Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития




НазваниеДоклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития
страница1/6
Дата20.11.2012
Размер0.79 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки

российской федерации


доклад


Национального исследовательского университета


о ходе реализации программы развития


Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный горный институт имени Г.В. Плеханова

(технический университет)»

в 2010 году


Ректор профессор


_____________ В.С. Литвиненко


24 февраля 2011 г.


Санкт-Петербург

2011



Содержание


1.

Задачи Программы в отчетном году………………………………….


3

2.

Реализованные в отчетном году мероприятия Программы в их взаимосвязь с достижением задач Программы………………………



4

3.

Наиболее значимые инфраструктурные изменения за отчетный год, включая развитие инновационной инфраструктуры…………...



12

4.

Наиболее значимые научные достижения по приоритетным направлениям развития НИУ (далее – ПНР) за отчетный год………..



14

5.

Совершенствование образовательного процесса по ПНР…………..


25

6.

Кадровое обеспечение ПНР…………………………………………..


26

7.

Модернизация системы управления НИУ……………………………


37

8.

Оценка социально-экономической эффективности программы развития НИУ……………………………………………………………...



40

9.

Задачи Программы на 2011 год……………………………………….


42




Приложения:







Справка 1-7







Справка о трудоустройстве выпускников







Справка о научных лабораториях по ПНР







Копии форм федерального статистического наблюдения






1. Задачи Программы в отчетном году


В 2010 году задачи Программы развития «Национальный исследовательский университет» (далее – Программа) были направлены на дальнейшую реализацию мероприятий по достижению основной цели Программы – формирование университета, осуществляющего на основе интеграции научной и образовательной деятельности подготовку кадров мирового уровня, способных как генерировать знания, так и эффективно осуществлять трансфер технологий в отрасли минерально-сырьевого комплекса, имеющего развитую систему послевузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, сочетающего фундаментальные, прикладные и производственные составляющие в научной и образовательной деятельности, и предусматривали:

1. В области совершенствования структуры подготовки кадров и формирования системы непрерывного образования:

    • Разработка новых образовательных стандартов в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки.

    • Развитие целевой подготовки по новым программам, связанным с освоением полезных ископаемых в нетрадиционных условиях (освоение шельфа, разработка месторождений в сложных горно-геологических условиях, разработка техногенных месторождений и др.).

    • Создание новых и модернизация действующих учебно-научных полигонов для внедрения новой образовательной технологии, основанной на повышении доли научной составляющей учебного процесса, активном участии студентов в научно-производственной деятельности и переводе обучения на методические разработки по новым программам (компьютерные геологоразведочные технологии; интерпретация данных магнитотеллурического зондирования; технология обработки сейсморазведочных данных и др.).

    • Внедрение опыта новой образовательной системы в деятельность других горно-геологических вузов страны.

    • Взаимодействие с российскими и зарубежными учеными и специалистами по привлечению их к научно-образовательному процессу.

    • Расширение практики включенного обучения в вузах-партнерах Финляндии и Германии, получения двойных магистерских дипломов.

    • Совершенствование системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи – студентов, аспирантов и молодых ученых.

    • Повышение квалификации научно-педагогических работников ВУЗов России, повышение квалификации и переподготовка руководителей и работников предприятий и организаций минерально-сырьевого комплекса по новым перспективным направлениям науки, техники и технологий.

2. В области развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности - создание организационных, кадровых и материально-технических условий для выполнения фундаментальных и прикладных исследований:

    • Совершенствование организационной структуры научно-исследовательской деятельности путем создания научно-образовательных, научных центров, новых лабораторий, модернизации и развития действующих центров и лабораторий.

    • Оснащение созданных и модернизированных центров и лабораторий высокотехнологичными приборами, оборудованием и программным обеспечением.

    • Коммерциализация разработок путем участия в международных выставках и ярмарках, проведения и участия в научных конференциях и симпозиумах, публикация результатов исследований.

    • Развитие патентной деятельности, трансфер технологий, создание объектов интеллектуальной собственности.


3. В области развития кадрового потенциала:

    • Развитие системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых.

    • Создание системы поддержки молодых ученых.

    • Повышение научной квалификации научно-педагогических работников путем зарубежных и отечественных стажировок.


2. Реализованные в отчетном году мероприятия Программы в их взаимосвязи с достижением задач Программы


Для выполнения задач 2010 г. были реализованы следующие мероприятия:

2.1. В области совершенствования структуры подготовки кадров и формирования системы непрерывного образования

  • В связи с переходом в 2011-2012 учебном году на новые образовательные стандарты и двухуровневую систему подготовки по ряду направлений издан приказ ректора от 22.07.2010 № 452 «О разработке основных образовательных программ». В соответствии с приказом ректора были определены руководители направлений и сформированы коллективы исполнителей из ведущих преподавателей университета для обеспечения качественного составления всех компонентов образовательных программ в соответствии с их структурой. Коллективами исполнителей выполнена работа по разработке образовательных программ по 11 направлениям бакалавриата:

022000 Экология и природопользование

080100 Экономика

080200 Менеджмент

120700 Землеустройство и кадастр

131000 Нефтегазовое дело

140400 Электроэнергетика и электротехника

150400 Металлургия

151000 Технологические машины и оборудование

220700 Автоматизация технологических процессов и производств

240100 Химическая технология

280700 Техносферная безопасность

По каждому направлению в рамках образовательных программ подготовлена следующая документация: учебный план; учебные программы всех дисциплин учебного плана; конспекты лекций по всем дисциплинам; лабораторные практикумы; методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплинам, выполнению курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Финансирование работ осуществлялось за счет средств федерального бюджета в объеме 14,3 млн руб.

Проведена подготовительная работа по подготовке образовательных программ третьего поколения по направлениям магистратуры и специалитету.

  • Разработаны новые образовательные программы по дополнительному образованию:

  • повышению квалификации научно-педагогических работников вузов Минобрнауки России по направлению «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса» по программе «Формирование дополнительных профессиональных компетенций при повышении квалификации научно-педагогических кадров в области экологии и природопользования» (ПНР 3)

Программа была успешно реализована в 2010 году, представлена на конкурс и приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1759 университет включен в перечень федеральных образовательных учреждений, организующих повышение квалификации научно-педагогических работников в 2011 году.

  • повышению квалификации руководителей и специалистов предприятий минерально-сырьевого комплекса:

  • «Основы технологических процессов в горной промышленности» (ПНР 2);

  • «Технология переработки золотосодержащих руд (дробление, измельчение, гидрометаллургия)» (ПНР 1);

  • «Маркшейдерское дело» (ПНР 2);

  • «Инженерно-геодезические изыскания для строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности» (ПНР 2);

  • «Управление устойчивостью бортов карьеров и откосов, отвалов при разработке рудных (нерудных) и угольных месторождений полезных ископаемых» (ПНР 2);

  • «Открытые горные работы» (ПНР 2);

  • «Современное состояние технологии добычи, транспортировки и переработки нефти и газа» (ПНР 2);

  • «Инженерно-геофизические исследования для строительства» (ПНР 1);

  • «Диспетчеризация газораспределительных систем России» (ПНР 2);

  • «Геодинамика недр, безопасная и эффективная отработка удароопасных рудных залежей» (ПНР 2);

  • «Подготовка персонала, связанного с обращением с взрывчатыми материалами» (ПНР 2);

  • «Информационные технологии в геодезии» (ПНР 1);

  • «Энергосбережение и энергоаудит» (ПНР 2) .

Новые образовательные технологии ориентированы на повышение доли научной составляющей учебного процесса, активном участии студентов в научно-производственной деятельности и переводе обучения на методические разработки по новым программам (компьютерные геологоразведочные и геофизические технологии, маркшейдерские технологии лазерного сканирования, нанотехнологии и другие программы).

В целях повышения качества подготовки специалистов к учебному процессу в 2010 году привлекались зарубежные специалисты – профессора Ассоциации преподавателей концерна «Total» (Франция). Занятия проводились по 30-часовой программе с выдачей сертификатов по темам: «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений». По проблеме «Наноматериалы» - профессором Горного университета «Монтана» (Австрия) прочитан курс лекций – 32 часа. Кроме того, 20.10.2010 прочитан 6-часовой курс лауреатом Нобелевской премии по экономике Джеймсом Миррлесом (Шотландия).

Получила дальнейшее совершенствование система отбора в аспирантуру наиболее талантливой молодежи путем объявления вузовского гранта на обучение. Вузовский грант на обучение выдается по результатам проводимого университетом международного конкурса среди студентов выпускного курса (по 29 специальностям), в котором принимают участие студенты более 50 университетов России и зарубежных стран (Германии, Австрии, Франции, Канады, Чехии, Польши, Румынии и др.). Благодаря грантовой системе в 2010 году привлечено в аспирантуру из других вузов 22 лучших выпускника.


2.2. В области развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности

В рамках данной задачи был выполнен комплекс мероприятий, создающих условия для кардинального повышения уровня и эффективности исследований и разработок по всем приоритетным направлениям развития университета, созданы условия для выполнения фундаментальных и прикладных исследований, увеличения объектов интеллектуальной собственности, их коммерциализации и трансфера технологий.

Результатом решения этой задачи было получение университетом в 2010 году вознаграждения за внедрение интеллектуальной собственности «Методика разработки оптимальной поисковой модели для обнаружения геологических объектов (углеводородное сырье)» для открытия месторождений нефти в НАО, которое составило 324,7 млн руб.

В целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ в 2010 году университетом открыты и зарегистрированы 2 хозяйственных общества:

  • ООО «КИР Интех» совместно с компанией ООО «Металл групп» для реализации интеллектуальной собственности университета – технологический регламент «Технология переработки железных руд с получением высокосортных пигментов»;

  • ООО «Алмазтехнологии» совместно с компанией ООО «Алмазинтех» для реализации интеллектуальной собственности университета - технологический регламент «База данных результатов исследований кристаллов алмаза методом инфракрасной спектрометрии»

Созданы и модернизированы лаборатории, научные центры, учебно-научные полигоны:

  • Создан научный центр «Новые методы и технологии поиска месторождений полезных ископаемых», для которого закуплено оборудование на сумму 12,6 млн руб., в том числе спектрофлуориометр с конфольным микроскопом, стоимостью 11,8 млн руб.

Структура Центра предусматривает реализацию 2-х направлений: разработка прогнозно-перспективных моделей; магнитотеллурические геофизические исследования.

Первое направление предусматривает создание прогнозно-поисковых моделей рудоносных и нефтегазоносных территорий, которые явятся эффективным инструментом решения задач разработки методов глубинного прогнозирования и поиска новых МПИ, залегающих на больших глубинах, в связи с высокой изученностью легко открываемых месторождений. Создание таких моделей будет способствовать сокращению проведения на прогнозно-поисковом этапе дорогостоящих буровых работ.

В основу моделей будет закладываться систематизированная историко-геологическая, геофизическая и геолого-генетическая информация, имеющаяся по оцениваемой территории, на основе которой разрабатываются представления об условиях образования прогнозируемых объектов, о динамике рудогенерирующих процессов и их влиянии на параметры вмещающей геологической среды. На основе разработанной геолого-экономической модели формулируются основные закономерности пространственного размещения рудной минерализации (нефтегазовых концентраций) и выявляются вещественные статистические и динамические особенности околорудного геологического пространства. Полученная на этой основе прогнозно-поисковая модель рудоносной (нефтегазоносной) территории различного масштаба является основой для разработки методики прогнозирования и поисков в ее пределе локальных концентраций. Данный подход одинаково применим к месторождениям твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья. По данному направлению в Университете имеется существенный задел.

Магнитотеллурические геофизические исследования будут развиваться по следующим направлениям:

  • применение методов МТЗ – АМТ для поисков и разведки рудных месторождений и углеводородного сырья, включая шельфовую зону морских бассейнов;

  • разработка технологий обработки и интерпретации данных электроразведочных методов поисков и разведки МПИ.

  • Модернизирована лаборатория «Анализ вещественного состава», для которой закуплены приборы пробоподготовки для рентгено-флуоресцентного анализа на общую сумму 1,813 млн руб. Благодаря модернизации созданы условия для проведения более качественных исследований в области:

  • изучения структурно-химических особенностей минералов как индикаторов петро-рудогенеза;

  • изучения микронеоднородности руд и продуктов их переработки с целью оптимизации технологических процессов обогащения и металлургического передела;

  • осуществления экспертных работ по профилю лаборатории.

  • Модернизированы полигоны на геологических объектах. Для модернизации закуплены современные геофизические приборы и оборудование на сумму 3,045 млн руб. Приборы и оборудование будут использованы для проведения сейсморазведочных и электроразведочных работ, скважинной геофизики.

Модернизация полигонов значительно улучшит подготовку специалистов геолого-геофизического и нефтегазовых профилей и создаст условия для организации системы дополнительного профессионального образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов предприятий топливно-энергетического комплекса России.

  • Модернизированы лаборатории физико-механических свойств и разрушения горных пород и моделирования Научного центра геомеханики и проблем горного дела. На модернизацию лабораторий направлено более 100,0 млн руб. Закуплено уникальное прессовое оборудование на сумму 55,11 млн руб., оборудование для пробоподготовки на сумму 9,7 млн руб. и др.

Лаборатория физико-механических свойств и разрушения горных пород. Оснащение современным оборудованием сделало возможным разработку принципиально новых технических решений в области исследований свойств горных пород:

    • изучения физической природы прочности и деформируемости горных пород с установлением новых закономерностей их изменения в зависимости от глубины залегания, скоростей нагружения, температуры, влажности и других влияющих факторов;

    • установления закономерностей энергообмена и изменения параметров энергоактивных зон в массиве горных пород с целью прогнозирования его напряженно-деформированного состояния и геодинамической активности;

    • разработку нормативов по составу, объему и методам определения механических свойств пород при разведке и промышленном освоении месторождений подземным способом;

    • изучения физико-механических свойств горных пород, грунтов, строительных и полимерных материалов применительно к задачам горного производства, строительства подземных и наземных сооружений, экологии геологической среды;

    • разработку новых методик и приборов для исследования свойств горных пород, дорожных покрытий, строительных и конструкционных материалов.

Проведен патентный поиск и выявлен уровень мировой новизны предложенных решений.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconПрограмма создания и развития национального исследовательского университета информационных и оптических технологий «итмо»
Основные предпосылки и обоснование создания национального исследовательского университета, характеристика приоритетных направлений...
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconРеализации Программы развития национального исследовательского университета на 2010-2019 гг на заседание ученого совета университета
Свое начало факультет берет от химико-биологического отделения Мордовского педагогического института (1931 г.), преобразованного...
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconОтчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации программы развития национального исследовательского университета
«Рациональное природопользование: технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами»
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconОтчет национального исследовательского Томского политехнического университета по результатам реализации
Краткая информация о расходовании средств федерального бюджета и софинансирования по Программе 11
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconПрограммы развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»
Программа разработана на основе Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Концепции модернизации образования,...
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconИтоги 2007-2008 учебного года и задачи коллектива по формированию инновационного научно-исследовательского университета
Именно такой метод успешно применяется нашим университетом в ходе реализации инновационной образовательной программы «Формирование...
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики»
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2012 году
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconIv выставка «Дополнительное образование в рамках Национального исследовательского университета» 02 октября 2012года
Организатор выставки: Институт дополнительного образования Южно-Уральского Государственного Университета
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития iconIv выставка «Дополнительное образование в рамках Национального исследовательского университета» 02 октября 2012 года
Организатор выставки: Институт дополнительного образования Южно-Уральского Государственного Университета
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации программы развития icon«Высшая школа экономики» Утверждено Проректор гу-вшэ с. Ю. Рощин
Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница