Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области»




Скачать 190.36 Kb.
НазваниеМетодическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области»
Дата19.11.2012
Размер190.36 Kb.
ТипМетодическая разработка

Дайнега Д.В. Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи имени В. М. Комарова»


Красная книга Челябинской области


Направление: «Занимательная экология»


Методическая разработка учебного занятия


Дайнега Дмитрий Валерьевич,

педагог дополнительного образования


г. Снежинск

2012

сведения об авторе


Дайнега Дмитрий Валерьевич.


Образование: биолог, педагог-психолог

Работает педагогом дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи им. В.М. Комарова

г. Снежинска. Педагогический стаж – 7 лет. Реализует дополнительную образовательную программу «Занимательная экология» для обучающихся 1-4 классов. На занятиях педагога дети младшего школьного возраста не только получают сведения о богатстве, разнообразии и особенностях природы родного края, но и знакомятся с экологическими проблемами своего города, близлежащего парка, леса, озера, получая возможность представить масштаб этих проблем на всей планете в целом.

Цель профессиональной деятельности педагога – формировать у школьников г. Снежинска устойчивое ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения.

Контактная информация: minngbai@yandex.ru


Аннотация


Экологическое образование является важнейшим фактором устойчивого развития общества. На современном этапе экологическое образование строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы, на стремлении к гармонизации этих отношений.

В век экологических катастроф автор считает важным и актуальным привлечь е внимание детей с самого юного возраста к бережному отношению к природе нашей родной планеты в целом и природе родного края в частности и формированию личной ответственности по ее сохранению.

Отличительная особенность настоящей методической разработки по теме «Красная книга Челябинской области» заключается в наглядности материала, использовании мультимедийного сопровождения, нетрадиционной форме запоминания изученного материала и его практической отработке в домашнем задании.

Разработка рассчитана на школьников 1-2 классов и может быть использована в преподавании предмета «Окружающий мир», экология, краеведение в начальной школе.


Содержание


методической разработки учебного занятия

по теме: «Красная книга Челябинской области »






  1. Аннотация.

  2. План – конспект учебного занятия (бумажный носитель)

    • Общая характеристика учебного занятия

    • План занятия

    • Ход занятия

    • Список литературы для педагога и обучающихся



  3. Приложения к методической разработке

    Приложение №1 – образец оформления титульного листа;

    презентация в виде распечатки и электронного документа

    в формате ppt (Красная книга Челябинской области),

    в т.ч. рекомендации по созданию «Сказочной красной книги»

Приложение № 2 – методические рекомендации по проведению учебного занятия

Приложение № 3 – тестовый материал к занятию.

Приложение № 4 – «Как подготовить экологический проект

«Сказочная красная книга»»

Приложение № 5 – примеры выполнения практической работы

обучающимися (домашнее задание - «Красная книга»)

Приложение № 6 – распечатка презентации


Общая характеристика занятия


Дата проведения 5 марта 2012 г., I г. об, уровень институциональный (открытое занятие).

Место проведения: ДТ, каб.313

Группа: 1 год обучения (1-2 класс)

Тип занятия: изучение нового учебного материала

Форма проведения: учебное занятие

Методы обучения: фронтальный опрос и беседа, наглядно-демонстрационный, закрепление в памяти представителей Красной книги Челябинской области с помощью ассоциативной памяти

ТСО: проектор, компьютер, экран, магнитофон, кассета с записью композитора Энио Морриконе.

Перечень наглядных пособий: презентация, тест

Продолжительность занятия: 40 минут.

Словарь: Красная книга, венерин башмачок пятнистый, ирис сизоватый, росянка английская, речная выдра, кудрявый пеликан, медянка обыкновенная


Содержание плана-конспекта


1

Направление

Занимательная экология

2

Место занятия в структуре образовательного процесса

Занятие по учебному плану

3

Тема

Тема №6 «Охрана природы»

4

Номер занятия по теме

Занятие №1

5

Тема занятия по

учебно- тематическому плану

Красная книга Челябинской области

6

Форма:

Комбинированное учебное занятие

7

Цель:

Познакомить обучающихся с понятием Красная книга Челябинской области

8

Задачи:

Обучающие: познакомить с видами Красной книги;

познакомить с исчезающими видами животных и растений, занесённых в Красную книгу Челябинской области; дать понятие о международном Союзе охраны природы;

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес, ассоциативную память; устойчивую мотивацию к самообразованию

Воспитательные: воспитывать личную ответственность каждого за будущее нашего родного края и планеты в целом

9

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор

10

Ожидаемые результаты:

Расширение и уточнение знаний у школьников о Красной книге, осознание проблем, связанных с охраной животных и растений, изменение отношения к окружающей среде: от потребительского - к бережному, осознанному.

11

Этапы занятия:

1. Организационный момент: знакомство с планом занятия (1мин).

2. Эмоционально-психологическая настройка (погружение) на занятие. (1 мин)

3. Что такое Красная книга, виды Красных книг. (5 мин)

4. Некоторые животные и растения из Красной книги Челябинской области (20 мин)

5. Физминутка (1 мин)

6. Беседа, тестирование (5 мин)

7. Рефлексия (5 мин)

8. Домашнее задание (2 мин).

9. Завершение занятия



Ход занятия


  1. Организационный момент.

Педагог. Здравствуйте ребята!


  1. Эмоционально-психологическая настройка (погружение) на занятие, целеполагание.

Звучит колокол и фоном музыка Энио Мориконе из к/ф «Профессионал». Запускается презентация

Слайд 1

Педагог. Каждый день с планеты Земля исчезает один вид животного и растения. Настало время человеку остановиться и задуматься: что же он делает? Именно поэтому и появилась Красная книга. Мы с вами сегодня познакомимся с Красной книгой Челябинской области и некоторыми её представителями.


Слайд 2

  1. Что такое Красная книга, какие бывают или вы знаете виды Красных книг?

П. Как вы считаете, почему книга называется Красной?

Дети. Красный цвет предупреждает нас, что уже больше нельзя рвать эти растения, убивать этих животных.


Слайд 3

П. Молодцы! Красные книги бывают разные. Самой большой считается Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов (впервые появилась в 1976 г.). Далее идёт Красная книга страны, т.е. Российской Федерации (впервые появилась в 1978 г.). Ребята, а в какой области мы живём?

Д. В Челябинской.

П. Верно! В нашей, Челябинской, области Красная книга впервые была опубликована в 2004 году. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми её представителями. Для нашей работы мы будем использовать следующий план (на доске):

Как называется?

Где обитает (лес, водоём, луг и т.д.)?

Почему попал в Красную книгу?

А теперь - внимание на экран.

Слайд 4

  1. Некоторые животные и растения из Красной книги Челябинской области

Слайд 5

И начнём мы наше знакомство с растений.

Слайд 6

Перед вами венерин башмачок пятнистый. Это довольно крупное растение (до 50-80 см высоты). Растёт на хорошо увлажнённых почвах. Посмотрите на это растение. Как вы думаете почему оно попало в Красную книгу?

Д. Оно красивое!

П. Отлично! Охраняется в Ильменском и Восточно-Уральском заповедниках, национальных парках «Зюраткуль» и «Таганай», на территории памятников природы «Уйский бор», «Ларинский бор», «Каштакский бор», «Карагайский бор», «Еткульский бор», «Чебаркульский бор», «Река Ай…».

Слайд 7

Внимание, растение хищник! Перед вами росянка английская. Это травянистое растение, произрастающее в болотах. Как же оно попало в Красную книгу? Люди осушают болота. Охраняется в Ильменском заповеднике, Троицком заказнике, национальном парке «Зюраткуль».

Слайд 8

А вот ирис (касатик) сизоватый. Это травянистое растение произрастает в степях и по берегам рек. Причина исчезновения этого растения – выпас домашнего скота. Охраняется на территории памятника природы «Гора Чека».

Слайд 9

Теперь перейдём к животным. Внимание на экран!

Слайд 10

Перед вами речная выдра. Как вы думаете, где она живёт?

Д. У водоёмов.

П. Конечно. Это мы с вами узнали из названия. Как вы считаете, почему исчезает

этот зверек?

Д. Потому что на него охотятся люди.

П. Правильно. Чтобы этот зверь навсегда не исчез с лица земли, следует запретить охоту на выдру.

Слайд 11

А вот посмотрите на интересную птицу. Называется она кудрявый пеликан. Как вы думаете, почему?

Д. У неё на голове перья образуют кудряшки.

П. Эта птица водная, поэтому она исчезает из-за обмеления водоёмов, ухудшения питания (мало рыб). Для его сохранения необходимо запретить людям вести хозяйственную деятельность в местах гнездования кудрявого пеликана.

Слайд 12

Ребята посмотрите на эту змею. Как вы думаете, ядовитая ли она?

Д. Да!

П. Вот и многие другие люди так считают, а на самом деле медянка абсолютно безвредное пресмыкающееся, живущее в лесах. Необходимо ввести запрет на её уничтожение и разъяснять людям, что она безвредная.

Проектор временно выключается


  1. Физминутка


Педагог предлагает детям подняться из-за парт и немного подвигаться, вместе с ним повторяя слова стихотворения:


Мы на берег моря выйдем,

Руки к солнышку поднимем,

Распластаем руки над волнами,

Высоко парим под облаками,

Как могучие орланы.


6. Беседа, тестирование

П. Ребята, как вы думаете, для чего нужна Красная книга?

Д. Чтобы знать, каких животных и растений на земле осталось очень мало и не уничтожать их, бережно к ним относиться. Чтобы редкие и исчезающие виды не пропали с нашей планеты совсем.

П. Почему же животные и растения, с которыми мы с вами познакомились сегодня, попали в Красную книгу?

Дети перечисляют

П. А теперь с помощью небольшого теста проверим, кто лучше запомнил животных и растения, с которыми мы познакомились сегодня. Сейчас я раздам листочки. На них - рисунки растений и животных. Ваша задача: в полях под рисунком подписать название. Подсказка находится внизу листа – там не по порядку написаны названия наших сегодняшних знакомых.

Проводится тестирование и взаимопроверка


7. Рефлексия

Проектор вновь включается

Слайд 13

П. Итак, о чём мы с вами сегодня разговаривали?

Кто такие редкие животные и растения?

Что такое Красная книга и кто её пишет?

Как животные и растения попадают в Красную книгу?

Какое животное или растение из Красной книги вы запомнили сразу? Почему?

Назовите представителей Красной книги Челябинской области.

Слайд 14

П. А можем ли мы как-то помочь исчезающим животным и растениям?

Д. Да!

П. Как?

Ответы детей, затем педагог с детьми, щёлкая кнопкой компьютерной мыши, проверяет все ли варианты перечислили обучающиеся (на слайде встроена анимация)


Молодцы! На следующем занятии мы с вами познакомимся с местами, где охраняются эти и многие другие растения и животные из Челябинской Красной книги. А сейчас домашнее задание.


8. Домашнее задание

К следующему занятию сделайте свою «Сказочную Красную книгу». Для этого

я раздам сейчас советы, как её сделать (см. Приложение №4)


Слайд 15


9. Завершение занятия

Какие есть вопросы? Что осталось непонятным? Вы сегодня хорошо потрудились, ребята! Узнали много интересного. Занятие завершено, спасибо за труд.


Список литературы

для обучающихся и их родителей

  1. Детская энциклопедия «Махаон». Тайны природы. - М.: «Махаон», 2004.

  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

  3. Кривушина С. В. Загадки царства растений. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2004.

  4. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьёва Охрана природы: Факультатив, курс: Пособие для учащихся/ Под ред. К.В. Пашканга. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990.

  5. Онегов А. Календарь природы: Пособие для юных натуралистов. - М.: ТЕР­РА - Книжный клуб, 2003.

  6. Пастушенков Л.В. и др. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту /Л. В. Пастушенков, А. Л. Пастушенков, В. Л. Пастушенков. - Л.: НПП «Альтернативная наука», 1991.

  7. Я познаю мир: Экология: Дет. энцикл./Авт.-сост. А.Е. Чижевский; Худож. Е.В. Щелкун. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Аст-рель», 2004.



Список литературы

для педагога

  1. Детская энциклопедия «Махаон». Тайны природы. - М.: «Махаон», 2004.

  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

  3. Кривушина С. В. Загадки царства растений. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2004.



ПРИЛОЖЕНИЯ


к методической разработке плана - конспекта учебного занятия


Тема: «Красная книга Челябинской области»

Направление: «Занимательная экология»

Педагог: Дайнега Д.В.


Приложение № 1


К занятию прилагается презентация в виде распечатки и электронного документа в формате ppt (Красная книга Челябинской области).

Титульный лист презентации представлен ниже.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


плана-конспекта учебного занятия

(электронная версия)


Тема: «Красная книга Челябинской области»

Направление: «Занимательная экология»

Педагог: Дайнега Д.В.


Приложение №2


Методические рекомендации по проведению

учебного занятия.


Знакомство школьников с Красной книгой своего края следует проводить в первом-втором классах. Детям этого возраста свойственна доброта и любознательность. Знакомство с Красной книгой осуществлялось в соответствии с дидактическим принципом от близкого – к далёкому: от родного края (Челябинская Красная книга) – ко всей стране (Красная книга Российской Федерации) и Земле в целом (МСОП).

В соответствии с психофизическими особенностями детей 6-8 лет выбраны следующие методы обучения: фронтальный опрос и беседа, наглядно-демонстрационный, закрепление в памяти представителей Красной книги Челябинской области с помощью ассоциативной памяти.

Также, в силу возрастных особенностей и природосообразности, занятие поделено на

9 этапов.

На первом этапе обучающиеся настраиваются на занятие.

На втором этапе при помощи яркого эмоционально-психологического воздействия (колокол) дети погружаются в тему занятия.

Третий этап знакомит детей с понятием «Красная книга» и видами Красных книг, а также способствует актуализации их знаний о растительном и животном мире родного края.

Знакомство с некоторыми представителями Челябинской Красной книги происходит на четвёртом этапе занятия. Отбор именно этих представителей обусловлен целью педагога показать основные причины попадания животных и растений в категорию редких и исчезающих, а также показать некоторые виды особо охраняемых природных территорий (более глубокое знакомство с которыми будет проходить на следующем занятии).

Так как дети младшего школьного возраста примерно после двадцати минут работы устают, то, следуя принципам здоровьесберегающей педагогики, на занятии рекомендуется проводить физкультминутку (пятый этап).

Шестой этап посвящён закреплению и проверке полученных знаний на занятии в виде фронтальной беседы (с проблемно-ориентированными вопросами) и тестирования.

Этап Рефлексии (седьмой) помогает актуализировать знания обучающихся по изученной теме, подвести итог занятия.

Домашнее задание даётся воспитанникам исключительно по желанию. Оформление своей «Сказачной Красной книги» помогает не только закрепить основные понятия, полученные на занятии, но и способствует развитию творческого воображения детей.

Занятие заканчивается прощанием педагога с детьми на устной положительной мотивации.

Тема «Красная книга Челябинской области» в дополнительной образовательной программе I года обучения «Занимательная экология» (Дайнега Д.В.) идёт после темы «Планета Земля в опасности». Логика здесь следующая: на планете Земля есть места, которые требуют внимания всего человечества (озеро Байкал, Аральское море) → в этих местах обитают животные и растения, которые больше нигде могут не встречаться (например, байкальская нерпа) → для учёта и сохранения редких и исчезающих животных и растений люди создали Красную книгу → нам необходимо знать, кто из животных и растений Челябинской области занесён в Челябинскую красную книгу → мы знакомимся с некоторыми видами, узнаём причины их исчезновения и ищем пути защиты → обучающиеся знакомятся с особо охраняемыми природными территориями Челябинской области.

Согласно изложенной выше логике рассуждения, следующая тема по учебно- тематическому плану называется «ООПТ Челябинской области».

Тема же «Красная книга Челябинской области» актуализирует проблему разнообразия жизни и её сохранения. Она помогает перекинуть мостик к разумному природопользованию, обладает высоким воспитательным потенциалом (особенно когда дети делают «Сказочную Красную книгу», защищают её на конкурсе).

Такое мероприятие воспитывает бережное отношение к природе, подводит воспитанников к выводу, что природа беззащитна перед человеком, её надо беречь, изучать, охранять.


Приложение № 3

Тестовый материал

к занятию


Кто-то разбросал названия растений и животных из Красной книги Челябинской области.

Задание: Помоги Коту Матроскину расставить названия под рисунками.








1.

2.

3.







4.

5.

6.

Подсказка

Кудрявый башмачок

Выдра английская

Венерин пеликан пятнистый

Медянка (ирис) сизоватая

Касатик обыкновенный

Росянка речная




Приложение № 4

Рекомендации по подготовке и выполнению домашнего задания «Сказочная красная книга» находятся в электронном документе, подготовленном в программе Publisher (формат pub), а также в распечатанном виде.

П
Спасём нашу планету вместе!!!


Как подготовить экологический проект «Сказочная Красная книга»

Помни!!!

За выполнение экологического проекта «Сказочная Красная книга»

предусмотрен приз.

Образец оформления титульного листа «Сказочной Красной книги»



«Сказочная Красная книга»


Обучающегося

Дворца творчества

Беляева Данила


2012 год

Снежинск

2012

Дворец творчества детей и молодёжи

имени В,М. Комарова
ервый лист буклета находится ниже.


Автор-разработчик: педагог дополнительного образования, ДТДМ

Дайнега Дмитрий Валерьевич

Тираж – 12 экземпляров

2012 год








дине «Сказочная Красная книга», под заголовком укажи своё имя и фамилию, а также класс и школу (смотри образец на обратной стороне буклета).

На следующем листе можешь начинать уже свою «Сказочную Красную книгу».

содержание


В «Сказочной Красной книге», как и в любой другой Красной книге, размещаются редкие животные и растения. Это может быть Колобок, Аленький цветочек, Крокодил Гена и другие сказочные персонажи.

Картинка обязательна (нам же нужно знать, как выглядит редкий персонаж, чтобы его сохранить)! Можно не рисовать, а вырезать и наклеить.

Порядок записи редких персонажей такой:

1. Название. 2. Где (сказка)?

3. Меры охраны (можно придумать)

Оформление


Свою «Сказочную Красную книгу» лучше сделать на альбомных листах формата А4, поделив их пополам (или половина обычной тетради). Можно, конечно, и больше. Главное, чтобы листок книги был чистым (без линеек и клеточек).

В «Сказочной Красной книге» должно быть не менее 6 листов (не считая первого, титульного, и последнего), но и не более 10.

Листок сложи как книжку-малышку


Как и любая книга, твоя «Сказочная Красная книга» должна начинаться с главного или титульного листа. Здесь следует написать заголовок по сере

Как сделать «Сказочную Красную книгу»?


Юный эколог! Ты, наверное, много читаешь сказок. В каждой сказке происходят дивные события и превращения. Там можно встретить множество разнообразных сказочных персонажей.

На занятиях ты познакомился с разнообразными Красными книгами: Международной, Российской, Челябинской области. И ты помнишь, что заносят туда редких животных и растений.

Я предлагаю тебе сделать свою, «Сказочную Красную книгу».






Приложении № 5

Примеры выполнения обучающимися домашнего задания «Сказочная красная книга»









Похожие:

Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия для 2 класса
Оборудование: «Красная книга», «Красная книга Угловского района» (несколько экземпляров), компьютер, презентация «Природные ресурсы...
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconКонкурс «Лучшая методическая разработка с использованием икт 2010»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблицы, Красная книга, призма
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconУрок по окружающему миру во 2 классе, «Красная книга»
Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в Челябинской области
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconУрок по теме: «Красная книга Тюменской области»
Тдц: Образовательная: Изучить понятие «Красная книга», статус вида в Красной книге, научить определять его через анализ текста и...
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconМетодическая разработка «урока благотворительности» для учащихся 11-14 лет
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconСписок видов лишайников, занесенных в красную книгу мурманской области, и видов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде мурманской области
Положение о Красной книге мо; бионадзор — виды, нуждающиеся в особом внимании к их состоянию; кр — Красная книга Российской Федерации;...
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconСписок видов сосудистых
Положение о Красной книге мо; бионадзор — виды, нуждающиеся в особом внимании к их состоянию; кр — Красная книга Российской Федерации;...
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconСписок научных работ по теме диссертации монографии Красная
Красная книга Пензенской области. Т. Растения и грибы / Науч ред проф. А. И. Иванов. – Пенза, 2002. – 160 с. (9 видовых очерков)....
Методическая разработка учебного занятия «Красная книга Челябинской области» iconО реализации программы «Красная книга культуры Смоленщины» Макаренкова Ирина Николаевна, заместитель начальника Главного управления информационных технологий и связи Смоленской области
Презентация Программа «Красная книга культуры Смоленщины» состоялась 20-22 июня 2005 года в г. Смоленске на Международной конференции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница