Программа дисциплины Общая психология




НазваниеПрограмма дисциплины Общая психология
страница1/10
Дата18.11.2012
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет психологии


Программа дисциплины

Общая психология

3 курс


для направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра


Авторы программы:

Поддьяков А., доктор психологических наук, профессор

E-mail: apoddiakov@hse.ru

Романов В.Я., кандидат психологических наук, профессор

E-mail: romval41@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«10» апреля 2012 г.


Зав. кафедрой: Болотова А.К.


Рекомендована секцией УМС «Психология»

«___»____________ 20 г

Председатель: Штроо В.А.


Утверждена УС факультета психологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь: Старовойтенко Е.Б. ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину "Общая психология".

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 030300.62 "Психология";

  • Образовательной программой направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 "Психология", утвержденным в 2011 г.

2 Цели освоения дисциплины


    Формирование у студентов:

    - знаний о предмете психологии универсальных психических процессов (внимания и памяти), об основных закономерностях функционирования памяти и внимания и методов их исследования, об основных направлениях их изучения, о взаимосвязях и отношениях между памятью, вниманием, сознанием, поведением и деятельностью, о возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях памяти и внимания;

    - умений применять эти знания к анализу ситуаций в которых важнейшую роль играет активное участие внимания и памяти;

    - опыта применения знаний и умений, составляющих содержание раздела «Психология памяти и внимания» к анализу ситуаций и проблем, зависящих от эффективной работы памяти и внимания.

    - знаний о предмете психологии мышления, основных направлениях его изучения, взаимосвязях и отношениях между мышлением и речью, возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях мышления и речи;

    - умений применять эти знания к анализу ситуаций развертывания мышления и речи;

    - опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу ситуаций развертывания мышления и речи.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    3.1. Знать

- специфические особенности процессов памяти и внимания по сравнению с другими познавательными процессами;

- основные отечественные и зарубежные теории, подходы и модели к проблемам памяти и внимания;

- методологию и основные методы, используемые в исследованиях психологии памяти и внимания.

- основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях

-основные закономерности развития и улучшения памяти и методы ее тренировки, а также закономерности развития и формирования внимания.



- специфические особенности мышления по сравнению с другими познавательными процессами;

- основные отечественные и зарубежные подходы к проблемам мышления и речи;

- методологию и методы, используемые в исследованиях психологии мышления и речи;

- основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях.


    3.2. Уметь применять знания, составляющие содержание курса «Психология памяти и внимания», к анализу ситуаций, требующих активного участия памяти и внимания.

    Уметь применять знания, составляющие содержание курса (см. п. 3.1.), к анализу ситуаций развертывания мышления и речи.




    3.3. Приобрести опыт применения знаний и умений, составляющих содержание данного курса,

    -к различным жизненным ситуациям в педагогическом процессе и процессах воспитания;

    -при различных нарушениях здоровья и психики,

    - к различным видам профессиональной деятельности с целью повышения их эффективности.

    Приобрести опыт применения знаний, составляющих содержание курса (см. п. 3.1.), к анализу ситуаций развертывания мышления и речи в соответствии со следующей схемой:

- перечисление (описание) участников ситуации;

- потребности и мотивы участников ситуации;

- цели участников ситуации;

- стратегии достижения целей;

- создаваемые и используемые средства (внешние и внутренние);

- условия (способствующие достижению целей и мешающие; физические и социальные);

- результаты деятельности участников ситуации:

а) прямые результаты;

б) побочные (в том числе изменение потребностей, мотивов, стратегий и т.д.).


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

СК-Б6

    Владеет информацией об основных законах и закономерностях функционирования памяти и внимания; об основных направлениях их изучения; взаимосвязях и отношениях между памятью, вниманием, сознанием, поведением и деятельностью.




Лекционные, семинарские занятия, подготовка домашнего задания, написание реферата

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Применяет знания, составляющие содержание курса «Психология памяти и внимания», к анализу ситуаций, требующих активного участия памяти и внимания.

Лекционные, семинарские занятия

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

ИК-Б7.1/7

    Использует знания и умения, составляющих содержание данного курса,

    к различным жизненным ситуациям в педагогическом процессе и процессах воспитания;

    к различным видам профессиональной деятельности с целью повышения их эффективности.




Лекционные, семинарские занятия, подготовка домашнего задания, написание реферата












Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях на русском (государственном) языке.

ИК-Б5.3/6

  • Анализирует проблемы и ситуации профессиональной деятельности по следующей схеме:

  • перечисление (описание) участников ситуации;

  • потребности и мотивы участников ситуации;

  • цели участников ситуации;

  • стратегии достижения целей;

  • создаваемые и используемые средства (внешние и внутренние);

  • условия (способствующие достижению целей и мешающие; физические и социальные);

  • результаты деятельности участников ситуации:

  • а) прямые результаты,

  • б) побочные (в том числе изменение потребностей, мотивов, стратегий и т.д.).

  • Данная схема является междисциплинарной, находящейся на стыке когнитивных наук, общей психологии, социальной психологии

Методы обучения:

по типу познавательной деятельности студентов - проблемный и частично поисковый (эвристический).

Форма обучения: семинарские занятия.

Способен работать в команде

СК-Б8

  • Обсуждает в группе специфические особенности мышления по сравнению с другими познавательными процессами;

  • основные отечественные и зарубежные подходы к проблемам мышления и речи; методологию и методы, используемые в исследованиях психологии мышления и речи; основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях.

Методы обучения:

по способу взаимодействия в учебной группе -

интерактивные.

Формы обучения: семинарские занятия



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Программа дисциплины Общая психология iconЛитература к курсу «общая психология»
Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А. В. Петровского. – М, спб, 2005
Программа дисциплины Общая психология iconПрограмма дисциплины «Общая психология» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа дисциплины Общая психология iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа дисциплины Общая психология iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления/специальности 521000 Психология
Секция «Психология» кафедры организационной и Председатель рефлексивной психологии
Программа дисциплины Общая психология iconПсихология общая психология для высшего профессионального образования 1
Асмолов А. Г. Психология личности: Культ истор понимание развития человека 287. 10
Программа дисциплины Общая психология iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Общая психология iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология положена программа-минимум кандидатского...
Программа дисциплины Общая психология iconРабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология»
Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология здоровья»
Программа дисциплины Общая психология iconРабочая программа учебной дисциплины психология менеджмента Автор: Терехова Г. И. Направление: 030300. 62 «Психология»
Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология менеджмента»
Программа дисциплины Общая психология iconПрограмма общенаучного экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии (шифр и наименование специальности)
«башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница