Программа и правила проведения вступительного испытания




Скачать 107.55 Kb.
НазваниеПрограмма и правила проведения вступительного испытания
Дата19.11.2012
Размер107.55 Kb.
ТипПрограмма и правила проведения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экологии и природопользования


Утверждено на заседании кафедры Утверждено ректором академии

(протокол № _7_ от __20.03.2009__) __________________________

Зав. кафедрой ___________ «_____» _____________ 200___ г.


ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

по __________биологии_______________


(название дисциплины)


на _________2009 ________ год


Программа вступительного испытания по биологии


Программа вступительного испытания по биологии определяет объем материла и характер требований к абитуриентам, поступающим в академию и сдающим вступительное испытание по биологии (тестирование).


Общие требования


На экзамене по биологии поступающий должен показать:

Знание основных биологических понятий, законов и закономерностей, касающихся строения, жизни и развития растительного и животного организмов, развития живой природы.

Знания строения и жизни растений, животных, человека.

Знания основных таксономических групп растений и животных.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ


МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, ЕГО СИСТЕМА


Таксономические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.

Клеточные формы жизни: прокариоты (бактерии), зукариоты (грибы, растения, животные).

Неклеточные формы жизни - вирусы, их основные признаки.


Бактерии

Бактерии - низкоорганизованные одноклеточные организмы. Формы бактериальных клеток: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы. Значение бактерий.


Царство грибов

Грибы - одноклеточные и многоклеточные организмы, особенности их строения, питания, размножения. Гетеротрофный способ питания. Грибы сапрофиты и паразиты.


Царство растений

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ. Особенности строения и размножения голосеменных растений. Разнообразие, место в системе органического мира. Значение в природе и для человека.

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (цветковые) растения. Особенности строения и жизнедеятельности как наиболее высокоорганизованных растений. Причины господства на Земле. Классы однодольные и двудольные, их признаки, примеры. Строение цветкового растения: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя.

Корень. Видоизменения корня. Значение корней в жизни растения.

Побег - стебель с листьями и почками.

Стебель. Типы стеблей: прямостоячие, стелющиеся, вьющиеся, лазающие, укороченные. Лианы. Внутреннее строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Передвижение по стеблю воды и минеральных солей, органических веществ. Рост стебля в длину и толщину. Видоизмененные подземные побеги. Функции стебля.

Лист. Внутреннее строение листа. Значение листьев в жизни растения - испарение воды, дыхание. Фотосинтез. Световая, темноватая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.

Цветок. Строение цветка. Функции цветка. Цветки обоеполые, мужские, женские (пестичные).

Однодомные и двудомные растения. Перекрестное опыление и самоопыление, приспособление растений к перекрестному опылению ветром, насекомыми.

Плод. Образование плодов. Ложные плоды. Формы плодов. Значение плодов для растения.

Семя. Строение семени однодольных растений, двудольных растений. Функция семени.


Царство животных


ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - низшие двуслойные многоклеточные животные с лучевой симметрией. Особенности их строения, жизнедеятельности, размножения на примере пресноводной гидры. Многообразие кишечнополостных.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ. Двусторонне - симметричные, трехслойные животные.

Особенности строения (на примере белой планарии) Паразитические плоские черви: свиной и бычий цепни, эхинококк, печеночный сосальщик, особенности строения.

Циклы развития паразитических червей, основной хозяин, промежуточный хозяин. Меры предупреждения заражения червями - паразитами.

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ. Особенности строения (на примере аскариды). Аскарида, цикл развития меры предохранения от заражения.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Особенности строения ( на примере дождевого червя). Системы органов: пищеварительной, нервной, кровеносной. Дыхание, выделение, размножение. Значение в природе.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение.

КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ. Общая характеристика класса, многообразие.

КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ. Общая характеристика класса, многообразие.

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых.

ТИП ХОРДОВЫЕ. Основные классы позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Основные черты строения, среда обитания и биология различных классов позвоночных. Место и роль в природе.


ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (клетка)


Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра (кариоплазма, хроматин, ядрышки, ядерная оболочка). Цитоплазма. Клеточная мембрана. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, митохондрии, пластиды, лизосомы, комплекс Гольджи, клеточный центр, включения.

Вода и другие неорганические вещества клетки, их роль. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

Источники энергии для жизнедеятельности организма. Энергетический и пластический обмен в клетке (метаболизм): диссимиляция (катаболизм) и ассимиляция (анаболизм) как две стороны единого процесса (метаболизма). Этапы энергетического обмена углеводов: подготовительный, анаэробный и аэробный.

Биосинтез белка. Ген и роль его в биосинтезе. Ген - белок - признак. Код ДНК. Удвоение ДНК (редупликация), передача информации с ДНК на и - РНК (транскрипция). Принцип комплементарности (подобия). Работа рибосомы. Трансляция. .

Деление клетки. Интерфаза и митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Хромосомы, их диплоидный и гаплоидный набор, постоянство числа и формы (кариотип).


АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА


Физиологические системы организма.

Нервная физиологическая система. Строение центральной и периферической нервной системы. Функции нервной системы. Сенсорные системы: зрение, слух, обонятельная и вкусовая системы, кожная чувствительность.

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Высшая нервная деятельность (ВНД). Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД. Особенности ВНД человека, 1-я и 2-я сигнальные системы. Речь, мышление, память, сознание. Сон, его значение и гигиена.

Опорно-двигательная система. Ее значение. Состав, строение, и свойства костей. Рост костей. Строение скелета человека.

Функциональные различия поперечно-полосатых (скелетных) и гладких (висцеральных) мышц. Предупреждение развития плоскостопия и искривления позвоночника.

Кровеносная система. Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам.

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа). Понятие о гомеостазе. Состав и функции крови. Плазма крови. Строение и функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Группы крови, резус-фактор.

Дыхательная система. Строение и функции органов дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Внутриклеточное дыхание, его роль в энергетическом обмене. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Пищеварительная система. Строение органов пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Роль зубов, слюнных желез, языка. Строение зубов, профилактика зубных болезней. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные ферменты, их значение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Выделительная система. Органы выделительной системы, их роль в выведении конечных продуктов обмена: почки, мочеточники, мочевой пузырь, кожа, лёгкие, толстый кишечник.

Эндокринная система (гормональная регуляция). Железы внутренней секреции: их название, значение для роста, развития и регуляции функций организма.

Репродуктивная система. Органы размножения. Женские и мужские половые железы (гонады), их роль в размножении. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ и других факторов на развитие потомства.

Терморегуляция. Понятие о гомойотермии. Теплопродукция (химическая терморегуляция) и теплоотдача (физическая терморегуляция). Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Уровни организации живой природы: клеточный, тканевый, органный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный.


Эволюционное учение, развитие органического мира, антропогенез


Теории возникновение жизни на Земле. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции: главные движущие силы эволюции - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Вид (определение), экологические и генетические условия видообразования. Популяция - единица видообразования и эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, естественный отбор. Роль естественного отбора в эволюции (накопление полезных признаков, образование приспособлений и их относительный характер, образование новых разновидностей, подвидов, видов. Микроэволюция. Макроэволюция. Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных, сортов культурных растений, штаммов микроорганизмов. Доказательства эволюции органического мира: эмбриологические (закон Геккеля - Мюллера).


Основы экологии, учение о биосфере


Понятие об экологии как науки. Экологические факторы: биотические, абитические, антропогенный. Взаимодействие факторов.

Биогеоценоз. Цепи питания в биогеоценозе. Продуценты, консументы, редуценты. Смена биогеоценозов. Сукцессии. Агроценозы.

Биосфера и ее границы. Газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функция живого вещества. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.


Размножение и индивидуальное развитие организмов


Развитие половых клеток (гамет) у человека: сперматозоидов (сперматогенез) и яйцеклеток (овогенез). Мейоз. Оплодотворение. Развитие оплодотворенного яйца у человека. Зародышевые листки (эктодерма, энтодерма, мезодерма) и закладка органов (органогенез). Эмбриональное (эмбриогенез) и постэмбриональное развитие.

Половое размножение цветковых растений.

Развитие пыльцевого зерна и семяпочки. Строение пыльцевого зерна: вегетативная клетка, два спермия, строение семяпочки: яйцеклетка и центральная клетка, гаплоидные клетки стенок семяпочки. Двойное оплодотворение цветковых растений.

Бесполое размножение организмов.

Литература


Основная:

  1. Общая биология. /Под ред. Д.К. Беляева 10-11 класс. В 2-х частях. М.: Дрофа, 2000.

  2. В.Б. Захаров. Общая биология. 10-11 класс М.: Дрофа, 2000.

  3. В.Б. Захаров. Общая биология. 10 класс. М.: Дрофа, 2003.

  4. В.Б. Захаров. Общая биология. 11 класс. М.: Дрофа, 1999.

  5. Общая биология. /Под ред. В. Ярыгина 9 класс. М.: Дрофа, 1999.


Дополнительная:

  1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001.

  2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. М. 2001.

  3. Кеми Б, Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

  4. Либберт Э. Общая биология. М.: Мир, 1982.

Правила проведения вступительного испытания по биологии

на отделение заочного обучения на специальности:


Вступительный экзамен по биологии проводится с целью определения возможности поступающего осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы.

1. Вступительный экзамен проводятся по программе, составленной в соответствии с «Примерными программами вступительных испытаний в высшие учебные заведения РФ», рекомендованными Минобрнауки России, в форме тестирования.

2. Прием вступительного испытания по биологии экзаменов производится предметной экзаменационной комиссией ДВГСГА, формируемой приказом ректора академии.

3. Язык проведения вступительного испытания – русский. Продолжительность вступительного испытания по биологии составляет 90 минут без перерыва.

4. Конкретные даты и время проведения вступительного экзамена определяется расписанием, которое утверждается председателем приемной комиссии.

5. Абитуриент допускается к выполнению тестовых заданий при наличии документов, установленных приемной комиссией.

6. При опоздании к началу вступительного экзамена менее чем на час абитуриент может быть допущен к экзамену, причем время на выполнение задания ему не увеличивается, о чем он предупреждается заранее.

7. Экзаменатор после занятия абитуриентами мест в аудиториях выдает абитуриентам бланки; проводит инструктаж абитуриентов по правилам заполнения бланков, поведения на экзамене, выполнении работы и оформлении ее результатов; вскрывает пакет и раздает тестовые задания, начиная с абитуриента, занимающего первое посадочное место, в порядке возрастания номеров посадочных мест.

8. Во время проведения вступительного испытания экзаменующиеся должны соблюдать следующие правила поведения:

• занимать только место, указанное преподавателем;

• соблюдать тишину;

• работать самостоятельно;

• не использовать какие-либо справочные материалы (учебные пособия, справочники и т.п., а также любого вида шпаргалки);

• не разговаривать с другими экзаменующимися;

• не оказывать помощь в выполнении заданий другим экзаменующимся;

• не пользоваться средствами оперативной связи, электронными записными книжками и персональными компьютерами;

• использовать для записей только бланки работ установленного образца, полученные от сотрудников технической группы приемной комиссии;

• не покидать пределов аудитории, в которой проводится вступительный экзамен;

• по окончании экзамена сдать все документы, установленные приемной комиссией.

9. При возникновении вопросов, связанных с проведением экзамена, абитуриент поднятием руки обращается к экзаменатору и при его подходе задает вопрос, не отвлекая внимания других абитуриентов.

10. За нарушение правил поведения абитуриент удаляется с вступительного экзамена с проставлением неудовлетворительной оценки за выполненную работу независимо от числа правильно выполненных заданий, о чем составляется акт, утверждаемый приемной комиссией.

11. Максимальное количество баллов, которое может набрать абитуриент – 100 баллов.

12. Абитуриенты, не согласные с полученной оценкой вступительного экзамена, имеют право на апелляцию, если иное не оговаривается особенностями проведения соответствующего экзамена. Рассмотрение апелляций проводится в соответствии с «Общими правилами подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных экзаменов в «ДВГСГА».


Составитель программы:

к.б.н., доцент кафедры

экологии и природопользования С.И. Крохалева

Похожие:

Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по химии Программа вступительного испытания
Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Явления физические и химические
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Биология»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по дисциплинам «история искусства. История дизайна, науки и техники»
Программа и правила проведения вступительного испытания по дисциплинам история искусства
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, составляет 40 баллов
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Природообустройство и водопользование»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Поступающие на обучение по программам магистратуры сдают следующие вступительные испытания
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению: «Дизайн»
Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный...
Программа и правила проведения вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению: «Дизайн (Промышленный дизайн)»
Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница