Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика




Скачать 381.33 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика
страница1/3
Дата18.11.2012
Размер381.33 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ГОУ ВПО РГМУ

«УТВЕРЖДАЮ»

декан Проф. Ю.В. Балякин


__июнь_2009г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИОЛОГИЯ


Специальность подготовки - МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА


(040900)

Квалификация (степень) выпускника Специалист


Форма обучения ОЧНАЯ


Москва – 2009г



  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «физиология» является

    • ознакомление студентов:

- с основными закономерностями жизнедеятельности целого организма,

- с основными принципами функционирования отдельных органов и систем

- с формами и механизмами регуляций физиологических функций,

- с факторами, обеспечивающими взаимодействие организма с окружающей средой

- с методами исследования физиологических функций

    • формирование на основе полученных знаний:

- целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом

- пониманий сущности физиологических процессов в отдельных системах, органах, тканях и клетках,

- представлений о здоровом образе жизни

- умений применять полученные теоретические знания в научно-исследовательской деятельности и практической медицине

- воспитание навыков логического физиологического мышления


Задачи дисциплины:

    • Изучение:

  • конкретных механизмов функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем на макро и микроуровне

  • механизмов регуляции и саморегуляции при воздействии разнообразных факторов и изменениях внутренней и внешней среды,

  • особенностей адаптации различных функциональных систем;

  • молекулярной структуры и функции ионных каналов клеток всех тканей организма, в том числе на энергетическом уровне.

  • биофизических основ гемодинамики на основе гидродинамики,

  • биофизических основ работы сердца как насоса,

  • биофизических основ дыхания,

  • газообмена на основе физико-химических механизмов диффузии

  • механоиндукции в органах, тканях и клетках.

  • микроэлектродной техники, patch-clamp, кальциевого и натриевого имиджинга.

  • биофизических методик исследований физиологических функций.

        • Формирование представлений:

  • о физиологических закономерностях, лежащих в основе процессов жизнедеятельности организма;

  • о функциональных системах организма человека,

  • о динамике физиологических процессов в различные возрастные периоды;

  • о биофизических процессах в системах дыхания, кровообращения, крови,

  • об использовании методов статистического анализа для различных конкретных типов физиологических экспериментов

  • о здоровом образе жизни




  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО







Учебные циклы

и проектируемые результаты их освоения, необходимые для усвоения физиологии



Перечень дисциплин необходимых для усвоения физиологии

Код

формируемых

компетенций

1

2



3

4

С.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл




Базовая часть (общая для всех)

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:



Биоэтика


Иностранный язык


Латинский язык и основы

медицинской и фармацевтической

терминологии



ОК – 1-3,

14-19,22-24



Знать:

-основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;

- влияние среды обитания на здоровье человека,

- становление и развитие медицинской науки; представление о медицинских школах;

- основную медицинскую терминологию на латинском языке;

- основные направления психологии, психологию личности и малых групп;

Уметь:

- анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

Владеть:

- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики,

практического анализа логики различного рода рассуждений.


ОК – 3,6,9,

10,14-17,23




ОК – 1,3,6,10

,13,16,22,23



С.2

Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл













В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен.

Знать:

-основы высшей математики: математический анализ и аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятности и математическая статистика, теория дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработка результатов измерения;

-теоретические основы информатики.

-основные законы физики. Физические явления и процессы. Законы механики, оптики, электродинамики, физики волновых явлений Физические основы функционирования электронно-измерительной медицинской аппаратуры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, и принципы ее работы;

Математика

ОК – 1-3,8,9,

10,20,23,24;

ПК-1, 2;

Информатика, медицинская информатика

ОК – 1-5,8,

10,15,16,24,

33;

ПК-1,2 8;

Физика

ОК – 1-3,8, 10,15,16,24,

33;

ПК-1-2, 9;




-химическую природу веществ. Химические явления и процессы. Основные законы и понятия. Химия и медицина. Химическая природа веществ и химические явления и процессы в организме;

-общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека.

-строение человеческого тела во взаимосвязи с и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования.

теоретические и методологические основы биохимии. Физико-химические основы функционирования живых систем. Химическое строение живой материи. Биохимические процессы в живом организме.

Уметь.

-применять необходимые методы математического анализа обработки экспериментальных данных, выбрать соответствующий математический аппарат для решения и контроля правильности решения; восстановительных реакций;.

Владеть:

-методами математического аппарата,

-методами работы с аппаратурой для электрических, измерений;

-методами постановки химических реакций;






Химия:

Неорганическая

Органическая

Физическая



ОК – 1-3,8,

10,15,16,33;

ПК-1,2, 9










Биология с экологией.

ОК – 1-3,8

10,15,16,24,

33;

ПК-1, 2,9;




Морфология:

Анатомия человека

Гистология

Цитология

ОК – 1-3,8,

10,15,16,24,

33;

ПК-1, 2,9;










Физиология относится к фундаментальным дисциплинам математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла и составляет теоретическую основу медицины. Физиология является базовым предметом, для изучения патологической физиологии, фармакологии, биофизики, биохимии, медицинской кибернетики, иммунологии, молекулярной биологии, медицинской генетики и всех клинических дисциплин.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: согласно ООП ВПО по данной специальности_

  1. Знать:

    • Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов.

    • функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем.

  2. Уметь

    • выбирать экспериментальные методы и электронную аппаратуру, адекватные поставленным задачам;

    • Количественно и качественно оценить физиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме

  3. Владеть

  • Экспериментальными навыками, позволяющими исследовать физиологические функции организма в норме и при различных заболеваниях.

  • Экспериментальными навыками работы с мелкими лабораторными животными



    .

Результаты образования

Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции

номер компетенции

1

2

3

Знать

Уметь

Владеть

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ




  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ОК-2);




ОК-1

ОК-2

Знать

Уметь

Владеть

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ




- способность и готовность анализировать материалы естественнонаучных, медико-биологических, клинических дисциплин, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать профессиональные знания и навыки, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК-1);

- способность и готовность использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в том числе биофизическим, дисциплинам в научно-исследовательской, научно-методической, педагогической, в диагностической и др. видах работ (ПК-2);

-способность и готовность работать на персональных компьютерах, использовать основные пакеты программ, в том числе и по обработке экспериментальных данных биофизического исследования (Word, WordPerfect, Exell, Grapher, Access, Power Point, Office, Medline и некоторые другие) (ПК-8);


ПК-1

ПК-2

ПК-8


4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц,361час.







п/п




Раздел учебной

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Лаб.зан.

СРС

Всего

1.

Основные понятия в физиологии. Основы клеточной и молекулярной физиологии

3

1

2






1

3




2.

Физические основы физиологии

3

1

-

5

2

7




3.

Общая физиология возбудимых тканей

3

2-6

10







10




2-7




30

18

48




8




5







коллоквиум

4.

Проведение возбуждения

3

7

2







2




9




2,5

3

5,5




5.

Передача информации на клеточном уровне, вторичные мессенджеры

3

8

2







2







3

9




2,5

4

6.5




6.

Физиология мышц

3

9-10

4







4




10-11




10

6

16




7.

Общая физиология центральной нервной системы

3

11 -12

4






4




12




5

4

9




8.

Частная физиология ЦНС

3

13- 14

4







4




13




5

10

15

коллоквиум

9.

Сердечно-сосудистая система

3

15 - 19

10







10




14-18




25

12

37




19




5







Коллоквиум и

Зачет за семестр

ИТОГО за третий семестр:





38

95

66

199



10

Физиология эндокринной системы

4

1-2



4




8



12



11.

Пищеварение

4

3-4

4







4




1,2,3




12

8

20




12.

Метаболические основы физиологических функций. Питание

4

5

2







2




4




4

3

7




13

Биоэнергетика, терморегуляция

4

6

2







2




5



4

2

8




6




4




4

коллоквиум

14

Дыхание

4

7,8,9

6







6







7,8,9




12

8

20




15

Кровь

4

10,11

4

8

6

18



16.

Выделение

4

12,13

4







4




12




4

3

7




13




4




4

коллоквиум

17.

Кислотно-щелочное равновесие

4

14

2



4

6




18



Сенсорная физиология



4



15

2







2




14,15



8

6

14




19

Высшая нервная деятельность

4

16

2







2







16,17




8

8

16




20

Методы исследования ВНД у человека

4

18

2







2













18




4

2

6

коллоквиум

21

Репродуктивная функция

4

18

2




2

4







ИТОГО за четвертый семестр:

18

36

72

54

162

Экзамен


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена Уровень основной образовательной программы бакалавриат Направление подготовки (специальность) 050100. 62 «Педагогическое образование»
Направление подготовки (специальность) 050100. 62 «Педагогическое образование»
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины первая доврачебная помощь (наименование учебной дисциплины) Направление подготовки (специальность) 060301 «Фармация»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа дисциплины «биофизика»
Сформировать системные представления о физике биологических структур на основе знаний смежных естественнонаучных дисциплин (физика,...
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconУчебно-научный и инновационный комплекс «Физические основы информационно-телекоммуникационных систем» Кряжев Д. В. Прикладная медицинская микология
Программа предназначена для студентов дневного отделения биологического факультета, обучающихся по специальности 020207 «Биофизика»...
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconРабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности: 060112 “ Медицинская биохимия ” Факультет: медико-биологический Кафедра: детских болезней
Рабочая программа составлена на основании Примерной Программы дисциплины «Педиатрия» для специальности 040800 «Медицинская биохимия»...
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика iconПримерная программа наименование дисциплины Информатика, медицинская информатика Рекомендуется по специальности 060113 «Медицинская биофизика»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница