. Так, к Уполномоченному обратился гражданин «Г» проживающий в г. Черкесске, с просьбой о переселении его из квартиры, которая расположена в аварийном доме (аварийность 80%) т.к. квартира не отапливается и зимой в ней холодно, а использование электрических обогревателей ему противопоказано, так как у него вшит электрокардиостимулятор. Уполномоченный, изучив его обращение, в первую очередь посоветовал ему встать на очередь в администрации города, что он и сделал. А вот переселить его из аварийного дома пока что не удалось. Надеюсь, что в 2009 году все жильцы из этого дома вместе с «Г» будут переселены, т.к. переселение из него, пока он не развалился, необходимо провести как можно быстрее.

К Уполномоченному по правам человека обратилась гражданка Бит-Беньяминова Анна Михайловна, проживающая по адресу г. Черкесск, ул. Горького, 4 кв. 48 по вопросу выделения ей жилой площади как несовершеннолетней узнице концентрационных лагерей в период 1942-1945 г.г.

7 мая 2008 года вступил в силу Указ Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года». В указанном документе Президент РФ считает необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Для полного и объективного рассмотрения указанного заявления в адрес Председателя Правительства КЧР был направлен запрос с просьбой сообщить о принимаемых Правительством КЧР мерах по реализации данного Указа Президента РФ, и в частности по заявлению гр. Бит-Беньяминовой А.М.

В своем ответе Председатель Правительства КЧР сообщил, что министерством труда и социального развития КЧР сформирован реестр на основании списков некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоявших на учете для улучшения жилищных условий в городских и районных администрациях на 01.01.2005 год. В указанном реестре перед Беньяминовой А.М. состоит 180 человек, по мере поступления денежных средств, в порядке очередности заявительнице будет выделена субсидия на улучшение жилищных условий.

В адрес Уполномоченного по правам человека с просьбой об оказании финансовой помощи в ремонте домовладения обратились жители ст. Кардоникской инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны Картавенко Матвей Борисович и Кецеров Кузьма Иванович, проживающие в старых турлучных хатах с протекающими крышами.

Уполномоченный по правам человека в соответствии с действующим законодательством не рассматривает вопросы оказания финансовой помощи. Но, учитывая возраст и заслуги заявителей перед нашим Отечеством, отсутствие у них денежных средств и родственников, способных оказать материальную помощь, обеспечить достойную старость, этих заслуженных людей, Уполномоченный обратился к Председателю Карачаево-Черкесского республиканского благотворительного фонда ветеранов Великой Отечественной войны, правоохранительных органов, труда и пенсионеров А.Д. Лагунову с просьбой рассмотреть по существу указанные обращения.

В письме на имя Уполномоченного А.Д. Лагунов сообщил, что выездом на место определен перечень ремонтных работ, составлена смета расходов.

В марте 2008 года заявителям была оказана определенная финансовая помощь на ремонтно-восстановительные работы.

С просьбой об улучшении жилищных условий к Уполномоченному обратилась гражданка К., проживающая в поселке Курджиново. Как указывает заявительница, и это подтверждается Командованием военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики, ее сын младший сержант Корсаков А.И. с достоинством выполнил свой воинский долг перед Родиной. В ходе наведения Конституционного порядка на территории Чеченской республики он погиб, был награжден орденом Мужества. В ходе рассмотрения заявления гражданки «К» с выездом Уполномоченного в пос. Курджиново было установлено, что действительно семья младшего сержанта Корсакова А.И. находится в крайне тяжелом материальном положении. Вместе с гражданкой «К» проживает еще двое ее несовершеннолетних детей, брат и сестра погибшего сержанта, которые еще учатся в школе. Дом, в котором они проживают, практически не пригоден для жилья: крыша протекает в нескольких местах, стены покрыты трещинами и плесенью от сырости. Гражданка К. по вопросу улучшения жилищных условий неоднократно обращалась в различные инстанции, в том числе и к Главе Урупского муниципального района, и к председателю Правительства Карачаево-Черкесской Республики, и к полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе. Но, к сожалению, вопрос улучшения жилищных условий заявительницы до настоящего времени так и не разрешен.

В соответствии с действующим законодательством, в частности с п.2 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильцам, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что вышеуказанный закон был принят в 1998 году, а Постановление Правительства РФ «Об установлении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца» лишь только в 2006 году.

Казалось бы, вопрос ремонта жилых домов данной категории граждан на бумаге решен. Но, в действительности многие семьи не могут получить денежные средства на ремонт в связи с тем, что в п. 3 вышеуказанного Постановления Правительство оговорено, что к членам семей погибших военнослужащих относятся:

1.вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;

2.несовершеннолетние дети;

3.дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

4.лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

Получается, что родители, братья, сестры погибшего военнослужащего должны доказать факт нахождения их на иждивении, и только после этого они имеют право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов. Но как доказать факт нахождения на иждивении, если военнослужащего призвали в армию при достижении 18 летнего возраста, при этом до призыва в армию он нигде не работал, попав на службу он просто не мог высылать родителям денежные средства.

Но самый главный парадокс заключается в том, что родители погибших военнослужащих получают пенсию по случаю потери кормильца без учета того, находились ли они на его иждивении.

Уполномоченному непонятна позиция Министерства Обороны Российской Федерации. Получается, когда им нужно они призывают молодых и здоровых юношей на службу, а в случае их гибели семьи военнослужащих остаются одни со своей бедой. И если в первые годы после гибели военные комиссариаты на местах знают, в чем нуждаются семьи, то по прошествии 5-6 лет о семьях героев просто забывают.

Понимая, что решение вопроса об улучшении жилищных условий семьи младшего сержанта Корсакова А.И. является не простым, потребует немало времени и усилий, Уполномоченным было принято решение обратиться к Председателю Карачаево-Черкесского республиканского благотворительного фонда ветеранов Великой Отечественной войны, правоохранительных органов, труда и пенсионеров А.Д. Лагунову с просьбой об оказании хотя бы, какой-то, материальной помощи семье гражданки К. Было направлено письмо и Председателю Правительства Карачаево-Черкесской Республики, с просьбой рассмотреть вопрос об улучшении жилищных условий семьи младшего сержанта К. Получен отрицательный ответ. Тем не менее, считаю, что данный вопрос необходимо решить, вплоть до того, что взять необходимые средства из резервного фонда Правительства Республики. Вынужден буду обратиться к Президенту республики Эбзееву Борису Сафаровичу.

В связи с тем, что данный случай не является единственным в практике, аналогичные проблемы существуют и в других субъектах Российской Федерации, вопрос об изменении в действующее законодательство будет поднят на заседании Координационного Совета Уполномоченных в субъектах Российской Федерации.

В адрес Уполномоченного по правам человека обратился гражданин С. ветеран боевых действий в Афганистане с жалобой на действия сотрудников жилищной комиссии мэрии муниципального образования г. Черкесска. В ходе изучения представленных документов установлено, гражданин С. с 1984 года состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий. Каждый год предоставлял в жилищную комиссию муниципального образования г. Черкесска справки о том, что за ним недвижимого имущества не значится.

В январе 2008 года, засомневавшись в продвижении очереди на улучшение жилищных условий гражданин С. обратился в мэрию муниципального образования г. Черкесска. В своем письме за № 148 от 28 февраля 2008 года секретарь жилищной комиссии мэрии муниципального образования г. Черкесска сообщила, что С. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий постановлением Руководителя (мэра) мэрии муниципального образования г. Черкесска от 14.11.1984 г. № 925 очередным номером 1151, восстановлен под № 1 льготной очереди.

Однако, ровно через месяц, выходит Постановление мэра г. Черкесска «Об исключении граждан из списка очередности на улучшение жилищных условий». Рассмотрев протокол жилищной комиссии мэрии муниципального образования г. Черкесска от 24.03.2008 года, мэр г. Черкесска постановил исключить из списка и льготной очередности на улучшение жилищных условий гражданина С., очередь № 12168, с формулировкой «жильем обеспечен».

13.05.2008 года мэрия муниципального образования г. Черкесска рассмотрев заявление гражданина С. об исключении из списка очередности на улучшение жилищных условий, направила в его адрес ответ. Вот полный текст,

«Рассмотрев заявление об исключении из списка очередности на улучшение жилищных условий, мэрия муниципального образования г. Черкесска сообщает, что по представленным документам Ваша семья зарегистрирована и проживает по улице Набережная, 85.

Согласно, Жилищного Кодекса РФ ст. 31 «К членам семьи собственника жилищного помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника».

В доме Вашей матери по ул. Набережная, 85 достаточно жилой площади на состав семьи 5 человек. Жилая площадь дома 61,0 кв.м. полезная площадь 81,5 кв.м.

Размер учетной и предоставляемой нормы площади жилых помещений на одного человека в г. Черкесске 9,0 кв.м.».

С момента вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года) прошло три года. Получается, что жилищная комиссия мэрии муниципального образования г. Черкесска в течение трех лет не знала, что площадь дома родителей гражданина С. в котором он проживает со своей семьей, позволяет проживать семье из 5 человек.

Необходимо отметить, что самое большое количество жалоб и заявлений о нарушении конституционных прав и свобод граждан поступающих в адрес Уполномоченного, касается мэрии г.Черкесска, а анализ показывает, что эти нарушения мэр как правило не видит или не хочет видеть, т.к. он считает, что если он не прав, то пусть граждане обращаются в суд. Но и решения судов господин Коротченко почему-то не очень спешит исполнять. Такой же позиции, дабы угодить Коротченко придерживаются и многие его подчиненные, проявляя при этом юридическую безграмотность. Поэтому Уполномоченный сразу же после изучения обращения гр-на «С» посоветовал ему обратиться в суд, что и было им сделано. И суд принял справедливое решение. Заявление «С» удовлетворить. Признать незаконными действиями Мэрии муниципального образования г.Черкесска по исключению «С» из списка очередности на улучшение жилищных условий.

Признать постановление Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 589 от 28 марта 2008 года в части исключения «С» из списка льготной очередности на улучшение жилищных условий не законным и обязать Мэрию муниципального образования г. Черкесска восстановить «С» в списках льготной очередности на улучшение жилищных условий под номером 1». Справедливость восторжествовала! Но какой ценой?

Улучшение жилищных условий в домах жилого фонда всех видов, обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека все это конституционные требования, требования, вытекающие из норм международного права. Уполномоченный считает, что к таким требованиям относится и газификация наших населенных пунктов.

Конечно, эта проблема очень сложная, но если мы говорим «А», то необходимо говорить и «Б». На протяжении пяти лет не прекращаются обращения граждан ст. Исправной по вопросу ее газификации. Все вроде бы «За», проделана уже огромная работа, но ее завершения пока не видно.

С прошлого века тянется история газификации поселка Юбилейный, который территориально находится в черте г. Черкесска. За эти годы жители поселка слышали немало обещаний и заверений чиновников всех уровней решить эту проблему.

Но она не решена до сих пор. Ни к чему хорошему не привели и неоднократные попытки Уполномоченного сдвинуть проблему с мертвой точки. В связи с этим вынужден передать гласности всю переписку по этой проблеме, которая убедительно свидетельствует о том, что ситуация доведена до абсурда (см. приложения № 1 и № 2).


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО деятельности уполномоченного по правам человека в карачаево-черкесской республике за 2004 год
В 2004 году», подготовлен в соответствии со статьей 13 Республиканского Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской...
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconРегламента исполнения комитетом по природным ресурсам ленинградской области
В соответствии со статьей 13. 1 Закона РФ "О недрах", статьей 11 областного закона "О порядке
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО республиканской программе развития торговли на 2011 2015 годы в соответствии со статьей 18 Федерального
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"...
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО республиканской программе развития торговли на 2011 2015 годы в соответствии со статьей 18 Федерального
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"...
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО штабах по обеспечению безопасности электроснабжения в соответствии со статьей 21 Федерального
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconЭкзаменов и выдачи водительских удостоверений в соответствии со статьей 27 Федерального
...
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО противопожарном режиме в соответствии со статьей 16 Федерального
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО противопожарном режиме в соответствии со статьей 16 Федерального
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО противопожарном режиме в соответствии со статьей 16 Федерального
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево iconО противопожарном режиме в соответствии со статьей 16 Федерального
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница