Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда»




Скачать 289.61 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда»
страница1/3
Дата19.11.2012
Размер289.61 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 130400

декан ГФ проф. О.И. Казанин


_______________________

Зав. кафедрой БП

проф. Г.И. Коршунов



ПРОГРАММА учебной дисциплинЫ


«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ТРУДА»


Направление подготовки: 130400 Горное дело


Специализация: №12 Технологическая безопасность и горноспасательное дело


Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"


Форма обучения: очная


Составитель: доцент каф. БП А.Н. Никулин


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ТРУДА


  1. Цели и задачи дисциплины

Основная цель дисциплины “Производственная санитария и гигиена труда” (ПС и ГТ) – привить студентам интерес к творческому решению проблемы улучшения условий труда, вооружить их научными основами производственной санитарии и гигиены труда, умением анализировать производственные условия и выявлять опасности и вредности на рабочих местах и в целом на предприятии.

Задачи изучения дисциплины состоят в:

  • овладении студентами научными основами производственной санитарии и гигиены труда;

  • умении анализировать производственные условия для выявления возможных опасностей и вредностей, влияние этих вредностей на организм человека, безопасность, производительность труда;

  • применении методов создания благоприятных условий труда;

  • производстве инженерных расчетов по созданию нормальных условий труда;

  • выборе и применении средств и способов борьбы с профессиональными заболеваниями и травматизмом;

  • контроле за комфортными и безопасными условиями труда и содержания вредностей на рабочих местах;

  • изучении и расчете средств индивидуальной и коллективной защиты от вредных и опасных производственных факторов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла и является дисциплиной специализации. Дисциплина “Производственная санитария и гигиена труда” предшествует дисциплинам: “Системы обеспечения безопасности горного производства”, “Аттестация рабочих мест и сертификация работ по охране труда”, “Технологии горноспасательного дела”, “Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело” и “Документационное обеспечение безопасностью”, что обуславливает её профессиональный характер, формирующий основы способов и средств контроля параметров производственной среды.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);

- умением логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

- умением вести переговоры, устанавливать контакты, устранять (урегулировать) конфликты интересов (ОК-5);

- способностью к поиску правильных технических и организационных и управленческих решений и нести за них ответственность (ОК-6);

- использованием нормативных правовых и инструктивных документов в своей деятельности (ОК-7);

- осуществлением своей деятельности в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- умением критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- пониманием и способностью анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);

- пониманием многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры и искусства, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);

- осознанием ценности российской культуры, ее места во всемирной культуре, уважительным и бережным отношением к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17);

- готовностью к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);

- готовностью к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к взвешенному и ответственному поведению в обществе (ОК-19);

- способностью адаптироваться к  новым экономическим,  социальным, политическим культурным ситуациям,  изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);

- владением одним из иностранных языков для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на профессиональном (элементарном) уровне (ОК-21);

- владением средствами для самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, добиваясь должного уровня физической подготовки с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-22).

Профессиональными компетенциями (ПК):

- демонстрировать пользование компьютером как средством управления и обработки информационных массивов (ПК-4);

в области производственно-технологической деятельности (ПТД):

- владением методами рационального и комплексного освоения георесурсного потенциала недр (ПК-8);

- владением основными принципами технологий эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-9);

- готовностью осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами при эксплуатационной разведке, добыче твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов, непосредственно управлять процессами на производственных объектах (ПК-10);

- использованием нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов (ПК-12);

- способностью определять пространственно-геометрическое положение объектов, осуществлять необходимые геодезические и маркшейдерские измерения, обрабатывать и интерпретировать их результаты (ПК-13);

в области организационно-управленческой деятельности (ОУД):

- составлять графики работ и перспективные планы, инструкции, сметы, заявки на Атериалы и оборудование, заполнять необходимые отчётные документы в соответствии с установленными формами (ПК-17);

в области научно-исследовательской деятельности (НИД):

- готовностью участвовать в исследованиях объектов профессиональной деятельности и их структурных элементов (ПК-20);

- способностью изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21);

- готовностью выполнять экспериментальные и лабораторные исследования, интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты (ПК-22);

- готовностью использовать технические средства опытно-промышленных испытаний оборудования и технологий при эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-23);

- владением навыками организации научно-исследовательских работ (ПК-24);

в области проектной деятельности (ПД):

- готовностью к разработке проектных инновационных решений по эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов (ПК-25);

- способностью разрабатывать необходимую техническую и нормативную документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно, контролировать соответствие проектов требованиям стандартов, техническим условиям и других нормативных документов промышленной безопасности; разрабатывать, согласовывать и утверждать в установленном порядке технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок, качество и безопасность выполнения горных, горно- строительных и взрывных работ (ПК-26);

- готовностью демонстрировать навыки разработки систем по обеспечению безопасности и охраны труда при производстве работ по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов (ПК-27);

Специализация N 12 «Технологическая безопасность и горно-спасательное дело»:

- способностью обосновывать средства защиты в чрезвычайных ситуациях и режимы их работы, проводить контроль их состояния, регламентировать эксплуатацию защитной и спасательной техники (ПСК-12-2);

- способностью проектировать системы защиты человека от опасных и вредных факторов производственной  среды горных предприятий на основе научно- обоснованных методов и нормативных документов обеспечения безопасного ведения горных и взрывных работ при применении  различных технологий разработки месторождений, освоении подземного пространства, с учетом мирового опыта и требований международных стандартов безопасности (ПСК-12-3);

- способностью системно анализировать  фундаментальные и прикладные проблемы промышленной безопасности и горно-спасательного дела, угрозы промышленной безопасности объектов горного производства и разрабатывать методы их исследования и предотвращения (ПСК-12-5);

- умением организовать работу по анализу состояния условий труда, совершенствованию и модернизации систем, средств и технологий обеспечения промышленной безопасности горного производства, работу по обучению работников культуре безопасности (ПСК-12-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • методы анализа характера взаимодействия человека с производственной средой;

  • методы предсказаний возможных негативных последствий производственной деятельности на человека;

  • специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;

  • методы измерений в производстве и безопасности;

  • принципы анализа и моделирования производственной санитарии и гигиены труда и определения приемлемого риска;

  • научные и организационные основы современного производства;

  • методы управления производственной санитарией и гигиеной труда и нормирования воздействия различных вредных и опасных факторов;

  • методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека;

  • законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную санитарию и гигиену труда;

  • принципы и методы проведения экспертизы производственной санитарии и гигиены труда, приборы и системы контроля состояния среды обитания;

  • современные компьютерные информационные технологии и системы в области производственной санитарии и гигиены труда;

  • принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • содержание федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «О промышленной опасности опасных производственных объектов».

Уметь:

  • анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования;

  • пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам производственной санитарии и гигиены труда;

  • принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций;

  • применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

    Владеть:

  • научными основами производственной санитарии и гигиены труда;

  • принципами организации и планировании производственной санитарии и гигиены труда на производстве;

  • методами организационных, технических и экономических основ разработки мероприятий по снижению опасных и вредных факторов на производстве;

  • информацией о перспективах развития техники средств защиты, повышения безопасности с учетом мировых тенденций;

  • представлениями об источниках опасных и вредных факторов современного производства и их интенсивности.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Семестр

5

6

Аудиторные занятия (всего)

170

85

95

В том числе:










Лекции

102

51

51

Практические занятия (ПЗ)

34

17

17

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

34

17

17

Самостоятельная работа (всего)

10

-

10

В том числе:










Курсовой проект (работа)

10

-

10

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

Другие виды самостоятельной работы

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зач/экзамен

зачет

экзамен

Экзамен

36

-

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

216

6

85

2

131

4


  1   2   3

Похожие:

Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconПрограмма учебной дисциплины «нормативно-техническая документация по охране труда»
«Управление промышленной безопасностью», «Производственная санитария и гигиена труда», «Надзор и контроль в сфере безопасности» и...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconРабочая программа дисциплины сд. Ф. 01 «Производственная санитария и гигиена труда»
Учебный план подготовки дипломированных специалистов 280102 специальности «Безопасность технологических процессов и производств (в...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07 «Гигиена» по медицинским и биологическим наукам
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: гигиена окружающей среды; коммунальная гигиена; гигиена труда; гигиена...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность и гигиена питания»
«Химия», «Биохимия», «Микробиология, санитария и гигиена», и целый ряд специальных и общеобразовательных дисциплин, которые создают...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «производственная санитария и гигиена труда»
Целью курсовой работы является: закрепление и расширение знаний по производственной санитарии и гигиене труда, необходимых для успешного...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconРабочая программа учебной дисциплины «микробиология продовольственных товаров, санитария и гигиена»
При изучении дисциплины студент должен приобрести необходимый уровень знаний, который позволяет осуществлять необходимые действия...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconКонспект лекций по дисциплине «производственная санитария»
Конспект лекций предназначен для оказания помощи слушателям в получении теоретических сведений по дисциплине «Производственная санитария»....
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconРабочая программа дисциплины «микробиология, физиология питания, санитария и гигиена»
...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconБилет N17 Техника безопасности и производственная санитария
Обеспечить охрану труда на производстве обязан работодатель, его администрация. Руководитель участка, подразделения производства...
Программа учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда» iconПояснительная записка Знание основных требований безопасности и гигиены труда позволяет предотвращать несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве,
Учебная программа составлена на основе учебной (базовой) программы по дисциплине «Безопасность и гигиена труда на предприятии», утвержденной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница