Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ)




Скачать 52.55 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ)
Дата18.11.2012
Размер52.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра истории и социальных дисциплин


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(ЕГЭ)


Автор – составитель

Задоя Л.А., методист, к.п.н.


Санкт – Петербург

2010


Анализ итоговой аттестации по истории и обществознанию позволяют сделать следующие выводы:

Обществознание

1. Выполнение заданий части А показывает, что на базовом уровне (с выбором одного ответа из четырех предложенных) выпускники несколько лучше осваивают элементы курса, связанные с темами «Человек и общество», «Социальные отношения», «Духовная жизнь общества». Это можно объяснить тем, что с 1990 года данные разделы не претерпевали значительных изменений, что, в свою очередь, позволило учителям хорошо освоить их как на содержательном, так и на методических уровнях. По разделу «Экономика» усвоены важнейшие признаки основных понятий. Многие выпускники владеют умением выявлять в тексте информацию, различать факты и оценочные суждения.

Вместе с тем, существенно большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий с выбором ответа повышенного уровня сложности (задания А3 на анализ двух суждений). Важнейшей проблемой является слабая информированность умения применять обществоведческие знания для анализа фактов и процессов социальной реальности, личного социального опыта.

2. По заданиям базового и повышенного уровней (часть В, которая состоит из 6 заданий с кратким ответом) результаты несколько ниже. Выпускники более успешно справляются с такими действиями, как восполнение недостающего звена в схеме или таблице и выявление позиции, противоречащей предложенному списку (задания В1 и в2). Большие затруднения вызывает задание на различение суждений фактов и суждений – оценок (В5).

3. Часть С содержит 9 заданий с развернутым ответом. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень обществоведческой подготовки.. Задания отличаются по характеру и уровню сложности. Результаты показывают, что задания С1 – С2 (извлечение нужной социальной информации) выпускники выполняют наиболее успешно. При выполнении задания С3 и С4 (преобразование полученной информации с привлечением обществоведческих знаний, применением фактов общественной жизни и личного социального опыта) учащиеся испытывают большие затруднения. Несколько выше стали результаты по выполнению задания С5 (работа с обществоведческими понятиями). Выпускники показывают не только понимание смысла предложенного понятия, но и умение использовать его в правильном контексте.

Задание С6 (умение конкретизировать теоретические позиции) является наиболее сложным для учащихся. Показатели, характеризующие выполнение этого задания являются одними из самых низких.

Особый интерес представляют результаты выполнения задания С8 (составление развернутого плана). Это задание впервые было включено в экзаменационную работу. Результаты показали, что учащиеся слабо владеют этим умением.

Задание С9 (написание эссе) по сравнению с прошлым годом учащиеся выполнили более успешно. Это связано с тем, что более конкретными стали критерии, предъявляемые к его написанию, а также – к оцениванию. Слабым звеном по – прежнему остается умение аргументировать свою позицию с использованием изученных понятий и привлечением фактического материала.

4. Анализ результатов итоговой аттестации дает возможность сделать некоторые заключения о влиянии ЕГЭ на практику преподавания. К позитивным аспектам возросшего влияния следует отнести:

  • усиление внимания к компетентностно-ориентированной составляющей курса, к формированию познавательных умений и способов деятельности,

  • более активная организация работы с источниками, включая юридические документы,

  • расширение круга используемых пособий за счет привлечения изданий, помогающих организовать активную познавательную деятельность.

Вместе с тем, анализ результатов итоговой аттестации показывает, наиболее слабым звеном в обучении обществознанию по – прежнему остается формирование общеучебных и предметных умений. Важнейшим общеучебным умением выступает умение составлять развернутый план текста, темы. Основы умения составлять план закладывается на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории. Но переноса умения, сформированного при изучении другого предмета, не происходит. Помочь этому может актуализация знаний учащихся о типах планов. Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно – логических связях его пунктов с подпунктами. Необходимыми условиями составления плана по теме являются:

1). Правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нем).

2). Достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.

Какую схему плана можно предложить:

  1. Введение (актуальность темы, значение вопроса).

  2. Основная часть (сущность проблемы, разные точки зрения на проблему).

  3. Заключение.

Такую схему можно применить практически к любой теме.

Постоянных усилий требует формирование умения соотносить теоретические обобщения и реалии социальной жизни: конкретизировать теоретические положения примерами и давать оценку явлениям социальной жизни с позиций теории. Без этого умения теория, усвоенная при изучении обществоведческого курса, не выступает инструментом познания и оценки социальной действительности. Понимание явлений и процессов общественной жизни остается на уровне обыденного сознания.

Старшеклассники уже обладают значительным социальным опытом. Однако, он не осмыслен с позиций знаний, полученных в процессе изучения курса. Учитель, планируя изучение темы курса, может выделить те аспекты, которые целесообразно раскрывать, привлекая личный опыт учащихся.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2011 (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

- учебно – методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;

- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет;

- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ;

- Федеральный перечень учебно – методической литературы по обществознанию на 2010 – 2011 уч.г.;

- Региональный перечень УМК по обществознанию, размещенный на сайте ЛОИРО (loiro.ru).

Ряд рекомендаций по выработке способов деятельности, проверяемых на едином экзамене, содержится в учебно - методических изданиях.

В то же время для более полной реализации целей обществоведческого курса актуализируется задача пристального внимания в педагогической практике отдельным видам познавательной деятельности учащихся, в недостаточной степени охваченных ЕГЭ: интегрирование и систематизация знаний, обсуждение дискуссионных тем и др.


Похожие:

Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconПлан мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников в 2011/2012 учебного года
...
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учащихся в форме егэ
Государственной итоговой аттестации. Возможно, сейчас вы не работаете в выпускных классах, однако эффективная подготовка школьников...
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconО проведении краевых диагностических работ по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в форме егэ в 2011-2012 учебном году
Хся к государственной (итоговой) аттестации в форме егэ в 2011-2012 учебном году в целях повышения эффективности управления качеством...
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации и подготовительные материалы по подготовке выпускников 9-х классов к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы
Методические рекомендации и подготовительные материалы по подготовке выпускников 9-х классов к государственной (итоговой) аттестации...
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...
Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по обществознанию (егэ) iconМетодические рекомендации по подготовке выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Геометрия
Подготовительные материалы и методические рекомендации по подготовке выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница