Урока: Образовательные




Скачать 247.37 Kb.
НазваниеУрока: Образовательные
страница1/3
Дата18.11.2012
Размер247.37 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
Научно-практическая конференция для старшеклассников

Тема: «Естественнонаучные открытия

отечественных ученых XIX века»

11 класс


Тип урока: интегрированный


Цели урока:

Образовательные: расширение представлений о специфике естественнонаучного знания, его осмысление с точки зрения исторического развития; формирование научного мировоззрения на основе рассмотрения учебного материала в исторической ретроспективе и осознание прикладного характера естественнонаучных знаний, их роли в решении общечеловеческих проблем.

Развивающие: развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы; умений работать с дополнительной литературой, конспектировать материал, готовить сообщения; способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных умений и эмоциональных качеств личности.

Воспитательные: воспитание патриотического чувства гордости за русских ученых на примере их беспредельной преданности служению науке и Отечеству.


Методы и методические приемы: самостоятельная работа обучающихся с учебной и научно-популярной литературой, подготовка сообщений, выполнение компьютерных презентаций, беседа, заполнение таблицы, рефлексивный анализ.


Оборудование:

  1. Экран, компьютер с проектором, видеомагнитофон.

  2. Видеофильмы.

  3. Выставка литературы по теме, список дополнительной литературы.

  4. План урока (ксерокопии на столах).

  5. Отличительные знаки четырех наук – географии, физики, химии, биологии (в одежде или иные атрибуты).


План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Выступление представителей от групп, представляющих науки: географию, физику, химию, биологию.

  3. Выступления учащихся 1-ой группы, представляющих науку географию:

    • «Географические открытия XΙX века»

    • «Открытие Антарктиды»

    • Видеофрагмент «История географических открытий. Беллинсгаузен, Лазарев – о людях составивших славу Отечества»

  1. Выступление учащихся 2-ой группы, представляющих науку физику:

    • Компьютерная презентация «Вклад русских физиков в развитие естествознания XΙX столетия»

    • «Открытие радио»

    • «А. Г. Столетов – лидер русских физиков XΙX века»

  1. Выступление учащихся 3-ей группы, представляющих науку химию:

    • «Летопись отечественных химических открытий XΙX века»

    • Видеофрагмент «Д. И. Менделеев»

  1. Выступление учащихся 4-ой группы, представляющих науку биологию:

    • «Из истории биологии «Век XΙX»

    • «Открытия Карла Бэра»

  1. Проверка заполнения обобщающей таблицы.

  2. Рефлексия.

  3. Заключительное слово учителя.


Виды работы учащихся:

  • самостоятельная работа с дополнительной литературой;

  • подготовка докладов, сообщений, презентаций;

  • участие в беседе;

  • выполнение задания в ходе урока – заполнение обобщающей таблицы;

  • рефлексивная оценка результативности работы.


Контроль знаний:

  1. Оценка подготовленных докладов, сообщений, презентаций, их оформление и представление.

  2. Участие в беседе.

  3. Выполнение задания – заполнение обобщающей таблицы.


Межпредметные связи урока:

География, физика, химия, биология, история, литература.


Дополнительная литература.

  1. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986 г.

  2. Энциклопедический словарь юного физика / Сост. В.А. Чуянов – М.: Педагогика, 1984

  3. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. М.А. Прокофьева – М.: Педагогика, 1982

  4. Энциклопедия для детей: Биология. / М.: Аванта+, 2000

  5. Энциклопедия для детей: География / М.: Аванта+, 1994

  6. Энциклопедия для детей: Физика / Глав.ред. В.А. Володин – М.: Аванта+, 2000

  7. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-XIX в.в.: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000


Организация и подготовка урока: для проведения урока требуется достаточно серьезная предварительная подготовка:

  • обучающиеся делятся на 4 группы, которые заранее получают задание и список литературы по соответствующим темам для подготовки докладов, сообщений, презентаций:

1 группа – «Географические открытия XIX века»

2 группа – «Вклад русских физиков в развитие естествознания XIX столетия»

3 группа – «Летопись химических открытий XIX века»

4 группа – «Из истории формирования биологических наук. Век XIX»

  • выбирается лидер группы, соответствующая наука «География», «Физика», «Химия», «Биология»

  • выбирается форма демонстрации результатов работы групп (использование мультимедийного проектора, видеомагнитофона; составление схемы на доске)

  • распределяются по времени этапы урока (урок проводится на 2-х сдвоенных уроках на 1,5 часа)

  • привлекаются учителя-предметники (географии, физики, биологии, химии, истории, литературы).


Ход урока


I. Вступительное слово учителя

1. Удивительный, многоликий, неизведанный мир природы окружает человека, который связан с ней тысячью незримыми нитями. Многое в окружающем мире до сих пор еще не выяснено. Но, как сказал Нансен: «История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности».

Издревле человек пытается разгадать тайны природы, постичь ее премудрости, познать ее законы и осознать свое место в ней. Много великих открытий было сделано учеными на этом пути познания. Особенно в области естествознания. Для нас же ценным является вклад ученых нашей страны в общий прогресс естественных наук.

Какие ученые и какими трудами развивали естествознание в России в XIX веке? Существует ли связь и преемственность в работах ученых разных наук и разных поколений? Что может заимствовать человек нашего времени из опыта работы великих ученых прошлого?

Мы попытаемся ответить на эти вопросы, используя исторические сведения о развитии географии, физики, химии и биологии.

Наша задача состоит не только в том, чтобы изложить факты истории наук, а скорее в том, чтобы выявить характерные черты и направления в их развитии, выявить их историческую обусловленность.

Без применения исторического подхода к изучению действительности невозможно понять современность, трудно постигнуть логику движения научного знания. Как писал А. М. Бутлеров: «При взгляде в прошлое молодые химики будут черпать для себя наставление для того, чтобы работать с большей пользой в будущем».

Сегодня мы подведем итоги вашей самостоятельной работы с дополнительными литературными источниками по теме: «Естественнонаучные открытия отечественных ученых XIX века» (тема записана на доске).

2. Знакомство с планом урока (ксерокопии на столах).

3. Сообщение задания на урок – заполнить в тетрадях таблицу (таблица записана на доске).


«Естественнонаучные открытия отечественных ученых XIX века»

Область естествознания

Дата

Открытие

Ученый














II. Выступление представителей от групп (имеют отличительные знаки наук: географии, физики, химии, биологии).


География:

Русская наука внесла в развитие мировой науки фундаментальный вклад. Обстановка, сложившаяся в России в XIX столетии, вызвала огромный подъем русского естествознания.

Это была эпоха падения крепостного права, после которого развитие промышленности пошло быстрыми темпами.


Физика:

Подъем происходил во всех сферах – в литературе, в искусстве, в науке. В 60-х годах печатается грандиозная эпопея Л. Толстого «Война и мир». Искусство становится демократичным. Ряды художников пополняются талантливыми людьми из глубины России.


Химия:

Во второй половине XIX века передовая русская интеллигенция страстно увлекалась науками о природе.

Виднейшие представители русского естествознания пришли в науку с разных концов русской земли: И. М. Сеченов с Поволжья, Д. И. Менделеев из Тобольска, А. М. Бутлеров из Казани, А. Г. Столетов из Владимира, А. С. Попов с Урала, М. П. Лазарев из Калуги.


Биология:

Эти ученые обогатили науку открытиями мирового значения. И. М. Сеченов и И. П. Павлов положили начало изучению высшей нервной деятельности. К. А. Тимирязев разгадал загадку зеленого листа. Д. И. Менделеев открыл периодический закон. А. М. Бутлеров произвел переворот в органической химии открытием теории строения. А. Г. Столетов своим исследованием фотоэффекта подготовил почву для квантовой теории. А. С. Попов открыл радио. Н. М. Пржевальский исследовал природу Центральной Азии.


География:

Это была подлинно передовая наука!


Биология:

В сей день восславим досточтимо

Союз наук, союз сердец!

И вознесем на трон учтиво

Природу, Знанье и венец.


География:

Вот гордой физика походкой

Пленяет взор, о «манифик»!

Наука славная, доколе

Ей званье громкое «Фюзик»

В ней оптика, кибернетик,

Движенье ее подвластно воле.


Физика:

О дочь Земли, чудна делами,

Ты тайны многие хранишь.

О, География, тебя ли

Нам не воспеть? Ты возвестишь

О буре, о приливе. Солнце

Тебя лелеет и хранит.

Меридианы, горы, сланцы…

Пленяет цвет твоих ланит!

Моря и реки, дождь, гранит –

Все кружишь ты в прекрасном танце!


Биология:

Не нам ли, сестры, рядом быть?

Коль постигаем мы Природу?

Ты, Химия, могла бы жить

Без Биологии?



Химия:

Ну что ты!

Твоя услуга мне нужна.

Органику поможешь изучить сполна.

Все твари, звери, травы, птицы

Подчинены тебе, сестрица!


Биология:

А я без формул проживу ли,

И объясню ли жизни суть?

О, Химия, и впредь прошу я

ты мне помощницею будь!


География:

Ну что ж, коль нам подвластны ветры.


Физика:

Нам покорился электрон.


Биология:

Все знаем косточки в скелете.


Химия:

Смогли открыть мы газ Аргон.

Так пусть прославят нас сегодня

Расскажут, что было и как.


Физика

Виват наукам о Природе!

Век XIX! Итак…

Пусть География начнет, событиям откроет счет.



ΙΙΙ. Блок Географии: «Географические открытия XIX века»


1. География: Я путешественникам рада!

Им в помощь – компас, нивелир.

Их ждут открытия, лишь надо –

Любить сей многогранный мир!


XIX век – век исследования внутренних частей континентов. К этому моменту уже были определены контуры и изучены побережья практически всех континентов, кроме Антарктиды. Но внутренние районы Азии, Африки, Южной Америки и Австралии оставались еще «неизведанной землей».

Особенно прославились экспедиции великих русских путешественников Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского и многих других, открывших миру горные и пустынные районы Центральной Азии. По результатам исследований этих экспедиций публиковались многотомные издания с подобным описанием разных стран. Дневниками путешественников зачитывались в домах интеллигенции и великосветских салонах.

В XIX веке кругосветные экспедиции становятся не редкими событиями, а достаточно обычным явлением. Необходимо сказать, что значительная часть из них совершалась русскими моряками. По свидетельству современников, русские флаги можно было встретить почти во всех портах мира. Славу русского флота составили экспедиции Крузенштерна, Коцебу, Литве, Головина и многих других.

По ходу маршрутов велись постоянные наблюдения за погодой, течениями, глубинами, животным миром, растительностью и другими объектами и явлениями природы. В составе экспедиций были специально подготовленные художники, рисовавшие новые виды животных и растений. Их рисунки – научные документы. Морские офицеры, обученные навыкам картографии, наносили с превеликой тщательностью посещаемые острова и побережья. А местоположение кораблей в открытом океане определялось с точностью, не вызывающей никаких сомнений.

В XIX веке Земля становится все более и более обжитой и изученной планетой.

Именно русскими экспедициями под командованием Беллинсгаузена и Лазарева был открыт последний неизвестный материк Земли – Антарктида.


2. Сообщение учащегося, представителя 1-ой группы: «Открытие Антарктиды»

Открыли ледяной материк в 1820 г. русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный».

Открытие Антарктиды датируется 1820 г. – окончательное, достоверное открытие. Ранее были лишь предположения о ее существовании. Русским мореплавателям выпала честь начать новый отсчет времени. Два имени раз и навсегда вписываются в историю великих географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 г. Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, «Востоком» командовал Беллинсгаузен, на другом, «Мирном», начальствовал Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

28 января 1820 г. корабли подошли совсем близко к берегу никем еще не виданного Антарктического материка. Эту дату принято считать днем открытия Антарктиды.

После отдыха и ремонта судов в порту Джексон (ныне Сидней) экспедиция в течение четырех месяцев плавала в Тихом океане, открыв около 15 островов Полинезии.

В ноябре 1820 г. Беллинсгаузен предпринял новое плавание в южные полярные моря. Огромного напряжения сил, умения, мужества потребовало лавирование между айсбергами при сильных ветрах и снегопадах. Большой остров, который встретили во время плавания, назвали именем Петра I, а вскоре снова подошли к берегу самой Антарктиды. Из-за появившейся в шлюпе «Восток» течи экипажу пришлось спешно возвратиться к родным берегам России.

Так совершилось величайшее географическое открытие XIX века – открытие Антарктиды.

Экспедиция четырежды подходила к ее берегам. Она обогатила науку разнообразными сведениями о природе южных приполярных областей. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длинны экватора. При этом было открыто 29 островов и 1 коралловый риф.

Проанализировав материалы наблюдений, проведенных в экспедиции, Ф. Ф. Беллинсгаузен дал правильное объяснение причин, вызывающих морские течения (например, канарского), происхождения водорослей Саргассова моря и особенностей природы тропических областей. Эти открытия и исследования явились крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

  1   2   3

Похожие:

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Цель урока: сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве и географии...
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Урок начинается с постановки задач перед учащимися. В беседе учитель акцентирует внимание на том, что материал урока дает им возможность...
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Цель урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлической химической связи, выявить взаимосвязь физических свойств...
Урока: Образовательные iconПроектирование урока введения новых знаний с использованием эор. Электронные образовательные ресурсы (эор)
Электронные образовательные ресурсы (эор), представленные на сайте Единой цифровой образовательной коллекции, были разработаны в...
Урока: Образовательные iconАнализ урока музыки «Три основы музыки – марш, танец, песня» Образовательные
Образовательные: обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки; сформировать умение сравнивать основные...
Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
Оборудование: таблица «Кровеносная и лимфатическая система» и комплект карточек к таблице
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные цели
Муниципальное общеобразовательное учреждение – технический лицей №176 Г. Карасука
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
«Учиться можно только весело Что­бы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
...
Урока: Образовательные iconЛевитес Д. Г. практика обучения: современные образовательные технологии
Бабанский Ю. К. Анализ эффективности современного урока // Народное образование. 1979. №9
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница