Нервная система дирижер нашего организма




Скачать 61.37 Kb.
НазваниеНервная система дирижер нашего организма
Дата18.11.2012
Размер61.37 Kb.
ТипУрок
Конспект урока

Биология 8 класс

Тема урока: Нервная система – дирижер нашего организма.

Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)

Цели:

  1. Образовательно-развивающая

    1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

    2. Развитие умений:

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы- суждения)

II Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.


Оборудование: Таблицы «Нервная система», «Головной мозг», компьютер, проектор, экран, презентация «Нервная система – дирижер нашего организма» (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).

1.Оргмомент.

Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.


Заявка на оценку: «5» - 15 баллов

«4» -8-14 баллов

«3» -3- 7 баллов

Верная версия – 1-2 балла

Вопрос - понятие – 1 балл

Ответ на вопрос - понятие – 1балл

Вопрос - суждения – 1 балл

Ответ на вопрос - суждение – 1балл

Возражение – 1-3 балла

2.Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1 (Фронтальный опрос)

Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена.

Из каких противоположных структур состоит нервная система?

Таким образом, во внутренней раздвоенности нервной системы проявляется закон единство и борьба противоположностей



Нервная система




Центральная Периферическая




Спинной Головной


Вегетативная Соматическая

Задание 2

А что особенного у каждой из этих частей.

А что общее?

Единичное?


Расположение в организме (ЦНС и ПНС).

Все состоят из нейронов.

Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества.

Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов.

Общее, что белое вещество и нервы – это скопление аксонов, а серое вещество и нервные узлы – дендритов и тел нейронов.


Задание 3

Что называется нейроном?


Как доказать, что нейрон является основной функциональной единицей нервной ткани?



Нейрон - клетка нервной ткани, которая принимает, обрабатывает и передает нервные импульсы.


Функция нервной ткани – передавать нервные импульсы.


Задание 4

Что представляет собой нервный импульс?

Когда в нейроне образуется нервный импульс?


Нервный импульс – электрическая волна.

Когда появляется раздражение.


Задание 5

Каким образом в организме человека передаются раздражения?

Что выражает рефлекторная дуга?

Что такое рефлекс?


Каковы виды рефлексов?


По рефлекторной дуге.


Путь прохождения рефлекса.

- ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.

Безусловные и условные.


Задание 6

Что является исходной основой всех функций нервной системы?



Рефлексы, рефлекторная дуга.

Задание 7

Индивидуально дома по теме «Рефлекс» вами составлены вопросы-суждения.

Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

Слушаете ответы и даете им оценку.


Возможные вопросы

1.Чем объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию?

2.В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс?

3.Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс?

4.Почему существование живых организмов невозможно без рефлексов?


Задание 8 (Индивидуальная работа по карточкам)


В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как:


1 группа

На слово лимон выделяется слюна.


На яркий свет расширение и сужение зрачка.


2 группа

При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки.


Происходит чихание и кашель.


3 группа

На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна?


После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?


4 группа

После бега происходит учащение частоты дыхания?


При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается?


После индивидуальной работы обсудите результаты в группе, найдите общий правильный на ваш взгляд вариант ответа и защитите его перед классом.




Условный рефлекс.

Большие полушария, височные доли.


Безусловный рефлекс.

Средний мозг.


Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.


Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.


Условный рефлекс.

Большие полушария, затылочные доли.


Безусловный рефлекс.

Мозжечок.


Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.


Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.



Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, — говорит она, — когда упадет послед­ний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.


Почему нервная система является дирижером нашего организма?





Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

3 Рефлексия.

4 Домашнее задание. Показать отношения между понятиями кругами Эйлера.

  1. А – мозжечок ; В – головной мозг

С – продолговатый мозг; Д – мост;

  1. А – нервная ткань;

В – нейроглия

С – нейрон

  1. А – чувствительные нервы;

В - смешанные нервы;

С – двигательные нервы.

  1. А – мигание

В – кашель

С – рисование

Д – безусловный рефлекс

Е – рефлекс

К – условный рефлекс

  1. А – нервная система

В - Симпатический отдел

С - Парасимпатический отдел

Д - Вегетативная система

Е - Периферическая нервная система

К - Центральная нервная система








Похожие:

Нервная система дирижер нашего организма icon20. человек. Регуляция
Нервная клетка (нейрон), Нервная ткань, Нервная система, Центральная и периферическая нервная система, Симпатическая и парасимпатическая...
Нервная система дирижер нашего организма iconКонтрольная работа 8
Пищеварительная система. Обмен веществ. Выделение. Половая система и развитие. Железы внутренней секреции. Нервная система. Органы...
Нервная система дирижер нашего организма iconСодержание введение 2
Нервная система осуществляет связь организма с внешней средой. Головной мозг является материальной основой мышления и связанной с...
Нервная система дирижер нашего организма iconРеферат По теме: «Нервная система человека»
Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный...
Нервная система дирижер нашего организма iconЛекция 10 Автономная нервная система
К ним относятся кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, выделение, деятельность эндокринных желез, то есть обеспечение...
Нервная система дирижер нашего организма iconЛекция № Физиология вегетативной нервной системы
Впервые понятие вегетативная нервная система было введено в 1801 г французским врачом А. Беша. Этот отдел цнс обеспечивает экстраорганную...
Нервная система дирижер нашего организма iconЛабораторные работы
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции
Нервная система дирижер нашего организма iconУрока: Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга
Технологическая карта урока: Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга
Нервная система дирижер нашего организма iconТесты по микробиологии для ига выпускников по специальности "Лабораторная диагностика"
Система организма, которая защищает внутреннюю среду организма от чужеродных веществ – антигенов
Нервная система дирижер нашего организма iconГолодание как оно есть
«ждут», когда же вы начнете «комплексное» очищение с помощью голодания и прочих методов оздоровления организма». Иными словами, нас...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница