Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)




Скачать 125.12 Kb.
НазваниеМетодическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)
Дата19.11.2012
Размер125.12 Kb.
ТипМетодическая разработка
Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса
Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)


Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте:
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html



Урок о русской выхухоли

«Удивительное рядом»

для учащихся 8 класса (14 лет)


Автор:

педагог дополнительного образования

Городского детского эколого-биологического центра

г. Казани

Валеева Наталья Сергеевна


Урок «Удивительное рядом» может быть проведен в форме внеклассного мероприятия или в рамках работы школьного экологического кружка. Урок рассчитан для учащихся 8 класса. Проводится 29 декабря – в День биологического разнообразия.

Цели урока:

  • образовательная – закрепление знаний о строении и жизнедеятельности наземно-водных млекопитающих на примере ондатры, выдры, бобра и выхухоли.

  • обучающая - определение экологических факторов, влияющих на численность популяции русской выхухоли; освоение практических навыков сохранения выхухоли.

  • воспитательная – укрепление чувства любви к живой природе, бережного отношения к флоре и фауне родного края.


Материал и оборудование:

Фильм «Русская выхухоль» телестудии «Брянский лес» или «Знакомьтесь – русская выхухоль» видеостудии заповедника «Керженский»; видеопроектор или ноутбук; костюмы ученых: мантия, очки; Красные книги Татарстана, Ярославской области, Свердловской области, Украины; географические карты Украины, Татарстана, Ярославской и Свердловской областей; костюм выхухоли, рисунки выхухоли.


Действующие лица: ведущий, ученый из Украины, ученый из Ярославской области, ученый из Татарстана, ученый из Свердловской области, взрослый в костюме выхухоли.

Пояснительная записка

Одна из задач биологического образования заключается в том, чтобы научить учащихся формулировать как можно большее количество логически правильных и непротиворечивых гипотез. Поэтому биологические проблемы являются одним из важнейших компонентов содержания школьного курса биологии, способствующих развитию творческого мышления учащихся (В.А. Бухвалов).

В рамках изучения темы «Удивительное рядом», учащимся предлагается, во-первых, решить проблему комбинирования систем и их элементов. То есть, определить признаки строения и жизнедеятельности млекопитающего, ведущего наземно-водный образ жизни; а также сравнить внешний вид и жизнедеятельность бобра, ондатры и выхухоли.

Методом мозгового штурма (автор- А. Осборн), после прослушивания описания животного, его образа жизни, предлагается угадать название вида (русская выхухоль). Поэтому детей делят на команды (по рядам) и каждая команда выдвигает свои гипотезы. Заранее предупреждается, что критика запрещена. Ведущий делает анализ всех предложенных гипотез и озвучивает правильный ответ.

После просмотра видеофильма, в качестве закрепления и актуализации полученных знаний о русской выхухоли, проводится опрос. Опрос ведется методом контрольных вопросов.

Во второй части занятия учитель (ведущий) предлагает решить проблему определения причинно-следственных связей: определить связи между элементами системы и сделать прогноз. Главная задача: обозначить факторы, влияющие на сокращение численности популяции русской выхухоли, ее исчезновения в ряде регионов.

В этом случае, когда рассматривается экологический аспект (лимитирующие факторы, меры по увеличению численности), можно применить системный анализ (автор- Г.С. Альтшуллер). Системный анализ проводится по следующему алгоритму:

  1. Составить подробную схему ситуации, нарисовать на доске элементы природной и антропогенной среды, окружающие выхухоль. Схема является опорой для организации мыслительного анализа проблемы.

  2. Определить проблемный элемент – сокращение численности популяции русской выхухоли.

  3. Анализ ресурсов системы и среды (что влияет на гибель выхухоли?)

    • применение лесочных сетей;

    • выпас скота вблизи водоемов и т. д.


Таким образом, обучение учащихся решению проблем позволяет научить детей работать в группах (без крика и шума предлагать варианты ответов) и снять психологические запреты на некоторые гипотезы, правдоподобность которых вызывает сомнение (В.А. Бухвалов).


Ход урока

Ведущий: дорогие ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие по родным просторам и знакомство с удивительными животными. Я постараюсь очень подробно дать его описание и рассказать о его местообитании, а вы угадайте, кто же это.


Описание вида

Небольшое животное, по внешнему виду напоминающее крупную землеройку. Длина тела до 23 см., масса до 480 г. Конец мордочки удлинен и образует подвижный хоботок, на котором расположены ноздри. Глаза недоразвиты и скрыты в шерсти. Хвост уплотненный, голый, чешуйчатый, покрыт редкими волосами. Окраска однородная, от пепельной до темно-серой, на брюшной стороне- с серебристым налетом.

Ведущий: Если вы догадались, я жду ответа...(идет мозговой штурм среди учащихся и выссказываются варианты ответа: ондатра, бобр).

Ведущий: нет, ответ не правильный. Вот еще подсказки:


Образ жизни

Обитает в тихих, заросших водной растительностью, но достаточно глубоких пойменных озерах, старицах и речных заводях. Благоприятные условия создает также древесная и кустарниковая растительность, покрывающая берега: она скрепляет почву, способствует долговечности вырытых зверьками нор, А во время паводков дает приют и убежище покинувшим затопленные норы беглецам. Высоких обрывистых и низких заболоченных берегов выхухоль избегает.

Заслушиваются ответы учащихся.

Ведущий: Разгадать эту загадку поможет видеосюжет.

Идет демонстрация видеофильма.

Ведущий: Итак, это русская выхухоль! Из фильма вы узнали, где обитает она, чем питается и кто ее враги. Сейчас класс делится на три команды – три ряда, как сидят школьники. Я по очереди буду задавать вопросы по фильму, а вы стараетесь вспомнить сюжет и ответить правильно. За каждый правильный ответ – балл всей команде, в конце урока мы подведем итоги и наградим победителей.

Контрольные вопросы (по 6 каждой команде)

  1. Выхухоль – это…

а. зверек

б. цветок

в. название города

г. нехороший человек

  1. Как звучит ласковое прозвище выхухоли?
    а.хохлушка
    б.хохуля
    в.хохлатка
    г. нахалка

  2. Русская выхухоль как вид известна еще с …
    а.плейстоцена (около 1,5 млн лет назад)
    б.плиоцена (около 5 млн лет назад)
    в.мела (около 140 млн лет назад)
    г. венда (около 650 млн лет назад)

  3. Русская выхухоль относится к классу...
    а. Пресмыкающиеся (Reptilia)
    б. Земноводные (Amphibia)
    в. Птицы (Aves)
    г. Млекопитающие (Mammalia)

  1. Русская выхухоль относится к отряду…
    а. Грызуны (Rodentia)
    б. Однопроходные (Monotremata)
    в. Насекомоядные (Insectivora)
    г. Хищные (Carnivora)

  2. Чем покрыто тело выхухоли?
    а. мехом с густым ворсом
    б. роговыми чешуйками
    в. жесткими щетинками
    г. перьями

  3. Как выглядят лапки выхухоли?
    а. передние - более короткие, раздельнопалые с коготками; задние – более длинные, перепончатые
    б. передние – более короткие, перепончатые; задние – более длинные, перепончатые
    в. передние и задние лапки одинаковой длины, перепончатые
    г. передние и задние лапки одинаковой длины, раздельнопалые с коготками

  4. Хвост у выхухоли…
    а. широкий, уплощенный сверху вниз, покрытый большими роговыми щитками
    б. длинный, чешуйчатый, сплющен с боков
    в. длинный и пушистый
    г. короткий и голый
    д. короткий, опушенный, за шерстью зверька не виден

  5. Русская выхухоль и бобр европейский…
    а. примерно одинаковы по размеру
    б. бобр больше выхухоли
    в. бобр меньше выхухоли

  6. Вес взрослой выхухоли около…
    а. 15 граммов
    б. 500 граммов
    в. 2 кг
    г. 30 кг

  7. Какого цвета мех у выхухоли?
    а. спинка - светло серая, брюшко - черное
    б. спинка - коричневая, брюшко - серебристо-белое или серебристо-серое
    в. спинка и брюшко черного цвета
    г. спинка и брюшко - светло-рыжие

  8. Сколько выхухоль может пробыть под водой при нырянии?
    а. не больше 1 минуты
    б. около 5 минут
    в. около 20 минут
    г. нисколько, выхухоль не умеет нырять

  9. Какая части тела помогает выхухоли быстро охладится и, благодаря этому, избежать теплового удара в жаркий летний день?
    а. плотный ненамокающий волосяной покров
    б. оголенные участки тела – хвост, подошвы лап и конец хоботка
    в. язык
    г. мускусные железы

  10. Когда у выхухоли наступает сезон размножения?
    а. весной
    б. осенью
    в. в летний период один раз в 2 года
    г. в течение всего года, но существует весенне-летний и осенний пики размножения

  11. «Домик» выхухоли представляет собой…
    а. нору в берегу
    б. хатку
    в. дупло на дереве
    г. гнездо из сухой травы среди камней или в буреломе

  12. Выхухоль активна преимущественно…
    а. на рассвете и в сумерки
    б. в дневное время
    в. ночью

  13. Зимой выхухоль…
    а. впадает в спячку на весь холодный период
    б. впадает в спячку, но периодически просыпается, чтобы поесть
    в. ведет активный образ жизни всю зиму
    г. мигрирует в теплые края

  14. Почему выхухоль не селится (т. е. не создает постоянные норы) около водоемов, глубина которых менее 50-70 см?
    а. в мелких водоемах мало пищи для выхухоли
    б. в мелком водоеме выхухоли трудно спастись от хищника
    в. мелкие водоемы зимой часто промерзают до дна
    г. большинство мелких водоемов заняты конкурентом выхухоли – ондатрой




  1. Вопрос для всех команд: встречается ли выхухоль в наших краях?



Ведущий: на этот вопрос даст правильный ответ наш гость – ученый. (приглашается ученик, играющий роль ученого из Татарстана).

Ученый из Татарстана:

Русская выхухоль в Татарстане

Desmana moschata


Русская выхухоль – отряд Насекомоядные (Insectivora)

Семейство - Выхухолевых (Desmanidae)


В Татарстане была найдена в бассейнах рек Свияга и Ик. (показывет по карте) Последние встречи – на озере Затон в Буинском районе в 1982-1983 годах. Ранее встречалась от реки Казанка до реки Сюнь и от Балтасинского до Алькеевского района и до начала XX века служила объектом охотничьего промысла.

Численность. В ареале численность сокращается, в Татарстане возможны единичные находки.


Ученый из Ярославской области:

Русская выхухоль в Ярославской области


Статус – 2-я категория. Сокращающийся в численности вид.

Ранг охраны – Международный.

Распространение. В середине XX века была распространена повсеместно, населяя практически все пригодные водоемы. К середине XX ареал на территории Ярославской области становится мозаичным, обитание вида отмечается реках Нерль, Кубь, Которосль, Пахма, Ухра и некоторых озер: Неро, Сомино.(показывает по карте) В настоящее время встречается по ркеам Соть, Устье, Касть, Вот, Уча, Обнора, Ширна, Лахость, Которосль, Пахма, Шиголость, Келноть, обитает в озерах Некрасовской поймы. Редкий реликтовый вид России, Ареал вида включает бассейн Днепра, Дона, Волги, Крала и носит разорванный характер. В результате искусственной акклиматизации выхухоль стала встречаться в бассейне реки Обь (см. рис.).

Численность. В середине XIX века была многочисленным видом. К 50-м годам XX века характеризуется как немногочисленный, редкий вид. По учетам, проводимым органами охотнадзора в 1970 году, численность на территории Ярославской области составляла 1000 экземпляров, к 1985 году она снижалась до 700 экземпляров, в 1988 году оценивалась в 600-700 голов, по учетам 2000 года в области обитало не более 500 особей (данные областного управления охотхозяйства).

Ученый из Украины:

На Украине лет 40-50 назад выхухоль водилась в притоках и пойменных озерах Северского Донца в Ворошиловградской области от устья реки Жеребец до реки Боровая, встречалась также за пределами этого участка в Харьковской и Донецкой областях.

В начале века ее находили и в бассейне Днепра: на реке Гнилой Ташлык (приток Тясмина), реках Сура, Самара и некоторых других (см. рис.). В 1928 г. В пойме Северского Донца в Ворошиловградской области был организован выхухолевый заказник Кременная, в котором еще в 1954 г., незадолго перед его ликвидацией, поголовье выхухоли оценивалось в 500 экземпляров.

На этой территории выхухоль держалась до 1960-х. Остатки популяции были уничтожены несколькими зимними паводками. Сохранились, видимо, единичные экземпляры выхухоли, о чем свидетельствует находка в 1979 году в одном из озер организованного в 1968 году Луганского заповедника зверька, погибшего в вентере браконьера.

В 1975 году появились сообщения о появлении выхухоли на северо-востоке Украины по течению Сейма на границе Сумской и Курской областей выхухоль была акклиматизирована и начала расселяться вниз по течению реки. После 1970 года зверьков и следы их жизнедеятельности неоднократно наблюдали местные жители в озерах и старицах Сейма, наименее затронутых хозяйственной деятельностью – на участке протяженностью 20-30 км. Вниз по течению от села Теткино. Норы выхухоли находили у сел Мануховка, Волынцево, Рыжевка, Бояро-Лежачи.

На территории Украины общая численность выхухоли, по-видимому, не превышает 10-20 особей.

Ученый из Свердловской области:


Выхухоль в Свердловской области

Русская выхухоль - исчезла с территории Свердловской области

Ведущий: Как же так! Такой маленький и беззащитный зверек! И мы его не спасем! Ребята! Скажите, пожалуйста, каковы причины гибели выхухоли, и что надо сделать, чтобы ее спасти?

Идет обсуждение вопроса. Излагаются различные версии.

Ведущий: За верными ответами обратимся к уважаемым ученым.


Ученый из Татарстана: Лимитирующие факторы: Затопление и распашка пойм, загрязнение водоемов.

Меры охраны. Выхухоль внесена в 1986 году в список исчезающих и редких животных Татарстана (демонстрирует Красную книгу). Необходимы восстановление пойм, строгие меры охраны в местах обнаружения. В неволе не размножается.

Ученый из Ярославской области:

Лимитирующие факторы: Длительные зимние паводки, высокое половодье и пересыхание водоемов. Основные причины сокращения численности – антропогенные факторы: мелиорация и хозяйственное преобразование пойм; рыболовство с незаконным использованием ставных орудий лова и электроловов; выпас скота вблизи водоема, приводящий к разрушению нор; загрязнение водоемов бытовыми и промышленными стоками.

Принятые меры охраны. Вид занесен в Красный список МСОП – 96 и Красную книгу России. Для их охраны созданы 4 заповедника и около 80 заказников федерального и местного значения, где сосредоточено более 30% от общего числа животных.

Рекомендации по сохранению вида в естественных условиях.

  1. Комплексные меры по охране угодий, где обитает выхухоль.

  2. Запрещение мелиоративных работ по осушению стаций.

  3. Ограничения выпаса скота вблизи водоемов.

  4. Запрещение распашки пойм и применения пестицидов.

  5. Строгий запрет рыболовства с использованием ставных орудий лова на водоемах, где обитает выхухоль.

Ученый из Украины:

Причины сокращения численности – изменение экологических условий, зимние паводки, ухудшение гидрологического режима в результате хозяйственной деятельности человека, пересыхание водоемов летом, промерзание их до дна зимой, загрязнение водостока удобрениями и пестицидами, промышленными отходами, браконьерский лов рыбы вентерями.

Ведущий: Давайте, ребята, представим, что мы сейчас в природе, там, где обитает выхухоль. И ее надо спасти. Предложите, пожалуйста, что надо сделать, а чего делать категорически нельзя. Ведь исчезновение выхухоли в Свердловской области не должно повториться в других регионах!

Предложения поступают по очереди от каждой команды и записываются на доске.

Ведущий: А сейчас у вас, ребята есть еще вопросы к нашим ученым. Если есть, то задавайте!

После беседы, ведущий подсчитывает баллы у каждой команды и определяет победителя.

Далее благодарит ученых за участие в беседе и для вручения призов приглашает… Русскую выхухоль.

Выхухоль: В местах укромных,

Живу я скромно

Дружить со всеми я хочу

И дружбой вашей дорожу!

Идет награждение команд и подведение итогов.


Заключение.


Учитель:

Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного.


Это и будет вашим домашним заданием. На следующем уроке каждый из вас расскажет, сколько листовок вам удалось раздать и сколько людей узнало благодаря вам о проблеме исчезновения русской выхухоли»


Список использованной литературы

  1. Бухвалов В.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач. М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2007. – 56 с.

  2. Красная Книга Республики Татарстан/ под ред. А.И.Щеповских.-Казань. Издательство «Идел-Пресс», 2006. – 832 с.

  3. Красная Книга Свердловской области/под ред. Н.С. Котынин.-Екатеринбург: Баско, 2008. – 256 с.

  4. Красная Книга Ярославской области/под ред. Л.В. Воронина. Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 2004. – 384 с.

  5. Редкие и исчезающие растения и животные Украины. АН УССР институт зоологии им. Шмальгаузена.- Киев: Наука думка, 1988. -256.


Примечание для учителя

Урок можно дополнить одной из разработанных к урокам о выхухоли презентаций, размещенных на сайте ЦОДП в разделе «Дополнения для уроков»: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html


Полезные ссылки к уроку:

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html

1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык)

2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык)

3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд).


http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html

Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок.

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc

Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли.





Похожие:

Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)
Познакомить учащихся с обитателем реки выхухолем, его образом жизни. Дать информацию о причинах сокращения её численности
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconСборник руководящих документов по заповедному делу издание 3-е, дополненное и переработанное Составитель В. Б. Степаницкий Серия Настольная
В. Б. Степаницкий. — 3-е изд., доп и перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. — 703 с
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconЗаконодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при
П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” / В. Б. Степаницкий....
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина»
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconКонференции, конкурса, семинара, школы и др.) в Программу «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («умник») на 2008 г
Программу «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («умник») на 2008 г
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconКонференции, конкурса, семинара, школы и др.) в Программу «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («умник») на 2008 г
Программу «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («умник») на 2008 г
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconК федеральному закону российской федерации
П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” / В. Б. Степаницкий....
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconУчебное пособие «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации»
Всемирный Банк совместно с Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом дикой природы в течение 2010-2011 гг реализуют...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМурманская областная общественная организация «Кольский центр охраны дикой природы»
Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям статуса особо охраняемой...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconТретья Международная научно-техническая конференция «Виртуальные и интеллектуальные системы» вис 2008 Уровень Мероприятия (международное, всероссийское, отраслевое, региональное, др.)
Программу «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («умник») на 2008 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница