Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая




Скачать 327.33 Kb.
НазваниеБазовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая
Дата18.11.2012
Размер327.33 Kb.
ТипПояснительная записка
ПРИМЕРНАЯПРОГРАММАСРЕДНЕГО(ПОЛНОГО)ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая примерная программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет об­щую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средст­вами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которыеопределены стандартом для базового уровня.

Программа является примерной и служит ориентиром для раз­работчиков авторских программ и учебников. Она не отдает пред­почтения какой-либо одной концепции преподавания русского язы­ка в ущерб другим. На ее основе могут быть созданы авторские про­граммы и учебники, в которых найдут отражение различные теории и практические методики.

Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах. В на­стоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых наизучение крупных разделов курса.

Структура документа

Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным рас­пределением учебных часов по основным разделам курса; требова­ния к уровню подготовки выпускников.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном про­цессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может


определяться

в

соответствии

с

избранной

концепцией

преподавания

русского

языка


.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться ус­пеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его со­циальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обес­печивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятель­ности, самообразования и самореализации личности. Будучи фор­мой хранения и усвоения различных знаний, русский язык нераз­рывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компе­тентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лин­гвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сфе­рах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, пси­хологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетен­ции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и обще­ственном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного за­паса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского язы­


ка


,


владение

нормами

русского

речевого

этикета


,


культурой

межна


­


ционального

общения


.



В основу программы положена идея личностно ориентирован­ного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникатив­ного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез язы­кового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каж­дый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явле­ния, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабаты­ваются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, при­мерная программа создает условия для реализации углубления дея­тельностного подхода к изучению русского языка в старших клас­сах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, свя­занные с формированием общей культуры, с развивающими и вос­питательными задачами образования, с задачами социализации лич­ности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультур­ный уровень человека, способного к продолжению обучения в обра­зовательных учреждениях высшей школы.

В содержании примерной программы предусматривается ин­тегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Как и примерная программа для основного общего образова­ния, данная программа состоит их трех тематических блоков. В пер­вом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совер­шенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактиче­ские единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздей­ствия, то есть целесообразного и оптимального использования язы­ковых средств и речевых механизмов для достижения целей обще­ния. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидакти­ческие единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспе­


чивающие

культурно


-


исторический

компонент

курса

русского

языка

в

целом


.



В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвя­заны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных усло­виях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изуче­ние тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориен­тированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного под­ходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представ­ления о русском языке как духовной, нравственной и культур­ной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального об­щения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адапта­ции; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбо­ру профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; ин­формационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифи­цировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нор­мативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной ре­чевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфо­графической и пунктуационной грамотности.


Место

предмета

в

федеральном

базисном

учебном

плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) об­щего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов.

В примерной программе не отражен региональный (нацио­нально-региональный) компонент, на который в федеральном ба­зисном учебном плане отводится 10 % учебного времени от 70 ча­сов, что составляет 7 часов. Таким образом, примерная программа рассчитана на 63 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллекту­альное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает воз­можность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитиеречемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне со­вершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и со­поставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осущест­влять библиографический поиск, извлекать информацию из различ­ных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуще­ствлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компонен­ты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каж­дым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и на­выков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;


выделена

также

группа

знаний

и

умений


,


востребованных

в

практи


­


ческой

деятельности

ученика

и

его

повседневной

жизни


.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(70 час)

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(21 час)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, пуб­лицистический), разговорная речь и язык художественной литерату­ры как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. При­знаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, ре­цензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенст­вование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назна­чение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, ре­зюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового до­кумента. Совершенствование культуры официально-делового обще­ниявустной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначе­ние. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публи­цистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступле­ние: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.


Разговорная

речь


,


сферы

ее

использования


,


назначение


.


При


­


знаки

разговорной

речи


.


Невербальные

средства

общения


.


Совер


­


шенствование

культурыразговорнойречи


.



Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­нойи публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах об­щения. Диалогвситуации межкультурной коммуникации* 1.

Совершенствование культуры восприятия устной монологиче­ской и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомитель­но-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функцио­нальных стилей и жанров.

Перевод с родного языка на русский*.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобра­зительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

(39 час)

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.*
1 Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с русским и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические для школ с родным (нерусским) языком обучения темы отмечены в программе знаком *

Формы

существования

русского

национального

языка


(


лите


­


ратурный

язык


,


просторечие


,


народные

говоры


,


профессиональные

разновидности


,


жаргон


,


арго


).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвя­зях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической

систем русского языка*.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразно­сти, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последова­тельности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы рус­ского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы совре­менного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Про­изношение некоторых грамматических форм. Особенности произ­ношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты про­изношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласова­ния, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норматив­ное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построе­ние предложений с обособленными членами, придаточными частя­ми. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смы­словые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и ос­


новные

принципы

написания


: 1)


правописание

морфем


; 2)


слитные


,


дефисные

и

раздельные

написания


; 3)


употребление

прописных

и

строчных

букв


; 4)


правила

переноса

слов


; 5)


правила

графического

сокращения

слов


.



Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Раз­делы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препи­нания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунк­туационныйзнак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грам­матических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публици­стического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(3 час)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая пред­меты и явления традиционного русского быта; историзмы; фольк­лорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культу­ры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком издругих языков, особенности ее освоения.


Взаимообогащение

языков

как

результат

взаимодействия

на


­


циональных

культур


.


Особенности

русского

речевого

этикета


*.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литера­турный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимо­связь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографиче­ские и пунктуационные нормы современного русского литера­турного языка; нормы речевого поведения в социально-куль­турной, учебно-научной, официально-деловой сферах обще­ния;


уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформ­ления, эффективности достижения поставленных коммуника­тивных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильно­сти, точности и уместности ихупотребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ­циональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю­щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источни­


ков


:


учебно


-


научных

текстов


,


справочной

литературы


,


средств

массовой

информации


,


в

том

числе

представленных

в

элек


­


тронном

виде

наразличных

информационных

носителях


;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогиче­ские высказывания различных типов и жанров в учебно­научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), соци­ально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпи­ческие, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуаци­онные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссион­ных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;




использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и куль­турной ценности народа; приобщения к ценностям нацио­нальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навы­ков самостоятельной деятельности; самореализации, самовы­ражения вразличных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используе­мых языковых и речевых средств; совершенствования способ­ности к самооценке на основе наблюдения за собственной ре­чью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурнойи общественной жизни государства.


Специфические

требования

для

образовательных

учреж


­


дений

с

родным


(


нерусским


)


языком

обучения


:


  • осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и граммати­ческой систем;

  • вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

  • переводить с родного языка на русский тексты разных типов.

Похожие:

Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего...
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка статус документа
Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» 5-9 классов составлена на основе
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка к рабочей программе. Курс истории рассчитан на 68 часов
Рабочая Россия и мир» 10 класс (базовый уровень) программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень)
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка статус документа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка Данная рабочая программа по физике для 11-го класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике (Касьянов В.
Касьянов В. А., «Физика-11», базовый уровень сборник нормативных документов «Дрофа»2006 год
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка статус документа
...
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка  Статус документа
...
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка Статус документа
Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными...
Базовый уровень пояснительная записка статус документа Настоящая iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы И.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница