Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление




Скачать 342.24 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования Эколого-краеведческое направление
страница1/3
Дата19.11.2012
Размер342.24 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Департамент образования РФ

Воронежская область

Подгоренский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа


Авторская интегрированная программа

дополнительного образования





Эколого-краеведческое направление


Разработчик и координатор программы:

Иванова Марина Фёдоровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии и биологии


х.Красюковский, 2010

Актуальность программы

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историко-краеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.

Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования. Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы.
Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно ведёт к возникновению целого ряда проблем.
Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.
Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.

По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:
• пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;

• ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.
В этих условиях одной из важнейших задач образования является формирование эколого-краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности.

Школьное экологическое образование  как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:

  • формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е.:

1. Помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека;
2. Помогает понять, что человек - это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
3. Способствует осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни;
4. Раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов;
5. Помогает понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность.
6. Вызвать стремление личного участия в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Для обеспечения систематического приобщения учащихся к заинтересованному познанию природы своего родного региона на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов необходимо формировать возможность субсенсорного восприятия окружающего мира.

Реализации этих задач способствует эколого-краеведческий компонент непрерывного образования.

Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную подготовку экологически грамотных и воспитанных людей, способных заботиться о природной среде, сохранять и умножать ее богатства. Поэтому в нашей школе было принято решение о введении программы дополнительного образования эколого-краеведческой направленности. Программа помогает выстроить систему эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся на всех этапах обучения.

В рассматриваемой программе экологическое краеведение представляет собой целостный предмет с выделением курсов, взаимно связанных по содержанию и учебно-познавательной деятельности учащихся в направлении возрастания сложности ступеней обучения. В ней учтены разнообразные особенности современной науки, применительно к краеведению.


Цель программы: овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.

Задачи программы:

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

II. Развивающие:

  1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Спецкурсы, вводимые на I ступени обучения, тесно связаны, обогащают друг друга, готовят детей к жизни на земле, учат бережно относиться к родной природе.

На II ступени (5-6 кл.) блоки эколого-краеведческого профиля объединены общей целью: дать более глубокие знания по истории и культуре родного края, научить охранять природу, воспитать любовь к малой Родине, сформировать позицию: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.

На II и III ступенях предусмотрен практикум по экологическому мониторингу, где учащиеся осуществляют сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации. Результаты такой деятельности могут стать хорошей мотивационной основой для получения учащимися знаний по предметам естественнонаучного цикла и формирования экологически разумного поведения.

Участие школьников в подобных исследованиях обуславливает, в значительной степени, осознанный выбор будущей профессии, успешное поступление в профильные учебные заведения, создает условие для творческого развития и личностного самоопределения.

Практические эколого-краеведческие работы дают учащимся и педагогам обширный материал для использования на уроках, кружках, факультетах. Результаты работ могут иметь большую социальную значимость для просветительной деятельности среди местного населения, создание экологических карт и учебно-методических пособий.

Одним из важнейших направлений работы может стать участие школы в реализации проекта "Парк моей мечты», создание на его территории эколого-краеведческих зон и зон рекреации.

Изучение парка можно вести по следующим направлениям.

  1. Флористическое и геоботаническое описание парка.

  2. Исследования орнитофауны парка. Наблюдение за птицами и составление их видового списка.

  3. Редкие и исчезающие виды растений. Выявление мест произрастания редких видов, их картирование.

  4. Комплексные исследования экологического состояния парка. Создание экологических троп.

  5. Благоустройство и уход за территорией парка.

  6. Компьютерная обработка данных.

  7. Фото- и видеодокументирование.

  8. Разработка проекта «Парк моей мечты».

  9. Экскурсионно-краеведческая работа.

  10. Составление маршрутов экскурсий, работа в архивах, подготовка гидов.

Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно.

Приоритетными здесь выдвигаются идеи экологического образования, т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданской ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты парка своего села.

Программа рассчитана на 102 часа (по 34 часа на каждой ступени обучения) Возраст учащихся: 1 степень – 7-11 лет; 2 ступень – 11-13 лет; 3 ступень – 13-16 лет.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

-выставки

-фестивали

-учебно-исследовательские конференции

-экологические слеты

Должны знать:

-основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Воронежской области;

-основные виды растений и животных родного края;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований;

-особо охраняемые территории и памятники природы Подгоренского края и Воронежской области.

Должны уметь:

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины;

-различать лесные и степные биоценозы, биоценозы живых организмов, памятники природы;

-различать охраняемые растения и животные Воронежской области;

-работать с литературой;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.


Структура программы


I ступень:
начальные классы


Возраст:

7-11 лет


Моя малая Родина. Историческое краеведение.

  • История села Большедмитровка.

  • Наследие родной земли.

  • Занимательная топонимика.

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.

  • Правила поведения в природе.

  • Способы ориентирования.

  • Стихийные природные явления. Безопасное поведение.

  • Растения родного края. Красная книга растений.

  • Животные родного края. Красная книга животных.

  • Лес – наше богатство. Леса Подгоренского района.

  • Уникальные природные объекты района и области.

Труд людей на земле.

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения.

Праздники народного календаря.

Природа ждёт твоей помощи.

  • Участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Чистая Земля», «Марш парков»)

  • Участие в акциях «Покормите птиц зимой!», «Первоцвет», «Муравейник».

Экскурсии.

  • Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

  • Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

  • Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

  • Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей.


II ступень:
5-6 классы


Возраст:

11-13 лет


Моя малая Родина. Историческое краеведение.

  • Село Большедмитровка и династия Тевяшовых.

  • История Даньковской школы.

  • История Подгоренского края.

  • Культурно-историческое наследие земли Подгоренской.

  • Занимательная топонимика.

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.

  • Основы экологии и рационального природопользования.

  • Наземные естественные и искусственные экосистемы.

  • Экосистемы местных водоёмов.

  • Уникальные природные объекты Подгоренского района.

  • Рекреационные зоны и туристические маршруты Подгоренского края.

  • Способы ориентирования. Выживание в условиях автономной природной среды. Стихийные природные явления.

  • Экологический практикум.

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения.

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты.

Природа ждёт твоей помощи.

  • Участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору», фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы», «Вторая жизнь ненужных вещей»).

  • Привлечение внимания общественности к проблемам экологии.

Экскурсии.

  • Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных.

  • Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

  • Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений.

  • Экскурсия в районный краеведческий музей.

III ступень:
7-9 классы


Возраст:

13-16 лет


Моя малая Родина. Историческое краеведение.

  • История Воронежского края.

  • Культурно-историческое наследие земли Воронежской.

  • Занимательная топонимика.

Экология и основы природопользования.

  • Выживание в условиях автономной природной среды.

  • Уникальные природные и историко-археологические объекты Воронежского края.

  • Заповедные места Воронежского края.

  • Рекреационные зоны и туристические маршруты области.

  • Экологический мониторинг.

  • Экологический практикум.

Природа ждёт твоей помощи.

  • Организация и участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору», фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы», «Вторая жизнь ненужных вещей»).

  • Привлечение внимания общественности к проблемам экологии.

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты.

Исследовательская работа по экологическим проектам.

Предпрофильная подготовка выпускников школы в области экологии и природопользования.

Экскурсии.

  • Сезонные экскурсии в природу с целью изучения антропогенного воздействия на природную среду.

  • Экскурсия в районный краеведческий музей.

  • Организация экскурсий для младших школьников.

  • Экскурсия на меловой (песчаный карьер или геологическое обнажение) с целью изучения палеонтологических находок и экспонатов.

  • Выездные экскурсии и турпоходы в каникулярное время.





  1   2   3

Похожие:

Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconАвторская интегрированная программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление
Иванова Марина Фёдоровна, учитель географии и биологии, зам директора по увр моу даньковская оош подгоренского района Воронежской...
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconРезультаты работы с одаренными детьми
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления Чубенко А. В.( звание Лауреата...
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся
Направление: туристическое, краеведческое, социальное, экологическое, военно-патриотическое
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «зоологи-препараторы»
Программа имеет эколого-биологическую направленность с элементами естественно-научной направленности и реализуется в рамках комплексной...
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «юные кинологи»
...
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconУстав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр»
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconПрограмма дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка»
Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться...
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconПрограмма рассчитана на классных руководителей, учителей биологии, географии, экологии и педагогов дополнительного образования, реализующих эколого-биологическую
Рассмотрена и одобрена «утверждаю» на заседании педагогического совета Директор мбоу сош «Перспектива»
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление icon«детский эколого- биологический центр»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление iconПринята утверждена
Министерства образования (письмо от 11 декабря 2006 г. №06-1844). В программе отражено туристско-краеведческое направление и следующие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница