Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории




НазваниеУрок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории
Дата17.11.2012
Размер83.6 Kb.
ТипУрок





Открытый урок биологии

Евграфова О.Н., учитель биологии 1 категории


Цели урока:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных отрядах Млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека.

- Продолжить развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха, способствовать воспитанию культуры общения.


Оборудование: набор открыток и рисунков с изображением различных представителей класса Млекопитающие, видеоаппаратура, слайды.


Тип урока: обобщающий.

Класс делится на несколько групп.


Ход урока


I. Организационный момент.

Постановка цели: вспомнить изученные отряды класса Млекопитающих, характерные признаки животных этих отрядов, приспособленность к среде обитания, их значение в природе и жизни человека. Выявить черты сходства.

Презентация: представление различных отрядов млекопитающих, фото и краткая характеристика (представители, среда и место обитания, характерные признаки, интересные факты о строении, размерах и т.д.)


Даны животные разных классов:

Задание:

1. Распределить животных по классам

2. Выделить млекопитающих.

Белуга

Воробей

Жаба

Варан

Соловей

Анаконда

Жираф

Карась

Чешуйчатник

Гаттерия

Тритон

Орлан - белохвост

Тигр

Сорока

Лягушка

Носорог

Саламандра

Еж

Черепаха

Кит




Каждая команда получает дополнительные баллы за правильный ответ.


Для проверки домашнего задания учащиеся выполняют тестовые работы.

Тестирование №1

1. Из предложенных понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом.

Пресмыкающиеся: яйцекладущие = млекопитающие: .

а) икрометание, б) яйцеживорождение, в) живорождение, г) гермафродитизм

2. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое к ним не подходит. Какое?

а) копыта, б) волосы, в) когти, г) хитин, д) ногти

3. Конечности млекопитающих расположены:

а) обе пары под туловищем, б) обе пары по бокам туловища,

в) одна под туловищем, другая по бокам

4. Вибриссы - это:

а) шерсть, б) подшерсток, в) усы

5. Теплорегуляция у млекопитающих происходит при участии:

а) пахучих желез, б) потовых желез, в) сальных желез


Тестирование № 2

Выберите правильные суждения.

Уровень организации мыши выше, чем у орла.

Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса.

Во время линьки окраска шерсти не меняется.

Одним из признаков класса млекопитающих является холоднокровность.

Ни один другой класс животных, кроме млекопитающих, не кормит детенышей молоком.

У млекопитающих хорошо развиты органы осязания и обоняния.


Тестирование № 3

1. Число позвонков в шейном отделе позвоночника составляет от общего количества позвонков:

а) больше половины, б) половину, в) меньше половины

2. В головном мозге наиболее развит:

а) продолговатый мозг, б) мозжечок, в) передний, г) средний

3. Какой из отделов скелета млекопитающих изменчив больше всего у разных видов?

а) череп, б) хвостовой отдел, в) шейный, г) грудной

4. Какая мускулатура позволяет ежу свернуться в клубок?

а) мимическая, б) подкожная, в) глубокая мускулатура туловища

5. Какая из костей относится к голени?

а) лучевая, б) бедренная, в) большая берцовая


Тестирование № 4

Выберите правильное суждение.

У всех млекопитающих развита грудная клетка.

У жирафа и слона одинаковое количество шейных позвонков.

У крокодила мозговая часть черепа развита меньше, чем у зайца.

У белок хорошо развиты клыки и нет резцов.

Количество и форма зубов у разных млекопитающих непостоянна.

Скелет парных конечностей состоит из гораздо большего числа костей, чем у пресмыкающихся.

У хороших бегунов позвонки соединены подвижно.

Только у крупных млекопитающих есть кора головного мозга.


Тестирование № 5

1. Какой орган не расположен в брюшной полости:

а) легкие, б) печень, в) желудок, г) кишечник, д) почки

2. Диафрагма - это:

а) складка кожи, б) сухожилие, в) мышца

3. Укажите функцию слюны:

а) расщепление белков, б) жиров, в) углеводов

4. Многокамерный желудок жвачных приспособлен к перевариванию:

а) животной пищи, б) растительной пищи, в) в основном животной, отчасти растительной пищи

5. Большой круг кровообращения начинается:

а) в правом предсердии, б) в левом желудочке,

в) в правом желудочке, г) в левом предсердии


Тестирование № 6

1. Оплодотворенная яйцеклетка - это:

а) гамета, б) зигота, в) спермий

2. Развитие эмбриона происходит:

а) в матке, б) в плаценте, в) в яйцеводах

3. Зрячие и способные к передвижению детеныши рождаются:

а) у белки, б) у сайгака, в) у мыши

4. Детеныш наследует все свои признаки:

а) от отца, б) от матери, в) поровну

5. Эмбрион получает питание для своего развития:

а) через пищеварительную систему, б) кровеносную, в) дыхательную


Тестирование № 7

1. К первозверям относят:

а) утконоса и кенгуру, б) кенгуру и ехидну, в) утконоса и ехидну

2. Непостоянство температуры тела утконоса и ехидны связано:

а) с отсутствием шерсти, б) с жизнью в воде, в) с уровнем организации

3. Утконосы встречаются:

а) только в Ю. Америке, б) только в Австралии, в) в Ю. Америке и Австралии

4. Ехидны:

а) насиживают яйца, б) вынашивают яйца в сумке, в) рождают живых детенышей и помещают в сумку для донашивания

5. Кенгуру относят к низшим зверям, так как они:

а) рождают живых детенышей, б) вынашивают детенышей в сумке.


После выполнения теста учащиеся проверяют его правильность и ставят себе оценку (ответы записаны на обратной стороне доски).

Задание №1. «Цветик-семицветик» (на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов Млекопитающих животных)


Необходимо дать характеристику отряду по плану:

а) представители;

б) среда и место обитания;

в) характерные признаки, приспособленность к среде;

г) значение в природе и жизни человека;

д) интересные факты.


Следующие задания выполняются с использованием слайдов презентации.

За каждый правильный ответ команда получает дополнительный балл.


Задание №2. «Кто лишний?»

Медведь Тюлени Бобр Зебра

Волк Моржи Сурок Косуля

Рысь Сивучи Нутрия Зубр

Ёж Касатка Суслик Кабан

Соболь Морские котики Заяц Лось


Задание №3. «Кто это?»

Отгадать загадку, указать название животного, отряд к которому оно относится:

а) «Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан» (Слон, Хоботные)

Что собой представляет его фонтан? (Кит дышит атмосферным воздухом. Акт его дыхания происходит после выныривания из воды, через каждые 10-15 минут. Выдыхаемые водяные пары и брызги воды с поверхности моря образуют над ним фонтан.)


б) «В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца» (Крот, Насекомоядные.)

Каковы особенности его меха, обусловленные образом жизни?

(Мех крота состоит из одного подшёрстка. Он очень густой, короткий и бархатистый. Волосы крота растут только прямо, что не мешает ему двигаться в любом направлении. Мех предохраняет крота от сырости, холода и грязи.)


в) «Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?» (Заяц, Зайцеобразные)

Какое значение имеют уши в жизни зайца?

(Быстрый бег зайца сопряжён с интенсивной работой скелетных мышц. В это время в его организме образуется избыток тепла, который может привести к перегреву. Не имея потовых желез, зайцы осуществляют регуляцию температуры и теплоотдачу через большую поверхность ушных раковин.)


г) «Кто родился с усами?» (Кошки. Хищные.)

Какую роль они выполняют? (Длинные жёсткие волосы - не усы, а вибриссы. Они располагаются на мордочке кошки, около глаз, носа, на верхней губе и выполняют осязательную функцию.)


Задание №4. “Чем они интересны?”

Отгадать загадку. Привести интересные факты из жизни этих животных.


а) «Этот зверь тебе знаком: ростом с гору, ростом с дом.

Уши на весу, рука – на носу.» (Слон. Хоботные.)


б) «Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы,

Смешит малышей улыбкой до ушей.» (Обезьяна. Приматы.)


в) «Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.» (Зебра. Непарнокопытные.)


г) «По лесным дорожкам ходит – бродит кошка.

У этой дикой кисочки на ушах две кисточки.» (Рысь. Хищные. Кошачьи.)


Задание №5. «Найди себя»

На доске написаны отряды животных класса Млекопитающих, учащиеся должны из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Ластоногие, Хищные, Грызуны и так далее.)


Задание №6. «Подскажи словечко»

Вставить пропущенные слова в поговорки и пословицы.


а) «От чёрной…. Белое молоко» (коровки)


б) «И пастух, и волк …. стерегут» (овцу)


в) «…..на дворе, так и еда на столе» (корова)


г) «От …… визгу много, а шерсти нет» (свиньи)


Задание №7 «Каким животным поставлены памятники?»

(В Риме – ослу труженику, в Париже – сенбернару, спасшему в Альпах 41 человека; в Берго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на остановку встречать хозяина, погибшего на войне; в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке.)


Выводы и обобщение:

Животные класса Млекопитающие расселились повсеместно и приспособились ко всем средам жизни, так как они имеют очень высокую организацию по сравнению с другими представителями животного мира. И как бы они не отличались друг от друга у них можно выделить следующие общие признаки:

  • волосяной покров;

  • температура тела постоянная, сердце четырёхкамерное;

  • живорождение, выкармливание детёнышей молоком;

  • хорошо развитый головной мозг, сложное поведение.


Подведение итогов. Выставление оценок.

Похожие:

Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconУрок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» Михайлова Вера Михайловна чубаево 2009 Представленный урок по биологии
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Урок проводится в кабинете биологии...
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории icon«Белки органические биополимеры» ( интегрированный урок биология-химия)
...
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconI. Информационная карта предметной лаборатории биологии
Слепых Евгения Анатольевна, учитель биологии высшей кв категории, Заслуженный учитель РФ
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconУрок биологии в 7 классе по теме
Автор: учитель биологии, географии и экологии моу «Средняя общеобразовательная школа №8»
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconУрок биологии 8 кл. «Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»
Должность, преподаваемый предмет: учитель биологии, химии и экологии; биология, химия, экология
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconКурбанова Салима Адгамовна, учитель химии высшей квалификационной категории
Сафиуллина Наталья Ивановна, учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconУрок по биологии. Учителя биологии I категории: Коваленко Веры Витальевны
Чем же отличается живое от неживого? Этим вопросом мы задавались не однажды. Посмотрите на эту таблицу? какие показатели относятся...
Урок биологии Евграфова О. Н., учитель биологии 1 категории iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница