Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2




Скачать 109.8 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2
Дата19.11.2012
Размер109.8 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс




Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина

Экономический факультет

Кафедра философии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


Раздел 2. Философские проблемы биологии и экологии

для аспирантов и соискателей


Отрасли науки

03.00.00 – биологические науки


Казань 2006


УМК составлен в соответствии с Государственной программой «История и философия науки» и Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки , рекомендованным УМС по философии, политологии и религиоведению по классическому университетскому образованию для аспирантов и соискателей всех специальностей.


Составители: д.филос.наук проф. М.Д.Щелкунов

д.биол.наук проф .Б.И. Барбанщиков

д.биол.наук проф. Т.В.Рогова


Принят на заседании кафедры философии


Протокол № от " _ " 2005 г.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. 1. Цель дисциплины (раздел 2)

Освоение современных знаний в области философии биологического и экологического познания.

1.2. Задачи дисциплины (раздел 2)

ознакомление с общей проблематикой философии биологии и экологии;

постижение биологии и экологии в широких социально-культурных контекстах;

анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих на современном этапе развития биологии и экологии;

1.3. Место дисциплины (раздел 2) в системе образования

Дисциплина относится к системе дисциплин поствузовской ступени высшего профессионального образования. Ее освоение обязательно для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки». Она рекомендована также для слушателей, проходящих подготовку по образовательной программе «Преподаватель высшей школы»

1.4.Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины (раздел 2)

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

владеть основами современных знаний в области философии биологии и экологии;

иметь навыки междисциплинарного, поликультурного мировоззрения, основанного на глубоком осмыслении философии биологического и экологического познания как части общечеловеческой культуры.

1.5. Сроки реализации дисциплины и форма аттестации

Форма итоговой аттестации - экзамен кандидатского минимума


2.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (РАЗДЕЛ 2) ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




п/п

Название темы и ее содержание

Аудиторных занятий

Всего

Лекции

Колло-квиум




Раздел 2.Философские проблемы биологии и экологии

28

16

12

1

Сущность живого и проблема его происхождения

4

2

2

2

Принцип развития в биологии

4

2

2

3

Проблема системной организации и детерминизма в биологии

4

2

2

4

Воздействие биологии на формирование норм культуры

4

2

2

5

Экологические основы хозяйственной деятельности

6

4

2

6

Экологические императивы современной культуры

6

4

2


3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (раздел 2)


Тема 1. Сущность живого и проблема его происхождения

Понятие жизни в науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и происхождения жизни. Философский анализ оснований происхождения и сущности живого.

Тема 2 Принцип развития в биологии

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Теории преформации и эпигенеза в объяснении индивидуального развития организмов. Историческое развитие организмов. Основные эволюционные теории (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Л.С. Берг, А.Н. Северцев, Лима де Фариа). Проблема биологического прогресса. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Применение эволюционных представлений в различных отраслях научного и философского познания (социология, этика, гносеология, эстетика).

Тема 3. Проблема системной организации и детерминизма в биологии

Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (А.Богданов, В.Вернадский, Л.Берталанфи, В.Беклемишев). Многообразие трактовой детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Разнообразие форм детерминации в живых системах. Феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем.

Тема 4. Воздействие биологии на формирование норм культуры

Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции. Философия жизни в контексте культуры. Потребность в новой философии природы. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

Тема 5.Экологические основы хозяйственной деятельности

Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей. Изменение системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.

Тема 6.Экологические императивы современной культуры

Современный экологический кризис как выражение кризиса цивилизации. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Пути формирования экологической культуры. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития.


4. ПЛАНЫ КОЛЛОКВИУМОВ


Коллоквиум 1. Сущность живого и проблема его происхождения .

  1. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Попытки редукционистского подхода к объяснению сущности живых организмов.

  2. Развитие знаний о термодинамических процессах в живом. Кибернетический подход к изучению сущности живого. Развитие представлений о системности живого.

  3. Основные этапы развития представлений о сущности живого и происхождения жизни. Теория биохимического происхождения жизни. Теория панспермии.

  4. Философский анализ оснований происхождения и сущности живого


Коллоквиум 2. Принцип развития в биологии

  1. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Борьба между преформизмом и эпигенезом, как отражение двух подходов в объяснении сущности живых организмов – автогенеза и эктогенеза.

  2. Основные эволюционные теории. Кризис синтетической теории эволюции. Проблема биологического прогресса.

  3. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

  4. Многообразие проявления форм жизни

  5. Антропогенез. Происхождение человека от животных предков. Основные этапы эволюции предков человека. Возникновение рас человека. Соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека.

  6. Применение эволюционных представлений в различных отраслях научного и философского познания (социология, этика, гносеология, эстетика).

Коллоквиум 3 Проблема системной организации и детерминизма в биологии

1.Организованность и целостность живых систем. Необратимость как одна из основных характеристик живых систем (И. Пригожин).

2. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии. Многообразие трактовок детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм.

3..Разнообразие форм детерминации в живых системах. Феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем. Генетический детерминизм.

Коллоквиум 4. Воздействие биологии на формирование норм культуры

  1. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.

  2. Биосферное начало этносов.

  3. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний.

  4. Социально-философский анализ проблем биотехнологии, генной и клеточной инженерии, клонирования.


Коллоквиум 5 Экологические основы хозяйственной деятельности

  1. Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы.

  2. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества в целях преодоления экологических трудностей.

  3. Изменение системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации.

  4. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.


Коллоквиум 6. Экологические императивы современной культуры

  1. Современный экологический кризис как выражение кризиса цивилизации. Ценностные ориентиры людей в условиях эколого-кризисной ситуации: антропоцентризм и биоцентризм.

  2. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции.

  3. Пути формирования экологической культуры. Этические предпосылки решения экологических проблем.

  4. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика.

  5. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества. Устойчивое развитие и либерализм.



5. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ



  1. Многообразие подходов к определению феномена живого.

  2. Развитие знаний о термодинамических процессах в живом. Кибернетический подход к изучению сущности живого.

  3. Проблема происхождения жизни Теория биохимического происхождения жизни. Теория панспермии.

  4. Основные эволюционные теории.

  5. Кризис синтетической теории эволюции

  6. Основные этапы эволюции предков человека. Возникновение рас человека.

  7. Соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека.

  8. Многообразие проявления форм жизни

  9. Соотношение исторического и индивидуального развития организмов

  10. Идея развития в биологии и проблема биологического прогресса.

  11. Детерминизм в биологии. Разнообразие форм детерминации в живых системах.

  12. Феномен целесообразности в поведении живых систем.

  13. Биоэтика: основные принципы и правила.

  14. Организованность и целостность живых систем.

  15. Воздействие биологии на формирование новых норм и ориентаций культуры

  16. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

  17. Поступательное развитие общества и проблема конечности материальных ресурсов .

  18. Экологические основы хозяйственной деятельности

  19. Ценностные ориентиры людей в условиях эколого-кризисной ситуации.

  20. Концепция устойчивого развития

21.Устойчивое развитие и либерализм.


6. ЛИТЕРАТУРА


1.Берг Л.С. Теории Эволюции. М. 1922

2.Барабанщиков Б.И. Взгляды на природу в Древней Греции. 2002.

3.Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой

4.природе. М. 1979.

5.Вернадский В.И. Биосфера. Мысли и наброски. М., 2004.

6.Введение в биоэтику. М.,1999

7.Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.,1999

8.Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную теорию. М.,2001.

9.Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М.,2002

10.Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. 11.М.,2000

12.Жизнь как ценность. М., 2000

13.Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М. 1994.

14.Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М. 1974.

15.Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996

16.Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М., 1973.

17.Лима де Фария Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции. М.1991.

18.Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. М.,2000

19.Методология биологии: новые идеи. М.,2000

20.Научное и социальное значение деятельности В.И.Вернадского: Сборник научных трудов. //Под ред. Акад. А.Л.Яншина. Л.1989.

21.Олескин А.В .Биополитика. М.,2001

22.Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. СПб.1997.

23.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 2003.

24.Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 2002.

25.Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М. 1994.

26.Тюриканов А.Н., Федоров В.М. Н.В. Тимофеев-Ресовский: Биосферные раздумья. М.1996..

27.Филипченко Ю.А. Эволюционная идея в биологии. М.1977.

28.Юсуфов А.Г., Магомедова М.А.История и методология биологии. М.,2003

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел Философские проблемы наук о Земле для аспирантов и соискателей
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки, рекомендованным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине “История и философия науки, рекомендованным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине “История и философия науки, рекомендованным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки, рекомендованным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
Учебные материалы для подготовки кандидатского экзамена по истории и философии науки
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история»
Топчий Юрий Александрович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)»
Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права Республики Башкортостан»
Учебно-методический комплекс предназначена для студентов багсу, обучающихся по специальности 030501- «юриспруденция»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница