Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида»




НазваниеМетодическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида»
страница1/3
Дата19.11.2012
Размер0.51 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
ЯРОСЛАВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VII ВИДА»

(на примере изучения раздела «Электродинамика» в 8-х и 9-х классах школы-интерната № 9 для детей-сирот с отклонениями в развитии)

Учителя физики школы-интерната №9 Пеунковой Ольги Геннадьевны

Научный руководитель:

ст. преподаватель каф.

педагогики и педагогической

психологии

ЯрГУ им. П.Г.Демидова

Третьякова Галина Федоровна

Ярославль 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Возрастные и психологические особенности

учащихся специальных коррекционных классов
VII вида школы-интерната № 9 5

  1. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии 5

  2. Характеристика учащихся средних классов спецкоррекции VII вида школы-интерната 15

  3. Общие рекомендации по учету особенностей детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии, в учебной и воспитательной работе 18

Глава 2 Методические особенности изучения раздела
"Электродинамика" в 8-9 классах
спецкоррекции 29

  1. Общие вопросы планирования учебного процесса по физике в 8-х и 9-х специальных коррекционных классах VII вида 29

  2. Содержание обучения разделу "Электродинамика" курса физики в специальных коррекционных классах VII вида 32

  3. Организация изучения раздела "Электродинамика" 34

  4. Некоторые итоги работы в специальных

коррекционных классах VII вида 41

Заключение 43

Литература 44

Приложения 47


ВВЕДЕНИЕ

В период переходного времени, в связи с определенными социально-экономическими трудностями наметились тенденции к снижению здоровья и материального благосостояния людей, к нивелированию общечеловеческих ценностей, таких как любовь, семья, дети. Общее число детей-сирот в стране к 2000 году превысило 657 тыс. человек, причем большая часть таких детей (более 60%) - социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, т.е. дети из неблагоприятной микросоциальной среды.

В специальных коррекционных классах VII вида школы-интерната № 9, где я работаю учителем, обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по физике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

Данная работа рассматривает особенности методики преподавания физики в 8 и 9 специальных коррекционных классах VII вида, на примере раздела «Электродинамика», изучение которого является, пожалуй, одним из наиболее сложных в классах коррекции.

Работа включает следующие части: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

Первая глава посвящена анализу возрастных и психологических особенностей учащихся специальных, коррекционных классов, в том числе особенностям, связанным с воспитанием вне семьи, и особенностям психики и интеллекта, характерным для детей, имеющих задержку психического развития. Здесь же дается характеристика учащихся 8-9 классов спецкоррекции и приводятся общие рекомендации по учету особенностей детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии, в учебной и воспитательной работе.

Вторая глава раскрывает методические особенности изучения раздела «Электродинамика» в 8-9 классах спецкоррекции. В ней рассматривается основные вопросы планирования учебного процесса по физике в 8 и 9 классах спецкоррекции VII вида, содержание обучения и особенности построения уроков различного типа.

В приложениях приводятся образцы дидактических материалов, разработанных для классов коррекции VII вида; разработки отдельных уроков, внеклассных мероприятий; тематическое планирование материала по отдельным темам раздела «Электродинамика».


ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 9

1.1. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи и

имеющих отклонения в развитии

Индивидуальные особенности детей, обучающихся в средних (8-х и 9-х) классах спецкоррекции VII вида, определяются:

  • возрастными особенностями;

  • особенностями, связанными с воспитанием вне семьи;

  • особенностями психики и интеллекта, характерными для детей, имеющих отклонения в развитии (т.н. ЗПР).

Особенности развития детей подросткового и раннего юношеского

возраста.

Обучение в средних классах соответствует подростковому (от 10-11 до 13-14 лет) и раннему юношескому (от 13-14 до 16-17 лет) периодам детского развития. Причем специфика классов спецкоррекции такова, что в одном классе могут обучаться и двенадцатилетние и семнадцатилетние дети.

Рассмотрим основные особенности данных возрастных периодов развития.[14. С.222]

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные

мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка, направленный на осознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам.

Возраст от 13 до 14 лет считается у подростков наиболее активным периодом волевого самовоспитания. Общая логика развития волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний. С формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса к ним.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, начало становления нравственного самосознания, мировоззрения [14, С.244-245]. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения, у юношей и девушек. В раннем юношеском возрасте завершается формирование всех компонентов системы социальных установок (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Именно в этот период усиливаются индивидуальные различия между школьниками, как в интеллектуальном, так и в личностном развитии.

В подростковом и раннем юношеском возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая - со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками, в свою очередь, разделяются на товарищеские и дружеские, отношения с взрослыми - на личные и деловые. Общение становится самостоятельным видом деятельности, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Это равнопартнерские отношения и управляются нормами равноправия. В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство-любовь. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в детстве связанны с будущим психологическим благополучием человека.

Большие изменения претерпевают отношения детей с взрослыми: если в подростковом возрасте это неравноправные, часто конфликтные отношения, то в ранней юности они становятся более ровными. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра; с большим доверием и открытостью относятся к ним.

В подростковом и раннем юношеском возрасте происходит становление теоретического интеллекта [14. С.367], завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках наук, изучаемых в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от таких видов мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное.

В это же время должно происходить развитие практического мышления, главные качества которого: предприимчивость, экономичность, расчетливость, умение быстро и эффективно решать возникающие практические задачи.

Подростковый и ранний юношеский возраст может считаться сензитивным для формирования профессионального ориентированных знаний, умений и навыков [14, С.371-372].

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся вне

семьи.

Исследования, проведенные во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. Отрыв ребенка от семьи, его жизнь в закрытом детском доме имеют серьезные негативные последствия для развития его психики и личности. У детей растущих вне семьи, есть существенные отклонения и задержки в психическом развитии. Этих детей отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания и внутреннего плана действия, недоразвитие волевой и мотивационной сферы. Также обнаруживается уплощение эмоций, пассивность во многих видах деятельности.

У детей, воспитывающихся вне семьи, могут отсутствовать мотивы и представления, связанные с будущим и прошлым. Более всего они живут в настоящем, что сказывается на низкой учебной мотивации, интересе к познанию, саморазвитию, стремлении к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умении самостоятельно организовывать свою деятельность.

Сферу общения с взрослыми детей, воспитывающихся вне семьи, характеризует особая напряженность потребности в этом общении. На фоне ярко выраженного стремления к общению с взрослыми и одновременно повышенной зависимости от них, особенно обращает на себя внимание агрессивность воспитанников в отношении взрослых, что свидетельствует о несформированности у этих детей соответствующей дистанции в общении [10. С.80].

В работе А. М. Прихожан и Н.Н. Толстых [18] исследованы основные особенности развития детей живущих и обучающихся в закрытых детских учреждениях. В составленной ими таблице [18 С. 152] сравниваются различные стороны психики, личности и поведения учащихся школ интернатов и школьников, растущих в семьях.



Предмет исследования

Интернат

Школа

Интеллект

а) Ситуативность,
наглядность мышления.

б) Классификационное
мышление.

а) Образный характер
мышления, наличие
идеального плана.

б) Творческое
мышление.

Мотивация

а) Узость и бедность
содержания мотивов.

б) Привязанность к
ситуации.

а) Разнообразие и
богатство содержания
мотивов.

б) Свобода от ситуации

Произвольность

Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция.

Временная транспектива

Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Глубокая перспектива прошлого и будущего

Самосознание

а) Чувство "Мы"

б) Неопределенная
идентичность.

в) Неприятие себя,
недоверие себе

г) Ориентация в
самооценке на мнение
других.

д) Опора на

отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности.

а) Чувство "Я"

б) Определенная
идентичность.

в) Принятие себя,
доверие к себе.

г) Ориентация в
самооценке на
собственные критерии.

д) Опора на
положительный эталон
в развитии сексуальной
идентичности.

Общение

а) Недоверие к другим
людям.

б) Зависимость

в) Деструктивная
агрессия.

а) Доверие к другим
людям.

б) Самостоятельность.

в) Конструктивная
агрессия.

Ученые, исследовавшие психическое развитие воспитанников закрытых детских учреждений, также отмечают, что

  • - познавательная активность у детей, воспитывающихся вне семьи, намного ниже, чем у сверстников из семьи

  • с возрастом различия между детьми, воспитывающимися в семье, и детьми, воспитывающимися вне семьи, усиливаются. [10. С.70]

  • существует взаимосвязь между уровнем общения ребенка с взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности-с другой.

Вопросом взаимосвязи общения психического развития в целом у детей, воспитывающихся вне семьи, в современной психологии много занимались: М.И. Лисина, И.А. Залысина, Е.О. Смирнова, Т. М. Земленухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.[ 12]

Ограниченный круг общения, бедный жизненный опыт, некоторая однобокость в развитии, "заорганизованности" детей не способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности суждений.

Особая психологическая проблема-отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, освободится от других (проблема формирования самосознания).

Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в определенный момент времени, контроль со стороны взрослых-все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и деятельность и формирует привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний [18]

Исследование особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основываются на идее психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. [10 С.4]

Психическая депривация - психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении достаточного длительного времени.

Депривационная ситуация у ребенка - особые условия

жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.

Наиболее часто психическая депривация у детей возникает:

  • в условиях сенсорной, особенно эмоциональной, недостаточности

  • при ограничении двигательной активности

  • при длительной разлуке с матерью

  • в условиях ограниченного общения (социальная депривация) Проявления психической депривации могут охватывать:

- задержку и искажение интеллектуального развития;

  • эмоциональные расстройства, а также глубокие и стойкие искажения формирования эмоций;

  • волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности;

  • коммуникативные нарушения. [5. С. 49]

В классической картине депривационного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных характерных симптомов, приводящих часто к задержке и искажению интеллектуального развития, т.е. ЗПР.

Дети с задержкой психического развития

Для краткого определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используют термин "задержка психического развития" (ЗПР).

Предполагается, что у детей имелась потенциальная способность к

обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована и

это, привело к появлению проблем в учебе, поведении, здоровье. [7. С.56]

Диапазон определений ЗПР достаточно широк - от "специфической

неспособности к обучению", "медленной обучаемости" до "пограничной дебильности".

В основе различных вариантов ЗПР могут лежать разные причины:

- повреждения и функциональная незрелость нервной системы

- педагогическая запущенность

Согласно М.С. Певзнер, ЗПР - состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Интеллектуальная недостаточность детей с не осложненным психическим инфантилизмом определяется отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Особенности их проявляются в преобладании конкретно-действенного и наглядно образного мышления над абстрактно-логическим, им свойственны недостаточная направленность психической деятельности, нарушения активного внимания, слабость логической памяти [20,С.6-7]

М.С. Певзнер выделяет и осложненные формы инфантилизма, обусловленные сочетанием замедленного созревания лобных отделов коры головного мозга с минимальным повреждением различных его структур.

Во всех работах М.С. Певзнер рассматривает ЗПР как особую форму аномального развития с присущим ей своеобразием.

Анализ совокупности накопленных клинико-физиологических и психолого-педагогических данных позволяет сделать вывод о том, что дети с клиническими проявлениями ЗПР могут быть дифференцированы на две большие группы (Л.И. Переселени; Е.М. Мостюкова; Л.Ф. Чупров 1989-1990 г.г.).

Первая группа состоит из детей, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени выраженности эмоционально-волевых расстройств. Клинически это группа состоит из детей с не осложненным и осложненным психофизическим инфантилизмом (М.С. Певзнер).

Характеристика этих детей.
Особенности поведения: живость, наивность, неустойчивость
эмоциональных реакций, импульсивность, отсутствие глубины переживания, неспособность к волевому напряжению, слабость самоконтроля. Игровые интересы преобладают над учебными. Эмоционально-волевая недостаточность. Несформированность произвольного и непроизвольного внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная устойчивость и плохое распределение внимания, трудности переключения на новый вид деятельности). Повышенная возбудимость, агрессивность и раздражительность. В целом, отмечается несформированность регуляции деятельности, что сопровождается снижением запаса знаний, представлений. [20,С.9]

Вторая группа - дети, у которых имеются негрубые первичные интеллектуальные нарушения, сочетающиеся с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза.

Характеристика этих детей:

На первом плане интеллектуальная недостаточность: существенное снижение показателей словесно-логического мышления по сравнению с нормой и, соответственно, недостаточный объем знаний и представлений. В эмоционально волевой сфере часто отмечается некоторая инертность в сочетании со слабостью побуждений, вялость, пассивностью.

  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconМетодическая разработка урока физики по теме
Изучение базового курса физики в нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 1 вида начинается с 8 класса на основе...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости
А. Р. Малера, программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» icon«Теоретические основы школьного курса математики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
Составители: Богановская Н. Д., кандидат пед наук, профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин в специальных (коррекционных)...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconПояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература»
«Литература» в X xi классах, направленного на обогащение интеллектуального и эмоционального опыта ученика, посредством приобщения...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconМетодическое пособие «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида»
Проект «Моделирование социально-педагогической поддержки учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната»
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconМетодические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII viii вида и коррекционных классов общеобразовательных школ
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconПояснительная записка программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I -iv классы
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I –iv...
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида» iconУчебный план муниципального общеобразовательного учреждения
Учебный план моу сош №58 для 2-11 классов по буп – 2004, учащихся 1-11 классов, обучающихся на дому, специальных (коррекционных)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница