Учитель биологии, зам директора по увр




НазваниеУчитель биологии, зам директора по увр
Дата18.11.2012
Размер96.7 Kb.
ТипОбразовательный стандарт


Выступление

на городском методическом семинаре


«Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету»


Кириллова Л.И.,

учитель биологии, зам. директора по УВР

17 октября 2008г


«Уровень социальной и культурной зрелости выпускника,

степень проявленности его творческих способностей

есть абсолютный критерий качества образования»

Новый стандарт образования.


Образовательный стандарт по биологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, поскольку новая модель образования предусматривает следующие пути решения приоритетных задач общего образования:

  • индивидуализация,

  • ориентация на практические навыки и фундаментальные умения,

  • расширение сферы дополнительного образования.


Успешно решать задачи образовательного стандарта позволяет мне использование в практической педагогической деятельности технология «метод проектов», которую я практикую в организации учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся по биологии уже пятый год.

1. Цель использования технологии «Метод проектов».


Цель использования технологии «Метод проекта» вижу в стимуляции потребности учащихся в самовоспитании, самообразовании и развитии творческих способностей.


Задачи, которые позволяет решать использование технологии «Метод проектов» в классно-урочной и внеклассной работе по предмету:

1. обеспечение каждому школьнику возможности построения собственной траектории обучения,

2. создание условий для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета,

3. развитие творческих способностей учащихся,

4. развитие у учащихся умения самостоятельно приобретать новые знания,

5. развитие умений работать с различными источниками информации,

6. развитие умений планировать, организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности,

7. развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других учащихся.


2. Принципы в организации работы по использованию «Метода проектов в классно-урочной системе»:

Работа по использованию технологии «Метод проектов» в классно-урочной системе по предмету позволила мне определиться в следующих принципах её организации:

1. Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.

2. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе знаний.

3. Проектной деятельности необходимо обучать учащихся постепенно и начинать её можно с 6-го класса, через вовлечение учащихся в выполнение мини-проектов по отдельным проблемным вопросам изучаемых тем.

4. К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.

5. Организовывать необходимо такие учебные проекты, которые позволяют решать задачи освоения либо сложных биологических процессов, изложенных в учебниках на уровне абстрактных обобщений, либо тем, представляющих для учащихся большой интерес (например, тема «Генетика человека»), но не позволяющих рамками учебного процесса уделить достаточное количество учебного времени, либо тем, которые в учебных пособиях несут очень краткую учебную информацию и не достаточно проиллюстрированы.

3. Типы проектов, используемые в процессе преподавания биологии:


В классно-урочной системе использую следующие типы проектов:

1. Информационные мини проекты,

2. Краткосрочные информационные проекты,

3. Годичные исследовательские проекты.

Информационные мини проекты использую в 6-9 классах, которые позволяют учащимся исследовать определенную проблему.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

В 6 – 7х классах учащимся предлагаются следующие темы исследовательских мини проектов:

«Воздушное питание растений», «Типы движений в животном мире», «Вегетативное размножение в практике человека», «Охраняемые виды животных и растений Калининградской области», «Зимующие и перелетные птицы Калининградской области» и другие.

В 8-х - классах предлагаю мини проекты по исследованию причин нарушения функций систем органов и их профилактики, «СПИД: возбудитель, развитие заболевания, мерв профилактики», «Вред употребления никотина, алкоголя и наркотиков» и др.

Вовлечение детей в выполнение мини проектов позволяет не только расширить знания по отдельным вопросам или темам, но и подготовить учащихся к работе над более долгосрочными проектами. Учащиеся обучаются находить необходимую информацию из различных источников, в том числе и в интернете и из обучающих компьютерных программ, выстраивать выступление и сопровождать его демонстрацией презентаций, выполненных в программе Power Point, обучаются ораторскому искусству.

В 9-х классах «Современные достижения и открытия в области биологии». «Практическое значение современных открытий в области биологии», «Шведский Естествоиспытатель К. Линней и его вклад а развитие биологии», «Французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк и его вклад в развитие биологии», «Биография и заслуги в области биологии английского естествоиспытателя Ч.Дарвина», «Формы борьбы за существование: примеры, результат и значение в эволюции» и др.

Вместе с учащимися, выбравшими проект, определяем задачи, план работы, форму предоставления и защиты проекта.

Краткосрочные информационные проекты использую в организации элективных курсов и в процессе изучения определенных разделов программы в 10 11 классах.

Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Годичные исследовательские проекты использую в системе элективных курсов в 10-11 классах и в работе экологического кружка. Этот тип проекта предполагает организацию работы согласно требованиям предыдущего проекта, но в добавление к нему предусматривает решение обозначенной проблемы через организацию практической исследовательской деятельности, в том числе экспериментальный, опытной. Этот вид проектной деятельности завершается защитой проекта на школьной ученической конференции.


4. Технология использования краткосрочных информационных проектов в классно-урочной системе.

Технологию использования краткосрочных информационных проектов проиллюстрирую на примере организации проектной деятельности учащихся 11-х классов в процессе изучения темы «История развитие жизни на Земле».

1-й этап – создание мотивации к проектной деятельности.

Необходимость организации проектной деятельности была обусловлена тем, что один из интересных разделов общей биологии – раздел «История развития жизни на Земле» в учебнике представлен, весьма сжато, статично, без сопровождающего иллюстративного материала. Это обстоятельство создавало определенные сложности в развитии мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению данной темы. Поэтому, на первом уроке после целеполагания была раскрыта особенность изложения материала в учебниках и было предложено учащимся организовать проектно исследовательскую деятельность по созданию электронных пособий, которые позволяли бы учителю наглядно раскрывать изучаемый материал, а учащимся предоставляли бы возможность самостоятельного или дополнительного изучения материала. После согласия учащихся включиться в данный проект, было решено провести на заключительном уроке конференцию по предоставлению результатов проектной деятельности.

2 –й этап - создание групп, выбор группами тем проектов, постановка целей проектной деятельности каждой группе и определение сроков выполнения проектов (три недели).

Темы проектов:

1-я группа : «Возникновение и эволюция жизни в Архейскую эру»

2-я группа: «Развитие жизни в Протерозойскую эру».

3-я группа: «Развитие жизни в Палеозойскую эру».

4-я группа: «Направления эволюции в Мезозойскую эру».

5-я группа: «Направления эволюции в Кайнозойскую эру».

6-я группа: «Общие закономерности и правила эволюции».

Таким образом, все учащиеся классов были вовлечены в проектную деятельность.

3 - й – этап – планирование работы групп.

На данном этапе каждой группе была поставлена цель, предложены источники получения информации: электронные учебные диски, адреса электронных сайтов, дополнительная литература. Учащиеся ознакомлены с положением о требованиях к оформлению проектов и презентаций работы.

Прием «мозгового штурма» в группе позволил составить алгоритм в последовательности направлений работы:

1. Эра (продолжительность) 2. Климатические и геологические изменения

3. Изменения в животном и растительном мире: биологический прогресс (ароморфозы, идиоадаптации) и биологический регресс. 4. Заключительные выводы.

На этом этапе были распределены обязанности учащихся и определены формы представления результатов исследовательской деятельности.

4 - й этап – исследовательская деятельность, анализ информации, консультирование учащихся, отслеживание результатов работы групп.

Особенностью данного этапа является тот факт, что данный вид учебной деятельности проходит во внеурочное время и требует достаточно большой затраты времени в работе учителя.

5-й этап – представление результатов проектной деятельности на заключительном уроке – конференции «История развития жизни на Земле».

Н

а этом же этапе осуществлена рефлексия, самооценка и взаимооценка результатов деятельности каждой группы по оценочному листку:


Каждая группа получила оценку не только за результаты работы, но и за умение представлять и защищать работу.

Успешная защита учащимися проектов свидетельствовала о достаточном уровне сформированности у учащихся умений работать с дополнительными источниками знаний, логично представлять и оформлять результаты работы, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, обобщать, устанавливать закономерности, творчески подходить к решению поставленных проблем. Проектные работы выполнены средствами программы Power Point и могут быть использованы как пособие на уроках биологии.

Группа учащихся, представляющих работу «Развитие жизни в протерозое» (о которой в учебнике написано всего восемь строк, продолжила свою работу после заключительного урока и представили её на общешкольной ученической конференции, где заняли второе место.

А Овсянников Александр, выполнивший работу по теме «Общие закономерности и направления эволюции», под руководством учителя информатики Епифановой Т.Н. выполнил работу в программе Vigils Basic, в которой создал странички для самообучения по всей теме и создал три теста для самопроверки знаний по теме «История развития жизни на Земле».

В ходе выполнения работы учеником была создана обучающая интерактивная программа по биологии для 9, 11-х классов по теме «История развития жизни на Земле». Первая часть программы содержит описание, рисунки и видеофрагменты, раскрывающие и предоставляющие доказательства эволюции жизни в каждой из пяти исторических эр, вторая часть программы включает два вида тестов. Первый тест применяется для закрепления знаний учащихся по теме, второй тест, выполненный по принципу тестов ЕГЭ – части А, предназначен для контроля и оценки усвоения знаний учащимися по теме «История развития жизни на Земле».

Результаты проектно-исследовательской деятельности ученика представляют достаточный практический интерес, т. к. могут быть использованы учителями биологии для проведения обучающих и контролирующих знания учащихся уроков, а также для самоподготовки и для самоконтроля знаний учениками.

Программа учеником была успешно защищена на областной ученической конференции – ученик занял первое место.


В прошлом учебном году метод проектов использовала в организации кружковой работы с учащимися 8-х классов. Включившись в областную программу «Книга природы» ребята кружка выполняли групповые проекты по изучению природных биоценозов Светловского городского округа. Коллективная проектная работа по результатам была представлена на областной отчетной осенней конференции «Хранители Природы» в форме стенда и альбома, а групповые и индивидуальные проектные исследовательские работы на школьной ученической конференции в мае этого года. Исследовательские работы были представлены по темам «Биоценоз Светловского канала и его экологические проблемы», «Биоценоз Светловского парка и его экологические проблемы», «Биоценоз Калининградского залива».

В этом году пытаюсь организовать работу разновозрастной группы учащихся 6-11 классов над созданием проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

Т.О., технология «Метод проектов» позволяет в полной мере решать приоритетные задачи общего образования:

  • индивидуализацию,

  • ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения,

  • расширение сферы дополнительного образования, поскольку деятельностный подход в обучении учащихся является наиболее эффективным.

Не случайно народная китайская мудрость гласит о том, что:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму».


Л.И. Кириллова.

17.10.2008г.


Похожие:

Учитель биологии, зам директора по увр iconУчебный курс по теме Взаимодействие пед
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
Учитель биологии, зам директора по увр iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
Учитель биологии, зам директора по увр iconУвр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам директора по увр (КТ) Петренко М. И. Зам директора по ахр якубец Т. О
Утверждаю: Заместители директора: Директор школы-интернатаЗам директора по увр пасечникова Н. В. Тураносова В. Н. Зам директора по...
Учитель биологии, зам директора по увр iconСогласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр (безопасность) Тураносов Э. Д. Зам
Согласовано: Заместители директора: Зам директора по увр пасечникова Н. В. Зам директора по увр попова Н. В. Зам директора по увр...
Учитель биологии, зам директора по увр iconАвторская интегрированная программа дополнительного образования Эколого-краеведческое направление
Иванова Марина Фёдоровна, учитель географии и биологии, зам директора по увр моу даньковская оош подгоренского района Воронежской...
Учитель биологии, зам директора по увр iconОтчет по информатизации
В её состав вошли педагоги, наиболее заинтересованные в решении поставленных задач : заведующий филиала Мардасова Н. Ю., зам директора...
Учитель биологии, зам директора по увр iconИспользование информационно-коммуникационных технологий
Школьный педсовет подготовила и провела зам директора по увр, учитель информатики Бутюнина Н. Л. (ноябрь 2007 года)
Учитель биологии, зам директора по увр iconХарактеристика педагогического коллектива
Романова Л. Н., директор школы, учитель информатики, Найдёнова Ю. Ю., заместитель директора по вр, учитель химии, Азарова Н. И.,...
Учитель биологии, зам директора по увр iconРабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «English 10-11»
Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо зам. Директора по увр зам. Директора моу
Учитель биологии, зам директора по увр iconВ управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность Разработчики проекта: Коваленко А. С. зам директора школы по увр бараненкова О. В. – зам директора школы по вр 2008 год
В ней испытывает потребность и учитель для оценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница